Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:29, шпаргалка
22 ответа.
4 крупные подсис-мы: институциональная, регулирующ., коммуникативн. и политико-идеологич.. Институциональная подс-ема включ. полит. ин-ты и формы полит. правления (респ-ка, монархия), полит. режимы (демокр., тотал., авторит. и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, полит. партии и движения, многочисл. общ. орг., избират. систему и др. Этой подс-ме принадл. ключ. роль в полит. с-еме. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющ. условия, возможности и границы функционир. всей ПС. Регулирующая подс-ма базир. на принятых в об-ве политико-правовых нормах, отраженных в конст. страны и других з-нодат. актах, регулирует формир. и деят-ть полит ин-тов и функционир. ПС об-ва в целом. Исходной базой, на которую опирается данная с-ма, являются не только политико-правов. нормы, но и нац., историч. сложившиеся обычаи и традиции, господств. в об-ве полит. взгляды, убеждения, принципы, воздействующ. на ПС общества. Коммуникативная подс-ма представл. собой совок-ть отнош., возникающ. в процессе функционир. ПС общества. Это прежде всего отношения по поводу управл. об-вом. Субъект. этих отнош. явл. полит ин-ты и орг-ции, полит лидеры, представит. полит элиты, граждане. Это также отношения, связан. с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию. Политико-идеологич.я подс-ма вкл. полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общ.-полит ин-тов, полит.-правовых норм, совершенствования полит отнош. и всей ПС.
Полит. система - Функции ПС: 1) Управленческая. Полит. управление общ-вом, всеми сферами жизни. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации полит курса. 2) Регулятивная. Выработка з-нов, норм поведения людей в общ-ве. Она направлена на упорядочение и регламентацию полит. поведения и полит. отношений в государстве. 3) Интеграционная. Сплочение всех слоев общ-ва вокруг общих задач. Она преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем. 4) Мобилизационная. Приведение в действие всех ресурсов. 5) Информационная. Ознакомление населения с задачами общ-ва, с действительностью. 6) Прогностическая. Определение возможностей и перспектив развития. Т.о., ПС – это сложное образование, система особого рода, имеющая как территориальную, так и этническую базу. Она состоит из сил, процессов, институтов общества, которые генерируют "входящие" эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитетных п- ких решений. Цели, задачи: 1) Основа – опр. сообщество людей. 2) Специфич. признаки, вытекающ. из природы политики и власти. 3) Идеология, отражающая социальн. интересы больших соц. групп, определяющая облик системы. 4) Явл. орудием осуществл. власти. 5) Организация больших соц. групп в сфере власти и управления
В политологической
литературе существуют различные подходы
к определению типов
Полит.
режим (ПР) – способы и методы полит.
власти. Стр-ра ПР: 1) Порядок формирования
представит. органов. 2) Взаимоотношен.
законодат. и исполнит. властей. 3) Правовой
статус, права и обязанности, граждан.
4) Соотношение допустимого и запрщенного
в общ-ве. 5) Порядок формирован. карател.
и правоохр. органов. 6) Порядок функционир.
полит. партий. ПР зависит: 1) От соотношен.
ПС общ-ва от личности полит. лидера, от
историч. и культурных традиций. 2) От полит.
культуры общ-ва. Типы
ПР: 1) Тоталитаризм (целый, целостный)
– ПС стремящ. к полному контролю над всем
общ-вом. Гераклит (5 в. до н.э.) – обладая
разумом можно управлять всеми вещами.
Др. Китай (7-4 вв. до н.э.) – философы отмечают
необх-ть сильноцентрализ. гос-ва, кот.
регулирует с помощью жестких з-нов всю
жизнь общ-ва, в т.ч. и личную жизнь граждан.
Детальнее всего пишет Платон (5 в. до н.э.):
черты – подчин. чел-ка гос-ву, гос. собст.
на землю, дома, обобществлен. жен и детей,
насаждение единомыслия, очищение гос-ва
от неугодных лиц путем уничтожен. или
изгнан., един., обязат. религия, запрет
выезда за границу, монополия власти на
СМИ, разрастание аппарата власти, проникновение
его во все сферы. Разновидн.
тоталитаризма: коммунизм, фашизм, нац.
социализм. Авторитаризм – неограниченная
власть одного чел-ка (группы лиц), недопускающая,
но сохраняющая независимость личности
и общ-ва во внеполитич. сферах (СССР 50-60-е
годы, 1959 г. Ф. Кастро, Куба; Ю. Корея, Чили,
Аргентина). Черты: 1) диктаторская власть
правящ. элиты. 2) опора на силу. 3) демократия
здесь носит огранич. хар-р. 4) отказ от принципа
раздел. властей. 5) милитаризац. гос аппар.
Демократия – власть народа. Черты:
1) развите форм непосредств. и посредств.
демократии. 2) общест. самоупр. 3) диалог
между общ-стью и властями. 4) изуч. общ.
мнения и учет его. 5) равные прямые выборы
органов влсати, тайное голосование. 6) плюрализм.
7) развитое гражд. общ-во, разделен. властей,
мир. внешн. политика. Абс. демократии и
абс. авторитаризма не бывает. Чистая демократия
– анархия, чистый авторитаризм – тоталитаризм.
Предпос. (факторы) возникновения гос-ва: 1) Экономическая – переход от присваивающ. хоз-ва к производящ., торговля. 2) Экологический – связан с условиями ОС, кот. предполагает развитие опр. вида хоз. деят-ти (скотоводство, земледелие, виноградарство). 3) Демографическая – опр-ет плотность, численность нас., переход от миграционного к оседлому образу жизни. 4) Психологич. – связана с особен. нац. хар-ра. 5) Внешние факторы – внешн. угроза общ-ву, опасность войны, война. В совр. п-гии распростр. след. теории гос-ва: 1) Нормативная – гос-во как совок-ть норм, кот. регулируют политич. отнош.. 2) Институциональная – гос-во – воплощен. власти, ин-т власти, имеет сложн. стр-ру. 3) Социологическая (Аристотель) – гос-во – соц.-дифференцир. общ-во. Аристотель сформулир. идею идеального гос-ва, кот опирается на средний класс и назвал его Политией. 4) Теологическая – гос-во даровано людям богами. 5) Патриархальная – гос-нную власть как опекунск., отеческ., считает, что гос-во возникло в рез-те слияния родов в племена, а племен – в большие общности. 6) Договорная (Гоббс, Локк) – гос-во –рез-ат соглаш. (договора) между правителем и подч.. Этот договор заключается с целью сохр. порядка и орг-ции об-ной жизни. 7) Теория завоевания (XIX век) – гос-во образовано с помощью завоеваний одних групп другими. 8) Психологическая – часть насел. должна властвовать, а другая часть – подчиняться в силу своих психич. особенностей. 9) Соц.-экономическая (Платон, Маркс). Платон видел ин-т гос-ва в раздел. труда, в обособл. деят-ти по рук-ву общ-вом. Маркс считал, что гос-во возник. в результате развития права, социальной и имущ. дифференциац., об-ного раздел. труда, раздела общ-ва на классы. Он говорил, что гос-во – это сила, кот. обеспечивает политич. госп-во экономич.-госп-щему классу. 10) Теория «ночного сторожа». Это теор. либерализма. Либер. считали, что гос-во должно только обеспеч. порядок в общ-ве, безопасн. граждан. 11) Теория «обруча». Гос-во стягивает воедино своих граждан, как обруч стягивает доски бочки.
Структура гос-ва: 1) Парламент – прав-ный орган, избир. населением. 2) Единоличный глава гос-ва (президент, король, император). 3) Исполнит.-распорядит. органы (прав-тво и его подразделения). 4) Судебная система (Конституц. суд, местн. суд, Верх. суд). 5) Надзорно-контрольные органы (прокурат., налог. инсп., налог. полиция). 6) Нац. безопасность (МВД, СБУ). 7) Система карат. и защит. ин-ститутов (тюрьма и армия). Функции гос-ва: 1) Внутренние: охрана сущ. ПС, соц.-полит. стр-ры об-ва, порядка и законности, защита прав ч-ка; хозяйств. организац., об-но-экономич.; социальная; культурно-воспитат.. 2) Внешние: оборона страны; защита интересов на межд арене. Ф-ции гос-тва осуществл. в опред. формах и опред. методами. Формы осуществл. ф-кций хар-ет связь гос-ва с правом, как одним из осн. ср-в – властвование. Методы осуществл. ф-ций гос-тва – те ср-ва, с помощью кот. решаются задачи гос-ва. Гос-вен. ф-ции реализуются с помощью гос-вен. аппарата.
Правовое
гос-во (ПГ) –гос-во должно подч. праву,
т.е.преобладан. общечел-ких ценностей
над классовыми. Принятие нашим об-вом
формулы ПГ означает переворот в представлении
о соотношен. гос-ва и права. Признаки
ПГ: госп-во права над гос-вом, верхов-во
закона во всех областях об-ной жизни,
разделение властей, плюрализм мнений,
гласность, высокая роль суда ( вт.ч. конституционного),
взаимная отв-сть гражд. и гос-ва. Госп-во
права предполагает сочетание 2 аспектов:1) институционно-
Формы
гос-ва – это способ орг-ции и осуществл.
гос-ной власти на тер-рии данной страны.
Формы гос-нного устр-ва: 1) По
формам правления: а)монархии (конституционная,
абсолютная) –верховн. власть в гос-ве
осущ. одним лицом и передаётся по наследству.
Различают монархии абсолютного типа,
при кот. монарх не ограничен конституцией,
и конституционные монархии, когда власть
и полномочия монарха ограничиваются
конституцией; б) республики: парламентская
– парламент формир. прав-во, кот. несет
перед ним отв-ть за свою деят-ть; президентская
– глава гос-ва (президент) непосредств.
или с последующим утверждением в верхней
палате парламента формир. прав-во, к-рым
руководит сам; парламентско-президентская
– (парламент и президент в той или иной
пропорции делят свой контроль и свою
отв-ть по отношению к прав-ву) – форма
гос. правления, при кот. верховная гос.
власть осуществл. выборными органами,
избираемыми нас-ем на опр. срок. 2) По
тер-иальной орг-ации: а) унитарные
(цельные, единые гос-ва, части к-рых не
обладают признаками гос. суверенитета
– Украина, Франция); б) федеративные
(союзные гос-тва, части к-рых в той или
иной мере обладают признаками гос-ности
и обладают суверенитетом – Россия); в) конфедерации
(союзы гос-в, образ. для опр. гос. целей.
Конфедер. – непрочное гос-ное образование.
Они существуют недолго, после чего распадаются,
или превращ. в федер. гос-ва – Зап. Евр.).
3) По полит режиму: а) демократические
– гос. власть осуществл. с соблюдением
осн. прав и свобод ч-ка; пределы и объёмы
власти каждого из органов определены
законом, властные органы, имеют мандат,
к-рым обеспечиваются легальные возможности
для свободного выявления и учета интересов
разл. соц. групп, утверждают верх-во права
в об-ве, независ. правосудие; б) недемократические
– гос. власть осуществл. огранич. кругом
властв-щих органов и лиц путём исп-ния
управленч. админ. аппарата, вооруж. сил
и принудит. учреждений.
Неотъемлемой
частью п-кой с-мы совр. дем. об-ва явл.
п-кие партии (ПП). Наличие множ.а
партий в гос-ве явл. одним из главных
признаков гражд. общ-ва и демократич.
устр-ва. Термин ПП возн. во 2 пол. 17 в. П-лог
Дюверже считает, что ПП прошли в своем
развитии 3 стадии: аристократич. кружки,
аристократич. клубы, совр. мас. партии.
Признаки ПП (по Лапаломбара и Вейнеру):
1) Длит. во времени действующие объедин.
людей, не завис. от лидера, в отлич. от
других, кот. зависят от рук-лей. 2) Сущ-ие
устойч. местных организаций, поддерживающ.,
прочные связи с нац. рук-вом. 3) Основная
цель – завоев. и осущ. власти посредст.
победы на выборах, работы в парламенте
и прав-ве, в отличие от ГИ, кот. стремятся
воздейств. на власть, оставаясь вне ее
сферы. 4) Обеспечен. народной поддержки,
начиная от голосов., и кончая активным
членством в партии. ПП – это орг-ное
объедин. граждан с общими соц. интересами
и п-ким пониманием о форме гос. устр-ва,
общ-нном и экономич. строе с целью достиж.я
и контроля власти путем парлам. выборов.
Функции ПП: 1) Идеологическая – представл.
интересов соц. групп, определение целей,
заданий, принципов, способов их достиж.
2) Избирательная – привлеч. граждан
к выборам, агитация за своего кандид.
или парт. список. 3) Прав-венная – участие
в формир. орг-ов гос. власти с целью влиян.
на политич. решения. 4) Кадровая – формир.
полит. элит и выдвиж. новых полит. лидеров.