Политическая власть и механизм её функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:22, реферат

Описание работы

Понятие «власть» является одним из центральных в политологии. ("наука о политике", "политическая наука"). Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, процессов и движений, происходящих в обществе, и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для уяснения природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Предмет «политология» включает в себя целый ряд взаимодополняющих теорий.

Содержание

1.Введение. стр.3-4
2.Определение власти. стр. 4-5
3.Подходы к определению власти. стр. 5-7
4.Метафизический анализ власти. стр. 7-8
5.Основные принципы власти. стр. 8-9
6. Сущность и особенности политической власти. стр. 9-11

7. Классификация политической власти. стр. 12-13

8.Легитимность политической власти и ее типы. стр. 14-17
9.Теория разделения властей. стр.17 -18
10.Объекты распределения властей. стр.18
11.Выводы. стр. 18-21
12.Список использованной литературы. стр.21 -22

Работа содержит 1 файл

Контрольная Политология.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

Департамент образования города Москвы

Московский  городской психолого-педагогический

университет.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 
 
 

  «Политическая власть и механизм её функционирования» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факультет:   Государственного и муниципального управления 

Кафедра:   Теория и практика управления ГМУ МГППУ 

Предмет:   Политология 

Тема:    «Политическая власть и механизм ее функционирования». 

Учебная группа:  УЗ 1.2 ВВ 

Студент:   Исаев Сергей Васильевич

Преподаватель:  Кирсанов Анатолий Иванович (кандидат политических наук) 

Дата  сдачи:  «___» _____________ 2010 г. 
 
 

Москва 2010 г. 

Содержание: 

  1. Введение.        стр.3-4
  2. Определение власти.                                       стр. 4-5
  3. Подходы к определению власти.      стр. 5-7
  4. Метафизический анализ власти.                                                   стр. 7-8
  5. Основные принципы власти.     стр. 8-9

    6. Сущность и особенности политической власти.   стр. 9-11

    7. Классификация политической власти.                         стр. 12-13

  1. Легитимность политической власти и ее типы.   стр. 14-17
  2. Теория разделения властей.     стр.17 -18
  3. Объекты распределения властей.                                                 стр.18
  4. Выводы.                                                   стр. 18-21
  5. Список использованной литературы.                                          стр.21 -22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение
 

              “В  политике ради известной  цели можно заключить союз даже с самим чёртом – нужно только быть уверенным, что ты проведёшь чёрта, а не чёрт тебя…»

                      Маркс Карл (1818-1883). Германия.

              “Я  предчувствую, что  россияне, когда –  нибудь, а может  быть, при жизни  нашей пристыдят  самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью  в трудах и величеством  твёрдой и громкой  славы..»

                      Пётр 1 Великий; Пётр Алексеевич (1672 – 1725) 

Во  время одного из своих теле общений с россиянами премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин ответил на 80 вопросов и просьб, причем на некоторые - особенно эмоционально. «В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах…» Конфуций (Кунцзы) 551-479 г. до н.э)

Премьер шутил, жестикулировал и не раз заставил слушателей и зрителей улыбнуться, что само за себя говорит о богатом внутреннем потенциале человека и ведущего политика не только в РФ, но и на международном уровне.

Так, например, на вопрос: «Как Вы смотрите на то, что “бардак” в стране начинается с выборов?», Путин  ответил: «Вы какую  страну имеете в виду?». Улыбка была налицо. Кроме того, Владимир Путин охотно пользовался «русским народным творчеством» — пословицами и поговорками. «На то и щука в реке, чтобы карась не дремал»- такими словами Путин призвал профсоюзы быть ответственными в нынешних условиях. И не только профсоюзы, но и всех остальных. Казалось бы, что здесь такого? Поговорили и на этом дело закончилось. Но это только на первый взгляд. Такие вот общения первых лиц государства; Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева и премьер – министра РФ В.В. Путина с народом, показывают пример и один из тех многочисленных политических ходов, направленных на сближение власти и народа. 

Нередко в объяснении трудностей, с которыми сталкиваются реформы в России, приводятся ссылки на отсутствие у страны демократических  традиций, особенности ее исторического развития. В противовес этому порой указывают на то, что зачатки демократической организации власти были известны еще в Древней Руси. В частности, договоры, которые заключались отдельными городами с княжескими дружинами, как бы содержали в себе элементы разделения властей. Возможно, такие проявления ограничения княжеской власти действительно имели место. Им можно найти подтверждение и в стародавних летописях, и в некоторых других источниках. К сожалению, эти начинания не получили последующего развития. Княжеская междоусобица и вражда не способствовали к каким бы то ни было устремлениям к демократическому правлению. В еще большей мере не оставляло для этого возможностей татаро-монгольское иго. Объединение русских земель и последующего создания централизованного Русского государства происходило в условиях, требовавших максимальной концентрации власти.

В своей  книге “Политика” Аристотель (389-328 гг. до н.э.) писал: «Там, где отсутствует  власть закона, нет места и форме  государственного строя» . А вот слова Аристотеля относительно демократического строя: «Демократия пользуется большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно...». Цицерон говорил о государстве как о правовом общение и общем порядке.

Понятие «власть» является одним из центральных в политологии. ("наука о политике", "политическая наука"). Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, процессов и движений, происходящих в обществе, и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для уяснения природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Предмет «политология» включает в себя целый ряд взаимодополняющих теорий. Среди них: "теория политики", "политическая философия", "политическая социология", "политическая психология", "политическая история", иные аналогичные понятия, фиксирующие смежные области наук, изучающих политику: "теоретическая политология", "прикладная политология", "сравнительная политология", "ситуативная политология", "нормативистская политология" и "историческая политология".

   Феномен власти – важнейшая и наиболее древняя проблема политического знания, объект острой борьбы идей. В последнее время рейтинг этого загадочного слова «власть» растёт по возрастающей прогрессии. Оно в различных сочетаниях даёт повод для дискуссий, споров, рассуждений и обсуждений на радио, телевидении и в других средствах массовой информации. Про власть денег, о власти родителей над детьми, о властных женщинах и мужчинах, о жажде власти, борьбе за власть и об её завоевании уже написано множество книг, очерков, сложено много легенд и снято немало кинофильмов.  Всё чаще начало звучать в эфире о так называемых, «властишках», о властителях судеб, о недальновидности и политической близорукости представителей власти, о том, что случайные и некомпетентные люди во власти вредны и опасны для общества. Власть избирают, критикуют и ругают.  Ей доверяют и не доверяют. В неё рвутся, но не всех в неё пускают. Чем же так сладка и привлекательна власть, что даже те, которые её мягко сказать всегда недолюбливали, при первой же возможности стараются в неё «влезть»? Вопрос риторический. Может слишком много всяких льгот она сулит? Или она спасает от чего – то или от кого – то? Или она - это потребность человеческой натуры? А какую же власть предпочесть? Интереснейшая, сложная, но весьма важная и нужная тема.  

  1. Определение власти.
 

а) Что же такое власть?

Существует  множество определений, различных точек зрения и моделей власти.

Большинство учёных в настоящее время считают, что власть -  исключительно общественное явление. Другие (их меньшинство) полагают, что власть есть и у животных. Последнее вряд ли верно, поскольку, во-первых, так называемая ”власть“ у животных основывается на инстинктах а, во-вторых, она не использует такой метод достижения своих целей как убеждение (о методах ниже). Таким образом, можно остановиться на следующем базовом определении: власть, есть присущее обществу волевое отношение между людьми.

б) Каково же предназначение и необходимость власти?

Власть, прежде всего, необходима для организации  общественного производства, которое  немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности  и единства общества. Эту мысль в разной форме высказывали;

Платон (427 – 347 до н.э.)  Афины:  «Пока государстве не будут царствовать философы, либо, так называемы нынешние цари и владыки не станут благородно и осмысленно философствовать и это не сольётся воедино – государственная власть и философия, и и пока не будут в обязательном порядке отстранены люди - а их много – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол. Да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство…»

Хун Цзычэн (Китай, прибл. 17век) «Власть и выгода, блеск  и слав; кто не касается их, тот  воистину чист. Но, тот, кто касается и не имеет на себе грязи, тот чист вдвойне. Многознайство , хитроумие  и проницательность; кто их лишён, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделён, а не пользуется, тот возвышен вдвойне..»

”Ни обойти, ни отодвинуть вопроса о власти нельзя, - считал В.И. Ленин, посвятивший  всю свою жизнь  завоеванию политической власти, - ибо это основной вопрос, определяющий всё в развитии революции, в её внешней  и внутренней политике“.

Понятие ”власть“ в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи - о власти социальной, экономисты – о власти хозяйственной, юристы – о государственной власти, политологи - о политической власти, естествоиспытатели - о власти над природой, психологи – о власти человека над самим собой, родители - о семейной власти, богословы – о власти Бога и т.д. Есть также понятия законодательной, исполнительной и судебной властей.

в) Можно ли в таком случае дать научное определение власти?

В политологии  в рамках социологического подхода  существуют несколько направлений или школ научной мысли, отражающих различные методологические подходы к изучению власти, ее сущности, природы и т.п.: Ряд социологов и политологов за рубежом говорят о её таинственности, о том, что в своей политической форме ”власть ставит наиболее грозную загадку“, само понятие власти смутно и неопределённо и т.п.  

          3  Подходы к определению власти.

Польский политолог  Е. Вятр насчитал в западной политической социологии 6 различных подходов к определению власти:  

а) Подходы к определению власти ( Е. Вятр).

-бихевиористский подход - поведение одного человека определяется поведением другого человека;

-телеологический  подход - власть  ради осуществления определённых целей;

-инструменталистский подход - власть определяется как инструмент достижения целей;

-структуралистский подход - власть рассматривается как особого рода отношения между управляющим и управляемыми;

-психологический подход – власть описывается как влияние, оказываемое на других;

-конфликтный подход – власть определяется как способ разрешения конфликтных ситуаций, например, при распределении благ.  

Бихевиористский подход рассматривает власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такой способ индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г.Лассуэлом, человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.

      Бихевиористская концепция (от английского bihavior -  поведение) также исходит из определения политической власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но особенное внимание представители данной концепции уделяют  мотивам поведения людей в борьбе за власть. Они полагают, что стремление к власти заложено в природе отдельных личностей, которые обладают «политической энергией», то есть способностью властвовать. Кроме того, стремление к власти может быть обусловлено теми благами и привилегиями, которые получают люди, имеющие власть. Ещё одним мотивом в борьбе за власть является желание индивидов самоутвердиться, компенсировать какие-либо недостатки.

Информация о работе Политическая власть и механизм её функционирования