Политика и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Попытаемся сначала дать самую общую характеристику взаимодействия политики и религии, его причин и результатов. Само присутствие религии в общественной жизни человека в целом и в политике в частности указывает на наличие в человеческом сознании феномена веры, то есть способности человеческого сознания принимать информацию без доказательства, логически непротиворечивого обоснования. Именно на этой способности и базируются все религии, тесно связывая понятие веры с понятием доверия. А вот уже доверие и используется по отношению к личностям, общественным (в том числе и политическим) организациям, их действиям и информации от них исходящей. В свою очередь религия, будучи представлена церковью в структуре общества, как и все остальные структурные

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
2. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ И РЕЛИГИИ
3. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

исканий и надежд, прозрений и разочарований, время окончательной потери духовного  равновесия народа, подорвавшее вековые  устои русской православной 

государственности. От XVIII века России досталось тяжелое наследие.

 Судорожная  и сумбурная эпоха Петра, разметавшая  русскую старину в погоне за  европейскими новшествами, сменилась  господством череды временщиков,  мало любивших

 Россию, и еще меньше понимавших неповторимые особенности ее характера и мировоззрения.

 Едва  успевшая передохнуть за время  царствования Елизаветы Петровны, страна вновь оказалась ввергнута  в водоворот религиозных, политических, экономических и военных перемен  и нововведений, продолжавших размывать традиционные русские ценности. Православная церковь была унижена и ослаблена: ликвидирована каноническая форма ее управления (патриархат), изъятием церковных земель подорвано благосостояние духовенства и возможности церковной благотворительности, резко сокращено количество монастырей, самодержавие, как принцип правления, предполагающий религиозно-осознанное отношение к власти как к церковному служению, все более искажался под влиянием идей западноевропейского абсолютизма. 
 

 Расщепление  самосознания и отдаление его от религии затронуло первоначально численно ничтожную часть общества, родившую из своей среды множество течений общественной мысли, часть из которых оказали в дальнейшем значительное влияние на все области российской жизни. К таким течениям традиционно относят западничество, славянофильство, панславизм, легший в основу евразийства, нигилизм, бюрократический консерватизм и имперскую идею. Многие уже тогда понимали последствия отдаления русского самосознания от религии. К.П.Победоносцев писал: «Как бы ни была громадна власть государственная, она утверждается ни на чем ином, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на вере народной.

 Власть  подкапывается с той минуты, как  начинается раздвоение этого,  на вере 

основанного сознания». 
 

 Наступали  последние годы правления самодержавной  русской монархии, отличной от  западных вариантов абсолютизма  в корне. Именно это отличие  так хорошо и понимал К.П.Победоносцев, знаменитый обер-прокурор Святейшего  Синода, пользовавшийся полным доверием и поддержкой монарха. Он, понимавший истинную суть российского самодержавия, писал: «Великое и страшное дело — власть, потому что это дело священное... Власть не для себя существует, но ради

 Бога, и есть служение, на которое  обречен человек. Отсюда и безграничная и страшная сила власти, и безграничная и страшная тягота ее». В то время было крайне мало людей, понимавших такой смысл монархического правления, но даже среди одурманенной научным рационализмом интеллигенции находились высокообразованные люди, вставшие на защиту русской православной государственной традиции.

 Одним  из таких, выдающимся во всех  отношениях, стал Лев Александрович  Тихомиров, личность которого  вызывает немалый интерес, и  любопытна его судьбой. 
 

 Участник  заговора против Александра II, террорист, известный в подполье под 

кличкой «Тигрыч», приятель Желябова, Лаврова  и Плеханова, без пяти минут жених  Софьи Перовской, беглец, эмигрировавший из России, спасаясь от полиции, он неожиданно раскаялся, был прощен Александром III и, вернувшись на родину, превратился в крупнейшего теоретика монархизма, редактора самой монархической газеты России «Московских ведомостей», советника Столыпина. 
 

 Чтобы  глубже понять смысл российского  монархического самодержавия, обратимся  к работе Л.А.Тихомирова «Монархическая государственность». Уникальность

 России  в этом смысле проявляется  в том, что она, одна из  немногих сохранила монархический  способ правления вплоть до  XX века. Каковы же причины, сохранявшие так долго российское самодержавие? Одной из самых значительных причин, безусловно, была вероисповедная политика русской империи. Вот в чем, по мнению Л.А.Тихомирова, выражалась эта политика русского самодержавия, и связь его с религией: «Верховная власть имеет сознательную тенденцию в отношении верований и религиозных учреждений нации. Разумная вероисповедная 

политика  требует союза верховной власти с теми ростками религиозного сознания народа, которые ведут к истинной религии. Недостаток глубины и тонкости политического сознания составляет причину того, что люди нередко не понимают разницы между истиной религиозной и истиной политической. Между тем разница 

эта самая  прямая. Для политики имеет значение не само по себе то обстоятельство, что  одно религиозное сознание истинно, а другое ложно, а этические последствия этого. Таким образом, политика связана с религией элементом этическим, вытекающим из вероисповедного. 
 

 В  отношении вероисповедной политики, — пишет он, — можно поставить  два правила: 

1. Монархическая  верховная власть может держаться лишь на почве национальной религии, но при этом…

2. Она  должна всеми силами благоприятствовать  прогрессивной эволюции религиозного  сознания нации, то есть приближения  души нации к истинному

 Богу. 

К сожалению  банальные политики и политические системы не понимают второго правила из мелочных управительных соображений. Низшее религиозное сознание кажется более удобным для временных задач управления; при нем легче добиться 

дисциплины, избавиться от оппозиции и так  далее. Но такие соображения 

ошибочны, из-за этих временных удобств, монархия лишает себя способов развития 

в истинно  верховную власть». 
 

 В  таком подходе частично раскрывается  истинная сущность многовекового  российского самодержавия, в самом  деле, как еще объяснить столь  долгое существование монархической формы правления в России, как не совсем обычным 

пониманием  смысла русского самодержавия. Только понимание того, что в лице одного царя действует высшая сила, подчиняет  миллионы одному человеку.

 Принятие  Русью христианства во многом  обусловило особенности отношения народа к власти. В Св.Писании сказано: «На правде основана всякая власть, и поскольку правда имеет своим источником и основанием Всевышнего Бога и закон Его, в душе и совести каждого естественно написанный, то и оправдывается в своем глубоком смысле слово: несть власть, аще не от Бога»… Провозглашение царя помазанником Божьим сильно укрепляло его власть в глазах верующих. И все- таки из-за расшатывания духовных устоев общества конец самодержавия был неизбежен. 

Советские историки очень любили объяснять это различными хозяйственно-экономическими причинами, но даже беглый взгляд на ситуацию позволяет заметить, что никакого экономического кризиса не было. Финансовое 

состояние России было чуть-ли не самым устойчивым в мире. Рубль свободно конвертировался, а его золотое содержание росло даже во время войны с

 Японией.

 Сама  эта война прошла для внутренней  жизни империи практически незаметно,  налоги выросли всего на 5%. В  то время как либеральная пресса  не уставала обличать «реакционное самодержавие» во всех смертных грехах, личные доходы граждан — рабочих, служащих и крестьян — выросли за 20 лет почти в 6 раз.

 За  то же время вдвое увеличилась  протяженность железных дорог  и удвоился сбор хлеба. Русские  товары на Дальнем Востоке  вытесняли японские и английские в силу своей дешевизны и традиционно высокого качества. 
 

 И  все-таки революция грянула. Событиям 1917 года предшествовали народные  волнения 1905 года и отказ императора  Николая II от престола. А в октябре

1917 года  Россия была потрясена социальной катастрофой, самой страшной и кровавой из всех известных человечеству. Сегодня становится очевидным религиозный характер октябрьского переворота, так как даже враги России хорошо понимали, что православная церковь сформировала и воодушевила русскую государственность, дала народу великую цель и вечный смысл бытия, образовала наш национальный характер. Русская духовность неразделимо срослась с державностью, и уничтожить одно без другого было просто невозможно. 
 

 В  истории русской церкви настали самые тяжелые дни, когда кровь верующих лилась рекой, а новая государственная власть всячески старалась задушить какую бы то ни было религию на корню, объявляя ее реакционной существующему режиму.

 Революция  и гражданская война стоили  России громадных жертв. За период

1918–1921 годов погибло 8 млн. человек,  а объем промышленной продукции  в

1920 году  составил лишь 14% от «царского», довоенного 1913-го. Еще большим был ущерб  моральный, религиозно-нравственный, духовный, который невозможно измерить никакими цифрами. Жестоко оборванной оказалась многовековая государственная и церковная традиция, служившая неизменной опорой русского бытия при всех его прежних нестроениях и кризисах. 
 

 Любой  мало-мальски подробный анализ  истории СССР требует самостоятельного и 

кропотливого  исследования. Попробуем дать хотя бы краткие характеристики ее 

главнейшим  этапам и определить основные тенденции  развития национального самосознания, подвергшегося за это время мощным насильственным воздействиям. 
 

 С  точки зрения господствующей идеологии, под которой понимается реальное самосознание власти, определявшей курс государственного развития, советскую 

эпоху русской истории можно условно  разделить на пять периодов. Рассмотрим хотя бы вкратце каждый из них. 
 

 1. Агрессивно-русоненавистнический период, начавшийся с момента революции и 

продолжавшийся  до начала Великой Отечественной  войны. Первые десятилетия советской  власти оказались временем широкомасштабного  антирусского геноцида.

 Рабоче-крестьянское  правительство советской России  стремилось уничтожить рабочих  и крестьян так же, как и  буржуазный класс населения, ибо  его целью было истребление  русского народа, как главнейшего  оплота христианской культуры. Достижения  этой цели добивались тремя главными способами.

 Наиболее  активная, образованная и способная  часть населения выкашивалась  методами жесточайшего террора.  Большевистская верхушка прекрасно  понимала, что только насилие  может обеспечить ей политическое  будущее. И в помощь террору она призвала искусственный голод, масштабы которого позволяли парализовать страну и лишить народ воли к сопротивлению. Голод был вызван умышленно, и это видно из того, что население вымирало от него в наиболее цветущих и плодородных губерниях, и тем сильнее, чем выше были урожаи. Непосредственно голод был вызван: а) истреблением помещиков и уничтожением крупного землевладения; б) национализацией земли и непомерными налогами, что сразу сократило посевную площадь более чем наполовину; в) открытым грабежом хлеба путем насильственного захвата его для нужд Красной армии; г) вывозом хлеба за границу в количестве, обрекавшем население на голодную смерть. Третьим способом борьбы с народом стали жесточайшие гонения на Церковь, оказавшиеся возможными лишь благодаря 

повсеместному террору и голоду. В 1932 году была объявлена «безбожная пятилетка». К 1936 году планировалось закрыть последнюю  церковь, а к 1937- му добиться того, чтобы  имя Божие в России вообще перестало  упоминаться. 

2. Национал-большевистский  период, охватывающий военные годы и строительство советской империи, завершившийся со смертью Сталина в 1953 году. Великая

 Отечественная  война со всей остротой поставила  вопрос о физическом выживании  русского народа и существовании  государства. В национальной политике советского руководства произошел настоящий переворот. Русская история и национальная культура из объектов глумления и нападок превратились объект почитания. Столь же серьезными были изменения в области церковно-государственных отношений. 4 сентября 1943 года на совещании, проходившем в одной из загородных резиденций Сталина, было решено пересмотреть государственную политику в области религии. В тот же день в Кремле он принял специально доставленных по такому случаю из разных концов страны виднейших православных иерархов. Сталин, подчеркнуто, начал беседу с того, что высоко 

Информация о работе Политика и религия