Пособия как элемент денежной социальной поддержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Таким образом, актуальность проблем выплаты пособий в современной России очевидна. В повседневной жизни непроизвольно становишься свидетелем многих ситуаций, когда определенная часть населения в нашей стране не дотягивает до уровня прожиточного минимума, когда в случае безработицы люди «опускают руки» и становятся лицами БОМЖ и многое другое.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Пособия как денежная форма социального обеспечения населения…...5
1.1. Понятие пособий. Классификация и отдельные виды…………………….5
1.2. Краткая история развития системы выплаты пособий………………….10
Глава II. Анализ современного состояния системы выплаты пособий…………………………………………………………………………………..17
2.1. Характеристика, основания выдачи и размер отдельных видов пособий……………………..……………………………………………………………17
2.1.1. Пособие по временной нетрудоспособности………………………17
2.1.2. Пособия по беременности и родам………………………………..22
2.1.3. Пособие по безработице…………………………………………….27
2.2. Проблемы, связанные с назначением и выплатой пособий в России………………………………………………………………………………….32
Глава III. Практические рекомендации по решению проблем, связанных с выплатой пособий……………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 112.64 Кб (Скачать)

Указанные выше пособия: пособие по временной  нетрудоспособности, пособие по безработице, пособие по беременности и родам  и являются предметом дальнейшего их рассмотрения в данной работе.

1.2 Краткая история развития системы выплаты пособий

История свидетельствует, что в России существует почти тысячелетняя традиция социальной поддержки. Известный ученый С. М. Соловьев отмечал, что в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся  от «лишних, слабых и увечных» сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также пленным. Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством»6.

Выплата пособий являлась и является неотъемлемой частью социального обеспечения  населения. Целесообразно рассмотреть историю развития системы социального обеспечения в России в разные периоды. Это позволит увидеть, каким образом происходило становление и развитие системы выплаты социальных пособий.

  1. Становление системы социального обеспечения в дореволюционной России. Этот период характеризуется зарождением различных путей социальной поддержки населения и конечно здесь не говорится о пособиях как таковых, однако видно, что государство с ранних этапов своего развития начинает проявлять заботу о своем населении.

Принятие Русью христианства благотворно  повлияло на развитие родственных отношений, милосердия к неимущим и хворым и привело в X в. к возникновению института нищелюбия, отождествлявшегося с человеколюбием и довольно длительное время просуществовавшего.

Необходимо  отметить, что «никогда впоследствии, в течение всей остальной нашей  истории, на дела благотворения не уделялось  такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти»7.

Благотворительность, всемерно поддерживаемая церковью и  общественным мнением, укреплялась и развивалась в России на протяжении веков, приобретая широкий размах и многочисленных приверженцев среди людей разных сословий.

Императору  Петру Великому удалось в известной  мере создать систему общественного  призрения. Затем переход при Екатерине II дела призрения в руки городских органов самоуправления привел к заметному повышению роли общественности в организации социального обеспечения, к общему увеличению количества обеспечиваемых.

Таким образом, в докапиталистический период в  России основными социально-правовыми формами материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных выступали (наряду с содержанием чиновников и военнослужащих): опека и попечительство; гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений; государственное призрение для беднейших слоев населения; коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и некоторые другие.

«В период развития капитализма сложились и функционировали следующие виды социального обеспечения: пособия по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; пенсии по инвалидности (от трудового увечья); пенсии по случаю потери кормильца»8.

  1. Социальное обеспечение в период существования советского государства. Данный этап можно охарактеризовать как достаточно насыщенный в плане проведения различных реформ, преобразования системы социального обеспечения в систему социального страхования и затем наоборот.

Первые российские законы о социальном страховании  были  далеки  от    совершенства. Они не предусматривали всех  рисков  утраты  заработка,  не    охватывали  наемных  работников  отдельных  отраслей  хозяйства  и  целых    регионов страны. Пособие по нетрудоспособности, например, назначалось в размере от    половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня    болезни. Пособие по беременности  и  родам  выдавалось  в  течение  шести    недель работницам, проработавшим на  данном  предприятии  не  менее  трех    месяцев.

 После событий октября 1917 г., приведших к установлению советской власти, новое правительство - Совет Народных Комиссаров - приступило к реализации страховой программы большевистской партии. Эта «программа предусматривала введение государственного страхования рабочих во всех случаях утраты трудоспособности или потери заработка ввиду безработицы, распространение страхования на всех лиц наемного труда и их семейств, производство выплаты всем застрахованным из расчета полного заработка с возложением расходов на предпринимателей, государство, и др.»9

Изданные вскоре    нормативные  акты о страховании на случай  болезни,  беременности  и  родам,  а  также   безработицы,  не  нашли  своей  полной  реализации.  Они  были  фактически   заменены «Положением о  социальном  обеспечении  трудящихся»,  утвержденным   декретом СНК в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил  круг   выплат, но и определял размеры пособий по  временной  нетрудоспособности,   по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по   инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи,   Положение не  получило  необходимого  развития.  Обеспечение  трудящихся   осуществлялось, в основном,  в  виде  натурального  продовольственного  и   вещевого довольствия.

 «Источниками создания страховых фондов для выплаты пенсий и пособий являлись страховые взносы предприятий и лиц, использовавших наемный труд, с освобождением застрахованных от внесения каких-либо взносов»10.

Организация социального страхования  советским правительством во многом оказалось более прогрессивным по сравнению с дореволюционным периодом: страхование по болезни распространялось на всю территорию России, охватывало все виды труда и всех наемных работников.

В марте 1919 г. было официально заявлено, что социальное обеспечение трудящихся от всех видов потери трудоспособности поставлено на прочную законодательную основу, причем впервые в мире сделано нормой социальное страхование по безработице за счет нанимателей и государства.

Затем в результате разнообразных  мероприятий, проводимых в рамках социального  обеспечения населения, полноправным «хозяином» системы социального обеспечения и монопольным субъектом управления этой системы стало государство.

По декрету СНК от 15 ноября 1921 года  «О  социальном  страховании   лиц,  занятых  наемным  трудом»   материальное   обеспечение   трудящихся   основывалось на обязательных взносах предприятий, учреждений и  хозяйств,   использующих  труд  наемных  работников.  Конкретные  нормы   обеспечения   определялись отдельными постановлениями СНК.

         В частности, пособия по временной  нетрудоспособности, беременности   и родам устанавливались в  размере фактического заработка  работника.  Если   средств было  недостаточно, то пособие по болезни  могло быть сокращено  до   одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка  предусматривалось   два   вида пособия: на предметы  ухода за новорожденным и на  кормление  ребенка   до девяти  месяцев в размере 25 процентов   средней  зарплаты.

 Пособие  по   безработице выдавалось в размере  от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с   учетом   квалификации и стажа  работы. В этих нормативных актах  подчеркивалось, что   фонды   социального  страхования   твердо  бронированы  и  не  могут   быть   использованы  на какие-либо другие цели.


Заметной вехой в истории  социального страхования  России  является   передача  этого  института   в   управление   профсоюзам   на   основании   постановления ВЦСПС от 23 июня 1933 года.

         Непосредственное руководство осуществлялось  сначала отраслевыми, а   потом  территориальными межсоюзными профсоюзными  органами. «На предприятиях   (учреждениях, организациях) работу по  назначению  пособий,  контролю  за   правильностью их  выдачи,  обеспечению  путевками  проводили  профсоюзные   комитеты»11.  Профсоюзы стали заниматься  также вопросами охраны  труда,   техники безопасности и производственной санитарии. Многие вопросы охраны   труда впоследствии вновь были переданы в ведение государственных органов,   но социальное страхование управлялось профсоюзами еще долгие годы.

         Таким  образом,  указанным   выше  постановлением  профсоюзам  было   поручено выполнять   ряд  государственных  функций.  При  таком  положении   вводились  подчас  ничем   не  оправданные   ограничения   в   обеспечении   трудящихся  государственным социальным страхованием.  В  качестве  примера   можно  назвать постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и  ВЦСПС  от  28  декабря   1938 года «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины,  улучшению   практики   государственного   социального   страхования   и   борьбе    с   злоупотреблениями в этом деле». Данный документ устанавливал новый размер   пособия по временной нетрудоспособности с уменьшением его нижнего предела до 50  процентов  заработка.  Сократилась  продолжительность  отпуска  по   беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже   действовавших в общей сложности 112 дней. Работники, ушедшие с работы  по   собственному  желанию  и  уволенные  за  нарушение  трудовой  дисциплины,   получали право на пособие  по  временной  нетрудоспособности  лишь  после   того, как проработают на новом месте не менее шести месяцев.

Также  в  1938  году   бюджет   социального   страхования,   ранее   утверждаемый отдельно, был  включен  в  состав  единого  государственного   бюджета СССР. С этого момента социальное страхование  все  больше  теряет   свой  страховой  характер  и  во  многом  трансформируется  в  социальное   обеспечение.    Оно    стало    инструментом    распределения     средств   государственного бюджета на социальные  нужды  по  остаточному  принципу.          

В годы Великой Отечественной  войны были приняты некоторые  меры  по   улучшению обеспечения  отдельными  пособиями  инвалидов  войны.  Например,   пособие по временной нетрудоспособности было установлено  в  размере  100   процентов  заработка.  В  таком  же   размере   выдавалось   пособие   по   беременности и родам женщинам-инвалидам войны.

В последующий период отмечалось дальнейшее  развитие  социального   страхования.

Установлена выдача пособий  по  временной  нетрудоспособности   от трудового увечья и профзаболевания  в размере 100 процентов  заработка,   независимо  от   каких-либо   условий.   Продолжительность   отпуска   по   беременности и родам составляла 112 календарных дней.


Таким образом, в годы Великой Отечественной войны главное внимание правительства было направлено на организацию социального обеспечения военнослужащих и их семей.

         Постановлением Совета Министров  СССР от  22  января  1955  года  и    соответствующим решением  ВЦСПС изменены условия и размеры  пособий. Высший   предел пособия  по временной нетрудоспособности  сокращался со  100  до  90   процентов заработка, и оговаривался  при этом  требованием  о   непрерывном   стаже работы до 12 лет.  В  таком  же  размере  назначалось  пособие  при   трудовом  увечье  и  профзаболевании  и  инвалидам  войны,  но  уже   вне   зависимости от непрерывности стажа. Однако  вскоре  для  работников  этих   категорий  был  вновь  восстановлен  прежний  размер – 100   процентов   заработка.


Таким образом, на момент распада СССР сформировались практически все  основные виды социального обеспечения  граждан, которые продолжают развиваться  в новой России с учетом изменившейся социально-экономической ситуации, новых социальных приоритетов, перспектив социального развития на ближайшие  годы, не отступая от позитивных начал, заложенных прежним законодательством о социальном обеспечении.

В условиях формирования российской государственности существенно  меняются подходы к социальному  обеспечению граждан.

Существенные изменения произошли  и в системе пособий. Так, в  соответствии с Законом РФ «О занятости населения» от 19 апреля 1991 г. лица, считающиеся безработными, приобрели право на получение соответствующего пособия. Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием была установлена Федеральным Законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Принятый 12 января 1996 г. Федеральный Закон «О погребении и похоронном деле» закрепил право лиц, осуществляющих похороны, на получение соответствующего пособия либо (по их выбору) на бесплатные услуги по погребению в размере, не превышающем пособие.

Вот таким  образом развивалась система  выплаты пособий, которая как  видно из всего вышесказанного отличалась множеством различных как положительных моментов, так и негативных. Это касается в первую очередь того, что система государственных пособий в России за годы ее становления претерпела существенные изменения, которые были обусловлены социально-экономическими преобразованиями в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ современного состояния системы выплаты пособий

2.1. Характеристика, основания выдачи и размер отдельных видов пособий

Согласно Конституции  РФ социальные пособия устанавливаются  законом (п. 2 ст. 39). Данное конституционное предписание выполнено для большинства видов пособий.

В последние годы в России реформирована система пособий, принимаются новые законы, которые регулируют выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, безработным, в связи с наступлением смерти и др.

Наиболее существенные изменения  в 2010 году внесены в законы, регулирующие порядок начисления и выплаты различных видов пенсий. Но не менее существенным коррективам подверглось законодательство о пособиях по временной нетрудоспособности, пособиях по уходу за ребенком, других пособиях. «Основным законом в этой отрасли является Федеральный Закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». Новое наименование закона – «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»12 (далее – Закон № 255-ФЗ).

Информация о работе Пособия как элемент денежной социальной поддержки