Национальная безопасность и военная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:10, реферат

Описание работы

Правовое обеспечение национальной безопасности о России основывается на следующих нормативно-правовых актах:
Указ Президента Российской Федерации от 10 июля 1996 года № 1024 "Вопросы Совета безопасности Российской Федерации".
Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации".
Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне

Работа содержит 1 файл

Национальная безопасность и военная политика Росси1.docx

— 73.87 Кб (Скачать)

В Военной доктрине развиваются Основные положения  военной доктрины Российской Федерации 1993 года и конкретизируются применительно  к военной сфере установки  Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Положения Военной  доктрины опираются на комплексную  оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз  ее развития, на научно обоснованное определение  текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной  безопасности Российской Федерации, а  также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

Военная доктрина носит оборонительный характер, что  предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать  военную безопасность Российской Федерации  и ее союзников.

Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция  Российской Федерации, федеральные  законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области обеспечения военной безопасности.

Положения Военной  доктрины могут уточняться и дополняться  с учетом изменений военно-политической обстановки, характера и содержания военных угроз, условий строительства, развития и применения военной организации  государства, а также конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в директивах по планированию применения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Реализация Военной  доктрины достигается за счет централизации  государственного и военного управления, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных  и других мер, направленных на обеспечение  военной безопасности Российской Федерации  и ее союзников.

В разделе «Военно-политические основы» характеризуются военно-политическая обстановка, основные угрозы и обеспечение  военной безопасности, а также  военная организация государства.

Состояние и  перспективы развития современной  военно-политической обстановки определяются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного  размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы. Возможность  достижения военно-политических целей  непрямыми, неконтактными действиями предопределяет особую опасность современных  войн и вооруженных конфликтов для  народов и государств, для сохранения международной стабильности и мира, обусловливает жизненную необходимость  принятия исчерпывающих мер для  их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения и развития.

Военно-политическая обстановка определяется следующими основными  факторами:

снижение опасности  развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной;

формирование  и укрепление региональных центров  силы;

усиление национального, этнического и религиозного экстремизма;

активизация сепаратизма;

распространение локальных войн и вооруженных  конфликтов;

усиление региональной гонки вооружений;

распространение ядерного и других видов оружия массового  уничтожения, средств его доставки;

обострение информационного  противоборства.

Дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку оказывают:

попытки ослабить (игнорировать) существующие механизмы  обеспечения международной безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);

использование военно-силовых акций в качестве средства "гуманитарного вмешательства" без санкции Совета Безопасности ООН, в обход общепризнанных принципов  и норм международного права;

нарушение отдельными государствами международных договоров  и соглашений в области ограничения  вооружений и разоружения;

использование субъектами международных отношений  информационных и других (в том  числе нетрадиционных) средств и  технологий в агрессивных (экспансионистских) целях;

деятельность  экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;

расширение масштабов  организованной преступности, терроризма, незаконного оборота оружия и  наркотиков, транснациональный характер этой деятельности.

Основные угрозы военной безопасности

В современных  условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снижена, благодаря позитивным изменениям международной  обстановки, проведению нашей страной  активного миролюбивого внешнеполитического  курса, поддержанию на достаточном  уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются  потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.

Основные внешние  угрозы:

территориальные претензии к Российской Федерации;

вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;

попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации  в решении проблем международной  безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных  центров многополярного мира;

наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего  вблизи государственной границы  Российской Федерации и границ ее союзников;

создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее  к нарушению сложившегося баланса  сил, вблизи государственной границы  Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих  к их территориям морях;

расширение военных  блоков и союзов в ущерб военной  безопасности Российской Федерации;

ввод иностранных  войск в нарушение Устава ООН  на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

создание, оснащение  и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;

нападения (вооруженные  провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях  иностранных государств, а также  на объекты и сооружения на государственной  границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;

действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, в том числе путем  воспрепятствования работе российских систем государственного и военного управления, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечения  их боевой устойчивости, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;

враждебные, наносящие  ущерб военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, информационные действия;

дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации  в иностранных государствах;

международный терроризм.

Основные внутренние угрозы:

попытка насильственного  свержения конституционного строя;

противоправная  деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности  Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;

планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных  органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации  оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ  и других средств, которые могут  быть использованы для осуществления  диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;

организованная  преступность, терроризм, контрабандная  и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной  безопасности Российской Федерации.

Обеспечение военной  безопасности Российской Федерации  является важнейшим направлением деятельности государства.

Главные цели обеспечения  военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация  военных угроз Российской Федерации. Российская Федерация рассматривает  обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления  социально-экономических реформ, утверждения  принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и  добрососедства в международных  отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы  международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.

Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в  ее распоряжении сил, средств и ресурсов. В современных условиях Российская Федерация исходит из необходимости  обладать ядерным потенциалом, способным  гарантированно обеспечить нанесение  заданного ущерба любому агрессору (государству либо коалиции государств) в любых условиях. При этом ядерное  оружие, которым оснащены Вооруженные  Силы Российской Федерации, рассматривается  Российской Федерацией как фактор сдерживания  агрессии, обеспечения военной безопасности Российской Федерации и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.

Российская Федерация  оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование  против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового  уничтожения, а также в ответ  на крупномасштабную агрессию с применением  обычного оружия в критических для  национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.

Российская Федерация  не применит ядерного оружия против государств - участников Договора о нераспространении  ядерного оружия, не обладающих ядерным  оружием, кроме как в случае нападения  на Российскую Федерацию, Вооруженные  Силы Российской Федерации или другие войска, ее союзников или на государство, с которым она имеет обязательства  в отношении безопасности, осуществляемого  или поддерживаемого таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно  или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием.

Основные принципы обеспечения военной безопасности:

сочетание твердого централизованного руководства  военной организацией государства  с гражданским контролем ее деятельности;

эффективность прогнозирования, своевременность  вскрытия и классификации военных  угроз, адекватность реагирования на них;

достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых  для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

соответствие  уровня готовности, подготовки и обеспечения  военной организации государства  потребностям военной безопасности;

ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

Целям обеспечения  военной безопасности Российской Федерации  служит военная организация государства.

Военная организация  государства включает в себя Вооруженные  Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной  безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные  для выполнения задач военной  безопасности военными методами, а  также органы управления ими.

В военную организацию  государства также входит часть  промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения  задач военной безопасности.

Главной целью  развития военной организации государства  является обеспечение гарантированной  защиты национальных интересов и  военной безопасности Российской Федерации  и ее союзников.

Информация о работе Национальная безопасность и военная политика России