Национальная безопасность и военная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:10, реферат

Описание работы

Правовое обеспечение национальной безопасности о России основывается на следующих нормативно-правовых актах:
Указ Президента Российской Федерации от 10 июля 1996 года № 1024 "Вопросы Совета безопасности Российской Федерации".
Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации".
Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне

Работа содержит 1 файл

Национальная безопасность и военная политика Росси1.docx

— 73.87 Кб (Скачать)

Таким образом, духовная сфера армии подвержена влиянию противоречивых и негативных внешних и внутренних процессов, способствующих разложению психологического состояния личного состава воинских формирований и, в целом, снижению уровня морально-психологического состояния  в армии.

В таких условиях открывается широкий диапазон для  ведения информационной войны противником. На заседании «круглого стола» по теме: «Средство защиты мира и безопасности?»  отмечалось, что информационное оружие применяется успешно против людей  в психологической сфере тогда, когда у человека нет убеждений, нет гордости, когда человека можно  легко обмануть [22].

Серьёзную опасность  российскому обществу представляет «культурный империализм». Это слово  взято из французских исследований, и, в частности, было определено таким  образом в 1982 году Жаком Лонгом. Культурный империализм – это империализм, который захватывает большие  территории тем, что подчиняет себе сознание, образ мышления, образ  жизни. Культурный империализм убеждает, что один набор ценностей лучше  другого. Самым унизительным видом  поражения является культурное поражение. Это единственное поражение, которое  никогда нельзя забыть, потому что  вину за него нельзя возложить на невезение  или варварство врага. Оно влечет за собой не только признание собственной  слабости, но и унижение в необходимости  спасать себя, учась у победителя, которому приходится подражать, ненавидя его [21].

Таким образом, в современной суровой действительности наиболее актуально ставится вопрос об обеспечении национальной безопасности России и, в частности, информационной. В Доктрине национальной безопасности Российской Федерации отмечено возрастание  роли человеческого фактора.

В потенциале боевого  могущества Российских Вооруженных  Сил важнейшее место принадлежит  морально-психологическому обеспечению  личного состава, формирующему морально-психологический  потенциал (совокупность материальных и духовных возможностей государства) национальной и военной безопасности государства. Особое значение приобретает  духовный фактор, при котором моральный  дух и психическое равновесие личного состава становятся важнейшим  в сохранении боеготовности и  боеспособности Вооруженных Сил  Российской Федерации.

Морально-психологический  фактор всегда имел большое значение для боеспособности войск. Об этом убедительно  говорит опыт отечественной и  мировой истории. Однако, сегодня, в  современной российской действительности проблема морально-психологического состояния  войск приобретает особую остроту.

Наиболее существенным фактором, оказывающим принципиальное влияние на укрепление морально-психологического состояния нации, является наличие  у нее идеологии. Она обеспечивает своим содержанием преемственность  исторического опыта, сочетание  реальностей настоящего и перспектив будущего в развитии нации, определяет конкретный путь, который либо выводит  общество на уровень гармоничного, динамичного развития, позволяя преодолеть наиболее острые внутренние противоречия на базе гражданского согласия, либо ведет страну в тупик, к конфликту, к деградации. Для того чтобы побеждать, в сердце и уме воина должна жить простая и ясная идея, понятная каждому, кто идет за нее на смерть, во имя защиты Отечества, обеспечения суверенитета своей Родины. [8].

Таким образом, краткий анализ политических процессов, происходящих на мировой арене, и  возникшая серьёзная опасность  национальному достоянию Российской Федерации свидетельствует о  необходимости предотвращения разрушения российского общества извне, полной потери геостратегической власти на континенте, превращения России в  сырьевой придаток Запада. Эффективная  организация и осуществление  мер по защите безопасности Российской Федерации предполагает совершенствование  морально-психологических аспектов обеспечения военной безопасности государства. Достижение высокого морально-психологического состояния и поддержание психической  устойчивости личного состава, противодействие  информационно-психологическому воздействию  противника, и тем самым, повышение  боеспособности и готовности войск  к выполнению задач в любой  обстановке - необходимое условие  высокой боеготовности и духовной стойкости Вооруженных Сил России.

Список  литературы

1. Будников А.М.  Новая холодная война? // Вечерний  Новосибирск. 1999. -28 мая.

2. Гапоненко  В.С., Лактионов В.И. Национальная  безопасность как объект системного  анализа // Информационный сборник  по зарубежным странам и армиям. М.: ГШ ВС РФ, 2002, №1(134), -С. 13-26.

3. Геополитика  и безопасность. 1993. № 1.-С.12.

4. Доклад Кемеровского  Областного Военного Комиссара.  №1638. 1997. -28 мая.

5. Доклад КВК  Алтайского края 1997. – 22 апреля.

6. Евстафьев  Д.Г. Современная американская  военная политика // США в новом  мире: пределы могущества. -М.: РИСИ, 1997. - С.152.

7. Закон Российской  Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда депутатов Российской  Федерации и Верховного Совета  Российской Федерации. 1992. №. 15/52/.

8. Зеленков М.Ю.  Об идеологических основах морально-психологического  обеспечения Вооруженных Сил  // Военная мысль. № 4. 2001,-С. 47-57.

9. Кулаков В.Ф.  Человеческий фактор в современной  войне. Пути совершенствования  морально-психологического обеспечения  Вооруженных Сил // Стратегическая  стабильность. №3. 1999. –С. 35-36.

10. Копылов А.В.  О понятии «национальная безопасность»  в американской политологии // Безопасность, 1996, N 3-4, -С.88-99.

11. Концепция  национальной безопасности Российской  Федерации // Красная звезда. –2000. –20 января.

12. Лабуш Н.С.  Силовой механизм государства  и обеспечение национально безопасности // Геополитика. –М.: 2004. –С.4.

13. Национальная  военная стратегия США (перевод) - М., 1992.

14. Павленко С.  На скамье подсудимых за свой  счет // Красная звезда. 1998. -28 апреля.

15. Поздняков  А.И. Информационная безопасность  страны и Вооруженных Сил // Национальная безопасность: актуальные  проблемы. М.,ВАГШ, 1999, -С.171-173.

16. Поздняков  А.И. О понятийном аппарате  теории безопасности (аксиологический  подход) // Безопасность №7-8, 2002, -С.185-192.

17. Предпосылка  и принципы военной безопасности // Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). -М., 1994. - С.321.

18. Резник Н.И.  Военно-силовые аспекты обеспечения  национальной безопасности Российской  Федерации в начале ХХI века: Монография. –М.: 2001. -С. 49-50.

19. Российская  дипломатия в портретах. М., -С. 197.

20. Российская  газета, 2000. 13 января.

21. Рубанов В.А  Средство защиты мира и безопасности? (Материалы «круглого стола.») // Безопасность  Евразии № 1-2001, январь - март. –С. 230.

22. Там же. –С. 231.

23. Там же. –С. 233.

24. Сметанников  В.В. Духовная реабилитация военнослужащих  Российской Армии: методология,  методика и результаты социологического  анализа: Автореферат кандидатской  диссертации. – Барнаул.: 2000. -С.3-15.

25. John M. Collins. Grand Strategy: Principles and Practices, 1973. Definitions of Grand or National Security Strategy and Statecraft // Course 1: Foundations of National Security Strategy. National War College. - Washington, DC, 1993. - PP. 1-4.

Реферат: "Национальная безопасность страны: морально-психологический  фактор"

Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности

Национальная  безопасность страны: морально-психологический  фактор

Ю.В. Синчук, полковник, кандидат педагогических наук

В последнее  время термин «безопасность» стал весьма популярным. В прессе, выступлениях политиков, программах политических партий и движений нередко приходится встречать  термины «национальная безопасность», «государственная безопасность», «региональная  безопасность». При таком обилии формулировок легко подменять сущность понятий, прибегая тем самым к  наиболее надежному способу манипулирования  общественным сознанием в интересах  определенных политических сил.

Впервые термин «в интересах национальной безопасности»  прозвучал из уст президента США  Теодора Рузвельта в 1904 году, в  обращении к Конгрессу в связи  с Панамским кризисом. Однако национальная безопасность как политическое понятие  гораздо старше, чем сам термин. Она возникла одновременно с государством, и об ее надежности заботились многие властители, политики, государственные  деятели. При этом речь шла исключительно  о безопасности государства как  основного инструмента защиты граждан  – о личности или гражданском  обществе тогда просто не думали. О  защите государства как об основной обязанности граждан говорили в  свое время Сократ, Платон, Конфуций, киевские князья - Святослав Игоревич, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, флорентиец Никколо Макиавелли, отец монархического авторитаризма француз  Арман Жан дю Плесси – герцог де Ришелье, американский революционер Джордж Вашингтон и английский консерватор  лорд Уинстон Черчилль. «Забота о  самосохранении есть самая важная из забот государства» - утверждал Жан  Жак Руссо в своем трактате «Об общественном договоре». Очень  образно сказал о необходимости  государства стоять на страже духовных и материальных основ безопасности в своем политическом завещании  государственный канцлер России Карл Вильгельм Нессельроде. Он говорил  о необходимости заняться «…развитием  своих нравственных и материальных сил. Эта внутренняя забота является первою нуждою страны, и всякая внешняя  деятельность, которая могла бы тому препятствовать, должна быть тщательно  устранена» [23].

Долгое время  безопасность как сфера деятельности была предметом скорее практики государственного управления, а не объектом теоретической  науки.

Изучать национальную безопасность начали совсем недавно, примерно в середине сороковых годов XX века. Первыми структурами, взявшимися за системное изучение предмета, были финансовые и разведывательные аналитические  службы – с очень конкретной спецификой научной направленности. Главным  в их деятельности было обеспечение  защиты собственных военно-политических интересов [2].

С появлением угроз  глобального масштаба – в первую очередь атомного оружия – стала  очевидной необходимость формирования глобальных систем безопасности, способных  определить, сформулировать и обеспечить условия для выживания всего  человечества и сохранения цивилизации.

В XXI век человечество вступило в радикально изменившихся геополитических условиях. В течение  последних десяти лет произошло  крушение биполярной системы международных  отношений, в которой поддерживался  определенный баланс сил, позволявший  сохранять общую международную  безопасность. В мировом развитии возобладали две взаимоисключающие  тенденции [7]:

- первая тенденция  проявляется в укреплении экономических  и политических позиций значительного  числа государств и их интеграционных  объединений, в совершенствовании  механизмов многостороннего управления  международными процессами, в становлении  многополярного мира;

- вторая тенденция  проявляется через попытки создания  структуры международных отношений,  основанной на доминировании  в международном сообществе развитых  западных стран при лидерстве  США и рассчитанной на односторонние,  прежде всего военно-силовые,  решения проблем мировой политики  в обход основополагающих норм  международного права, формирование  однополярного мира, обеспечивающего  выживание «золотого миллиарда»  за счет природных ресурсов  и населения других стран.

Состояние и  перспективы развития современной  военно-политической обстановки определяются также качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной  борьбы, увеличением ее пространственного  размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы.

Современная Россия в сложившейся международной  обстановке при наличии потенциальных  опасностей и реальных военных угроз  должна воссоздать систему защиты национальной безопасности, в том числе обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного  ущерба любому государству-агрессору  или коалиции государств в любых  условиях обстановки. Обеспечение национальной безопасности является важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации, о чем свидетельствует, утвержденная Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 года «Концепция национальной безопасности Российской Федерации».

В Концепции  содержатся исходные положения для  выработки системы мероприятий  в различных сферах политической деятельности, в том числе и  в области обеспечения обороны  и военной безопасности страны. Среди  важнейших из них: опора на национальные интересы; оценка угроз национальной безопасности России в различных  сферах жизнедеятельности общества; анализ системы мер по обеспечению  национальной безопасности Российской Федерации; определение места, роли государства и общественных организаций  в решении задач обеспечения  безопасности страны и т.д.

Информация о работе Национальная безопасность и военная политика России