Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:22, реферат
Понятие «власть» является одним из центральных в политологии. ("наука о политике", "политическая наука"). Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, процессов и движений, происходящих в обществе, и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для уяснения природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Предмет «политология» включает в себя целый ряд взаимодополняющих теорий.
1.Введение. стр.3-4
2.Определение власти. стр. 4-5
3.Подходы к определению власти. стр. 5-7
4.Метафизический анализ власти. стр. 7-8
5.Основные принципы власти. стр. 8-9
6. Сущность и особенности политической власти. стр. 9-11
7. Классификация политической власти. стр. 12-13
8.Легитимность политической власти и ее типы. стр. 14-17
9.Теория разделения властей. стр.17 -18
10.Объекты распределения властей. стр.18
11.Выводы. стр. 18-21
12.Список использованной литературы. стр.21 -22
Какой же выход из положения? Как поступают на практике?
Обладатель власти может не пойти на наделение ею нижнего звена управления, а попытается делегировать не власть, а полномочия, так что это звено будет управлять не по своему усмотрению. Кроме того, чтобы нижнее звено не превратилось в противника, чтобы сделать его послушным, ему придаются ”помощники“; тем самым из него делается марионетка (институт наместников, глав администраций, назначаемых Президентом и т.д.).
Делегирование объёма полномочий ”вниз“ имеет определённую границу, за пределами которой может наступить опасность не только потери власти её носителем (субъектом), но и расстройство всех государственных дел и, более того, потеря самостоятельности страны.
История знает такие примеры. Одна из причин падения Северной Республики в Новгороде (этот город часто приводят в качестве примера народной демократии на Руси) состоит в том, что, избавляясь насколько возможно от государственных дел, возлагая всё это на народ, ”вятшие“ (руководители) поставили себя, свои интересы, вне народа, запамятовав, что народ делегировал им именно те полномочия, которые сам реализовать не мог - управленческие функции. Этот пример необходимо учитывать сегодня, когда путём митинговой демократии, властью ”улицы“ некоторые политические лидеры пытаются решать важнейшие государственные дела, минуя официальные структуры власти. Власть не должна упускать нити управления из своих рук.
Проблема делегирования власти тесно смыкается с проблемой разделения властей.
9.Теория разделения властей.
Проблема разделения властей встала в ряд первоочередных вопросов совершенствования структуры власти в России, ибо до 1990 года вся власть в СССР принадлежала партии монопольно.
“Разделение властей”- теория о соотношении властей в государстве, впервые выдвинутая Дж. Локком и затем развитая Ш. Монтескье. Связана со школой естественного права и сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.
I. Зарождение института разделения властей.
Разделение властей — это одна из основных черт современного правового государства. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен. Помимо церкви ограничить власть правителя пытались и его подданные того или иного государства. В результате таких попыток в Англии, а позже и во Франции появились сословно-представительные институты. (В Англии — парламент; во Франции — генеральные штаты).Как в Англии, так и во Франции главной целью парламента (во Франции генеральных штатов) первоначально было взятие под свой контроль распоряжение финансами. Единственное же, что смогли получить они первоначально, это контроль за налогами. Таким образом, они могли всего лишь одобрять новые налоги, либо не одобрять. Но в последствие из этого права вырос полноценный законодательный орган.
В полной мере принцип разделения властей был впервые реализован в Соединенных Штатах Америки, после принятия конституции 1787 года. Так впервые за всю историю человечества теория разделения властей, которая долгое время развивалась в Европе, была осуществлена на другом континенте. В так называемом “Новом свете” появилось “новое” по своей сути государство.
Разделение властей - это принцип и система организации власти в государстве, заключающаяся в параллельном и независимом существовании трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Разделение властей в Российской Федерации. «Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Соединение властей недопустимо, ибо оно подрывает верховенство закона. В I Конституции нашей страны (1918 г.) говорилось, что ВЦИК объединяет и согласует работы по законодательству и управлению, что не соответствовало принципу разделения властей. Если законодатели будут ещё и управлять, то законы они будут создавать под себя. Если же судьи будут не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь людей окажется жертвой произвола. Таким образом, необходимость разделения властей заключается в создании нормально функционирующего демократического государства с независимыми, противостоящими и вследствие этого взаимно уравновешивающими центрами власти.
Разделение властей делает власть адекватной демократическим общественным отношениям. Эта система способствует устойчивости общества, исключает крайние проявления властных отношений.
Условия разделения властей:
-отделение политики от экономики;
- политический плюрализм в обществе.
10. Объекты распределения властей:
сферы влияния власти функции и методы властвования властные полномочия
средства контроля над властью
Практическая реализация системы разделения властей (т.е. сущностные характеристики данной системы) заключаются в следующем:
1. Юридическое
разделение законодательной,
2. Относительная независимость ветвей власти друг от друга.
3. Многопартийность и парламентская демократия.
4. Сочетание президентской и парламентской власти.
5. Первенство
закона в государстве и
6. Разделение выборов в различные органы власти.
7. Наличие института
отставки (импичмента) высших руководителей
государства и отзыва
8. Демократия
как реальная возможность
9. Отсутствие монополии на идеологию, вторичность идеологии по отношению к законам.
11. Выводы
Подводя итоги, данной работы, можно сделать ряд выводов. Существует много различных теорий, подходов к толкованию многогранного понятия «власть» вообще и политической власти в частности. Все эти теории зарождались в разные этапы, даже можно сказать - в разные эпохи. История знает много негативного в том, что происходило в ходе предварения этих тех или иных теорий в практику, в жизнь: интриги, тайные сговоры, подкупы (откаты, взятки), склоки, предательства, политические убийства, открытые заговоры, вероломства, нескончаемая борьба идей, политических партий и группировок. Но, в тоже, самое время, было немало и позитивных моментов в данных этапе пути. Прямо, как по философским понятиям о добре и зле, прослеживалась их борьба. Видится тот факт, что в наше время, необходимо собрать воедино всё то, что было и вынести из этого только то, что благоприятно может сказаться на жизни людей.
Наличие множества подходов, выделяющих разные аспекты власти, объясняется сложностью самого явления властвования, его присутствием в любом элементе человеческих отношений. Ведь это одно из проявлений управления, самоорганизации социальных систем, координации и распределения ролевых функций, каждая из которых проявляется в обществе.
Желание властвовать глубоко «сидит» в людях, увлекая не только тех, кто имеет к этому призвание и талант, но и людей, совершенно лишенных необходимых качеств. По словам Ф. Ницше, политика для тех, кто хочет и может жить, постоянно рискуя; хотя, конечно, это не совсем так.
Политическая власть – это, прежде всего система, сложный механизм, в котором каждый винтик играет важную роль в поддержании исправной и долговременной его работы. И, чем качественнее будут детали, тем дольше будет служить это изделие. Можно, наверное, даже сказать, что это один живой организм, в котором каждая клеточка должна хорошо и качественно функционировать, а в случае потери функциональности – своевременно восстанавливаться.
В заключение необходимо сказать следующее. Обществу необходима, как бальзам на душу - политическая мудрость. Но и самим людям, надо тоже не сидеть, сложа руки и не ждать у моря погоды. Государству тоже надо помогать. Инновации, интеллект, интеграция, интуиция, интерес, инструментарий – вот те ориентиры на которых базируется новая концепция развития общества. Поднять культурный уровень народных масс всех национальностей нашего огромного и сильного федеративного государства, вызвать к жизни интеллектуальный и хозяйственный расцвет великого народа; установить трудовое равновесие и возможно большее экономическое и юридическое “самопитание” страны; найти максимально верное торговое взаимодействие с другими государствами и ввести страну в меновой и дипломатический организм мирного делового общения. Все это требует сильной, а больше мудрой власти, настойчиво ведущей свою страну не в бездну, а в гениальность. Сложность предварения в жизнь многочисленных программ объясняется ещё многогранностью великого и могучего русского языка, изучая который мало просто научиться правописанию и разговорной речи, необходимо его знать и понимать, а в этом пробел (нередко к принятому закону даётся инструкция по его применению).
Политика – дело тонкое. Каждый промах в той или иной ведущей отрасли, может неблагоприятно отразиться и отклонить общий баланс в негативную сторону, если системы сдержек и противовесов вовремя не сработают и где – то дадут сбой. Это часто за последнее время прослеживается в экологии. Чтобы этого не допустить – ведётся серьёзная, непрекращающаяся ни на минуту работа, вызывая постоянное напряжение, в котором находятся, как первые лица государства, так и всё остальное общество. Может быть это, конечно, и не так. В период, когда «деньги правят миром», может сложиться впечатление, что они то и есть та именно власть и та главная ценность для достижения цели и решения многочисленных вопросов. С одной стороны, может быть это и так, а с другой стороны или с обратной стороны медали, есть на свете и более значимые ценности, которые способны принести и пополнение в казну и дать возможность монетке или медальке стать ребром и точно следовать заданному курсу, не падая на пути, не наступая на одни и те же грабли и не впадая из одной крайности в другую. Может быть в этом и есть тот прорыв, о котором во всеуслышание говорит Президент Российской Федерации, именно то, о чём мечтают миллионы простых людей и прогнозируют не только астрологи, но и ведущие политологи, социологи, психологи, аналитики и т.д. и т.п.
Завершить данную работу хотелось бы одной древней легендой – мифом о власти.
Фараон, обладал неограниченной властью, ещё в тот момент, когда не было никакого понятия о деньгах, о золотых и серебряных монетах, о золотовалютных резервах и даже о нефти никто ещё ничего не слышал. Кто его наделил такой властью - доподлинно неизвестно. Фараон был очень умён и обладал колоссальными способностями и небывалыми возможностями, но в то же самое время давал реализовать свой потенциал своим «подчинённым». У него было всё, но только то, что ему было действительно необходимо.
Управлением и ведением всех его дел занимались 12 жрецов во главе с главным управляющим – верховным жрецом, который каждый год из их же рядов назначался строго по очереди. В задачу главного управляющего входило предложить своё виденье, своё решение и свой выход в связи с теми или иными событиями, происходящими в обществе и на практике доказать свою преданность фараону и общему делу. Кроме всего этого верховный жрец должен был координировать работу всех остальных жрецов. Забот было, как всегда, много. Нужно было возделывать землю, содержать охрану и войско, возводить замки и крепости, строить далеко идущие планы и видеть перспективу.
Измученные и изнемождённые непосильной тяжбой рабы, еле волочили ноги, одни - неся огромные валуны на строительство очередной крепости, другие уже сами не могли ничего есть из того, что производилось, а возможности взять полноценной пищи, у них не было. Многие падали и не могли больше подняться. За каждым из них следил, специально обученный надсмотрщик. С помощью плети и дубины он «приводил в чувства» своего подопечного и заставлял его трудиться дальше, напоминая ему о том, что дающий им хлеб надо чётко, стойко и качественно отрабатывать. Многие из рабов не выдерживали такого адского труда и умирали. Кто – то из них уходил в мир иной своей смертью, кто – то погибал трагически, кого – то просто забивали плетью или дубинками. Во время правления одного из 12 жрецов, который обладал незаурядными способностями и завораживающим ораторским искусством, количество трудоспособных и здоровых рабов начало почему – то катастрофически уменьшаться. Только рабы всегда знали почему и в полной мере испытывали на себе всю ту жестокость, присущую в этот период и от кого она исходила. Но жаловаться они были не вправе, да и некому было это сделать, а даже, если бы и было кому, то никто бы им не поверил. Известие о вымирании рабов докатилось до фараона, но сделать он ничего пока не мог, ввиду того, что время управления того жреца ещё не закончилось, а менять установленные ранее планы он сам лично не мог, раньше установленного им же срока. Таковы были правила и для всех остальных жрецов – не вмешиваться в дела главного управляющего, а только делать выводы. Спустя какой – то промежуток времени, когда самый жестокий жрец управлял в очередной раз делами, его сущность на себе испытали и надсмотрщики, и те, кто готовил войско. Далее – ещё более. Работников становилось всё меньше и меньше, а надзирателей, не умеющих ничего делать, всё больше и больше. В какой – то момент для рабов наступила оттепель. Потом полное неведенье и тишина. Далее их заставляли работать, обманывая на каждом шагу. Жрецы постоянно совершенствовались – рабы всё время работали и пахали, не понимая к определённому этапу – зачем? Кроме пропитания, у них ничего больше не было, а, когда они умирали, о них тут же забывали. Дети их с самого рождения становились рабами, а спустя какое – то время от непосильного труда, битья, морального и физического истощения уже не помнили даже своих родителей. Выживали только сильнейшие мира сего и то только те, кто находил пути решения из любой ситуации.
Информация о работе Политическая власть и механизм её функционирования