Ответы по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:29, шпаргалка

Описание работы

22 ответа.

Работа содержит 1 файл

politologiya.doc

— 241.50 Кб (Скачать)
  1. Партийная система. Понятие, функции  и типы.

В завис. от полож. ПП в полит. с-ме, взаимодействия между ними, типа самих ПП складывается партийная система (ПС) – сов-ть всех ПП, действующ. в дан. стране, их взаимоотнош. друг с другом. Итальянский п-лог Дж. Сартори предлагает 7-ступенч. классиф.: с-ма с 1 партией; с-ма с партией, осуществл. гегемонию; система с преобладающ. партией; двухпарт. с-ма; с-ма ограничен. плюрализма; система крайнего плюрализма; система атомизирования. Классиф. Сартори целесообразно дополнить 2парт. модифицир. с-мой. Она сущ. в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформир. прав-во, только вступив в блок со Свободными демократами. По полит. весу: мажоритарная (абсолютное больш-во мест в парламенте и право на провед. собств. курса), ПС с мажорит. призванием (партии, реально спос. победить на след. выборах), ПС с доминир. партией (относит. больш-тво на выборах), миноритарн. ПС (партии, получивш. на выборах мин. кол-во голосов). Функции ПС: 1) В конституциях демокр. гос-в опр-ся главные цели и условия деят-ти полит. партий, их роль в системе функц-ия власти. 2) В условиях авторитарного и тоталитарного режимов роль ПС сводиться к орудию поддержки режима и она зачастую превращается в ядро репрессивной гос. машины. 

  1. Общественные  организации и  движения. Их сущность, формы и роль в  политической жизни  об-ва.

Общественные  движения (ОД) – формы объединения людей, хар-щие их совместные стремления к осущ. общих целей, ели у них появл. стр-ра, то они перерастают в общ-нные организации (ОО) – внегос. формы общ-нной связи, основанные на общности интересов и принципов. Особенности сущ-ия ОД: 1) ПС могут сущ-ть самостоят.. 2) Если ОД достигло своей цели, оно распадается. 3) Если цели слишком сложны или объемны, ОД перерастает в партию. 4) ПП могут образовывать ОД, если им удается привлечь широкие массы населения для борьбы за ту или иную полит. идею. Типы ОД: 1) По отношению к суш-ему строю: консервативные, реформаторские, революционные. 2) По идеологической основе: либер.-демокр., социалистич., консервативн. 3) По нац. признаку: нац.-осободительные, за самоуправление наций, за культурную и национал. автономию. 4) По демократич. признаку: молодежные, студенческие, женские. 5) По степени организац.: стихийные, разрозненные, слабо/высокорганизованные. 6) По масштабам: международные, региональные, локальные, общегос-нные. 7) По методам и способам действия: ориентированные на насильственные действия, легальные, нелегальные, пацифисты. 8) В зав-ти от связи с ПС: институционализированные (формальные), неформальные. 9) По сферам деят-ти: эк-кие, соц-ые, нац-ые, религиозные, научные. 10) По соц. составу: студенческие, профессиональные. 11) По способу орг-ции: клубы, ассоциации, объединения, фонды, союзы. Задачи: 1) Выражение и реализация групповых интересов. 2) Обеспечение участия членов различ. групп в управлении общ-нными делами. Функции: 1) Концентрация интересов широких слоев населен. 2) Выдвижение целей и спсобов их достижения. 3) Создание крупной полит. силы, сосредеточенной на решении конкр. задач. 4) Руководство массовыми выступлениями, орг-ция ненасильственных (насильств.) выступлений. 5) Коммуникативная – с помощью нее члены общ-ва, групп и интересов доводят до сведения власти нереализованные соц. потребности. В рез-те этого ОД могут быть и группами давления. 
 

  1. Политическая  элита как необходимое  структурное звено  в механизме политической власти.

Слово элита пришло из французского и означает лучшее, отборное, поэтому не случайно, когда речь заходит об элите, у  нас обычно возникают ассоциации с чем-то особенным, качественным. В политологию этот термин пришел прежде всего благодаря итальянскому социологу Парето, который попытался всех людей разделить по заслугам на разные группы. По его мнению, в обществе много разных элит, т.е. людей лучших в своем роде деятельности. Среди них «мы выделит тех, кто прямо или косвенно играет заметную роль в правительстве; они составляют правящую элиту». Смысловая нагрузка термина «правящая элита» у Парето, таким образом, соответствовала этимологическим корням слова «элита», т.е. у него этот термин определял лучших, умелых, активных людей, занятых определенным видом деятельности – политикой. Но, как это иногда бывает, термин прижился, а вот его смысловая нагрузка изменилась. Слишком противоречивыми в обществе являются суждения о конкретных гос-ных и полит. Деятелях. Люди, придерживающиеся разных ценностных ориентаций, не могут одинаково оценивать деятельность одних и тех же политиков. Для кого-то они – верх совершенства, а кому-то они могут откровенно не нравиться. Таким образом, в политологии термин «политическая элита» не содержит в себе оценочного суждения, он служит для обозначения определенной группы в обществе, независимо от того, нравится или не нравится кому-то ее деятельность. Об особенностях этой группы и пойдет разговор ниже.

Структура политической элиты общества.

Политическая  элита (ПЭ) общества неоднородна. В основе этой неоднородности лежит ряд факторов. 1, дифференциация политических институтов, ведущая к появлению относительно автономных иерархических структур политического влияния на общество: гос-ные органы, осуществляющие публичную власть (парламент, глава гос-ва), административные гос-ные учреждения, крупные политические партии; 2, разделение полномочий между центральными, региональными и местными органами власти; 3, укоренение в демократических обществах идеологического и политического плюрализма, влияющего на ценностные ориентации представителей политической элиты, их партийную принадлежность, которые в свою очередь ведут к размежеванию внутри элиты, появлению партийных групп и группировок.

Если  взять за основу каждый из перечисленных  факторов, то внутреннюю структуру  политической элиты можно увидеть  как бы в трех измерениях. 1, в ней  есть группы, различающиеся по своей  статусной позиции в институциональной  системе политической власти (публичные гос-ные деятели, бюрократия, лидеры крупных политических организаций); 2, есть общенациональная (центральная), региональная и местные элиты; 3, есть группы, относящиеся к тем или иным партиям.

Публичных гос-ных деятелей отличает то, что они занимают ведущие гос-ные должности, как правило, олицетворяющие саму гос-ную власть либо в лице монарха, либо в лице избранных президента (исполнительная власть) и депутатов парламента (законодательная власть).

Высшая  гос-ная бюрократия в современных демократических странах состоит из следующих лиц:

      А) из «политических назначенцев», т.е. тех, кого непосредственно назначают  публичные политики и кто обычно прекращает свои полномочия после истечения  срока пребывания у власти соответствующего политика. Удельный вес «политических назначенцев» в политической элите различных стран неодинаков. В США в 1883 г. действовала «система добычи», когда победивший на выборах президент мог сменить практически весь состав гос-ных административных учреждений и предоставить должности в знак признательности своим соратникам, помогавшим ему в предвыборной кампании. В настоящее время президент ограничен в этом праве, но тем не менее в США удельный вес «политических назначенцев», доходящий до 3% от общей численности госслужащих, считается самым высоким в демократических странах. В Великобритании число сменяемых должностных лиц в случае ухода правительства составляет только около 100 человек. Это прежде всего министры, руководители некоторых гос-ных учреждений, личные советники премьера;

      Б) гос-ных чиновников, самостоятельно сделавших карьеру в системе гос-ной службы. Как правило, это профессионалы, хорошо разбирающиеся в специфике гос-ного управления. Их статус регулируется Законом о гос. Службе, и их положение в гос-ной иерархии не зависит от итогов очередных президентских или парламентских выборов.

К публичным политикам, не занимающим гос-ных должностей, относятся прежде всего лидеры крупных политических партий или иных политической объединений, оказывающие значительное влияние на массы, как правило, имеющие за плечами большой опыт политической и гос-ной деятельности, но в силу определенных обстоятельств в данный момент оказавшиеся за пределами гос-ных структур.

В демократических  обществах на результаты деления  представителей политической элиты по статусной позиции в системе политической власти накладывается их разделение по партийной принадлежности. Например, депутаты Конгресса США могут быть как демократии, так и республиканцами. В тоталитарных обществах политическая элита однородна по своим идеологическим взглядам, т.е. все ее представители принадлежат к одной партии и разделяют одни идеологические убеждения.

Рекрутирование  политических элит

Возможны  два основных варианта обновления политической элиты. Первый – радикальный, связанный с кардинальным обновлением персонального состава правящей группы. В этом случае фактически речь идет о смене элит. Второй – постепенный, связанный с естественным непрерывным замещением освободившихся статусных позиций в политической иерархии новыми людьми. В этом случае речь идет о персональном, частичном обновлении элиты или, другими словами, об индивидуальной политической мобильности. Этот способ формирования элиты называют рекрутированием.

Радикальное обновление ПЭ происходит в периоды острых соц. Катаклизмов, коренного изменения соц-полит. Структур. Так, революционные события 1917 в нашей стране привели к низвержению старой ПЭ и быстрому подъему на вершину гос-полит. Иерархии совершенно иных людей, с др. политической культурой, другими мировоззрениями.

Главным показателем радикального обновления ПЭ является не столько замена ее персонального  состава, сколько изменение институциональных  условий ее существования. Типичным началом процесса радикального обновления политической элиты является создание инициативными группами параллельных структур власти. Это могут быть временное правительство, революционный комитет, советы трудящихся, кот. Начинают искать поддержку либо у восставших масс, либо у армии, либо и у тех и других одновременно. Если искомая поддержка обеспечивается, то параллельные структуры власти просто вытесняют официальные как утратившие свою легитимность и лишившиеся важных ресурсов своего влияния. Вместе со старыми структурами вытесняются и люди, и таким образом происходит смена политических элит.

В одних  случаях замена политических институтов, а вместе с ними и старых элит, осуществляется в ходе острых классовых столкновений, гражданских войн и оказывается очень болезненной для общества в целом. В других – возможно более мирное развитие этого процесса.

В стабильно  развивающемся обществе происходит постепенное обновление элиты, когда  перемещение на высшие позиции политической иерархии называется политической индивидуальной мобильностью. При этом сами институциональные структуры, конституирующие политическую элиту, не изменяются, и индивид, стремящийся подняться на вершину политической иерархии, действует в соответствии с правилами, установленными этими структурами и нормами политической культуры. Данное обстоятельство надо подчеркнуть особо. Оно указывает на одну важную особенность вхождения в политическую элиту – это вхождение не является свободным, оно зависит не столько от желания индивида, сколько от его умения действовать в соответствии с определенными правилами.

В современных  демократических странах сложились свои устойчивые каналы, обеспечивающие постоянный приток подготовленных кадров на освободившиеся статусные позиции в политической иерархии. Такими каналами (или «лифтами», Сорокин) являются выборы в органы государственной власти, политические партии и институт гос. Службы.

Сложившаяся в современных демократических  странах практика выборов основных должностных лиц гос-ва основана на участии в избирательных кампаниях политических партий и организаций. Как правило, только опираясь на организующую силу партии, кандидату удается добиться успеха. Так называемые «независимые» кандидаты вынуждены также создавать свои группы поддержки, которые в случае их успеха обычно превращаются в политические партии, в случае же провала быстро распадаются. Ясно одно: кандидат на высокий гос. Пост должен опираться на организованную поддержку, и чем влиятельнее поддерживающая его политическая партия, тем больше у его шансов попасть в политическую элиту. Таким образом, крупная политическая партия обеспечивает своим кандидатам выход в политическую элиту.

Однако  воспользоваться партийным «лифтом» для подъема в политическую элиту  может далеко не каждый желающий. Необходимо выдержать своеобразную внутрипартийную  конкуренцию, пройти через многочисленные ступени внутрипартийного отбора, проявить свои лидерские качества. В некоторых странах существует практика: лидер победившей на парламентских выборах партии формирует правительство. Иными словами, лидерство в крупнейшей партии дает человеку возможность стать главой государства. Вот почему борьба за пост лидера в таких партиях обретает очень острые формы и нередко становится общенациональным делом. В ходе такой борьбы побеждает тот, кто проявит лучшие навыки организаторской деятельности, умения общения с аудиторией, знания аппаратной работы, способности быстрого реагирования на изменение ситуации и т.д. Внутрипартийная конкуренция, дополняемая последующим участием выдвинувшихся лидеров на общенациональных выборах, во многом способствует отбору действительно эффективных, ярких политиков.

Еще одним  «лифтом», обеспечивающим человеку попадание  в политическую элиту, является гос. Служба. При помощи этого канала формируется в основном высшее чиновничество. Но поскольку в современных странах для чиновника есть возможность переходить с гос. Службы в публичную политику и обратно, то при помощи этого канала идет подготовка в том числе публичных гос. Деятелей.

Информация о работе Ответы по политологии