Политика и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Попытаемся сначала дать самую общую характеристику взаимодействия политики и религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируются все религии, тесно связывая понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным (в том числе и политическим) организациям, их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ
3. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

явлений общественной жизни, ибо всегда существует вероятность ложной интерпретации  фактов в отрыве от контекста. 
 

 Я  обращаю внимание на этот факт  потому, что на протяжении десятилетий  господства идеологии марксизма,  взгляд на религию сознательно  искажался.

 Религия  понималась слишком примитивно, и это мешало правильному осознаванию 

некоторых вопросов. Одной из самых любопытных вещей, обнаруженных в процессе подготовки реферативной работы, было наблюдение смены отношения к религии авторов статей, в соответствии с годом ее публикации. Иной раз приходилось ловить себя на мысли об откровенно конъюнктурном подходе автора к освещению 

поднятого им вопроса в зависимости от общественных настроений. Разница в восемь лет  сменила позиции автора на, можно  сказать, прямо противоположные. 

Что уж и говорить про более долгие интервалы. 
 

 Если  В. Ульянов в свое время писал, что: «реакционная буржуазия везде заботилась и у нас начинает теперь заботиться о том, чтобы разжечь религиозную вражду, чтобы отвлечь в сторону внимание масс от действительно важных и коренных экономических и политических вопросов» (и это еще самое мягкое его упоминание религии), то в современной России все, без исключения, статьи взахлеб расписывают огромный пласт богатейшей культуры, который скрыт под легким налетом религиозности, стоит только этот налет сдуть, зачем он? 

Что и  говорить, такое положение дел может вызвать только грустную улыбку.

 А  тем временем роль религии  в общественной жизни пусть  медленно, но возрастает, и ее  нельзя недооценивать. 
 

 Сейчас  наше общество в своем развитии  взяло курс на Запад, а история  формирования гражданского и политического общества хотя бы в США свидетельствует, что религиозные верования американцев влияют на их взаимоотношения на работе, семье, с друзьями и на принятие политических решений в гораздо большей степени, чем расовая принадлежность, уровень образования, уровень доходов, пол, возраст и т.д. 
 

 Еще  совсем недавно многие специалисты  в области социальных наук  полагали, что ввиду быстрых и  неуклонных изменений в технологии, образовании науке, столь же  неуклонно будет удерживаться  и тенденция к секуляризации всех сторон общественной жизни, к автономизации и даже постепенному исчезновению 

религии, как формы общественного сознания. Однако действительный ход событий  не только не подтвердил этих прогнозов, а наоборот опроверг их. Отмирания  религии не произошло. Более того, она заметно активизировалась, и начинает играть все более значительную роль и в форме социального института и как субъект политики и как кладезь национальной культуры и истории и как колыбель стройного философско-этического учения и в своем реальном облике.

 Межрелигиозные  отношения ныне переходят в  разряд стратегических глобальных  проблем, решение которых должно  стать предметом тщательного  и глубокого изучения и международного  урегулирования наравне с проблемами  разоружения, безопасности, прав человека, экологии и других вопросов. 
 

 Самым  существенным моментом в отношениях  религии и политики должен  стать вопрос о наиболее эффективном,  с точки зрения общества, их  сосуществовании; о наиболее разумном  методе государственного управления  населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной представляется политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства. Причем религиозный экстремизм ничем не лучше воинствующего атеизма, ибо они оба основаны на жесткой бескомпромиссности. 
 

 Среди  некоторых слоев нашего общества  до сих пор широко распространено  убеждение, что религия — пустая  и никчемная штука, нагромождение  догм и антинаучных мировоззрений.  Это общественное мнение существует, как бы, «по инерции» со времен социализма, и обнаруживает тенденцию к исчезновению, пусть и не очень скорому, потому что религия в наши дни все больше выступает не в 

виде  слепой веры и фанатизма, а в качестве своеобразного морально-нравственного  регулятора, поборника социальной справедливости в ее 

религиозном смысле, гуманистической системы  воспитания, ориентированной на традиционные ценности и фундамента обустройства на этих началах земного бытия  людей. 
 

 Таким  образом, в религии можно увидеть  механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами. 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Ильин  И.А. Собр. Соч. т.1-3. Москва 1993.

2. Козлов  Н.И. «Философские сказки для  обдумывающих житие или веселая книга о свободе и нравственности». Москва, издательство «АСТ-Пресс», 

 «Новая  школа», 1997.

3. Крапивенский  С.Э. «Социальная философия». Волгоград, 1996.

4. Победоносцев  К.П. «Великая ложь нашего времени». Москва, 1993.

5. Тихомиров  Л.А. «Монархическая государственность». Репринтное издание 

 Российского  Имперского Союза-Ордена. СПб, 1992.

6. Толстой  М.В. «История русской церкви».  Издание Валаамского монастыря, 

1991.

7. Митрополит  Иоанн Санкт-Петербургский «Самодержавие  духа». СПб, 1994.

8. Под  ред. митрополита Филарета Киевского  «Катехизис». Киев 1991.

9. Под  ред. Фролова И.Т. «Философский  словарь». Москва 1987.

10. Под  ред. Радугина А.А. «Социология». Москва, издательство «Центр», 

1999.

11. Под  ред. Радугина А.А. «Политология».Москва, издательство «Центр», 

1999.

12. Под  ред. Радугина А.А. «Введение  в религиовведение». Москва, издательство  «Центр», 1999.

13

. Алексеев  В. «Вечный соблазн сего: Церковь  и политика». 

//Независимая  газета 1993, 4 нояб.

14. Антонова  О., Петрова А. «Музыка против религии». //Воспитатель атеиста М. 1988.

15. Белов  Г.А. «Что такое политика». // Вестник  МГУ 1991, N5.

. Гараджа  В. «Политика и религия». //Наука  и религия 1991, N3, N5

. Запасник  С. «Ложь в политике». //Философские  науки 1991, N8.

. Ключников Ю.В. «Мораль, право, политика, как этическая сфера». //Полис 

1992, N1, N2.

16. Ковальский  Н. «Религия в мировой политике». //Свободная мысль 1992, 

 N9.

17. Мчедлов  М. «Религия и политика: традиции  и современность». 

//Наука  и религия 1985, N1.

18. Мчедлов  М. «Религиозная ситуация в  России: реалии, противоречия, прогнозы». 

//Свободная  мысль 1993, N5.

19. Никитина  А.Г. «Политизация религии» //Вопросы  философии 1994, N3.

20. Попов  Л.А. «Религия и мораль: взаимодействие  в современных условиях». 

//Общественные  науки и современность 1999, N3.

21. Саква  Р. «Христианская демократия в  России». //Социс 1993, N4.

22. Шведов  В.И. «Религия и политика» //Международная  жизнь 1992, N5.

Информация о работе Политика и религия