Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:29, шпаргалка
22 ответа.
В завис.
от полож. ПП в полит. с-ме, взаимодействия
между ними, типа самих ПП складывается
партийная система (ПС) – сов-ть всех
ПП, действующ. в дан. стране, их взаимоотнош.
друг с другом. Итальянский п-лог Дж. Сартори
предлагает 7-ступенч. классиф.: с-ма с 1
партией; с-ма с партией, осуществл. гегемонию;
система с преобладающ. партией; двухпарт.
с-ма; с-ма ограничен. плюрализма; система
крайнего плюрализма; система атомизирования.
Классиф. Сартори целесообразно дополнить
2парт. модифицир. с-мой. Она сущ. в Германии,
где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут
сформир. прав-во, только вступив в блок
со Свободными демократами. По
полит. весу: мажоритарная (абсолютное
больш-во мест в парламенте и право на
провед. собств. курса), ПС с мажорит. призванием
(партии, реально спос. победить на след.
выборах), ПС с доминир. партией (относит.
больш-тво на выборах), миноритарн. ПС (партии,
получивш. на выборах мин. кол-во голосов).
Функции ПС: 1) В конституциях демокр.
гос-в опр-ся главные цели и условия деят-ти
полит. партий, их роль в системе функц-ия
власти. 2) В условиях авторитарного и тоталитарного
режимов роль ПС сводиться к орудию поддержки
режима и она зачастую превращается в
ядро репрессивной гос. машины.
Общественные
движения (ОД) – формы объединения людей,
хар-щие их совместные стремления к осущ.
общих целей, ели у них появл. стр-ра, то
они перерастают в общ-нные
организации (ОО) – внегос. формы общ-нной
связи, основанные на общности интересов
и принципов. Особенности
сущ-ия ОД: 1) ПС могут сущ-ть самостоят..
2) Если ОД достигло своей цели, оно распадается.
3) Если цели слишком сложны или объемны,
ОД перерастает в партию. 4) ПП могут образовывать
ОД, если им удается привлечь широкие массы
населения для борьбы за ту или иную полит.
идею. Типы ОД: 1) По отношению к суш-ему
строю: консервативные, реформаторские,
революционные. 2) По идеологической основе:
либер.-демокр., социалистич., консервативн.
3) По нац. признаку: нац.-осободительные,
за самоуправление наций, за культурную
и национал. автономию. 4) По демократич.
признаку: молодежные, студенческие, женские.
5) По степени организац.: стихийные, разрозненные,
слабо/высокорганизованные. 6) По масштабам:
международные, региональные, локальные,
общегос-нные. 7) По методам и способам действия:
ориентированные на насильственные действия,
легальные, нелегальные, пацифисты. 8) В
зав-ти от связи с ПС: институционализированные
(формальные), неформальные. 9) По сферам
деят-ти: эк-кие, соц-ые, нац-ые, религиозные,
научные. 10) По соц. составу: студенческие,
профессиональные. 11) По способу орг-ции:
клубы, ассоциации, объединения, фонды,
союзы. Задачи: 1) Выражение и реализация
групповых интересов. 2) Обеспечение участия
членов различ. групп в управлении общ-нными
делами. Функции: 1) Концентрация интересов
широких слоев населен. 2) Выдвижение целей
и спсобов их достижения. 3) Создание крупной
полит. силы, сосредеточенной на решении
конкр. задач. 4) Руководство массовыми
выступлениями, орг-ция ненасильственных
(насильств.) выступлений. 5) Коммуникативная
– с помощью нее члены общ-ва, групп и интересов
доводят до сведения власти нереализованные
соц. потребности. В рез-те этого ОД могут
быть и группами давления.
Слово элита пришло из французского и означает лучшее, отборное, поэтому не случайно, когда речь заходит об элите, у нас обычно возникают ассоциации с чем-то особенным, качественным. В политологию этот термин пришел прежде всего благодаря итальянскому социологу Парето, который попытался всех людей разделить по заслугам на разные группы. По его мнению, в обществе много разных элит, т.е. людей лучших в своем роде деятельности. Среди них «мы выделит тех, кто прямо или косвенно играет заметную роль в правительстве; они составляют правящую элиту». Смысловая нагрузка термина «правящая элита» у Парето, таким образом, соответствовала этимологическим корням слова «элита», т.е. у него этот термин определял лучших, умелых, активных людей, занятых определенным видом деятельности – политикой. Но, как это иногда бывает, термин прижился, а вот его смысловая нагрузка изменилась. Слишком противоречивыми в обществе являются суждения о конкретных гос-ных и полит. Деятелях. Люди, придерживающиеся разных ценностных ориентаций, не могут одинаково оценивать деятельность одних и тех же политиков. Для кого-то они – верх совершенства, а кому-то они могут откровенно не нравиться. Таким образом, в политологии термин «политическая элита» не содержит в себе оценочного суждения, он служит для обозначения определенной группы в обществе, независимо от того, нравится или не нравится кому-то ее деятельность. Об особенностях этой группы и пойдет разговор ниже.
Структура политической элиты общества.
Политическая
элита (ПЭ) общества неоднородна. В основе
этой неоднородности лежит ряд факторов.
1, дифференциация политических институтов,
ведущая к появлению
Если
взять за основу каждый из перечисленных
факторов, то внутреннюю структуру
политической элиты можно увидеть
как бы в трех измерениях. 1, в ней
есть группы, различающиеся по своей
статусной позиции в
Публичных гос-ных деятелей отличает то, что они занимают ведущие гос-ные должности, как правило, олицетворяющие саму гос-ную власть либо в лице монарха, либо в лице избранных президента (исполнительная власть) и депутатов парламента (законодательная власть).
Высшая гос-ная бюрократия в современных демократических странах состоит из следующих лиц:
А) из «политических назначенцев», т.е. тех, кого непосредственно назначают публичные политики и кто обычно прекращает свои полномочия после истечения срока пребывания у власти соответствующего политика. Удельный вес «политических назначенцев» в политической элите различных стран неодинаков. В США в 1883 г. действовала «система добычи», когда победивший на выборах президент мог сменить практически весь состав гос-ных административных учреждений и предоставить должности в знак признательности своим соратникам, помогавшим ему в предвыборной кампании. В настоящее время президент ограничен в этом праве, но тем не менее в США удельный вес «политических назначенцев», доходящий до 3% от общей численности госслужащих, считается самым высоким в демократических странах. В Великобритании число сменяемых должностных лиц в случае ухода правительства составляет только около 100 человек. Это прежде всего министры, руководители некоторых гос-ных учреждений, личные советники премьера;
Б) гос-ных чиновников, самостоятельно сделавших карьеру в системе гос-ной службы. Как правило, это профессионалы, хорошо разбирающиеся в специфике гос-ного управления. Их статус регулируется Законом о гос. Службе, и их положение в гос-ной иерархии не зависит от итогов очередных президентских или парламентских выборов.
К публичным политикам, не занимающим гос-ных должностей, относятся прежде всего лидеры крупных политических партий или иных политической объединений, оказывающие значительное влияние на массы, как правило, имеющие за плечами большой опыт политической и гос-ной деятельности, но в силу определенных обстоятельств в данный момент оказавшиеся за пределами гос-ных структур.
В демократических обществах на результаты деления представителей политической элиты по статусной позиции в системе политической власти накладывается их разделение по партийной принадлежности. Например, депутаты Конгресса США могут быть как демократии, так и республиканцами. В тоталитарных обществах политическая элита однородна по своим идеологическим взглядам, т.е. все ее представители принадлежат к одной партии и разделяют одни идеологические убеждения.
Рекрутирование политических элит
Возможны два основных варианта обновления политической элиты. Первый – радикальный, связанный с кардинальным обновлением персонального состава правящей группы. В этом случае фактически речь идет о смене элит. Второй – постепенный, связанный с естественным непрерывным замещением освободившихся статусных позиций в политической иерархии новыми людьми. В этом случае речь идет о персональном, частичном обновлении элиты или, другими словами, об индивидуальной политической мобильности. Этот способ формирования элиты называют рекрутированием.
Радикальное обновление ПЭ происходит в периоды острых соц. Катаклизмов, коренного изменения соц-полит. Структур. Так, революционные события 1917 в нашей стране привели к низвержению старой ПЭ и быстрому подъему на вершину гос-полит. Иерархии совершенно иных людей, с др. политической культурой, другими мировоззрениями.
Главным
показателем радикального обновления
ПЭ является не столько замена ее персонального
состава, сколько изменение
В одних случаях замена политических институтов, а вместе с ними и старых элит, осуществляется в ходе острых классовых столкновений, гражданских войн и оказывается очень болезненной для общества в целом. В других – возможно более мирное развитие этого процесса.
В стабильно развивающемся обществе происходит постепенное обновление элиты, когда перемещение на высшие позиции политической иерархии называется политической индивидуальной мобильностью. При этом сами институциональные структуры, конституирующие политическую элиту, не изменяются, и индивид, стремящийся подняться на вершину политической иерархии, действует в соответствии с правилами, установленными этими структурами и нормами политической культуры. Данное обстоятельство надо подчеркнуть особо. Оно указывает на одну важную особенность вхождения в политическую элиту – это вхождение не является свободным, оно зависит не столько от желания индивида, сколько от его умения действовать в соответствии с определенными правилами.
В современных демократических странах сложились свои устойчивые каналы, обеспечивающие постоянный приток подготовленных кадров на освободившиеся статусные позиции в политической иерархии. Такими каналами (или «лифтами», Сорокин) являются выборы в органы государственной власти, политические партии и институт гос. Службы.
Сложившаяся в современных демократических странах практика выборов основных должностных лиц гос-ва основана на участии в избирательных кампаниях политических партий и организаций. Как правило, только опираясь на организующую силу партии, кандидату удается добиться успеха. Так называемые «независимые» кандидаты вынуждены также создавать свои группы поддержки, которые в случае их успеха обычно превращаются в политические партии, в случае же провала быстро распадаются. Ясно одно: кандидат на высокий гос. Пост должен опираться на организованную поддержку, и чем влиятельнее поддерживающая его политическая партия, тем больше у его шансов попасть в политическую элиту. Таким образом, крупная политическая партия обеспечивает своим кандидатам выход в политическую элиту.
Однако
воспользоваться партийным «
Еще одним «лифтом», обеспечивающим человеку попадание в политическую элиту, является гос. Служба. При помощи этого канала формируется в основном высшее чиновничество. Но поскольку в современных странах для чиновника есть возможность переходить с гос. Службы в публичную политику и обратно, то при помощи этого канала идет подготовка в том числе публичных гос. Деятелей.