Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Таким образом, актуальность проблем выплаты пособий в современной России очевидна. В повседневной жизни непроизвольно становишься свидетелем многих ситуаций, когда определенная часть населения в нашей стране не дотягивает до уровня прожиточного минимума, когда в случае безработицы люди «опускают руки» и становятся лицами БОМЖ и многое другое.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Пособия как денежная форма социального обеспечения населения…...5
1.1. Понятие пособий. Классификация и отдельные виды…………………….5
1.2. Краткая история развития системы выплаты пособий………………….10
Глава II. Анализ современного состояния системы выплаты пособий…………………………………………………………………………………..17
2.1. Характеристика, основания выдачи и размер отдельных видов пособий……………………..……………………………………………………………17
2.1.1. Пособие по временной нетрудоспособности………………………17
2.1.2. Пособия по беременности и родам………………………………..22
2.1.3. Пособие по безработице…………………………………………….27
2.2. Проблемы, связанные с назначением и выплатой пособий в России………………………………………………………………………………….32
Глава III. Практические рекомендации по решению проблем, связанных с выплатой пособий……………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………………………………………..48
«Пособие предоставляется за период отпуска продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (в случаях осложненных родов – 86, при рождении двух и более детей – 110 календарных дней)»22.
Пособие по беременности и родам выплачивается в размере:
а) среднего заработка – женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, при наличии международных договоров;
в) стипендии – женщинам, обучающимся с отрывом от производства;
г) денежного довольствия – женщинам, проходящим военную службе по контракту, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах УИС.
Пособие назначается за число рабочих дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам, и выплачивается по месту работы, службы, учебы. «Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия в течение 12 месяцев перед признанием их безработными, пособие назначается и выплачивается органами социальной защиты»23.
Пособие по беременности и родам предоставляется на основании: листка нетрудоспособности – работающим по трудовому договору; заявления, выписки из трудовой книжки, листка нетрудоспособности, справки из органов занятости – уволенным в связи с ликвидацией организации; медицинской справки установленной формы – всем остальным женщинам, имеющим на него право.
Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Пособие назначается и выплачивается по месту работы (службы, учебы), а незанятым лицам – органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
Право на пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет предоставляется не только матерям, работающим по трудовому договору, обучающимся без отрыва от производства, военнослужащим по контракту, но и отцам, усыновителям, бабушке, дедушке, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход и подлежащим государственному социальному страхованию.
«В случае увольнения с работы (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации) или окончания обучения с отрывом от производства выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет прекращается»24.
Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в субъекте РФ, установленную в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
«Пособие не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)»25.
Ежемесячное пособие на ребенка не назначается, а выплата ранее назначенного пособия приостанавливается в случаях, если ребенок находится на полном государственном обеспечении или под опекой (попечительством) и опекуны получают денежные средства на его содержание, если родители лишены родительских прав и если ребенок в возрасте до 18 лет объявлен полностью дееспособным в соответствии с законодательством РФ.
Уведомление о назначении пособия или об отказе в его назначении должно быть направлено заявителю органом социальной защиты по месту жительства граждан с детьми в письменной форме, не позднее чем через 10 дней после обращения. При необходимости дополнительной проверки сведений о доходах семьи, указанных в заявлении, должен быть дан предварительный ответ, уведомляющий о проведении такой проверки. При ее проведении окончательный ответ о назначении пособия либо об отказе в его назначении должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после обращения. Отказ в назначении ежемесячного пособия на ребенка заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения, назначающий и выплачивающий это пособие, и (или) в судебном порядке.
2.1.3. Пособие по безработице
«Пособие по безработице – периодическая (ежемесячная) денежная выплата с целью материальной поддержки безработных за счет средств, специально предназначенных на эти цели»26.
Право на получение пособия по безработице предоставляется гражданам, которые имеют официальный статус безработного. В соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Закон о занятости предусматривает, какие категории населения считаются занятыми, а, следовательно, не могут быть признаны безработными и получать пособие по безработице.
Кроме того, безработными не могут быть признаны граждане:
1) не достигшие 16-летнего возраста;
2) которым
в соответствии с
3) отказавшиеся в течении 10 дней со дня их регистрации от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
4) не
явившиеся без уважительных
5) осужденные
по решению суда к
6) представившие
документы, содержащие
«Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными»27.
Решение
о признании гражданина, зарегистрированного
в целях поиска подходящей работы,
безработным принимается
«При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов»28.
Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным на основании его личного заявления.
Пособие по безработице гражданам, уволенным в связи с ликвидацией, реорганизацией или другими структурными изменениями и зарегистрированным в органах службы занятости в течение двух недель после увольнения, но не трудоустроенным в течение трех месяцев, выплачивается с первого дня по истечении этого периода.
Выплата пособия по безработице производится ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органом службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
«Размеры пособия по безработице дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными»29. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
«Все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве»30.
Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть снижен органами службы занятости.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в следующих случаях:
«Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного»31.
2.2. Проблемы, связанные с назначением и выплатой пособий в России
Ранее были охарактеризованы такие пособия как пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и пособие по беременности и родам. В каждом случае предусмотрен свой размер пособия, условия выплаты, которые порою оставляют желать лучшего.
Рассмотрим какая же ситуация складывается за последние годы в жизни населения, какие проблемы наиболее остро стоят среди нуждающихся граждан.
Одной из «вечных» и наиболее острых, требующих решения, является проблема бедности, которая актуальна в России на протяжении многих лет.
Сегодня во всем мире идут активные дебаты среди ученых, политиков, общественности, о причинах бедности, ее различных проявлениях в странах с различным уровнем жизни, разнообразных стратегиях помощи бедному населению. «Бедность как социально-экономическое явление тесно связана как с уровнем экономического развития, так и с неравенством в доступе к материальным и нематериальным благам»32. Это означает, что, во-первых, бедность будет существовать всегда, меняются только формы ее проявления; во-вторых, она относительна во времени и в пространстве.
В странах с более низким
уровнем экономического развития бедность
проявляется в основном в виде
таких явлений, как голод, отсутствие
доступа к питьевой воде, неграмотность
населения, высокая смертность от простейших
заболеваний (например, диареи). В странах
с высоким уровнем
Россия была первой страной СНГ, в которой после начала рыночных преобразований в 1992 году была принята официальная методика измерения бедности. В соответствии с этой методикой, как уже упоминалось, к бедным относятся все, кто имеет доходы (или расходы) ниже прожиточного минимума. Значимость показателя прожиточного минимума для социальной политики стимулирует интерес к нему со стороны государства, населения, общественных организаций, ученых, профсоюзов. В частности, нередко в средствах массовой информации ведутся дискуссии о том, является ли прожиточный минимум минимумом в смысле физиологического выживания, можно ли говорить о том, что он завышен или занижен. Внимательный читатель отметит, наверное, что минимум не может быть завышен, потому, что он «минимум». Но в том и суть проблемы, что этот «минимум» очень относителен.
Информация о работе Пособия как элемент денежной социальной поддержки