Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:22, реферат
Понятие «власть» является одним из центральных в политологии. ("наука о политике", "политическая наука"). Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, процессов и движений, происходящих в обществе, и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для уяснения природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Предмет «политология» включает в себя целый ряд взаимодополняющих теорий.
1.Введение. стр.3-4
2.Определение власти. стр. 4-5
3.Подходы к определению власти. стр. 5-7
4.Метафизический анализ власти. стр. 7-8
5.Основные принципы власти. стр. 8-9
6. Сущность и особенности политической власти. стр. 9-11
7. Классификация политической власти. стр. 12-13
8.Легитимность политической власти и ее типы. стр. 14-17
9.Теория разделения властей. стр.17 -18
10.Объекты распределения властей. стр.18
11.Выводы. стр. 18-21
12.Список использованной литературы. стр.21 -22
Реферат
«Политическая власть
и механизм её функционирования»
Факультет:
Государственного и муниципального управления
Кафедра:
Теория и практика управления ГМУ МГППУ
Предмет:
Политология
Тема:
«Политическая власть и механизм ее
функционирования».
Учебная
группа: УЗ 1.2 ВВ
Студент: Исаев Сергей Васильевич
Преподаватель:
Кирсанов Анатолий Иванович (кандидат
политических наук)
Дата
сдачи: «___» _____________ 2010 г.
Москва
2010 г.
Содержание:
6. Сущность и особенности политической власти. стр. 9-11
7. Классификация
политической власти.
“В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чёртом – нужно только быть уверенным, что ты проведёшь чёрта, а не чёрт тебя…»
Маркс Карл (1818-1883). Германия.
“Я предчувствую, что россияне, когда – нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы..»
Пётр
1 Великий; Пётр Алексеевич (1672
– 1725)
Во время одного из своих теле общений с россиянами премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин ответил на 80 вопросов и просьб, причем на некоторые - особенно эмоционально. «В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах…» Конфуций (Кунцзы) 551-479 г. до н.э)
Премьер шутил, жестикулировал и не раз заставил слушателей и зрителей улыбнуться, что само за себя говорит о богатом внутреннем потенциале человека и ведущего политика не только в РФ, но и на международном уровне.
Так,
например, на вопрос:
«Как Вы смотрите на
то, что “бардак”
в стране начинается
с выборов?», Путин
ответил: «Вы какую
страну имеете в виду?».
Улыбка была налицо.
Кроме того, Владимир
Путин охотно пользовался
«русским народным творчеством»
— пословицами и поговорками.
«На то и щука в реке,
чтобы карась не дремал»-
такими словами Путин
призвал профсоюзы быть
ответственными в нынешних
условиях. И не только
профсоюзы, но и всех
остальных. Казалось
бы, что здесь такого?
Поговорили и на этом
дело закончилось. Но
это только на первый
взгляд. Такие вот общения
первых лиц государства;
Президента Российской
Федерации Дмитрия Анатольевича
Медведева и премьер
– министра РФ В.В. Путина
с народом, показывают
пример и один из тех
многочисленных политических
ходов, направленных
на сближение власти
и народа.
Нередко в объяснении трудностей, с которыми сталкиваются реформы в России, приводятся ссылки на отсутствие у страны демократических традиций, особенности ее исторического развития. В противовес этому порой указывают на то, что зачатки демократической организации власти были известны еще в Древней Руси. В частности, договоры, которые заключались отдельными городами с княжескими дружинами, как бы содержали в себе элементы разделения властей. Возможно, такие проявления ограничения княжеской власти действительно имели место. Им можно найти подтверждение и в стародавних летописях, и в некоторых других источниках. К сожалению, эти начинания не получили последующего развития. Княжеская междоусобица и вражда не способствовали к каким бы то ни было устремлениям к демократическому правлению. В еще большей мере не оставляло для этого возможностей татаро-монгольское иго. Объединение русских земель и последующего создания централизованного Русского государства происходило в условиях, требовавших максимальной концентрации власти.
В своей книге “Политика” Аристотель (389-328 гг. до н.э.) писал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя» . А вот слова Аристотеля относительно демократического строя: «Демократия пользуется большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно...». Цицерон говорил о государстве как о правовом общение и общем порядке.
Понятие «власть» является одним из центральных в политологии. ("наука о политике", "политическая наука"). Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, процессов и движений, происходящих в обществе, и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для уяснения природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Предмет «политология» включает в себя целый ряд взаимодополняющих теорий. Среди них: "теория политики", "политическая философия", "политическая социология", "политическая психология", "политическая история", иные аналогичные понятия, фиксирующие смежные области наук, изучающих политику: "теоретическая политология", "прикладная политология", "сравнительная политология", "ситуативная политология", "нормативистская политология" и "историческая политология".
Феномен
власти – важнейшая и наиболее древняя
проблема политического знания, объект
острой борьбы идей. В последнее время
рейтинг этого загадочного слова «власть»
растёт по возрастающей прогрессии. Оно
в различных сочетаниях даёт повод для
дискуссий, споров, рассуждений и обсуждений
на радио, телевидении и в других средствах
массовой информации. Про власть денег, о
власти родителей над детьми, о властных
женщинах и мужчинах, о жажде власти, борьбе
за власть и об её завоевании уже написано
множество книг, очерков, сложено много
легенд и снято немало кинофильмов.
Всё чаще начало звучать в эфире о так
называемых, «властишках», о властителях
судеб, о недальновидности и политической
близорукости представителей власти,
о том, что случайные и некомпетентные
люди во власти вредны и опасны для общества.
Власть избирают, критикуют и ругают.
Ей доверяют и не доверяют. В неё рвутся,
но не всех в неё пускают. Чем же так сладка
и привлекательна власть, что даже те,
которые её мягко сказать всегда недолюбливали,
при первой же возможности стараются в
неё «влезть»? Вопрос риторический. Может
слишком много всяких льгот она сулит?
Или она спасает от чего – то или от кого
– то? Или она - это потребность человеческой
натуры? А какую же власть предпочесть?
Интереснейшая, сложная, но весьма важная
и нужная тема.
а) Что же такое власть?
Существует множество определений, различных точек зрения и моделей власти.
Большинство учёных в настоящее время считают, что власть - исключительно общественное явление. Другие (их меньшинство) полагают, что власть есть и у животных. Последнее вряд ли верно, поскольку, во-первых, так называемая ”власть“ у животных основывается на инстинктах а, во-вторых, она не использует такой метод достижения своих целей как убеждение (о методах ниже). Таким образом, можно остановиться на следующем базовом определении: власть, есть присущее обществу волевое отношение между людьми.
б) Каково же предназначение и необходимость власти?
Власть, прежде всего, необходима для организации общественного производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и единства общества. Эту мысль в разной форме высказывали;
Платон (427 – 347 до н.э.) Афины: «Пока государстве не будут царствовать философы, либо, так называемы нынешние цари и владыки не станут благородно и осмысленно философствовать и это не сольётся воедино – государственная власть и философия, и и пока не будут в обязательном порядке отстранены люди - а их много – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол. Да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство…»
Хун Цзычэн (Китай, прибл. 17век) «Власть и выгода, блеск и слав; кто не касается их, тот воистину чист. Но, тот, кто касается и не имеет на себе грязи, тот чист вдвойне. Многознайство , хитроумие и проницательность; кто их лишён, тот воистину возвышен. Но тот, кто ими наделён, а не пользуется, тот возвышен вдвойне..»
”Ни обойти, ни отодвинуть вопроса о власти нельзя, - считал В.И. Ленин, посвятивший всю свою жизнь завоеванию политической власти, - ибо это основной вопрос, определяющий всё в развитии революции, в её внешней и внутренней политике“.
Понятие ”власть“ в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи - о власти социальной, экономисты – о власти хозяйственной, юристы – о государственной власти, политологи - о политической власти, естествоиспытатели - о власти над природой, психологи – о власти человека над самим собой, родители - о семейной власти, богословы – о власти Бога и т.д. Есть также понятия законодательной, исполнительной и судебной властей.
в) Можно ли в таком случае дать научное определение власти?
В политологии
в рамках социологического подхода
существуют несколько направлений
или школ научной мысли, отражающих различные
методологические подходы к изучению
власти, ее сущности, природы и т.п.: Ряд
социологов и политологов за рубежом говорят
о её таинственности, о том, что в своей
политической форме ”власть ставит наиболее
грозную загадку“, само понятие власти
смутно и неопределённо и т.п.
3 Подходы к определению власти.
Польский политолог
Е. Вятр насчитал в западной политической
социологии 6 различных
подходов к определению
власти:
а) Подходы к определению власти ( Е. Вятр).
-бихевиористский подход - поведение одного человека определяется поведением другого человека;
-телеологический подход - власть ради осуществления определённых целей;
-инструменталистский подход - власть определяется как инструмент достижения целей;
-структуралистский подход - власть рассматривается как особого рода отношения между управляющим и управляемыми;
-психологический подход – власть описывается как влияние, оказываемое на других;
-конфликтный
подход – власть
определяется как способ
разрешения конфликтных
ситуаций, например,
при распределении благ.
Бихевиористский подход рассматривает власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такой способ индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г.Лассуэлом, человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием.
Бихевиористская концепция (от английского bihavior - поведение) также исходит из определения политической власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, командуют, господствуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но особенное внимание представители данной концепции уделяют мотивам поведения людей в борьбе за власть. Они полагают, что стремление к власти заложено в природе отдельных личностей, которые обладают «политической энергией», то есть способностью властвовать. Кроме того, стремление к власти может быть обусловлено теми благами и привилегиями, которые получают люди, имеющие власть. Ещё одним мотивом в борьбе за власть является желание индивидов самоутвердиться, компенсировать какие-либо недостатки.
Информация о работе Политическая власть и механизм её функционирования