Национальная безопасность и военная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:10, реферат

Описание работы

Правовое обеспечение национальной безопасности о России основывается на следующих нормативно-правовых актах:
Указ Президента Российской Федерации от 10 июля 1996 года № 1024 "Вопросы Совета безопасности Российской Федерации".
Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации".
Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне

Работа содержит 1 файл

Национальная безопасность и военная политика Росси1.docx

— 73.87 Кб (Скачать)

Национальная  безопасность и военная  политика России

Правовое обеспечение  национальной безопасности о России основывается на следующих нормативно-правовых актах:

Указ Президента Российской Федерации от 10 июля 1996 года № 1024 "Вопросы Совета безопасности Российской Федерации".

Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации".

Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении военной  доктрины Российской Федерации».

Федеральный закон  Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне".

Федеральный закон  Российской Федерации от 26 февраля 1997 года "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

Федеральный закон  Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности  и военной службе».

Федеральный закон  Российской Федерации 2001 года «О чрезвычайном положении».

Федеральный конституционный  закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ  «О военном положении».

Система законодательного обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов Америки основывается на конституции и "Законе о национальной безопасности" (принят конгрессом 26 июля 1947 г.). В соответствии с этим законом создан СНБ (Совет национальной безопасности) в составе президента, вице-президента, государственного секретаря  и министра обороны. Основная его  задача - интеграция внутренней, внешней  и военной политики в интересах  обеспечения национальной безопасности. Аппарат СНБ возглавляет помощник президента по национальной безопасности. Законом 1947 г. создано национальное военное ведомство, переименованное  в 1949 г. в министерство обороны, включающее в себя 3 министерства видов ВС США, а также комитет начальников  штабов. Этим же актом создано ЦРУ (Центральное разведывательное управление).

В 1973 г. конгресс принял Закон о военных полномочиях  и Закон о добровольном принципе комплектования ВС США, а в 1976 г. - Закон  о чрезвычайном положении.

Каждый президент  США ежегодно разрабатывает и  представляет конгрессу в секретном  и несекретном вариантах доклад "Стратегия национальной безопасности США".

Правовое обеспечение  национальной безопасности Великобритании основывается на следующих основных нормативно-правовых актах:

- Закон "О  чрезвычайных обстоятельствах" 1939 г.;

- Закон "Об  общественном порядке" 1986 г.;

- Закон "Об  управлении в чрезвычайных обстоятельствах" 1964 г.;

- Закон "Об  обороне" 1964 г.

Принятым Законом "Об обороне (передача функций) на основе Королевского Указа был учрежден пост министра обороны, на которого возлагалась  общая ответственность за оборону  страны, а также создан Совет обороны. В составе Совета обороны учреждены  комитеты сухопутных войск, военно-воздушных  и военно-морских сил, получившие право руководства соответственно сухопутными войсками, ВВС и ВМС.

Основные положения  концепции безопасности содержатся в ежегодных докладах министра обороны  парламенту страны. После утверждения  эти доклады приобретают законодательный  статус. Наиболее важные доклады - доклад МО парламенту 1992 г. и 1995 г. Здесь определены военная стратегия, концепция военного строительства, сформулированы интересы Великобритании и угрозы их безопасности, а также порядок привлечения  ВС для поддержания общественного  порядка.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система  взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и  внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие  направления государственной политики Российской Федерации.

Под национальной безопасностью Российской Федерации  понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и  единственного источника власти в Российской Федерации.

1. Россия в мировом  сообществе

Положение в  мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания эры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие  тенденции.

Первая тенденция  проявляется в укреплении экономических  и политических позиций значительного  числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании  механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические  и информационные факторы. Россия будет  способствовать формированию идеологии  становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция  проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном  сообществе развитых западных стран  при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой  политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование  международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением  ряда государств усилить свое влияние  на мировую политику, в том числе  путем создания оружия массового  уничтожения. Значение военно-силовых  аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия является одной из крупнейших стран мира с  многовековой историей и богатыми культурными  традициями. Несмотря на сложную международную  обстановку и трудности внутреннего  характера, она в силу значительного  экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального  стратегического положения на Евразийском  континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов  России и интересов других государств по многим проблемам международной  безопасности, включая противодействие  распространению оружия массового  уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с  международным терроризмом и  наркобизнесом, решение острых экологических  проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения  ядерной и радиационной безопасности.

Вместе с тем  активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций  России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки  игнорировать интересы России при решении  крупных проблем международных  отношений, включая конфликтные  ситуации, способны подорвать международную  безопасность и стабильность, затормозить  происходящие позитивные изменения  в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в  мире, что обусловливает необходимость  объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности  имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

2. Национальные интересы  России

Национальные  интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они  носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие  задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в  том числе во взаимодействии с  действующими на основе Конституции  Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными  организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных  прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального  государства, в достижении и поддержании  общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства  состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в  развитии равноправного и взаимовыгодного  международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной  власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной  целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению  политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий-социальных, межэтнических и религиозных  конфликтов, терроризма.

Национальные  интересы России в социальной сфере  заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа.

Национальные  интересы в духовной сфере состоят  в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма  и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.

Национальные  интересы России в международной  сфере заключаются в обеспечении  суверенитета, упрочении позиций  России как великой державы-одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и  взаимовыгодных отношений со всеми  странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами-участниками  Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и  свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные  интересы России в информационной сфере  заключаются в соблюдении конституционных  прав и свобод граждан в области  получения информации и пользования  ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных  информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Национальные  интересы России в военной сфере  заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и  территориальной целостности, в  предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении  условий для мирного, демократического развития государства.

Национальные  интересы России в пограничной сфере  заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы  Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством  Российской Федерации порядка и  правил осуществления экономической  и иных видов деятельности в пограничном  пространстве Российской Федерации.

Национальные  интересы России в экологической  сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды.

Важнейшими составляющими  национальных интересов России являются защита личности, общества и государства  от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  и их последствий, а в военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

3. Угрозы национальной  безопасности Российской  Федерации

Состояние отечественной  экономики, несовершенство системы  организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и  увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных  отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

Информация о работе Национальная безопасность и военная политика России