Политика и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Попытаемся сначала дать самую общую характеристику взаимодействия политики и религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируются все религии, тесно связывая понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным (в том числе и политическим) организациям, их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ
3. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

 По  мере становления христианства, оно, с точки зрения политики, приобретало 

все большую  идеологическую мощь. Все от простых  крестьян, до монархов прислушивались к голосу церкви. Усилиями нескольких людей к определенному времени  была сформирована самостоятельная  религиозно-политическая доктрина. 

Традиционно ссылаются на две личности, без  сомнения оказавших влияние на рождение христианизированной политической мысли в Европе. Это Августин

 Аврелий  (Блаженный Августин) (354–430 гг) и  Фома Аквинский (Аквинат)

(1225–1274 гг). Августин Аврелий был епископом и являлся авторитетом для верующих в области богословия. В своем труде «О граде Божием» он характеризовал всемирную историю с позиций христианства и развивал идею о

 Божьем  предопределении человеческой истории.  Его учение активно использовалось как протестантами, так и католиками и, в частности, сыграло большую роль в борьбе пап и светских феодалов. 
 

 Учение  Фомы Аквинского, объявленного впоследствии  Римской церковью святым, тоже  основывалось на христианском  видении мира. В отличие от

 Блаженного  Августина, исповедующего принцип  «Без веры нет знания, нет истины»,

 Аквинат  считал, что разум способен рационально  доказать существование бога  и опровергнуть возражения против  христианских истин, однако он  не был сторонником чистого рационализма и придерживался принципа сочетания гармонии веры и разума. Светская власть, согласно его соображениям, должна быть синтезом трех правильных аристотелевских форм власти: монархии, аристократии и политии (правильной демократии). Мировоззренческая позиция Фомы

 Аквинского  подразумевала наличие в мире  всеобщего универсального иерархического  порядка, созданного Богом, в  который укладывалось все существующее. Таким образом, государство объявлялось  частью этого универсального  порядка, находящееся на 

своей ступени иерархии. Государственная  власть имела божественный характер, недовольство ею расценивалось как  грех, однако при значительной дисфункции власти оправдывалось даже покушение  на тирана. Любопытен тот факт, что  в 1879 году мировоззрение Фомы Аквинского было объявлено папой Львом

 XIII

 «единственно  верной философией католицизма». 
 

 С  наступлением Нового времени  роль религии в жизни общества  стала уменьшаться, из-за того, что общество стало постепенно  переориентироваться на другие  идеалы. Возможно, это обусловили объективные законы общественного развития, а так же самостоятельное развитие науки и техники, подкрепленное чередой фундаментальных изобретений и великих географических открытий. Именно в это 

время стал рождаться миф о противоборстве между наукой и религией, имеющий, 

впрочем, свои основания. Роль религии в жизни  общества стала приближаться к 

современному  положению. Развитие философской мысли  свело к минимуму мировоззренческую  функцию религии хотя бы среди  образованной верхушки общества, а, именно, оно занималось политическим руководством. Относительно 

неизменными оставались только позиции религиозной  морали, которые определяли социальные нормы, являющиеся для политики своеобразными  рамками и ориентирами.

 При  сохранении тенденции дальнейшего распространения, религия утратила свое 

влияние на политику так же вследствие наметившихся тенденций секуляризма — отделении  церкви от государства. Можно сказать, что эта ситуация, не подвергаясь  существенным изменениям, сохранилась  и до нашего времени.

 Значительные  отклонения, выражавшиеся сначала  в насильной пропаганде атеизма,  а, затем, в ужасающем религиозном  разнообразии, можно было наблюдать  только 

на территории влияния бывшего СССР, но это является одним из этапов развития религии  в России, и может быть правильно оценено только в его историческом контексте. 
 

 ИСТОРИЯ  РЕЛИГИИ В РОССИИ. МОНАРХИЯ 

Киевская  Русь образовалась, как союз отдельных  славянских княжеств, скрепленных экономическими и политическими связями. Немалую  роль в становлении и развитии русского государства сыграла религия, но начнем по порядку… 
 

 Своими  корнями славянское язычество  уходит в глубокую древность.  Основание языческого мировоззрения  покоится на утверждении, что  добро и зло есть два самостоятельных,  равнозначных, совечных начала мира. Древние славяне рассматривали мир, как арену борьбы между добрым Белобогом и злым

 Чернобогом, и тот и другой требовали  соответствующих жертв. Среди  славян-язычников существовали чрезвычайно  жестокие обычаи, регулировавшие  отношения между завоеванными и победителями, между мужем и женами, между родителями и детьми. 
 

 Сохранение  язычества должно было бы гарантировать  Руси территориальную целостность,  ибо любые уступки соседям  должны были бы привести к  неминуемому разделу Руси на  зоны влияния мусульманского Юга, православного Востока, католического Запада и иудейского Хазарского ханства с последующей утерей государственного, религиозного и национального единства. История подтверждает это образованием православной Сербии и католической Хорватии, а так же появлением славянских мусульманских общин, после завоевании Сербии

 Османской  империей в XV веке. Хотя до сих пор они составляют один славянский народ, пользующийся одним языком. 
 

 Не  менее опасно для Руси было  принятие и единой новой религии, так как история уже знала подобные печальные прецеденты. Основанная Батыем в XIII веке, Орда два столетия являлась одним из самых мощных государств в мире.

 Но  принятие ислама обусловило распад  этого исполина. Вспыхнувшая религиозная  междоусобица стало для Орды роковой, положив начало ее дроблению с последующим завоеванием бывших ордынских земель растущим русским государством. Перенос исторической практики Золотой Орды на Киевскую Русь обусловлен совпадением всех исторических факторов. И там и тут религия единобожия призвана заменить древние языческие обряды, и там и тут новая вера распространяется верховной 

властью, и там и тут обращение завершает  период междоусобиц, и там и тут  дикий воинственный народ, отсутствие жесткого государственного единства, наличие, как сторонников, так и противников новой религии и так далее, включая сходное разнообразие политического соседства. И, все-таки, в X–XI веках Русь избежала той участи, которая постигла Орду в XIV–XVI веках, приняв православное крещение при князе Игоре. Вопреки всему Русь не разрушилась и не потонула в 

пучине  усобиц. Православие распространилось неимоверно быстро, не смотря на 

недружественные поначалу отношения с Византией. 
 

 Покушения  на русскую государственность  и на ее религию исходили  как с запада, так и с востока. Зависимость русских земель от Орды имела больше политико-экономический характер, так как татаро-монголы проявляли значительную степень веротерпимости. Народы, составлявшие основу их войска, исповедали самые различные религии, и по закону полагалось бояться и уважать всех богов, чьи бы они ни были. Более того, в 1267 году митрополит Кирилл сумел получить от хана Менгу-Темира ярлык в пользу церкви, в котором хан освобождал духовенство от дани и других поборов, а затем даже основал православную епархию в самом Сарае. 
 

 Иначе  обстояли отношения православной  Руси с католическим Римом.  На протяжении многих столетий  Ватикан под разными предлогами  и с разными условиями предлагал  правителям русских земель перейти  под покровительство папы, используя, тем не менее, временами и неоднократное военное вмешательство. С IX века, со времен

 Карла  Великого германские племена  непрерывно теснили славян к  востоку. А в

1147 году  папа Евгений III благословил «первый крестовый поход германцев против славян». В начале XIII века, с взятием Византийской столицы крестоносцами, католическая агрессия усиливается. Папа Иннокентий III, по существу владыка католического Запада, в обмен на вероотступничество предлагал Роману Галицкому королевский венец и военную помощь против врагов.

 После  отказа русских князей покориться  Риму, следуя за Византией, Ватикан  предпринимает самую радикальную  попытку подчинить себе Русские  земли.

 В  1237 году папа Григорий IX объявил крестовый поход против русских

 «схизматиков»  и язычников-финнов, обещая всем его участникам прощение грехов, а павшим в бою вечное блаженство. Исполняя призыв Григория, шведский король 

в 1240 году послал на Русь многочисленные войска, при которых состояли католические священники, предназначенные для  «крещения» русских «дикарей». 

Среди откликнувшихся на папский призыв были и рыцари новообразовавшегося

 Ливонского  ордена, но битвы на берегах  Невы и на льду Чудского  озера положили конец военным  притязанием крестоносцев на  русские земли. 
 

 К  концу XII века Киев утратил значение общерусского центра. Постепенно прекратилась передвижка князей по престолам удельных княжеств с целью занять наиболее престижный престол. Князь стал наследственным владельцем княжества, его хозяином и обустроителем удела. Но для процветания Руси необходимо было ее объединение для борьбы с татаро-монголами, а так же необходим был мощный подъем русского самосознания. Был необходим чрезвычайно сильный объединяющий элемент, так как трудности, стоявшие на пути обретения Русью государственного единства, казались непреодолимыми, ибо этот объединяющий элемент должен был 

заставить удельных князей, лишь недавно почувствовавших  свою самостоятельность, отказаться от своих прав, и стать пусть высшим, но подчиненным сословием. Он должен был обусловить слияние древних городов со своими древними правами в единое политическое образование. И, самое главное, он должен был принудить простой народ нести тяжкие жертвы во имя абстрактного и не всем понятного блага государственного единства. 
 

 Этим  объединяющим элементом стала русская православная церковь, которая сыграла немалую роль, как в становлении русского государства, так и в возвышении Москвы. Трудами таких властителей, как Владимир Мономах, Андрей

 Боголюбский,  Александр Невский и других, им  подобных, утвердился взгляд на княжение как на религиозную обязанность. Русские князья стали посредниками между верховной властью и народом, воспитав в себе чувство ответственности за его судьбу, отбросив всякую привычку к своеволию, побежденную страхом сурового возмездия. Тягостное иноверческое иго обратилось в школу религиозно-исторического воспитания, выйдя из которой, народ обогатился твердым пониманием своего призвания и державного долга. 
 

 Помимо  той роли, которую сыграло православие  для освобождения русских земель от татаро-монгольского ига, оно само исторически развивалось, приобретая новые функции и претерпевая изменения, вызванные исторической необходимостью. В качестве наиболее значительных событий можно вспомнить административное разделение русской церкви в 1458 году на две митрополии, Московскую и

 Киевскую, которая тут же попала под  частичное влияние Рима, и обратное  воссоединение этих митрополий  в 1654 году. А так же распространение  ереси жидовствующих среди духовенства  с 1470 по 1504 год: не вдаваясь  в религиозные противоречия иудаизма и христианства, можно кратко охарактеризовать политическую деятельность еретиков, как ориентированную на захват власти. 
 

 Роль  объединяющего элемента церковь  сыграла и во время смуты  1604–1613 гг, предотвратив распад русского государства под натиском иноземных интервентов и внутренних междоусобиц и интриг. И, пожалуй, самым ярким событием в жизни русской православной церкви того времени, несомненно, является раскол ее на 

старообрядцев и никонианцев в 1656 году. По сути, раскол представлял собой отделение части верующих, названных впоследствии старообрядцами или раскольниками, от господствующей православной церкви, из-за разногласий, обнаружившихся при исправлении и замене старых богослужебных книг на новые откорректированные переводы. Значение раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных расстройств, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности. 
 

 Но  этому предшествовал век XIX — век бурного развития науки и философии, литературы и искусства — «золотой век» русской классической культуры. Время 

Информация о работе Политика и религия