Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:29, шпаргалка
22 ответа.
Политология
Объект
науки – это область
Однако
политику изучает не только политология.
История описывает и
Перечисленные науки (Антропология, культурология, психология, правоведение, экономика, география, философия, социология) изучают отдельные свойства, признаки, характеристики политики.
Предмет науки – это свойства, признаки, которые интересуют науку в данном объекте. Политология стремится к изучению всех свойств политики, к объяснению всего многообразия политического сознания и поведения людей. Она, с одной стороны, интегрирует все виды научного знания о политике, а с другой – вырабатывает свой собственный методологический инструментарий, позволяющий постоянно расширять комплекс научных знаний о самых разных проявлениях политического в жизни современного общества.
Определяя
предмет политологии, можно сказать,
что политология – это наука о свойствах
политической реальности, о тенденциях
ее развития и изменения, о представлениях,
мотивах, действиях людей, создающих, воспроизводящих
и преобразующих политическую реальность.
Современная
политическая наука возникла на базе
накопленных человечеством
Изначально знание о политике складывалось в виде философской мысли. Западная традиция философской политической мысли прошла несколько этапов:
Аристотель выделил 6 типов государства:
Сколько людей принимают участие в принятии упр. решений | Чьи интересы защищает государство | |
Всего общества | Интересы правителей | |
Один
Немногие Многие |
Монархия
Аристократия Полития |
Тирания
Олигархия Демократия |
Древнегреческими философами были выработаны многие понятия, кот. используются в наст. Время в политологии: политика, монархия, демократия, аристократия и т.д. Они сформулировали важные нормы гуманизма и морали в политике: «человек явл. Мерой всех вещей» (Протагор), «что законно, то и справедливо» (Сократ).
Сильное влияние христианства на политическую мысль. Главная мысль – божественная природа власти. Христианство сформировало новые принципы: забота гос-ва об общем благе, ответственность правителей, справедливость законов.
Мыслителей волновали, прежде всего, проблемы происхождения гос-ва, взаимоотношения правителей и народа, гражданских прав и свобод.
Макиавелли: политика не должна основываться на моральных принципах, должна быть подчинена достижению определенных целей (цель оправдывает средства).
Теории естественного права (человек рождается с неотъемлемым правом на жизнь, свободное развитие, участие в общественных делах) и общественного договора (гос-во – результат договоренности людей, осознанно решивших создать особую систему власти в обществе и принявших на себя обязательство подчиниться ей). Джон Локк различает три ветви власти: законодат., исполнит. И федеративную. Шарль Монтескье говорит о закон., исполн. И судебной властях, идеальная форма гос-ва – конституционная монархия.
В 18-19 в. Формулируются основные принципы современного понимания демократии. Мыслители предложили концепции происхождения гос-ва, основывающиеся на вере в человеч. Разум, в способность чела рационально создавать систему гос. Власти. В этот период в политических учениях были сформулированы, обоснованы современные политические ценности: демократия, политич. И гражданские права, правовое гос-во, гражданское общество и др.
В 19 в. Маркс рассматривает политику как надстройку над экономическим базисом и говорит об обусловленности политических процессов экономическими, материальными условиями жизни общества. Диктатура пролетариата – особая форма гос-ва, кот. создает предпосылки для создания бесклассового общества и отмирания гос-ва.
19-20 в.
На развитие политической
Аристотель
предложил посмотреть на гос-во с двух
позиций: 1. чьи интересы защищает гос-во:
интересы всего общества или корыстные
интересы правителей, 2. сколько людей
участвуют в принятии управленческих
решений. В итоге он выделил 6 типов гос-ва
(табл.). Платон о демократии
высказывался более определенно. Он называл
ее бедой политики, кот. неминуемо ведет
к худшей форме правления – к тирании.
Он предложил такую модель идеального
политического устройства, где власть
принадлежала бы философам, т.е. людям,
обладающим истинным знанием и добродетелью.
Эта власть должна быть абсолютной. Чтобы
никто не покушался на их власть, Платон
предлагал установить жесткий принцип
иерархии, т.е. деления общества на сословия,
где каждое сословие выполняло бы свойственные
только ему функции: правители правили,
воины защищали, ремесленники и крестьяне
занимались материальным производством.
Высказанная апостолом Павлом идея о том, что гос-ная власть происходит об Бога, получает свое развитие в трудах Аврелия Августина (354-430). В трактате «О граде божьем» Августин говорит о борьбе двух царств – божьего и земного. Живущие в божьем граде – это те, кто своим поведением заслужили у бога спасение и милосердие, в земном – люди алчные, самолюбивые, забывшие о боге. Зримым представителем божьего града на земле явл. Церковь, занимающая высшее положение, и гос-во должно служить церкви. И хотя земной град тоже установлен богом, но его жители не имеют привилегированного положения. Главным условием принадлежности к граду божьему явл. Смирение и покорность перед богом и перед церковью.
Фома
Аквинский (1226-1274) считал, что бог
явл. Основой всего сущего на земле. Лучшей
формой гос-ва для него была монархия,
но монарх должен быть справедливым, добрым,
только в этом случае его власть будет
отражением власти бога в мире, только
в этом случае гос-во сможет выполнить
свои главные задачи – заботиться об общем
благе, сохранять мир и обеспе5чивать благосостояние
граждан. Хотя Фома Аквинский и считал,
что власть в обществе имеет божестенное
происхождение, но он понимал, что формы
реализации этой власти определяются
самими людьми. И если светская власть
нарушает христианские заповеди, то правомерным
будет восстание народа против такой власти.
Для того, чтобы избежать произвола и насилия,
Фома Аквинский считал необходимым подчинение
власти светской власти духовной, т.е.
власти церкви.
Рассуждения Томаса Гоббса (1588-1679) о гос-ве основаны на его предположении о «Естественном состоянии людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное из тщеславного самолюбия, права всех на все». Результатом этой «естественной склонности» становится война всех против всех, в которой, по мнению Гоббса, не может быть победителей. Выход из такой ситуации есть только один – создание общества на договорной основе. Но так как общество может покоиться только на согласии интересов, то для поддержания такого согласия, искусственного по своей сути, необходимо было, чтобы «кроме договоров было еще нечто иное, что соглашение усилило бы и надолго упрочило. Этим явл. Общественная власть, держащая в узде и направляющая все действия людей к общественному благу». Олицетворение этой общественной власти становится государство, которому люди передают право осуществлять управление делами общества. «Гос-во есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо иогло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». На место законов природы гос-во ставит законы общества.
Джон
Локк (1632-1704) в своих рассуждениях о политике
также исходит из естественного состояния
общества. Но его естественное состояние
отличается от «войны всех против всех».
Для него это – «состояние свободы, но
не состояние произвола. Хотя человек
в этом состоянии имеет неконтролируемую
свободу делать с собой и со своим имуществом
все, что угодно, он, однако, не имеет свободы
погубить себя самого или какое-либо существо».
Ограничивает свободу человека естественный
закон, который гласит, что никто не имеет
права ограничивать другого в его жизни,
здоровье, свободе либо имуществе. Гос-во
возникает на основе договора, но власть
правителей не может быть абсолютной и
должна основываться на уважении к естественному
закону. Локк различает три ветви власти:
законодат., исполн. И федеративную и фактически
первым формулирует принцип разделения
властей как способ ограничения произвола
правителей.
Из Византии В Киевскую Русь пришло христианство, которое было принято в виде православия, в то время как на западе был католицизм, поэтому становление российского государства происходило вдали от западных цивилизаций.
После падения Константинополя Россия стала единственным христианским гос-вом, что оказало большое влияние, потому что религия в то время была главным фактором, влияющим на формирование ценностей, убеждений, взглядов людей, на их отношение к другим бюдям, к гос-ву и власти.
В Петровские времена стало явно, что Российское общество мало восприимчиво к идеям демократии и правового гос-ва.
Главная
идея российской государственности –
идея самодержавия – божественное происхождение
сласти. Царь – это государь, богом данный,
поэтому он обладает всей полнотой власти.
Гос-во понималось не как союз народа,
управляемый верховной властью, а как
государево хозяйство, где все остальные
люди были его слугами, над которыми он
имел абсолютную власть.
С 17 в. Начинается ослабление влияния религиозного мировоззрения на рос. Полит. Мысль, но в ней по-прежнему доминируют идеи необходимости самодержавной формы правления в России.
Феофан Прокопович (1681-1737), сторонник абсолютной монархии, пытался соединить идею божественности власти с ее разумным использованием. Он считал, что гос-во возникает одновременно как результат божественного влияния и как результат разумного объединения людей.
В 18 в. Благодаря
работам Салтыкова (1661-1715),
Посошкова (1652-1726),
Татищева (1686-1750) российское общество
познакомилось с идеями ранних просветителей
о всесилии просвещения, законов, разумного
правления. Они рассматривали гос-во в
качестве гаранта общего блага, как силу,
способную обеспечить общенародную пользу.
Вместе с тем, они не ставили под сомнение
идею самодержавия в России. Так, Татищев
считал, что в России в силу ее традиций,
местоположения, огромной территории
возможен только самодержавный строй.
Однако монарх должен быть просвещенным,
должен править, опираясь на закон.