Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:29, шпаргалка

Описание работы

22 ответа.

Работа содержит 1 файл

politologiya.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

Идеи  просвещенного абсолютизма ярко представлены в произведениях Новикова, Третьякова, Козельского, Сумарокова. Для представителей этого направления  характерно обращение к договорной теории происхождения гос-ва, они обсуждали пути повышения моральных устрев политики, ограничения сословных привилегий, искали пти законодательного закрепления прав гражданина.

Особое  место среди Российских мыслителей 18 в. Занимает Радищев (1749-1802). Он открыто выразил мнение о том, что самодаржавная, ничем не ограниченная власть противоречит естественным правам человека и заключенному между гражданами и властями договору. В работе «Путешествие из Пет. В Москву» он гневно обличал самодержавие и крепостной строй. Он говорил, что народ, отстаивая свои права, может поднимать восстание против власти. Идеалом общественно-политического устройства Радищев считал республику, где народ сам издает законы и осуществляет управление.

В 19 в. В  России сложились 3 направления общественно-политической мысли: дворянско-либеральное, консервативно-охранительное и революционно-демократическое.

Российский  либерализм: Сперанский (1772-1839), Чаадаев (1794-1856), Станкевич (1813-1840), Грановский (1813-1855), Анненков (1812-1887).

Сперанский, являвшийся статс-секретарем Александра 1, подготовил по его поручению план гос. Преобразований в России. Он считал, что необходимо постепенно отменить крепостное право и установить конституционную монархию. В основу системы гос. Власти он предлагал положить принцип разделения властей.

В работах  Чаадаева, Станкевича, Грановского, Анненкова излагались не только идеи правового гос-ва, гражданских прав, но и путь роазвития западных стран явл. Боее эффективным, прогрессивным, что России следовало бы перенять ряд основополагающих принципов западноевропейского устройства. За ориентацию на западную традицию из стали называть «западниками».

После отмены крепостного права началась новая волна в развитии рос. Либерализма. Чичерин (1828-1904) выступал просив деспотизма, за правовое гос-во и конституционную монархию. Одновременно он выступал критиком социалистических идей всеобщего равенства, считал, что гос-во должно защищать права человека, но не должно брать на себя функцию заботы о неимущих. Новогородцев (1866-1924) развивал идею соц. Гос-ва, кот. должно гарантировать каждому челу достойное существование. Свобода не может быть реальной, если человеку не гарантированы необходимые условия нормальной материальной обеспеченности.

Консервативно-охранительное  направление в политической мысли сложилось как реакция рос. Дворянства на возможные изменения в связи с последовательной реализацией принципов буржуазно-демократический преобрахований в обществе. Его представители стремились обосновать принципиальное различие развития запада и России, они идеализировали историческое прошлое страны и ратовали за сохранение вековых традиций, самобытности России – славянофилы.

Революционно-демократическое направление представлено Белинским, Герценым, Чернышевским, Бакуниным, Кропоткиным. Революционеры-демократы считали, что переход России к демократии необходим и будет совершен так же, как и на Западе путем революционных преобразований. Однако в понимании того, кто будет главной движущей революционной силой, каков должен быть характер изменений, у революционеров-демократов были серьезные расхождения.

Бакунин и Кропоткин  негативно относились к любому гос-ву, ограничивающему свободу человека и призывали к его разрушению. Идеалом для них был союз самоуправляющихся общин, основой которого станет сзаимопонимание свободных людей, над которыми не будет никакой верховной власти.

В конце 19 в. В России складываются социалистические теории марксистского направления. Их отличало негативное отношение к идеям либерализма, к буржуазному, частнокапиталистическому способу производства, вера в возможности нарождающегося пролетариата построить справедливое демократическое общество, где нет места эксплуатации и где существует подлинное народовластие. Плеханов (1856-1918) считал, что социализм как конечную цель рабочего движения, российский пролетариат сможет построить только тогда, когда пройдет школу политического воспитания в зрелом капиталистическом обществе. Особенно значим вклад в развитие соц. Теорий Ленина (1870-1924). Он разрабатывал теорию соц. Революции, теорию гос-ва, социалистической демократии, кот. впоследствии легли в основу идеологической доктрины советского гос-ва. Взгляды Ленина оказали огромное влияние на развитие политической мысли в СССР.

Особое  место в российской политической мысли занимает Острогорский (1854-1919). Его называют основателем российской политиеской социологии. Он отошел от нормативного подхода к явлениям политической жизни, т.е. от рассуждений об идеальном состоянии общества, и вплотную занялся изучением реалных процессов. Его главная работа – «Демократия и политические партии». В ней он говорит о демократии не как о некоем статистическом состоянии, а как о постоянном столкновении интересов различны соц. Групп, организаций и партий. Партии для Острогорского – это формальные организации, имеющие собственную логику возникновения, функционирования и развития. 

  1. Обоснование необходимости модернизации политического строя  в России (реформы  Столыпина)
  2. Политическая власть. Сущность, источники, основные признаки.

Понятие власть (В) трактуется неоднозначно. Напр., англ. политологи под В. понимают силу и авторитет, взятые вместе. В наших словарях – это способность и возможность осущ. свою волю, оказывать воздействие на поведение людей с помощью какого-либо средства (сила авторитета, насилие, право). Глубокий анализ понятия В. дает совр. польский политолог Ежи Вятр:

  1. Бихевиористское. В – это особый тип поведения, основанный на возможности влиять на людей.
  2. В – это достижение опр. целей, получение намеченных результатов.
  3. В – это возможность использовать опр. средства (насилие)
  4. В – это особого рода отношения между управляющими и управляемыми
  5. В – это влияние, оказваемое на других
  6. Возможность принятия решений, кот. регулируют распределение благ.
  7. Марксистское понимание: В – это господство одних над другими, подчинение организованной силе.
  8. Макс Вебер: В – это способность отдать приказ и вызвать повиновение. Сердцевина власти – это отношения господства и подчинения.

В – это форма соц. отношений, характеризующаяся способностью влиять на поведение людей с помощью организационно-правовых, экономических, идеологических механизмов, с помощью традиций, авторитета, норм и насилия.

Функции В:

  1. Созранение целостности общ-ва, предотвращение кризисов (разрешение)
  2. Поддержание порядка, стабильности, соц. равновесия.
  3. Регулирование ключевых общ. отношений, управление общ. процессами.

Субъекты: Гос-во, Законодательные и исполнительные органы, Судебная система

Гос. власть. Макиавелли обосновал суть и соц. природу полит. власти как гос. Главный предмет анализа – реальная способность правительства повелевать подданными – это и есть власть. Цель гос-ва, политики – увеличение власти любыми средствами. Орудие власти – право, основа власти, хорошие законы и хорошее войско. Власти – сила, способная обуздить страсти людей и воспитать в них граждан. Макиавелли полагал, гос. В не должна находиться в руках того или иного класса, а должна обнимать все те общественные элементы, из кот. слагается гос-во.

Гоббс: гос. В – лицо или собрание, воле кот. подчиняются все прочие. В  – соединение воли граждан в единую волю. Она безгранична, абсолютна при любых ее формах. В держит людей в страхе, направляя их действия к общему благу. В – сила. Кто не обладает силой, тот не обладает властью. Гоббс объяснил ее необходимость соц. причинами, хотя и связывал это с желанием избавиться от царившей войны всех против всех. Политическая В – реальная способность опр. класса, а такжепредставляющих их организаций и индивидов проводить свою полю по отношению к др. группам, индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами.

Признаки  политической В:

  1. Она закономерно зарождается и утверждается в обществе как необходимая форма выражения общественных отношений между большими соц. группами и общественными организациями, отстаивающими их интересы.
  2. Политическая В как общественное отношение содержат противоречие между субъектом и объектом власти. Противоречие вытекает из асимметричности властного отношения (преимуществ – статус, влияние, авторитет, информированность и т.д.).
  3. Власть – потенциал, возможность, осуществленные в действии, во взаимоотношении субъектов, зависящих от условий. Ее нельзя присвоить. Утверждать и закреплять определенные ценности и нормы, определяющей статус лиц, которые обладают доступом к принятию общезначимых решений.
  4. Политическая В производна от общественной системы (соц. структуры), значит от общественных, экономических отношений.
  5. Политическая В связана с принуждением. Но ее нельзя сравнивать с принуждением и физическим насилием.
  6. Политическая В существует и функционирует в различных видах: гос., партийная, региональная, международная и т.д. Главная – гос. власть.

Политическая  власть функционирует через систему  соц. институтов, воплощающих в себе технические, человеческие, организационные, информационные и др. факторы. Осуществление власти означает использование организаций установленный норм, санкций для достижения общих целей и ценностей. Ресурсы (все то, что может быть использовано для влияния) политической В:

  1. Экономические – нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания;
  2. Силовые – выполняют функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, обеспечение безопасности политической власти, недопущение каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения;
  3. Социальные – соц. политика в большинстве современных западных стран строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения, широко развита система благотворительных организаций и т.д.
  4. Информационные – СМИ
  5. Военные, идеологические, нравственные, аморальные, интерес людей, страх человека и т.д.

Силой В, ее авторитета осуществляется наиболее значимые политические акции как  демократического, так и антинародного характера, обостряются или слабеют соц. напряжения, конфликтные ситуации. Массовые, групповые и индивидуальные политические выступления также направлены против власти. Эконосич., соц. и культурные проблемы связаны с состоянием власти, уровнем ее организации, политическими программами и реальным поведением людей, наделенных властью. Власть сущ. в любом обществе как порождение разных интересов, несоответствия уровней развития различных соц. структур. Власть превращается в осоый вид общественных отношений – отношений власти. Первоисточником является реальное превосходство одной части явления над другой. В общей методологической системе происхождения и функционирования власти – теоретическая ссылка про сущность того, что власть – сначала назревание (утверждение) реальных отношений властвования и подчинения, а затем их властное оформление. В роли носителя власти могут выступать как конкретные соц. силы, так и интересы, кот. не имеют четкого соц. адреса, но оказываются достаточно выразительными в политическом процессе, отсюда в сущности власти ее происхождение и функционирование. 

  1. Политические  системы. Понятие, сущность, структура, функции.

Политическая  система (ПС) общества возникла вместе с появлением человеческого общества и необходимостью посредством власти обеспечить управление обществом. Если в родоплеменном обществе врасть держалась на авторитете вождя, то по мере развития политического общества понадобились спец. учреждения и рычаги управления. ПС – единый централизовный управляемый политической властью организм, выражение интересов господствующих классов, которые осуществляют власть.

Сущность  ПС:

  1. ПС принадлежит верховенство в обществе, т.к. ч/з ПС осуществляется власть, принимаются решения, обязательные для всех.
  2. Обусловлена и др. сферами жизни, т.к. ПС – надстройка над экономич. базой
  3. ПС зависит от активности масс, т.к. последнее активно на нее воздействует в ходе избирательной кампании, референдов и т.д.
  4. Характерен широкий спектр методов, используемых для осуществления своих задач, (разъяснительный, пропагандистский, принудительный, насильственный).

Структура ПС:

гос. органы, политические и неполитические органзиации, весь механизм участия граждан в  политической жизнм, правительства, партии, профсоюзы, СМИ, творческие союзы, политические правовые нормы, кот. регулируют политические отношения в обществе (традиции, законы, политические отошения, политическое сознание, полит. культура). Ядром является гос-во. Политические отношения – это отношения между соц. общностью, между общностью и гос-вом. В составе ПС общества функционируют в тесной взаимосвязи. 4 крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.

Информация о работе Ответы по политологии