Политическая власть и механизм её функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 20:22, реферат

Описание работы

Понятие «власть» является одним из центральных в политологии. ("наука о политике", "политическая наука"). Оно даёт ключ к пониманию сущности политических институтов, процессов и движений, происходящих в обществе, и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для уяснения природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Предмет «политология» включает в себя целый ряд взаимодополняющих теорий.

Содержание

1.Введение. стр.3-4
2.Определение власти. стр. 4-5
3.Подходы к определению власти. стр. 5-7
4.Метафизический анализ власти. стр. 7-8
5.Основные принципы власти. стр. 8-9
6. Сущность и особенности политической власти. стр. 9-11

7. Классификация политической власти. стр. 12-13

8.Легитимность политической власти и ее типы. стр. 14-17
9.Теория разделения властей. стр.17 -18
10.Объекты распределения властей. стр.18
11.Выводы. стр. 18-21
12.Список использованной литературы. стр.21 -22

Работа содержит 1 файл

Контрольная Политология.doc

— 209.00 Кб (Скачать)

Рассмотрев различные  аспекты понятия ”власть“, перейдём к рассмотрению понятия ”политическая власть“, как одного из важнейших проявлений власти в целом.

Многое из вышесказанного относится и к политической власти.

 

6) Сущность и особенности политической власти. 

К. Маркс и  Ф. Энгельс в ”Манифесте Коммунистической партии“ писали, что ”политическая власть  ... это организованное насилие одного класса для подавления другого“.  Уже цитировавшийся выше  Е. Вятр предлагает такое определение:  ”Политическая  власть - всякая основанная   на  принуждении  власть одной  группы  людей  в отношении  другой  группы или других групп людей, чаще всего – в отношении определённого общественного класса“.

Можно выделить ещё одно определение политической власти;

Политическая  власть это определённый тип общественных отношений, возникающий между большими социальными группами,  между государством и обществом,  между государственными органами власти, политическими партиями и общественными объединениями, которые используют политические институты и ресурсы для руководства политическими процессами и общественной жизнью с целью создания определённого типа правления и определённого политического режима. Политическая власть начинается там, где способность влиять распространяется на широкие массы, на миллионы, в том числе на государство.

В политической психологии, каждый человек рассматривается в связке отношений «Человек – Политика – Власть», по аналогии сознания: «Сознание – Память - Внимание». При нарушении внимания страдает память, при потере власти, страдает политика. Политика не может функционировать без власти, и, наоборот, власть не может реализоваться при отсутствии политики. Политика в свою очередь является содержанием власти, как содержанием внимания является память. Поэтому политическая власть очень сложна. Политическая власть – это система, в которой просматривается деление человека на несколько групп, разделённых психолого – политическими чертами:

-дополитический человек без власти (личность воспринимает власть, как нечто естественное, не требующее пристального внимания)

- политический человек без власти (личность активно вмешивается во власть в её различных проявлениях, активно интересуется политической системой).

- Дополитический человек при власти (криминальный авторитет)

- Политический  человек  при власти (политик,  чиновник)

Политика как социальное явление характеризуется её прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Отношения между классами могут носить идеологический, экономический, социально-политический и т.п. характер. Политика же есть такая сфера взаимоотношений между классами и другими социальными группами, которая касается главным образом проблем власти и управления. Если в центре внимания политики находится классовое понятие власти, то оно же, естественно, оказывается и в центре науки о политике (политологии)

Представляется  ещё следующее определение политической власти:

 ”Политическая власть - это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике, с помощью различного рода средств: права, авторитета, принуждения“. Понятие политической власти шире понятия власти государственной, причём последняя является формой первой. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в иных  составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и т.д.

Основными признаками политической власти являются:  

- наличие субъекта  и объекта властных  отношений.  Социальной основой власти является исторически определённая форма собственности, поэтому в классовом обществе объективно совпадают субъект собственности и субъект политической власти;

-приказ  осуществляющего  власть, сопровождаемый  реальной угрозой  применения санкций; 

- наличие механизма,  реализующего подчинение;

 

- общественные нормы, закрепляющие полномочия субъекта власти.

 

Можно рассмотреть ещё  более понятное изложение  признаков политической власти:

 

- делегирование властных полномочий одних людей другими через специально уполномоченный госаппарат.

- использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных её норм.

- наличие специального аппарата людей, обладающего более высоким уровнем компетентности и образования по сравнению с другими аппаратами власти, чтобы поддерживать соблюдение законов.

Государственная власть, в отличие от других разновидностей  политической власти, не обязательно использует принуждение для достижения своих целей. Могут быть использованы, например,  идеологические, экономические и другие методы воздействия. В то же время именно государственная власть обладает монополией на то, чтобы принудить членов общества для выполнения своих намерений.

Государственная власть, это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определённую организацию, так и практическую  деятельность   по  осуществлению  целей  и  задач  этой  организации. 

Главная задача государственной  власти состоит в  том, чтобы своими методами управления и руководства:

- удержать стабильность;

- обеспечить бескризисное развитие общества;

- не допустить конфликтов в нём.

Таким образом, если говорить о структуре политической власти в институциональном плане, то она может быть представлена так:

а) государственная  власть,

б) собственно политическая власть (которая рассматривается  как часть власти партий и иных общественно-политических организаций).

 

Элементами  сущностной характеристики политической власти являются:

 

1) источник власти чаще всего - собственность

2) субъект власти  субъект собственности - класс собственников, власть которого реализуется как через государственный аппарат, так и через негосударственные  организации  и  учреждения   посредством   права,   идеологии

  3) функции власти осуществление политических интересов субъекта собственности

4) объекты власти  классы, социальные слои, индивиды), то есть  управляемые

5) средства осуществления  власти механизм осуществления власти.

 

Субъект и носитель власти.

Осуществление власти различного рода организациями  заслоняет сам факт принадлежности власти классу собственников, так как  власть в классовом обществе осуществляет не класс в целом, а специальные учреждения - носители власти, наделённые классом, т.е. субъектом власти, властными полномочиями. Субъект осуществляет свою власть посредством носителей власти независимо от того, кому они служат. Осуществление политической власти класса посредством её носителей создаёт иллюзию, что собственная власть носителей независима в целом от власти доминирующего класса.

 

В зависимости  от того, как политическая власть структурирована (или распределена), так она и используется имеющими на это право классами, партиями, индивидами и т.д. Когда говорят, что одно лицо обладает большей властью, чем другое, это значит, что оно имеет большую свободу действий.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что властью, способностью к действию обладают и те, кто якобы безвластен.   Право же её  свободного использования сконцентрировано на высших уровнях общества. Например, царь обладал неограниченной властью, а рабочие и крестьяне, не имели её вообще. Шах Ирана до 1979 г. имел огромные властные полномочия, а священнослужители - почти никаких. Но как в первом, так и во втором случае после свержения монархов революция передала право свободы действий в другие руки. Из этого можно сделать вывод о том, что власть лежит вне и за  пределами обладателя власти.

Как считает  английский политолог Берри Барнс, власть индивида зависит от способности к действию других. Этот индивид подобен водителю автомобиля, власть которого заключена в самом автомобиле и зависит от мощности двигателя и типа автомобиля.

В ходе революций, исторических катаклизмов (в первую очередь), в повседневной политической жизни всегда возникают  - между  субъектами  и объектами политических отношений - отношения по поводу политической власти.  Они распределяются так:

 

а) завоевание власти  (парламентский  переворот, политический переворот, включая  военный; переворот  извне);

б) упрочение власти (оно  происходит на основе консолидации сил  либо узурпации власти;

в) удержание власти (оно  заключается в  закреплении господствующего положения определённых субъектов власти и всегда приобретает законно - образную форму. Удержание политической власти может происходить демократическим путём, тоталитаристским путём, олигархическим путём);

г) использование власти, т.е. управление властью.

 

Технологии использования политической власти.

Некоторые аспекты.

1) Возможность отдельным  представителям власти  толковать закон  и применять его  в этом толковании (например, к ”Закону о  статусе военнослужащих“    прилагаются  подзаконные акты  ”дополняющие“ и разъясняющие его).

 

2) Функционирование  негласных кодексов  поведения  (таковые  есть в сфере  политической, партийной  и т.д. Например, в некоторых странах было принято, чтобы политические деятели тихо уходили в отставку, политическое небытие, ни за что и не перед кем не отчитавшись).

 

3) Реализация на  практике принципа  разделения властей. 

 

4) Организация групп  давления (на президента, парламент, депутатов)  или лоббирование, т.е. представление  и защита определённой группы лиц.

 

5) Тактика мелких  подачек большинству. 

 

Рассмотрим теперь, как можно классифицировать политическую власть. Прежде надо помнить, что политическая власть - одна из форм проявления власти вообще  (наряду с экономической,  духовной, властью центра и регионов, родительско-семейной и другими).

 

7. Классификация политической власти.

1. В зависимости от средств, используемых для осуществления власти, политическая власть может быть: 

 

· непосредственная физическая или насильственная власть Её реализуют армия и полиция);

 

· внушение (с помощью  ”кнута и пряника“, т.е. наказывая и  поощряя Субъектами власти здесь выступают экономические институты;

 

· влияние на мнение: Школы, церкви политические организации стремятся повлиять на общественное мнение в нужном направлении.

 

Но это деление  весьма условно, ибо каждый из вышеназванных  субъектов власти может пользоваться кроме средств, характерных только для него, и другими средствами.

2. В зависимости от субъекта власти политическая власть может быть следующих видов: 

 

· власть организаций (или  институциональная) т.е. власть партий, общественных организаций;

· власть социальных субъектов (наций, больших социальных групп)

· власть индивидуальная.

Возникает вопрос: ”Почему индивид стремится к власти?“

 

Причины стремления к власти различны.

 

1. Индивид домогается  власти во имя общественного  блага. (Такие люди стремятся защитить  интересы всех граждан, обеспечить  справедливый   социальный   порядок.   Разумеется,   таких   людей   в ”чистом“ виде немного.)

2. Человек домогается  власти, сознательно преследуя свои  эгоистические цели, реализуя свои  личные интересы, которые предопределены  образованием, личным опытом, культурой  этого человека,  его материальным  положением.  Человек может добиваться  власти по неосознанным мотивам. Эту точку зрения отстаивают многие исследователи. В частности, согласно теории Ласуэлла, человек, домогающийся власти, стремится с её помощью возместить психологические травмы, пережитые в детстве (например, Наполеон Бонапарт, В.И. Ленин и другие).

Информация о работе Политическая власть и механизм её функционирования