Национальная безопасность и военная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:10, реферат

Описание работы

Правовое обеспечение национальной безопасности о России основывается на следующих нормативно-правовых актах:
Указ Президента Российской Федерации от 10 июля 1996 года № 1024 "Вопросы Совета безопасности Российской Федерации".
Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации".
Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации».
Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне

Работа содержит 1 файл

Национальная безопасность и военная политика Росси1.docx

— 73.87 Кб (Скачать)

Руководство строительством, подготовкой и применением военной  организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации  осуществляет Президент Российской Федерации, который является Верховным  Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации организует оснащение  Вооруженных Сил Российской Федерации  и других войск вооружением, военной  и специальной техникой, обеспечение  их материальными средствами, ресурсами  и услугами, осуществляет общее руководство  оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах  обороны, а также осуществляет иные функции по обеспечению военной  безопасности, установленные федеральным  законодательством.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной  безопасности, возложенные на них  федеральным законодательством.

Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения  и граждане Российской Федерации  участвуют в обеспечении военной  безопасности в порядке, установленном  федеральным законодательством.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации и другими  войсками осуществляют руководители соответствующих  федеральных органов исполнительной власти.

Министерство  обороны Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, разработку концепций строительства и развития других войск, заказы на вооружение и  военную технику для них, разрабатывает  с участием соответствующих федеральных  органов исполнительной власти концепцию  развития вооружения, военной и специальной  техники и федеральную государственную  программу вооружения, а также  предложения по государственному оборонному заказу.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации  является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, координирующим деятельность и организующим взаимодействие Вооруженных  Сил Российской Федерации и других войск по выполнению задач в области  обороны.

Управления главнокомандующих (командующих) видами (родами) Вооруженных  Сил Российской Федерации (войск) осуществляют разработку и реализацию планов строительства и применения видов (родов) Вооруженных Сил Российской Федерации (войск), их оперативной и мобилизационной подготовки, технического оснащения, подготовки кадров, обеспечивают управление войсками (силами) и их повседневную деятельность,

развитие системы  базирования и инфраструктуры. Управления военных округов (оперативно-стратегические командования) осуществляют управление межвидовыми группировками войск (сил) общего назначения, а также  планирование и организацию мероприятий  по совместной с другими войсками, воинскими формированиями и органами подготовке к обеспечению военной  безопасности в установленных границах ответственности с учетом их задач  и единой системы военно-административного  деления территории Российской Федерации.

Для управления коалиционными группировками войск (сил) согласованным решением органов  государственной власти стран - участниц коалиции создаются соответствующие  объединенные органы военного управления.

В целях централизованного  руководства обеспечением военной  безопасности Российской Федерации  осуществляется единое стратегическое и оперативное планирование применения Вооруженных Сил Российской Федерации  и других войск в интересах  обороны, программно-целевое планирование военного строительства, предусматривающее  разработку долгосрочных (10-15 лет), среднесрочных (4-5 лет) и краткосрочных (1-2 года) документов.

В военной доктрине рассматриваются военно-стратегические и военно-экономические основы, предусматривающие  характер войн и вооруженных конфликтов, основы применения Вооруженных Сил  Российской Федерации и других войск, военно-экономическое обеспечение  военной безопасности, международное  военное (военно-политическое) и военно-техническое  сотрудничество.

Список  литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://nicbar.narod.ru/

Реферат Национальная безопасность

Содержание  
Введение. 3 
1. Проблема национальной безопасности в геополитических исследованиях. 4 
2. Понятие национальной безопасности. 6 
3. Система национальной безопасности. 9 
4. Угрозы национальной безопасности. 13 
Заключение. 16 
Список использованной литературы.. 17

Введение

 
В России в условиях происходящих коренных изменений в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности  проблема обеспечения национальной безопасности приобретает значение одной из первостепенных. Задача создания системы обеспечения безопасности личности, общества и государства на основе комплексного исследования, критического анализа опыта передовых российских и зарубежных ученых является особенно актуальной в современный период формирования новой концепции национальной безопасности.  
Внимание многих отечественных ученых привлекают, как правило, частные проблемы национальной безопасности в различных сферах жизни общества (экономической, информационной, политической и др.). В научной литературе существуют противоречивые точки зрения на сам феномен национальной безопасности и решение проблем безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества. Это связано с отсутствием, с одной стороны, единого подхода к основному понятийному аппарату в области национальной безопасности, с другой, - специальных монографических исследований теоретических, правовых и организационных проблем деятельности правоохранительной системы в обеспечении национальной безопасности.  
К различным аспектам правоохранительной деятельности обращались известные ученые-правоведы, но исследования в этой области имеют, как правило, узкий ведомственный характер и касаются обеспечения отдельных видов национальной безопасности (общественной, экономической, экологической и др.).

1. Проблема национальной  безопасности в  геополитических  исследованиях 

Заключение

 
Национальная безопасность - это  многогранное явление, имеющее неоднозначное  толкование в силу заимствования  его наименования из западного лексикона, которое должно рассматриваться: во-первых, как часть общего явления безопасности, являющегося неотъемлемым условием существования личности, общества и  государства и позволяющего сохранять  накопленные ценности; во-вторых, в  рамках всей совокупности входящих в  многонациональное государство - Российскую Федерацию - наций и национальных групп. 
При обеспечении национальной безопасности необходимо рассматривать сложную многоуровневую функциональную систему национальной безопасности, состоящую из совокупности взаимосвязанных развивающихся систем (элементов): национальные интересы; угрозы национальным интересам; система обеспечения национальной безопасности (СОНБ). 
В современной российской правовой системе национальной безопасности, во-первых, отсутствуют законодательные определения научных понятий «национальная безопасность», «угрозы национальной безопасности», а во-вторых, не отражены реальные и действенные правовые механизмы адекватного противодействия новым угрозам безопасности России. Многие положения Закона РФ «О безопасности» носят декларативный характер, так как отсутствует базовая научно обоснованная Концепция национальной безопасности Российской Федерации.  
В целях совершенствования законодательства в области обеспечения национальной безопасности необходимо сформировать гибкую правовую систему, адекватно реагирующую на происходящие экономические и социально-политические изменения, обеспечивающую необходимый уровень национальной безопасности.

Список  использованной литературы

 
1.Закон РФ «О безопасности»// Ведомости  Съезда народных депутатов и  Верховного Совета Российской  Федерации. - 1992. - №15. - Ст. 769. 
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «О национальной безопасности». - М., 1996. - С.3-4. 
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 5 мая 1998г. // СЗ РФ. - 1998. - №20. - Ст.2134. 
4. Арбатов А.Г. Безопасность: российский выбор. М., 1999.  
5. Кардашова И.Б. О концепции национальной безопасности// Закон и право. ЮНИТИ –ДАНА. - 1999. - №9.  
6. Социальная и духовная безопасность России. М., 1995.  
7. Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999.
Национальная безопасность страны: морально-психологический фактор

Ю.В. Синчук, полковник, кандидат педагогических наук

В последнее  время термин «безопасность» стал весьма популярным. В прессе, выступлениях политиков, программах политических партий и движений нередко приходится встречать  термины «национальная безопасность», «государственная безопасность», «региональная  безопасность». При таком обилии формулировок легко подменять сущность понятий, прибегая тем самым к  наиболее надежному способу манипулирования  общественным сознанием в интересах  определенных политических сил.

Впервые термин «в интересах национальной безопасности»  прозвучал из уст президента США  Теодора Рузвельта в 1904 году, в  обращении к Конгрессу в связи  с Панамским кризисом. Однако национальная безопасность как политическое понятие  гораздо старше, чем сам термин. Она возникла одновременно с государством, и об ее надежности заботились многие властители, политики, государственные  деятели. При этом речь шла исключительно  о безопасности государства как  основного инструмента защиты граждан  – о личности или гражданском  обществе тогда просто не думали. О  защите государства как об основной обязанности граждан говорили в  свое время Сократ, Платон, Конфуций, киевские князья - Святослав Игоревич, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, флорентиец Никколо Макиавелли, отец монархического авторитаризма француз  Арман Жан дю Плесси – герцог де Ришелье, американский революционер Джордж Вашингтон и английский консерватор  лорд Уинстон Черчилль. «Забота о  самосохранении есть самая важная из забот государства» - утверждал Жан  Жак Руссо в своем трактате «Об общественном договоре». Очень  образно сказал о необходимости  государства стоять на страже духовных и материальных основ безопасности в своем политическом завещании  государственный канцлер России Карл Вильгельм Нессельроде. Он говорил  о необходимости заняться «…развитием  своих нравственных и материальных сил. Эта внутренняя забота является первою нуждою страны, и всякая внешняя  деятельность, которая могла бы тому препятствовать, должна быть тщательно  устранена» [23].

Долгое время  безопасность как сфера деятельности была предметом скорее практики государственного управления, а не объектом теоретической  науки.

Изучать национальную безопасность начали совсем недавно, примерно в середине сороковых годов XX века. Первыми структурами, взявшимися за системное изучение предмета, были финансовые и разведывательные аналитические  службы – с очень конкретной спецификой научной направленности. Главным в их деятельности было обеспечение защиты собственных военно-политических интересов [2].

С появлением угроз  глобального масштаба – в первую очередь атомного оружия – стала  очевидной необходимость формирования глобальных систем безопасности, способных  определить, сформулировать и обеспечить условия для выживания всего  человечества и сохранения цивилизации.

В XXI век человечество вступило в радикально изменившихся геополитических условиях. В течение  последних десяти лет произошло  крушение биполярной системы международных  отношений, в которой поддерживался  определенный баланс сил, позволявший  сохранять общую международную  безопасность. В мировом развитии возобладали две взаимоисключающие  тенденции [7]:

- первая тенденция  проявляется в укреплении экономических  и политических позиций значительного  числа государств и их интеграционных  объединений, в совершенствовании  механизмов многостороннего управления  международными процессами, в становлении  многополярного мира;

- вторая тенденция  проявляется через попытки создания  структуры международных отношений,  основанной на доминировании  в международном сообществе развитых  западных стран при лидерстве  США и рассчитанной на односторонние,  прежде всего военно-силовые,  решения проблем мировой политики  в обход основополагающих норм  международного права, формирование  однополярного мира, обеспечивающего  выживание «золотого миллиарда»  за счет природных ресурсов  и населения других стран.

Состояние и  перспективы развития современной  военно-политической обстановки определяются также качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной  борьбы, увеличением ее пространственного  размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы.

Современная Россия в сложившейся международной  обстановке при наличии потенциальных  опасностей и реальных военных угроз  должна воссоздать систему защиты национальной безопасности, в том числе обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного  ущерба любому государству-агрессору  или коалиции государств в любых  условиях обстановки. Обеспечение национальной безопасности является важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации, о чем свидетельствует, утвержденная Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 года «Концепция национальной безопасности Российской Федерации».

В Концепции  содержатся исходные положения для  выработки системы мероприятий  в различных сферах политической деятельности, в том числе и  в области обеспечения обороны  и военной безопасности страны. Среди  важнейших из них: опора на национальные интересы; оценка угроз национальной безопасности России в различных  сферах жизнедеятельности общества; анализ системы мер по обеспечению  национальной безопасности Российской Федерации; определение места, роли государства и общественных организаций  в решении задач обеспечения  безопасности страны и т.д.

Информация о работе Национальная безопасность и военная политика России