Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:48, курсовая работа
Попытаемся сначала дать самую общую характеристику взаимодействия политики и религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируются все религии, тесно связывая понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным (в том числе и политическим) организациям, их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные
ВВЕДЕНИЕ
1. РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ
3. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
отозвался
о патриотической деятельности православной
церкви, затем поинтересовался
банкете
«за великий русский народ» как
бы подвел окончательную черту под
изменившимся самосознанием власти,
сделав патриотизм наряду с коммунизмом
официально признанной опорой государственной
идеологии.
3. Интернационально-
Хрущевской
оттепелью, для которой
наиболее существенное влияние на развитие советского общества. Первый — значительная либерализация форм и методов государственного управления.
Второй
— отказ от национально-
Единственным
препятствием на пути
советской власти. Стали закрываться монастыри, приходы, семинарии и академии.
Появились
ограничения на прием в
4. Имперско-бюрократический (застойный) период, включающий в себя почти два десятилетия брежневского правления, включая короткий период Андропова и
Черненко.
Можно сказать, что в это
время стало проявляться
Союз
существовал за счет небывалой
военно-политической мощи, единственного,
чем можно
было гордиться не стесняясь. Сталинский
рывок в сторону национализма
показал идеологическую непрочность
режима, и естественно, что все усилия
противников русского возрождения были
направлены на то, чтобы, обнажив существующие
противоречия, ускорить распад Союза,
ни в коем случае не допустив возвращения
к национальным корням и возрождения традиционного
национального
самосознания.
Результаты этих усилий в полной мере
явили себя в ходе горбачевской перестройки.
5. Либерально-демократический
(горбачевский) период, по сути ликвидационный.
В ходе его, исчерпавшая себя
коммунистическая верхушка, шаг
за шагом отказывалась от защиты
национальных интересов государства,
в поисках выхода из мировоззренческого,
политического и духовного тупика, в котором
оказался режим. Этот путь закономерно
закончился развалом СССР в декабре 1991
года.
Первые
же годы перестройки показали истинную
ориентацию реформ по отношению к религии.
Выступая на XXVII съезде КПСС в феврале
1986 года, Горбачев недвусмысленно призвал
партию быть бдительной, когда «под видом
национальной самобытности в некоторых
произведениях литературы и искусства,
научных трудах предпринимаются попытки
представить в идиллических тонах реакционно-националистические
и религиозные пережитки»… Последующие
годы многое изменили в его политической
позиции, но ее подчеркнутый космополитизм
никогда не ставился под сомнение.
Завершая
рассматривание религии и политики в России,
хочется хотя бы вкратце обрисовать современную
ситуацию. Сегодня мы можем наблюдать
как негативные,
так и
позитивные аспекты прецессии
Россию
со всего света, чтобы «просветить»
русских варваров. Богатейшие источники
духовности теперь открыты всем желающим,
и можно сказать, что религия
переживает свое возрождение.
СТРУКТУРА
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОЛИТИКИ И
Проведя
анализ истории взаимоотношений
политики и религии, можно, сделав некоторые
обобщения, выделить 4 основных типа взаимоотношений
государства и
религии.
1. Превращение
государственной власти в
типично
для языческих государств, и ярким примером
может служить Римская империя, где императору
поклонялись как Богу. Вообще, в различных
языческих
государствах
складывались различные степени
почитания и обожествления
2. Подчинение государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имела место в христианской Европе средневековья. Папа, считавшийся наместником
Бога
на земле, по своему
3. Союз
государства с церковью, который
был достигнут в России подчинением монарха
религиозной идее и личной его принадлежностью
к церкви, при независимости от церкви
его государственной власти. Не следует
путать это с
теократией, которая проявляется во владычестве Бога в политике посредством правителя. Напомним, что теократией называют такую форму правления, когда глава государства и глава церкви — одно лицо (например, Папа Римский в
Ватикане).
4. Отделение
государства от церкви, крайняя
форма которого была
взаимонезависимые
отношения власти и церкви, хотя
полная независимость в чистом виде
отсутствует везде.
Хотелось бы обратить внимание на такой аспект, когда в развитии отношений церкви и государства наступает момент его оцерковления, то есть перенятие некоторых функций церкви. В таком случае, если перенятые функции были или очень важными или специфическими функциями церкви, то сама церковь как бы отходит на второй план, и частично утрачивает свое влияние на жизнь общества.
Ситуации,
когда, наоборот, церковь стремится
к доминированию, ведет к
Если
уж рассматривать христианский
подход к отношениям церкви
и государства, то можно
самой
церкви. Противоречие, заложенное в
отношениях церкви и государства, может
быть точно выражено вопросом: «Как же
должны существовать государство и церковь:
совокупно или раздельно; и кто кому в
какой мере должен быть подчинен»?
Если принять за отправную точку цепочки умозаключений мнение, что для государства практическое значение имеет не непосредственно религия, а порождаемый ею нравственный элемент общества, то можно сказать, что потребность государства в этике приводит его к необходимости уважать религию.
Для
того, чтобы нравственное начало
могло оказывать свое
на политические
отношения, необходимо, чтобы религия
была независима от государства, ибо
религия может существовать только
самостоятельно, так как без этого
она перестает быть самой собой
и перестает рождать ту высокую
этику, из-за которой она и дорога
государству.
Отсюда
логически напрашивается вывод
об отделении церкви от
отделении
не абсолютном, а о таком способе
взаимоотношений церкви и государства,
когда государство не берет на
себя излишней и непосильной обузы
руководить религиозными отношениями
и снимает с себя ответственность за действия
церкви. В свою очередь церковь тоже не
вмешивается в государственную политику,
занимаясь только выполнением своих специфических
функций.
Такое
отделение подразумевает
Наиболее полно это реализовалось в последние годы существования самодержавной
России,
когда заимствованный ей византийский
принцип равноправия двух властей вел
к укреплению государства, так как они
не боролись между собой, а создавали и
укрепляли взаимный авторитет. Таким образом,
подобные взаимоотношения позволяют реализовать
идею господства нравственного идеала,
так необходимого
обеим сторонам, без каких-либо болезненных
взаимных уступок.
ВЗАИМОВЛИЯНИЕ
И ВЗАИМНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
И РЕЛИГИИ
Настало
время подробнее разобраться
в том, какое влияние могут
оказывать и оказывают друг на
друга религия и политика. Рассмотрим
сначала не столь важное с точки зрения
политологии, влияние политики на религию.
Следует отметить, что проявления подобного
влияния носят как самостоятельный, непосредственный,
так и рефлексивный характер, являющийся
своего рода реакцией на какие-то проявления
влияния религии на политику. К таким рефлексивным
проявлениям следует отнести, к примеру,
проявление постсредневековых секуляристических
тенденций во внутренней политике многих
стран Европы, как реакцию на католическую
экспансию Рима. В качестве примера непосредственного
влияния может подойти любое политическое
действие государства, так или иначе затрагивающее
религиозные интересы. В истории России
это было, скажем, крещение Руси князем
Владимиром, или попытки искоренения религии
в советское время.
Влияние
политики на религию могут
проявляться так же в