особенно
ярко проявлялась в период расцвета
этого национального государства.
Как
вариант политического злоупотребления
религией, можно считать действия
Саддама
Хусейна, проявлявшиеся в идеологическом
давлении на своих граждан, заставлявшего
их воспринимать события в Персидском
заливе, как священную войну во имя Аллаха.
В политике всегда находились люди, склонные
рассматривать религию, как один из методов
идеологической борьбы.
Одно
из самых значительных направлений
влияния политики на религию
заключается в проявлениях усилившейся
в последнее время тенденции
к политизации религии в целом.
Плохо знакомые с религией
атеисты всегда объясняли ее
стремление к политике желанием
поднять собственный престиж. В реальности
мы можем заметить, что оформление церкви,
как самостоятельного субъекта политики
происходит из- за отделения церкви от
государства. Самостоятельная политическая
активность религиозных образований способствует
расширению и укреплению их связей, в том
числе и международных.
В
самом процессе политизации внутри
самой религии проявляется противоречие
среди верующих и религиозных
лидеров. Одни религию политизируют,
разрабатывают религиозно-политические
доктрины, ищут религиозные обоснования
политическим
действиям.
В их системе убеждений доминируют
именно политические мотивы.
Другие,
противники политизации религии,
считают, что религия ни в
коем случае не должна превращаться
в орудие идеологии или политики,
а должна укреплять духовные основы
общества. Это внутреннее противоречие
обуславливает развитие отношений между
религией и политикой с целью преодолеть
его.
Таковы
основные направления влияния
политики на религию. Но, прежде
чем перейти к рассмотрению
влияния религии на политику, хотелось
бы остановиться на некоторых функциях,
которые реализует религия по отношению
к ней.
У
религии есть множество различных
социальных функций и большинство
из них опосредованно через
социум все же оказывают влияние
на политику, но непосредственное отношение
к ней имеют следующие:
1. Легитимная
функция выполняется религией
тогда, когда религиозная позиция
поддерживает или наоборот осуждает
власть, ее идеи или действия.
Политики часто обращаются к
религии, как к структуре, поддерживающей
общечеловеческие ценности, обращая престиж
религии в свою пользу.
2. Интегрирующая
функция проявляется в реализации
огромного интегрирующего потенциала
религии. Известный французский
социолог Э. Дюркгейм видел
в религии средство укрепления
общества за счет единения индивидуума
и социума. Не связанная государственными
границами, религия, космополитическая
и общепланетарная по своему характеру,
в состоянии сближать разнородные социальные
слои, силы, народы и страны. Под начало
единой веры собираются люди, совершенно
различные по многим критериям (в том числе
и политическим).
3. Дифференцирующая
функция обуславливает наличие
границ раздела сфер влияния
различных религий. Любое единое
общественное образование может
быть разбито
на несколько
разноконфессиональных частей, будь то
территориально целое
государство,
или однородная по составу социальная
группа.
4. Представительная
функция заключается в выражении
и защите интересов некоторой
группы людей религиозными организациями,
которые выступают как субъекты
политики.
Таковы
основные функции, выполняемые религией
по отношению к политике.
Результат
осуществления этих функций обуславливают
наличие соответствующего
направления
влияния религии на политику. Посмотрим,
какие же существуют основные направления
такого влияния.
1. Влияние
на сознание людей.
Укрепление
религиозности усиливает общественную
мораль, нравственность и, соответственно,
правопорядок. Но при этом не
стоит забывать, что некоторые
мировоззренческие, моральные и
правовые убеждения, усвоенные в
детстве, растут вместе с человеком и у
взрослого становятся уже его жизненными
принципами, формируя его внутреннюю культуру,
частью которой является и политическая
культура, влияющая на политическое сознание.
Политически социализированный индивид
может либо непосредственно принимать
участие в политических событиях, либо
просто реагировать на них в соответствии
со своими религиозными воззрениями, заставляя
окружающих, таким образом, считаться
с ними.
2. Идеологическая
поддержка или противоборство.
Пропаганда
самой религии, с ее системой
ценностей и идей, может как
позитивно, так и негативно
сказываться на авторитете власти
или каких-либо субъектах политики.
Само распространение религиозных
идей может составить конъюнктуру
распространению какой-либо идеологии,
и определенным образом обусловить или
внести вклад в развитие общественного
сознания. Наличие этого направления влияния
обязывает власть учитывать религиозный
фактор во внутренней политике государства.
3. Политическая
деятельность религиозных организаций.
Прямое
участие в политической деятельности
религиозных структур и политических
партий религиозной направленности,
в том числе и в международной
политической деятельности. Ярким
примером может послужить Ватикан,
являющийся одновременно мировым
центром католицизма и государством, непосредственно
принимающим участие во встречах в рамках
деятельности Совета по безопасности
и сотрудничеству в Европе, и выступающим
с соответствующими инициативами.
Другим
проявлением религиозного фактора
в мировой политике стала иранская
революция
78–79 гг,
уходящая корнями в исламскую
идеологию, и кардинально изменившая
расстановку сил на среднем
Востоке, нанеся сильнейший удар
по позициям США в этом регионе.
4. Проблемная
интеграция.
В
силу того, что религия предопределяет
внимание к таким глобальным проблемам,
как поддержание мира, борьба с голодом,
особо опасными болезнями, экология,
демография
и т.д., она выступает в роли
некоторого центра, вокруг которого собираются
все, кто заинтересован в разрешении
этих проблем. Политики же заинтересованы
в разрешении этих проблем по роду своего
занятия и редко пренебрегают возможностью
использовать авторитет религии для поддержания
своего престижа.
5. Политическая
интеграция.
Это
интеграция немного другого рода,
представляющая собой объединение различных
политических образований и государств
с учетом религиозного признака. Известна
деятельность Всемирного совета церквей,
в состав которого входит более трехсот
протестантских и православных церквей.
Буддизм представлен в международном
сообществе Всемирным буддистским альянсом,
а в ряды Организации исламской конфедерации
входит около пятидесяти мусульманских
государств, хотя они находятся на разных
ступенях экономического развития и
даже
нередко прибегают к политическому
противоборству между собой.
6. Разделение
сфер влияния по конфессиональному
признаку.
Это
направление является обратной
стороной интеграции, так как
образование новых связей часто
бывает сопряжено с разрывом
старых. Так, например, республики
средней Азии, ранее входившие в состав
СССР, одними из первых получили международное
признание со стороны Турции, Ирана, Пакистана
и стран
Персидского
залива, причем между некоторыми
из них явно обозначились линии
соперничества за влияние на
южные республики бывшего СССР. Религиозная
окраска сыграла свою роль в ускоренном
вовлечении их в региональное сообщество
исламских государств — Организацию экономического
сотрудничества.
7. Учет
религиозного фактора во внешней
политике.
Религиозный
фактор учитывается во внешней
политике всех крупных держав при разработке
соответствующих доктрин и осуществлении
конкретных акций на мировой арене. В советской
внешней политике роль религии в международной
политике долгое время недооценивалась.
Лишь со временем советское руководство
начало
понимать
значение религиозных моментов в
мировой политике. Такое признание
проявилось в факте подписания Хельсинского
Законодательного акта Совещания по
безопасности и сотрудничеству в
Европе, в итоговых документах СБСЕ,
где содержались договоренности
о религиозных правах и свободах, а так
же в установлении официальных отношений
между СССР и Ватиканом.
8. Религиозный
экстремизм.
Часто
религиозные мотивы лежат в
основе радикальных политических
действий, осуществляемых различными
религиозно-политическими образованиями.
Так, например, из-за арабо-израильских
конфликтов произошла сильная исламизация
внешней политики в ряде исламских государств,
что обусловило распространение идеологии
«исламского порядка». Наиболее экстремистский
вариант, продвигаемый организацией «Мусульманские
братья», представляет собой концепцию
создания всемирного исламского государства
и освобождения от неверных территорий,
где распространен ислам. Другие течения
более умеренны, хотя исламский экстремизм
проявляется и в других странах в таких
формах как выступления исламских фундаменталистов
в Иордании против согласия ее правительства
на переговоры с Израилем; борьба между
мусульманами и индуистами в Индии, мусульманами
и буддистами в Тайланде; движение за создание
Исламского государства в одном из штатов
Малайзии.
Другим
примером может послужить раскрытый
в Тунисе в октябре 91-го года
заговор исламского террористического
движения «Ан-Нахда» с целью
свержения тунисского правительства
и установления теократического
государства.
Множество
проявлений религиозного экстремизма
было зафиксировано в Албании,
Боснии,
Косово,
Герцеговине и в Сербо-Хорватских
отношениях.
9. Косвенное
влияние.
Религия,
кроме непосредственного влияния
на политику, оказывает на нее
косвенное влияние через мировоззренческие,
моральные и правовые общественные устои,
под воздействием которых формируется
и внешняя и внутренняя политика
государства,
определяются ее характер с учетом
политических и экономических
интересов.
Так, например, христианские ценности
лежат в основе ряда политических концепций
стран Запада, исламские стереотипы сказываются
на деятельности мусульманских государств,
а буддизм нашел выражение в политической
жизни народов азиатского континента.
Такие черты, как самосознание, патриотизм
так же формируются под влиянием религиозных
концепций посредством воспитательной
системы и культуры.
Это
были основные направления влияния
религии на политику. Любопытно,
что на из-за многовекового
исторического опыта взаимодействия
и в политике и в религии
сложились соответствующие нормы и законы,
регулирующие и описывающее их взаимное
существование. Более того, получилось
так, что религия позаимствовала из общественно-политической
системы концепцию многоуровневой иерархии,
а политика, в свою очередь, может почерпнуть
принципы государственного отношения
к поликонфессиональной нации. К таким
принципам можно отнести религиозную
свободу, веротерпимость, справедливость
и равенство возможностей. Именно на
таких
основах может быть построена
разумная политика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная
политика представляет собой сложное
общественное явление, влияние которого
на различные стороны общественной
жизни сложно оценить однозначно.
Тем не
менее, это влияние существует, и
представления о нем являются
частичкой знания об обществе. Чем больше
человек знает об обществе, в котором он
живет, о взаимодействии его составных
частей и явлений, тем проще ему в этом
обществе жить.
Именно
такая позиция часто заставляет
меня искать во всем социальный
подтекст, будь то политика, религия,
этика или культура. Вообще говоря, эта
работа вряд ли была бы написана в настоящем
виде, если бы мне были недоступны некоторые
сведения из таких областей, как философия,
социология, история, политология, религиоведение,
этика, и, чуть менее значимых психологии,
культуры, педагогики и экономики. Разбирая
любую проблему, имеющую отношение к социуму,
необходимо рассматривать ее в совокупности
всех форм и