Пособия как элемент денежной социальной поддержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Таким образом, актуальность проблем выплаты пособий в современной России очевидна. В повседневной жизни непроизвольно становишься свидетелем многих ситуаций, когда определенная часть населения в нашей стране не дотягивает до уровня прожиточного минимума, когда в случае безработицы люди «опускают руки» и становятся лицами БОМЖ и многое другое.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Пособия как денежная форма социального обеспечения населения…...5
1.1. Понятие пособий. Классификация и отдельные виды…………………….5
1.2. Краткая история развития системы выплаты пособий………………….10
Глава II. Анализ современного состояния системы выплаты пособий…………………………………………………………………………………..17
2.1. Характеристика, основания выдачи и размер отдельных видов пособий……………………..……………………………………………………………17
2.1.1. Пособие по временной нетрудоспособности………………………17
2.1.2. Пособия по беременности и родам………………………………..22
2.1.3. Пособие по безработице…………………………………………….27
2.2. Проблемы, связанные с назначением и выплатой пособий в России………………………………………………………………………………….32
Глава III. Практические рекомендации по решению проблем, связанных с выплатой пособий……………………………………………………………………..38
Заключение………………………………………………………………………….46
Список использованной литературы……………………………………………..48

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 112.64 Кб (Скачать)

У большинства населения  сложились некоторые стереотипы в понимании того, кто в настоящее время наиболее широко представлен среди бедных. С одной стороны можно услышать, что это многодетные и неполные семьи, с другой – что это пенсионеры. Кто-то скажет, что самыми бедными являются учителя, врачи и другие работники бюджетной сферы, о низких заработках которых достаточно подробно рассказывают средства массовой информации. Кроме того, в крупных городах мы наблюдаем большое число беспризорных детей и бомжей, просящих подаяние. Но при этом устойчивый отток населения, особенно молодежи, из села в города по принципу «человек ищет, где лучше» может указывать на то, что самая высокая бедность существует среди сельских жителей, а в городе все благополучно. Высокие риски бедности для сельских жителей, прежде всего, обусловлены ситуацией на рынке труда: именно сельские поселения отличаются более высоким уровнем общей безработицы и низким уровнем оплаты труда.

«Анализ риска бедности в разрезе половозрастных групп населения (мужчины, женщины и дети старше 18 лет) свидетельствует о том, что наибольшей вероятностью попадания в число бедных отличаются дети»33. Высокая иждивенческая нагрузка детьми могла бы быть частично компенсирована государственными пособиями, которые до 1998 года выплачивались всем семьям с детьми, а сегодня только бедным. По новому Федеральному закону ежемесячное пособие на детей должны получать все семьи, имеющие детей до 16 лет, чьи доходы не превышают 100% величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Размер пособия устанавливается на год в определенной сумме с последующим ежегодным пересмотром. В целом, в силу небольшого размера, это пособие не в состоянии выполнять в полной мере функции смягчения уровня бедности семей с детьми.

Среди полных семей большим  риском бедности отличаются молодые семьи, когда появление ребенка резко понижает материальную обеспеченность семьи. Проблемы повышенного риска бедности молодых семей после рождения ребенка, прежде всего, связаны с двойной иждивенческой нагрузкой: появление ребенка и уход матери от активной профессиональной деятельности, по крайней мере, на полтора года официального оплачиваемого отпуска. Размер выплат по уходу за ребенком, который также зависит от размера минимальной оплаты труда, не может компенсировать отсутствие заработка женщины в бюджете семьи. Молодые семьи при планировании рождения ребенка все в большей степени рассчитывают на свои собственные материальные возможности. В период официального отпуска женщины стараются найти работу, которая была бы совместима с необходимостью ухода за маленьким ребенком – работа на дому, работа несколько часов в день.

К настоящему времени в России сложилось едва ли оправданное многообразие различных форм и видов социальной поддержки. Только «на федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, пособий и дотаций, оказываемых 236 категориям населения»34. Закономерным следствием такой политики стало несоответствие обязательств государства реальным бюджетным возможностям. Таким образом, главный порок сложившейся на настоящий момент системы социальной поддержки – это несоответствие обязательств государства его реальным возможностям и главный барьер в доступе к системе социальных выплат – это отсутствие механизма выбора приоритетов в условиях дефицита ресурсов.

Несмотря на разнообразие социальных пособий и широкую их распространенность, они составляют только 1- 2% в совокупных денежных доходах населения или 5-6%, если принимать во внимание только тех, кто получает социальные пособия. Большинство социальных пособий предоставляется по принципу принадлежности к определенной категории населения (ветераны войны, дети, инвалиды, пенсионеры и т.д.), без учета уровня доходов домохозяйств. Около 70% всей суммы назначенных пособий приходится на три наиболее распространенных вида пособий:

• пособие по временной нетрудоспособности,

• ежемесячное пособие на каждого ребенка,

• пособие по безработице.

Таким образом, Россия продолжает оставаться страной со значительной зоной бедности. У нас есть бедные люди, и главное, что эта бедность – хроническая. В бедной семье, где не хватает материальных ресурсов, следующее поколение попадает точно в такую же ловушку. Эти дети не получают достойного образования, в будущем не могут получить хорошую работу, рано или поздно они становятся получателями пособий, и все это складывается в так называемую ловушку бедности. Если семья попала в эту ловушку, то на протяжении многих лет воспроизводится этот стиль жизни – и экономический, и социальный.

Помимо самой главной  проблемы – проблемы бедности, которая зависит напрямую от выплаты пособий, существуют и другие проблемы, которые непосредственно только и обостряют ее.

Идея адресности оказания социальной помощи реализована в  настоящее время далеко не полностью, внедрены лишь ее отдельные элементы. Во-первых, не решена до конца проблема определения истинно нуждающихся  в помощи лиц. В современной российской практике в подавляющем большинстве  случаев используется только два  подхода – прямые методы оценки дохода (для получения пособий) и  категориальный (для получения льгот). Реализация данных подходов характеризуется определенными негативными последствиями:

1) из получателей помощи  практически исключаются работающие  бедные, поскольку формально (категориально) они не относятся к социально-уязвимым слоям населения.

2) отсутствует должное  внимание к оценке имущественного  положения и недекларируемых  доходов домохозяйства, категориально относящихся к низкодоходным группам населения. Во-вторых, «серьезным недостатком существующей системы социальной поддержки нуждающихся лиц является отсутствие дифференцированного подхода к определению размера помощи, прежде всего денежной»35. Действующая в настоящее время система основана на следующем принципе: все лица, имеющие право на получение помощи в виде пособий, получают их в одинаковом объеме, остальные же не получают ничего.

Реализация этих мер на сегодняшний день сдерживается отсутствием  полноценного законодательного обеспечения  адресной социальной защиты.

Кроме того, существуют и  частные, касающиеся отдельных видов  пособий проблемы:

  • «Работодатель (страхователь) выплачивает застрахованным работникам социальные пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет и др.) за счет и в пределах суммы страховых взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования РФ»36. В итоге при выплате страхового обеспечения эта сумма уменьшается на величину произведенных страхователем расходов. И может получиться так, что перечисленных взносов не хватит на выплату страхового обеспечения в полном объеме. Вследствие этого случаются ситуации, когда задерживается выплата того или иного пособия, или же работник в крайнем случае остается без пособия.
  • Существует также проблема низкой информированности граждан о полагающихся им пособиях, это касается в основном частных пособий, таких как, например, единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом или же единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения.
  • «Еще одной из проблем, касающихся выплаты пособий является сложность необходимых для их получения бюрократических процедур»37. Порою люди в связи с тем, что необходимо оформлять очень большое количество бумаг для получения того или иного вида пособия, «опускают руки» и не обращаются за положенной им выплатой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практические рекомендации по решению проблем, связанных с  выплатой пособий

Социальная  политика, направленная на защиту интересов человека, включает в себя систему мер, защищающих его от безработицы, потери или сокращения доходов в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, старости и т. д., а также предоставление образовательных, медицинских услуг и пособий семьям с детьми. Таким образом, силы государства в первую очередь должны быть направлены на решение социальных проблем, которые существуют в обществе. Необходимо это для того, чтобы граждане могли полноценно жить и развиваться, не возникали новые проблемные ситуации и поэтому будет обеспечено эффективное функционирование, как всего населения, так и государства в целом.

Обозначенные  в предыдущей главе проблемы требуют  особого внимания со стороны смягчения  их «остроты» в первую очередь, а  затем и дальнейшего уже планирования хоть и не полного, но частичного исчезновения.

Во-первых, что касается решения проблемы бедности. Борьба с бедностью для одних стран, профилактика ее для других – крупнейшая стратегическая задача любой социально ориентированной политики. Для этого мировая практика выработала два главных способа.

Первый  используется в развитых странах  с высоким уровнем жизни и  социальных гарантий, обеспечивающих основные минимальные доходы (заработную плату и пенсии), достаточные для действующих в обществе стандартов потребления.

И второй – система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем, относительно других, положении. Последняя применяется в развитых странах как дополнительная, исключительно для узкого круга лиц, попадающих в экстремальную жизненную ситуацию.

Пример  первой модели. «Во Франции, где высока роль государства и значимы социальные завоевания трудящихся, в основе системы профилактики бедности лежит установление обязательной для всех работодателей минимальной ставки заработной платы, достаточной для удовлетворения основных потребностей работающего, которая систематически индексируется»38. Кроме того, здесь действует мощнейшее обязательное социальное страхование, включающее достойные трудовые пенсии, качественное медицинское обслуживание, пособия по безработице. Велика роль французской системы пособий и льгот на детей.

«В США действуют мощные программы борьбы с бедностью, охватывающие не менее 15% населения»39. Помощь предоставляется по двум критериям: надо быть бедным и надо принадлежать к одной из субсидируемых категорий. В их числе: семьи с маленькими детьми, особенно с одиноким родителем или безработным кормильцем, нуждающиеся люди старше 65 лет, инвалиды, слепые, ветераны войны и их семьи, работающие бедные (через налоговые льготы), наконец, все граждане, чей доход ниже определенных требований. Формы помощи, как федеральные, так и на уровне штатов, могут быть не только денежные, но и натуральные: талоны на питание, медицинское обслуживание пожилых, дешевое жилье, уход за малолетними и другие социальные услуги.

В остальных  странах социальная поддержка не имеет в виду полное возмещение недостающего дохода, ее размеры невелики, не позволяют выйти из состояния бедности, к числу таковых и относится Россия. На современном этапе развития России помимо традиционной социальной бедности (многодетные семьи, неполные семьи с детьми и т.д.) существует и экономическая бедность, когда работоспособные граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния.

Для преодоления  экономической бедности должны приниматься меры общеэкономического характера: содействие занятости, повышение оплаты труда, совершенствование налоговой политики, выравнивание уровня социально-экономического развития регионов и многие другие. Что же касается мер по борьбе с социальной бедностью, то они заключаться должны непосредственно в области перераспределения доходов в рамках социальной защиты населения.

Содержание  и направленность программ борьбы с  бедностью во многом будет зависеть от принципиально выбранной стратегии, которая имеет две альтернативы.

Первая  состоит в том, что «эффективная борьба с бедностью, исходя из мирового опыта, возможна только в условиях оживления национального производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства»40. Все экономические, финансовые и иные инструменты макроэкономической и региональной политики должны быть направлены на это оживление. Однако стоит подчеркнуть, что «нет автоматической связи между экономическим и социальным прогрессом, важна политическая идеология, – либо опора национального роста и развития на дифференциацию и конкуренцию в обществе и на активность частного капитала, либо – на социальное рыночное хозяйство, государство благосостояния, социальное государство с высокой долей социальных вложений в человеческий капитал»41.

Поскольку определенная часть населения в  нашей стране не дотягивает до уровня прожиточного минимума, необходимо решать вопрос о необходимости социальной поддержки этих категорий населения. Таким образом, другая альтернатива борьбы с бедностью – введение пособий по малообеспеченности, которые предназначены для «дотягивания» дохода до прожиточного минимума (на основе субсидиарного принципа).

Предлагаемый  комплекс мер, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, с другой – нацелен на смещение приоритетов социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным звеном приоритетов являются процессы на рынке труда:

как в сфере  занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов – это ключевое звено. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления.

Ранее было указано, что для борьбы с бедностью  необходимо введение системы адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем, относительно других, положении. Рассмотрим возможные направления деятельности государства в реализации этого принципа при оказании социальной поддержки населению.

Информация о работе Пособия как элемент денежной социальной поддержки