Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:29, шпаргалка

Описание работы

22 ответа.

Работа содержит 1 файл

politologiya.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

«Лифты», обеспечивающие подъем желающих в политическую элиту, действует только в стабильных обществах с устоявшейся институционалной структурой власти, укоренившимися политическими ценностями. Однако действуют «лифты» не автоматически, от индивида требуются собственные усилия, участие в конкурентной борьбе, а также соблюдение общих правил, установленных в рамкам политического нормативного порядка. 

  1. Природа и сущность лидерства. Политический лидер: отличительные черты  и признаки.

Полит. лидер (ПЛ) – лидер, ведущий, руководящий. Лидеры бывают формальные и неформальные. Сверхчеловек – ч-к, кот. игнорирует христ. мораль. Лидер по Платону – государь. Лидерство – влияние, авторитет, контроль одних над другими. Условия: такое влияние должно быть постоянным, распростран. на всю орг-цию (общ-ва), полит. лидера выделяет главенствующ роль. Лидер явл. субъектом (по своим особым кач-вам он становиться во главе дв-ий, наделяется властными полномочиями) и объектом (в решении полит ?-ов он всегда испытывает влияние др. полит. сил, должен быть готов к компромиссу). Функции ПЛ (по Такеру): 1) диагностическая – Л анализирует, опр-ет ситуацию, ставит ей диагноз. 2) предписывающая – Л разрабатыв. напрвлен. действий для решения проблемы. 3) мобилизующая – Л добивается поддержки своего плана, организ. его выполнение. Типы ПЛ: 1) Н. Макиавелли: «Все лидеры делятся на лис и львов»: а) лиса – умение избегать капканов, скрывать свои истинные цели, лавировать; б) лев – прямолинейность, силовые методы, основной принцип – уничтожить противника в откр. бою. 2) Авторитарные – наличие у чел-ка безраздельн. власти над людьми. 3) Демократическое – учет интересов всех членов орг-ции в их участии в упрвл-ии. 4) М. Вебер: а) традиционный – вождь племени, монарх; б) легитимный – президент, премьер-министр, депутат; в) харизматический – божья благодать, появл. когда страна переживает острый кризис.5) По методам и способам деят-ти: а) великий гос. Л – действует на переломном этапе развит. общ-ва, рукодствуется не личными, а общенац. инересами (Петр I, А. Линкольн). б) политик-практик – решает повседневные проблемы (Лужков); в) гражданский Л – не занимает гос. пост, но оказывает большое влияние на общ-во (А.Д. Сахаров); г) Л-демогог – использует любые ср-ва (чел-ие слабости, предрассудки) в своих интересах, много обещает. 6) По масштабам: общенац., Л класса, местный. 

  1. Политический  процесс, его структура.

Политический  процесс – это событийная сторона политической жизни, т.е. позникновение и последовательность политических событий. Политический проесс раскрывает все многообразие, сложность и противоречивость политической жизни. Благодаря его мзучению мы можем видеть, как в реальных поступках людей воплощаются институализированные политические отношения и культурные модели и ценности, какие противоречивые возникают коллизии, когда индивиды пытаются реализовать свои потребности, установки, ценностные ориентации. Можно сказать, что политический процесс – это последовательность событий, в которых усилиями людей воспроизводятся и создаются политические структуры, а также реализуются и изменяются политические устремления и установки индивидов и соц.групп. Именно в ходе политического процесса происходит соединение внутреннего субъективного мира отдельного человека и объективного мира политики, созданного многими людьми.

Основные  особенности политического процесса (ПП). ПП обладает пространственно-временной обусловленностью. Любое событие разворачивается в определенное время и в определенном месте. Место накладывает определенные ограничения на действия людей, вовлеченных в событие.

Политические  структуры в отличие от политического  процесса не имеют ни временной, ни пространственной обусловленности. Гос.дума, независимо от места и времени заседания, останется российским парламентом с перечисленными в Конституции правами и полем ответственности. Временная обусловленность ПП кажется не значимой, но она позволяет описывать его, выделяя этапы и фазы, что дает возможность структурировать сам процесс, определять изменение его динамики. Фактор времени также говорит о необратимости ПП.

Вторая  особенность – конкретность. Каждое политическое событие уникально.

Третья  – сложность, многоуровневость и  многообразие. В обществе одновременно происходит множество политических событий, и чтобы упорядочить знание о них, выделяют уровни и виды ПП. Уровень ПП – это масштабность происходящих политических событий, их значимость:

        1. полит.события в жизни одного человека, или политическая биография. На этом уровне фиксируются только те события, в которых участвовал конкретный индивид. Обычно этот уровень ПП интересует биографов, описывающих жизнь и деятельность прежде выдающихся людей, бывших и настоящих профессиональных политиков. Однако такая политическая биография может быть и у простого человека с ограниченной степенью вовлеченности в политические события.
        2. полит.события, в кот.оказались вовлеченными члены одной организации, группы, региона. Например, процесс создания и развития партии. В обществе одновременно разворачивается множество политических процессов такого уровня: создается новая общественно-политическая организация, партия проводит свой очередной съезд, группа давления начинает акцию воздействия на правительство, в регионе проходит митинг под политическими лозунгами. Причем все эти события могут быть совершенно не связанными между собой. Эта несвязанность позволяет говорить еще и о дискретности ПП, т.е. разорванность происходящих в стране политических событий и отсутствие между ними связи.
        3. Политические события общенационального масштаба, т.е. оказывающие воздействие на развитие общества в целом. Общенациональный уровень ПП позволяет нарисовать общую картину политической жизни в стране. В ходе этого анализа выявляется расстановка политических сил, выявляются массовые настроения, выделяются события, способные негативно сказаться на стабильности всего общества. Этот уровень анализа ПП является доминирующим как в научных исследованиях, так и в различных информационных передачах средств массовой информации. Причина этого заключается прежде всего в том, что события такого уровня неизбежно сказываются в той или иной мере и на жизни всех слоев населения. К политическим событиям общенационального масштаба относится принятие основополагающих законопроектов, важных распоряжений исполнительной власти, сюда же относятся и кадровые назначения в системе гос. Власти, если они существенным образом могут повлиять на расстановку политических сил в стране.
        4. Международный, глобальный уровень политических процессов. Он включает события, связанные со строительством отношений с другими народами, с сотрудничеством разных государств в решении глобальных проблем, с возникающими между ними противоречиями и конфликтами и т.д. Основными действующими лицами международных процессов являются прежде всего главы государств, руководители внешнеполитических гос.ведомств, а также лидеры политических партий и общественных организаций. Однако в некоторые международные процессы могут вовлекаться и достаточно широкие слои населения, не занимающие высокой статусной позиции в политической иерархии.

Уровень – это масштаб политического процесса, но события могут быть объединены и в зависимости от своей направленности, функционального назначения. Такая типология политических процессов позволяет выявить цепь событий, влияющих на решение какой-либо значимой для общества проблемы в целом. В зависимости от ориентации на достижение определенного результата политические процессы можно разделить следующим образом:

              1. кооперативные процессы, в ходе которых происходит объединение усилий различных политических сил, устанавливаются партийные или правительственные коалиции, создаются ассоциации, объединяются в блоки группы интересов, формируются организации. К кооперативным процессам относится проведение различными политическими объединениями массовых совместных акций, манифестаций, митингов. Особыми видами кооперативных процессов явл. законодательный процесс и процесс принятия управленческих решений органами исполнительной власти. В обоих случаях речь идет о сложном поиске компромисса, достагаемого в ходе согласования многочисленных мнений, позиций, взглядов.
              2. конкурентные процессы, позволяющие описать и понять специфику соперничества между политическими субъектами в борьбе за престижные позиции в политической иерархии, за влияние на массы, за право распоряжаться ресурсами. Одним из видов конкурентного процесса является избирательный, электоральный процесс, в ходе которого разматывается сложнейший клубок событий, связанных с действиями претендентов на высшие гос. Должности;
              3. конфликты, включающие в себя цепь событий, свидетельствующих об обострении отношений между отдельными группами или организациями, о появлении противостояния в обществе.
              4. инновационные процессы, в ходе кот. создаются новые политические и соц. Структуры. Сюда относятся прежде всего направленные действия политических субъектов по созданию новых институтов, по реформированию политической системы, а также события, в ходе кот. Спонтанно, часто помимо воли самих участников происходит разрушение старых структур и закладываются основы соц. Нововведений.

Выделение указанных видов политического  процесса явл. достаточно условным. Обычно они тесно переплетены между  собой. Кооперативные взаимодействия могут вести к инновационным  изменениям, на периферии конкурентных процессов часто возникают конфликтные ситуации, а стремление людей найти выход из конфликта толкает их к кооперации. Изучение спецификации каждого из этих процессов позволяет глубже понять тенденции политического развития в каждом конкретном обществе. 

  1. Политические  конфликты и способы  их разрешения.
  2. Межнациональные конфликты. Причины возникновения и пути разрешения.

Идеологич. концепции – как  одна из причин возникновения  межнац. конфликтов (МК). 1) Национализм – идея превосходства одной нации над другой, приритет нац. ценностей перед личностными. 2) Шовинизм – нац. исключительность. Получил название от фамилии франц. солдата Шовена (1812 г.). В Германии, в период нацизма – идея превосходства арийской нации. 3) Сегрегация – «разделять» – крайняя форма этнич. дискриминации, кот. огранич. права и свободы нац. общности путем создания спец учереждений, выделения спец. наук (19 в. в США – гетто для негров; в годы II мир. войны – гетто для евреев). 4) Геноцид – уничтожение или преследование людей по принципу общности их происхождения (1915 г. – геноцид Турции против армян; геноцид фаш. Германии, 70-е годы – Камбоджа; Сталин – переселение народов). 5) Интернационализм – идеология в сфере нац. отношен., суть – интернациональное ставится выше нац-ого. Принчины этнонац. конфликтов: 1) Национализм как реакционная идеология, очень часто выражается на бытовом уровне. 2) Стремление поставить в привилегированное положение коренной этнос, что ведет к ущемлен. положение прав нац. меньшинств, эмиграции населен. 3) Многие республики, объявив о своем суверенитете, очень болезненно относятся к объявлению суверенитета в своих автономиях. 4) Обострились территориальн. споры о межреспублик. границах. 5) Незнание нац. меньнинствами языка коренной нации. 6) Массовые разочарования в экономич. и соц-ых процессах. Югославия и Нагорный Карабах – на протяжен. неск. лет, несмотря на усилия различ. междунар. организаций (ООН и т.д.), военные действия в этих регионах продолжаются, нац. проблемы сплетаются со многими сферами жизни. Канада – 1994, проблема в Квебеке, т.к. в сентябре того года на выборах победила квебекская партия, выступающ. с программой отделения Квебека от Канады и кот., в случае неуступок федеральн. властей, предусматрив. провести референдум. Курды – нация, не имеющая своей территории (их 20 млн.), они расселены в Турции, Иране, Ираке, не имеют своей государственности. Уровни ЭК: 1) между энич. группами одинак. соц. правового статуса (эмигрантские группы в разл. странах). 2) Между господств. и подчиненными этнич. общностями. Пути разрешения ЭК: 1) Теория внутренней колонизации. Автор – Гентер. Выделял зав-ть нац. и соц.-полит. проблем. В многонац. гос-ве всегда сущ-ет отставание окраин («внутренних колоний») от центра. Менее развит. группы вступают в борьбу за свои права => нац. конфликт. 2) Теория политизации этничности. Автор – Родшиль. В националистич. дв-иях нет никаких классовых и эк-ких истоков. Суть всех нац конфликтов – политизация этничности, все нац. лидеры стремяться перевести нац. требования и проблемы в политич. и идеологич. категории, пугая население тем, что в противном случае их нац. самобытность будет в опасности. 

  1. Политическая  идеология – важнейший  элемент политического  сознания.

ПИ –  система концептуально оформленных представлений, идей и взглядов на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, позитивные ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры. 

  1. Политическая  культура: общая характеристика.
  2. Политическая культура: определение понятия, сущность и структура.

Полит культ. (ПК) - неотъемлемая часть общенац. культуры. Это полит опыт челов-ва, соц общностей, больших и малых соц групп, получ. в ходе историч. развития. Существуя в опр. формах, этот опыт оказ.. воздейств. на формир. полит сознания людей и выражается в их полит ориентац. и установках, кот, в свою очередь, определяют полит повед. людей. ПК – часть дух. культуры, связанная с общ. – полит. ин-тами и процессами. Ф-ции ПК. 1) Познавательная – формирован. у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.2) Интегративная – достижен. на базе общеприн. полит-культ ценностей согласия в рамках сущ. полит с-мы и избранного об-вом полит строя.3) Коммуникативная – связь между участниками полит процесса как “по гориз.”, так и “по верт. ” в соответствии с иерархией полит с-мы.4) Обеспечения соц прогресса – ПК создает условия для эффект. развития полит с-мы и об-ва в целом.5) Нормативно-регулятивная – формир. и закрепл. в об-ном сознании необх. полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм повед..6) Воспитательная – формир. личность, гражд. Полит субкультуры (СК). ПК об-ва не может быть абсол. однор. Разнообр. интересов разл. общностей порождает разные ПК - СК, кот существуют во всех странах. Типы СК: региональные, социоэк-кие, этнолингвистические, религиозные, возрастные.Типы ПК. 1) По степени согласов. во взаимодействии ПСК: а) интегрированная (однородная); б) фрагментарная (разнородная).2) По базовым ценностям:а) культура высокой гражданственности (баз. цен. – ч-к с его потребн. и интерес.); б) элитарная (баз. полит цен. - власть, властные стр-ры, гос-во, элиты). – ч-к выступ. как средство для достиж. цели, кот ставит полит элита; в) архаическая (цен. - интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнич. общности.3) Ориентация об-ва на те или иные регулятивн. мех-мы в рамках полит с-мы (рынок, гос-во): а) рыночная; б) бюрократическая. Структура ПК:. ритуалы, полит. традиции, установки людей, идеи, символы, убеждения.ПК реализуется через полит. поведение людей.Символ – это художественный образ идей национального единства и величия.Гимн – это музыкальный эквивалент девиза, герба, флага. Ритуал – вид политической религии общества (инаугурация президента). 
 

Информация о работе Ответы по политологии