Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:48, курсовая работа
Попытаемся сначала дать самую общую характеристику взаимодействия политики и религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируются все религии, тесно связывая понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным (в том числе и политическим) организациям, их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные
ВВЕДЕНИЕ
1. РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ
3. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ
3
РЕТРОСПЕКТИВА
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И
ИСТОРИЯ
РЕЛИГИИ В РОССИИ. МОНАРХИЯ 7
СТРУКТУРА
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИТИКИ И
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ
И ВЗАИМНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
И РЕЛИГИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 20
ВВЕДЕНИЕ
На
протяжении всей человеческой
истории взаимодействие
Поскольку
и политика и религия являются
одними из самых древних форм
проявления общественной активности
человека, то и их взаимодействие и взаимовлияние
можно обнаружить на любой стадии развития
человеческого общества.
В
основе взаимоотношения
любых других сфер общественной жизни, лежит комплексное соответствие/противоречие отдельных аспектов этих сфер. Дело в том, что, как правило, каждая сфера имеет определенную ориентацию по отношению к некоторым вопросам. Иногда эти ориентации совпадают, а иногда нет. Например, экономика и педагогика имеют совершенно разный взгляд на деньги и материальные ценности.
Так
вот согласие, противоречие или
индифферентность, проявляемые в
отношении отдельных вопросов
и определяет специфику
Следует
отметить, что сам характер взаимодействия
различных сфер общественной жизни может
носить двоякий характер. Первый аспект
заключается в проявлении
причинно-следственных связей в бытии этих сфер, то есть, когда какие-либо события, произошедшие в одной сфере, становятся причиной других событий в другой сфере. Так, например, научно-технический прогресс в свое время обусловил перемену способа производства и структуру общества в целом.
Второй
аспект проявляется в
Попытаемся
сначала дать самую общую характеристику
взаимодействия политики и религии, его
причин и результатов. Само присутствие
религии в общественной жизни человека
в целом и в политике в частности указывает
на наличие в человеческом сознании феномена
веры, то есть способности человеческого
сознания принимать информацию без доказательства,
логически непротиворечивого обоснования.
Именно на этой способности и базируются
все религии, тесно связывая понятие веры
с понятием доверия. А вот уже доверие
и используется по отношению к личностям,
общественным (в том числе и политическим)
организациям, их действиям и информации
от них исходящей. В свою очередь религия,
будучи представлена церковью в структуре
общества, как и все остальные структурные
образования,
подчиняется политической власти в
лице государства.
Следует
обратить внимание на то, что
отношения «церковь/
«религия/политика»
не тождественны, хотя и очень
тесно связаны. Связь эта
Для
того, чтобы получить
Политика
— сфера отношений между
то с определением религии дело обстоит сложнее. Дело в том, что многие источники освещают этот вопрос не в ракурсе религиоведения, а в ракурсе еще недавно предшествовавшего ему научного атеизма, что, безусловно, искажает суть самой религии, как духовно-ориентированной сферы общественных отношений, с весьма специфическими функциями и ролью в жизни общества. Разумная стратегия заключается в том, чтобы принимать во внимание всякий феномен таким, какой он есть. Это относится и к религии, так как ее влияние на все стороны жизни человека существует объективно, и поэтому ее необходимо принимать во внимание
, причем
такой, какой она является в
собственном самосознании. Даже
если смысл кажется непонятным
или странным, необходимо принимать
его именно таким, делая
Религия
— специфическая форма
Без
этих двух основополагающих
вырождается
в шаманство, оккультизм, сциентологию,
философию или этику. В современном
обществе религия реализуется в конкретной
сфере общественных отношений, использующих
и учитывающих специфические особенности
религиозного сознания.
Так
как и религиозная и
Например,
очень искусственно и натянуто
выглядит суждение о том, что
человек создал себе богов, и влияние
религии на социум сводится к воздействию
людей
самих на себя. Реальность влияния религиозных представлений объективна, и выражается в соизмерении людьми результатов своих действий с религиозными воззрениями. Иными словами религия накладывает отпечаток на политическое сознание людей и влияет на формирование их политической культуры, так как человеческие представления о правде и справедливости находятся в тесной связи с религиозными представлениями, и это играет не малую роль при определении формы верховной власти. На самом деле спектр взаимовлияния религии и политики гораздо шире, и мы в свое время вернемся к более подробному его рассмотрению.
А
пока уделим небольшое
играла
в политике на протяжении человеческой
истории.
РЕТРОСПЕКТИВА
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕЛИГИИ И
Довольно
продолжительное время самая
распространенная точка зрения на этот
вопрос заключалась в том, что
в течение всей человеческой истории
служители
культа
всячески старались приспособить религию
для удовлетворения своих меркантильных
интересов. Конечно, самым простым было
бы отказаться от таких
суждений,
объявив их искаженными призмой
многолетнего торжества научного атеизма.
Хотя суждения о религии в истории
и представляются весьма сложными
для вынесения
однозначных выводов, мы все же попытаемся
взглянуть на этот вопрос объективно.
Да,
на протяжении всей истории
всегда находились люди, которые
использовали
религию в корыстных целях. Особенно это было удобно в Древневосточной культуре, где самой распространенной религией было язычество.
Однако
не стоит обольщаться, думая,
что жрецы обманывали народ,
заставляя приносить дорогие
жертвы богам и правителям, или
оправдывали политику главы
государства, прибегая к авторитету богов, сами, в душе посмеиваясь, как ловко они обманули непосвященных. Нет. Это только современным атеистам кажется вполне очевидна и понятна такая схема поведения. Конечно, в соответствии с такими поверхностными суждениями все выглядит просто прекрасно и логично, но по сути своей не совсем верно. Если рассмотреть детально любую древнюю культуру, то станет очевидным, что религиозные знания не отделялись от естественнонаучных, а представляли единый комплекс знаний, которые описывали мир в глазах людей того времени. Ребенок с детства усваивал ту картину мира, которая соответствовала полумифическим описаниям. Наполовину потому, что какая-то часть сведений о мире все-таки опытно проверялась, но он ни сколько не сомневался в существовании языческих богов, как мы сейчас не сомневаемся в круглой форме земного шара, хотя почти никто не видел воочию землю с орбиты.
Точно
такому же воспитанию
став
взрослыми, не утратили своих представлений.
Они искренне верили в мифическое основание
мира, что, тем не менее, не мешало религии
активно влиять на государственное обустройство
и на политику в целом.
В
доантичные и античные времена
самой главной линией
укрепляла позиции правителя и являлась основой внутренней политики государства. Впрочем, были попытки со стороны власти влиять на верования своих подданных, но они носили характер исключения, и, как правило, не приводили к существенным изменениям. Как пример, можно привести политику фараона
Аменхотепа
IV, принявшего позднее имя Эхнатон. Он
упразднил традицию почитания старых
богов, велев почитать единого бога Атона
(Эхнатон — дословно, угодивший богу Атону).
Но такой порядок продержался недолго,
и сразу после его смерти, при фараоне
Тутанхамоне был восстановлен прежний
порядок почитания богов.
Подобная
схема устоялась, и работала
вплоть до появления
Собственно
частные возмущения нормального
хода управления государством начались
еще при царе Ироде, по приказу
которого была проведена операция по
истреблению первенцев в иудейских семьях, в надежде убить будущего иудейского царя, о рождении которого было возвещено. Политическое решение Понтия
Пилата
о казни Иисуса, сделанное, как
мы помним из Евангелия, под
давлением общественности, вообще
можно посчитать самым крупным
вмешательством политики в область
религии за всю человеческую историю,
по сравнению с которыми мелкие
притеснения христиан со стороны языческого Рима именно таковыми и будут казаться, не смотря на то, что представляли собой порой публичные массовые казни. Перечислять частные случаи взаимного вмешательства религии и политики можно довольно долго, даже если обращать внимание только на самые существенные, как то: установление Константином Великим христианства основной
Византийской
религией; возвышение Римского папы
над всеми европейскими монархами;
инквизиция, как способ удаления неугодных
власти персон, с переходом их имущества
в государственную казну; крестовые походы
против неверных и многое другое. Ограничимся
лишь общей характеристикой роли религии
в политике.