Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:29, шпаргалка

Описание работы

22 ответа.

Работа содержит 1 файл

politologiya.doc

— 241.50 Кб (Скачать)
  1. Политическая  социализация. Политическое воспитание как средство политической социализации.

У человека нет гена, отвечающего за его политическую ориентацию. Родившийся человек может  с равным успехом стать либералом или коммунистом. Но в стране с давними демократическими традициями сторонников авторитарной власти будет меньше, чем в тоталитарном режиме.

Политическая  социализация (ПС) –  это процесс усвоения челом правил институциональных  отношений, норм и  ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к политической системе и для выполнения различных видов политической деятельности.

В ходе ПС у человека формируются навыки и умения исполнения какой-либо политической роли, т.е у него складываются ясные представления о том, что требуется от него как гражданина, избирателя, налогоплательщика, депутата, члена полит.партии и т.д., какими правами он будет обладать, если займет ту или иную позицию в политической статусной иерархии, какие на него будут возложены обязанности.

Во-вторых, у человека вырабатываются навыки и умения выполнения какого-либо виды деятельности, связанного с политикой. Он учится заполнять бюллетень для голосования, декларацию о доходах, заявление о приеме в партию.

В третьих, у человека складываются определенные ценностные предпочтения и представления о мире политики, которые влияют на его стремления, желания, определяют политический выбор, намерение поддерживать ту или иную партию или дистанцироваться от активной политической борьбы.

ПС необходима человеку. Она помогает ему строить  отношения с другими людьми, понимать смысл происходящих политических событий, определять свою статусную позицию  в политической иерархии. Если социализация идет успешно, то окружающий мир политики не кажется человеку чуждым, непонятным, он легко ориентируется в нем, знает, когда и где следует исполнять ту или иную политическую роль, в какой мере и при каких обстоятельствах демонстрировать обретенные навыки политической борьбы.

В успешной политической социализации каждого  индивида заинтересованы все члены  общества, даже если эта заинтересованность и не осознается ими в полной мере. Дело в том, что усвоение норм политической культуры ведет к сужению рамок  непредсказуемого поведения, вносит во взаимодействия людей упорядоченность, определенность, создает психологический комфорт. Вот почему в каждом обществе возникает целая система институтов и организаций, осуществляющих функцию политической социализации. Организации, группы, отдельные индивиды, выполняющие эту функцию, называются агентами ПС.

Агенты  могут быть специализированными, т.е. сориентированными исключительно  на распространение политических знаний и на развитие у населения навыков  полит.поведения (органы гос. управления, политические партии, учебные центры, специализирующиеся в области полит.образования), а также неспециализированными, выполняющими функцию ПС наряду с формированием иных знаний, умений и навыков, необходимых индивиду для жизни в социуме (семья, школа, СМИ).

Значение  неспец. агентов ПС заключается в  том, что они формируют у человека ряд ценностных ориентаций, напрямую не связанных с политикой, но способных  в той или иной мере проявиться в политической деятельности.

Любое общество обладает соц. Механизмами, позволяющими ему формировать требуемый тип полит.поведения. В основе этих механизмов лежит способность чела к обучению сложным видам поведения. Чем сложнее общество, его политическая система и политическая культура, тем более многообразным будет и политическое поведение включенных в него людей. Успех политической социализации зависит от согласованности действий агентов ПС, поэтому в обществе с сегментарной, поляризованной политической культурой могут сложиться личности с разными политическими ценностями и ориентациями.

Типы  политического поведения можно  разделить по двум основаниям:

        1. Отношение к политической системе:
          1. институализированное, соответствующее служившемуся в рамках данной политической системы нормативному порядку (индивид ориентируется в своих поступках на нормы и определенные ролевые ожидания)
          2. девиантное, отклоняющееся (индивид не ориентируется в своих поступках на официально признанные нормы, он действует в соответствии со своими собственными представлениями, либо ориентируется на ожидания группы, действия которой не укладываются в рамки нормативного порядка, разрушают институциональную систему).
        2. Отношение к политическим ценностям. Любое политическое действия можно представить как действие:
          1. Ценностно-ориентированное (индивид свои действия согласует, соизмеряет со сложившимися у него ценностными представлениями, политическими идеалами)
          2. Лишенное четкой ценностной ориентации (у индивида не сложилась ясная система политических ценностей, либо она подавляется сиюминутными потребностями и интересами и поэтому фактически не оказывает на поведение никакого влияния).
  Ценностно-ориентированное  
Институали-зированное Ценностно-ориентированное  политическое участие Действия, напр. На установление нового полит. Порядка Деви-антное
Ролевое политическое участие Действия, напр. на разрушение политического порядка
   
Лишенное  ценностной ориентации
 

Ценностно-ориентированное  политическое участие - индивид признает нормативно-институциональный полит. порядок и фактически готов действовать в соответствии с требованиями полит. системы. Причем эта готовность подкрепляется соответствующими ценностными ориентациями, идеологическими принципами. Данная форма участия не обязательно выливается в безусловную поддержку правительству, она может принимать и оппозиционные формы, индивид может руководствоваться принципами различных идеологических доктрин, но его намерения реализовать эти принципы, добиться изменений не выливаются в противоправные действия, дестабилизирующие данную полит. систему. У этому типу относятся такие действия, как осознанное голосование за какого-либо кандидата на выборах, любые действия лидера или члена партии, если они не выходят за рамки закона, участие в проводимых в соответствии с законодательством акциях протеста с четкой идеологической направленностью и т.д. Особенность – внутренняя убежденность индивида в необходимости предпринимаемых действий. Этот вид воспринимается как рациональный, осознанный выбор чела.

Ролевое политической участие характеризуется ориентацией на сложившийся нормативный порядок, на соблюдение правил институционального взаимодействия при отсутствии или слабом выражении ценностного компонента политического поведения. Такой тип политического действия характерен для индивидов, у кот. сложились устойчивые ролевые установки, внутренняя готовность следовать правилам политического взаимодействия, требованиям закона, но при этом политического взаимодействия, требованиям закона, но при этом политические ценности либо не сформировались, либо оказались вытесненными на периферию сознания другими, более для него значимыми: семья, личное благополучие, творчество и т.п.

Такой тип политического поведения  свойственен большинству законопослушных  граждан в современном обществе. Для них участие в политике явл. не результатом осознанного желания утверждать определенные принципы и идеалы, а следствием сложившихся в ходе социализации навыков и умений выполнять принятые на сея политические роли. Так ведет себя чел случайно или «за компанию» пришедший на митинг. У него нет стремления отстаивать декларируемые ораторами ценности, но он соблюдает правила поведения, соответствующие данному случаю. Другим примером может быть колеблющийся избиратель, кот., придя на избирательный участок, до последнего момента не может решиться, какому кандидату отдать предпочтение, но все-таки опу3скает в урну для голосования бюллетень со своей отметкой.

В обществе отдельные виды ролевого политического участия активно поддерживаются. Так, в системе гос. службы запрещается при исполнении должностных функций проявлять идеологические симпатии, чиновник должен уметь работать и с «правым», и с «левым» политическим руководством страны. Профсоюзные активисты, призванные отстаивать интересы профессиональных групп, также должны уметь это делать независимо от идеологической ориентации правительства.

Действия, напр. на создание нового политического порядка. Их отличительными чертами явл. явное нежелание индивидов следовать существующим институциональным нормам, требованиям законодательства, а также демонстрируемая ими ориентация на политические цели и идеалы, противоположные господствующим в обществе. В стабильном обществе такой тип политического действия практически отсу3тствует или представлен единичными случаями. Однако в условиях нарастания экономических трудностей и политической нестабильности такой тип поведения может обретать более широкий характер. Этому обычно способствуют создаваемые нелегальные или полулегальные организации, пропагандирующие альтернативные политические ценности, призывающие к антиправительственным выступлениям, провоцирующие массовые беспорядки. Наибольшего размаха такие действия достигают в периоды революционных потрясений, когда в борьбу за новые политические ценности, идеалы, за изменение политического строя вовлекаются широкие массы.

Действия, ориентированные  на разрушение сложившегося политического порядка, но при этом ценностно  не определенные. Такие действия отличаются спонтанностью включения индивидов в политику, импульсивностью, агрессивностью и могут обладать при условии их массовости значительной разрушительной силой. Это может быть акт захвата заложников, самосожжения, много действия, к которому человека подвигло только желание, чтобы власти обратили внимание на его бедственное положение. Такие акты отчаяния предпринимаются обычно, когда исчерпаны все законные формы решения волнующих чела проблем.

Специфика таких действий заключается в  отсутствии у индивидов каких-либо политических целей, ярко выраженных идеологических ориентаций. Это – скорее выход внутреннего недовольства, причем нередко настолько сильный, что он перестает контролироваться сознанием человека. Отсюда чрезмерная аффективность, агрессивность, склонность к насильственным действиям. Причем, чес выше эмоциональный накал бунтующих индивидов, тем больше вероятность заражения негативной психологической энергией окружающих людей. Так возникают бесчинствующие, мародерствующие толпы.

Два первых типа политического поведения преобладают  в обществах, где успешно проходит политическая социализация. в ходе которой индивиды овладевают навыками и умениями исполнения политических ролей. Такие общества отличаются стабильностью политической системы, потому что обеспечивается постоянное воспроизводство ее статусно-ролевого уровня. Нарастание поведения третьего и четвертого типов является симптомом начавшихся кризисных явлений в политической системе, которая оказалась неспособной компенсировать неэффективность механизмов политической социализации.

  1. Международные отношения как динамичная система связей (экономических, политических, культурных, научно-технических, военных и т.д.)

Международная политика (МП) – целенапрвленные действия в интересах соверш. их субъетов и хар-р возникающих на этой основе взаимоотношений. Междунар. полит. процесс – совокупность разнокачеств. видов полит активности междунар. субъектов и их взаимоотношен., многообразие конкретн. изменений в междунар. полит. жизни. Субъекты МП: социальные (народы, нации, классы) и институциональные (гос. сообщества и их институты). Уровни субъектов МП: 1) гос-ва; 2) межгос. объединения (НАТО, ОВД – организац. Варшавского договора, ЕС, организац. африканского единства, ООН, ЮНЕСКО).

МПО – механизм артикуляции и агрегации гос. интересов и формирован. междунар., являющихся надгос. стимулами и регуляторами междунар. политики. МПО складывается по поводу гос. и межгос., региональных и глобальных (мировых) интересов и проблем. Междунар. власть легитимна, если она опирается на признанные сообществом нормы и институты. Институты междунар. власти – объединенные правительственные, неправит., общ-нно-полит. организации, способные по своему междунар. статусу принимать обязат. для всех членов сообщества решения (Совет безопасности ООН) или решения рекомендательные (постановления сессий ассамблеи ООН и др.). Междунар. власть ограничена в своих возможностях. Фактор власти в междунар. процессе дополняется взаимным согласием, консенсусом при принятии жизненно-важных для его субъекта проблем. 

  1. Геополитический фактор во внешней  политике.
  2. Прикладная политология. Предметы и специфика.
  3. Сравнительная политология как метод исследования политических процессов.

Информация о работе Ответы по политологии