Модели социализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Социализм как идеология и способ организации общества. Характеристика и структурный анализ западной, азиатской и советской моделей социалистических обществ. Выявление общих закономерностей в развитии социалистических режимов. Причины кризиса советской системы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

     Африканская идентичность и социализм часто  были взаимопересекающимися понятиями. Некоторые лидеры заявляли, что Африка всегда была «социалистической», и  призывали к социализму как объединяющему культурному элементу для африканцев. Но то, к чему они призывали, не было единственной формой африканской идентичности; это была комбинация социализма и африканской идентичности, вносящая двойной вклад в избавления от старых имперских режимов. Социальные революции обычно шли рука об руку с социализмом.

     Однако  большинство режимов, последовавших  по пути программ африканского социализма, так и не достигли экономической  независимости, процветания и равенства (отчасти в результате укрепления позиций правительства за счет народа), что стало для многих причиной разочарования в африканском социализме.

     Самыми  известными организациями подобного  рода были движения черного освобождения в ЮАР во время режима апартеида. Крупнейшей из них был Африканский Национальный Конгресс (ANC) и Панафриканский Конгресс (PAC). ANC стремился к расовому равенству, а позиция PAC выражалась в призыве «Африка для африканцев!» После окончания режима апартеида ANC стала ведущей политической партией в ЮАР, но многие считают, что партия отошла от своих изначальных идей.

     Арабский  социализм - политическая идеология, представляющая собой смешение панарабизма и социализма. Арабский социализм отличается от гораздо более широкой традиции социалистической мысли в арабском мире, появившейся на 50 лет раньше, чем арабский социализм.

     Арабский  социализм представляет собой важное политическое течение в арабском мире, хотя его влияние со временем уменьшилось. Пик интеллектуального  и политического влияния приходится на 1950-е и 60-е гг., когда он представлял собой идеологическую основу Партии арабского возрождения Баас и, в меньшей степени, движения насеризма. Термин «арабский социализм» был впервые введен Мишелем Афляком, одним из основателей партии Баас, для того, чтобы отличать его версию социалистической идеологии от марксистского социализма и других типов социализма, существующих как в европейских, так и других странах (КНР, СССР и др.) и подчеркнуть его аутентичность и оригинальность.

     Для Афляка арабский социализм представлял  собой необходимое следствие движения за арабское единство и свободу, так как лишь социалистическая система собственности и развития смогла бы преодолеть экономические последствия колониализма. В то же время он отвергал ортодоксальный марксизм с его материализмом, интернационализмом и атеизмом, столь неподходящими для арабской ситуации. В то время как арабский социализм во многом перенял экономическую и социальную программу европейского социализма, характерные для него интеллектуальные и духовные черты наложили некоторые ограничения на его революционный потенциал: средства производства подлежат национализации, но при сохранении таких традиционных ценностей, как частная собственность и наследование собственности. Такие примитивные общественные структуры, как феодализм, номадизм и племенной строй, религиозные различия и дискриминация женщин, должны остаться в прошлом, но не нарушая при этом социальные связи, составляющие основу арабской идентичности. Арабский социализм часто представляется как «срединный путь» между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком и как современное выражение традиционных арабских ценностей.

     Арабский  социализм невозможно рассматривать  вне связи с антиколониальной националистической парадигмой, что  проявляется также в политической и экономической доктринах его идеологии. Например, экономическая программа арабских социалистов часто сосредотачивалась на разрушении связей с бывшими державами-поработителями, на перераспределении земли, конфискованной поселенцами или иностранными правителями и на достижении независимости в экономической сфере как средство достижения политической независимости.

     Наиболее  заметными экономическими успехами были земельные реформы в Египте (1952 г.), в Сирии (1963 г.) и Ираке (1970 г.), а также национализация основных отраслей промышленности и банковского сектора в этих странах. Однако в Египте и Сирии многие из этих реформ были впоследствии отменены (реприватизация). Более успешными они были в Ираке, вероятно, благодаря нефтяному богатству страны, до ирано-иракской войны в 1980 г.

     Арабский  социализм, интегрированный в арабский национализм и панарабскую идеологию, утерял многие из своих позиций после  Шестидневной войны 1967 г., сильно дискредитировавшей Египет при правлении Гамаля Абделя Насера. Идеология арабского социализма продолжала существовать и в последующие годы, но война стала началом фундаментального пересмотра арабской политики, в чем многие видели закат эры арабского социализма. После того, как в конце 1960-х гг. обе партии Баас в Ираке и Сирии постепенно превратились из идеологических движений в инструмент этноцентрического тоталитарного правления, арабский социализм потерял свое политическое значение. В наши дни он больше не является ведущей политической силой, хотя стабильным наследием арабского социализма остается светский характер многих арабских государств. Однако идеи арабского социализма до сих пор живут среди интеллигенции арабского мира, и идеи социального эгалитаризма и «третьего пути» между «эгоистическим» Западом и «бездуховным» социализмом остаются важными для современной арабской политической мысли.

     Ведический  социализм (от слов «веды» и «социализм») - социально-политическая доктрина в современном индуизме и индуистской политике, выдвинутая некоторыми представителями хиндутвы и реформаторских движений в индуизме.

     Идеи  ведического социализма были выдвинуты  такими реформаторами индуизма, как  Вивекананда и Ауробиндо. Позже  ведическим социализмом стали называть утопическую социалистическую теорию Махатмы Ганди, которая также  получила известность как «индийский социализм», «сарводая» или «социализм Ганди». Теория социализма Ганди основывалась на идее о социальном равенстве, об обеспечении минимального уровня жизни для бедных слоёв населения, на сочетании материального процветания и духовного роста.

     В 1970-е годы основные положения доктрины ведического социализма были сформулированы в трудах религиозного и государственного деятеля Свами Агнивеша (одного из лидеров индуистского реформаторского  движения «Арья самадж») и индуистского деятеля Нитья Нараяны Банерджи. В своей книге «Ведический социализм» Банерджи провёл сравнительный анализ «западного» и «ведического» социализма. Идея ведического социализма была взята на вооружение рядом религиозно-политических движений в Индии. В 1960-е годы ведический социализм Ганди стал официальной доктриной «Бхаратия джаната парти», а в 1980-х годах на его основе была сформулирована политическая философия интегрального гуманизма. В 1985 году интегральный гуманизм был избран как официальная доктрина «Бхаратия джаната парти».

     Автор книги «Ведический социализм» (1974) Свами Агнивеш в 1970-е годы собрал группу последователей и активно  пропагандировал идеи ведического  социализма среди деревенского населения  Северной Индии. Агнивеш и его  сподвижники организовывали многолюдные демонстрации и марши, пели гимны, в которых отражались идеи ведического социализма.

     Согласно  сторонникам доктрины, социализм  и основанная на ведических писаниях духовность являются двумя сторонами  одной и той же монеты. Истинный социализм должен основываться на «научном духовном процессе», и, с другой стороны, человек, желающий прогрессировать духовно, должен иметь социалистический взгляд на мир. Создатели доктрины почерпнули вдохновение из содержания Вед и Упанишад, некоторые из текстов которых призывают людей к борьбе против эксплуатации, неравенства и несправедливости. Фундаментом ведического социализма является понятие всеобщего блага, основанное на доктрине равенства, а его сердцем — ведическая дхарма. Для решения проблем современного общества, оно должно быть построено согласно принципам ведического социального устройства.

     О параллелях между индийскими учениями об устройсте общества и теориями социализма говорит и случай с  посланием индийских махатм «махатме Ленину». В 1926 году Николай Рерих  привёз из Индии руководству «социалистической» Советской России послание от махатм Агартхи (Шамбалы), которое гласило:

     «На Гималаях мы знаем совершаемое вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотой. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов общего блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также признали своевременность вашего движения и посылаем вам всю нашу помощь, утверждая единение Азии! Знаем, многие построения свершатся в 28—36 годах. Привет вам, ищущим общего блага!»(1)

     Обзор разновидностей реализаций идей социализма невозможен без упоминания Кубы. Страна, которая и сейчас четко заявляет о приверженности социализму. Страна, долгие годы бывшая надежным союзником Советского Союза. Страна, которая не предала социализм, как это сделали бывшие соцстраны Европы после развала СССР. Страна, строящая социализм по собственному пути.

     Куба  — островное государство в  карибском бассейне, открыта Колумбом в 1492 году. Около 400 лет была колонией Испании. Освободительное движение, начавшееся в первой половине XIX в., вылилось в 10-летнюю войну 1868-78 гг. против колонизаторов, которая не достигла своей цели. В 1895 году под руководством X. Марти и А. Масео кубинский народ вновь поднялся па вооруженную борьбу за свободу. В 1898 году, когда победа повстанцев была близка, США объявили войну Испании и оккупировали остров. В 1902 г. Куба была формально провозглашена независимой республикой, однако на деле превратилась в полуколонию американского империализма.

     Время новой, социалистической Кубы наступило после того, как в ночь на 1 января 1959 Батиста и его приспешники бежали из страны. На Кубе победила революция.

     Поддерживая кубинцев, СССР признал Революционое правительство Кубы сразу же — 10 января 1959 года. В феврале 1960 было подписано советско-кубинское торговое соглашение и соглашение о предоставлении Кубе советского кредита на сумму 100 миллионов долларов. В соответствии с этими соглашениями СССР стал поставлять Кубе нефть, промышленное оборудование и машины, продовольствие и сырье, закупать кубинский сахар и другие товары, а также оказывать ей экономическое и техническое содействие в развитии народного хозяйства, помогая кубинскому народу преодолевать последствия экономической блокады США. Советский Союз также помог Кубе, ставшей форпостом социализма у берегов Америки, в создании хорошо обученной и оснащенной современной боевой техникой армии.

     Фидель  Кастро быстро перевел экономику  на социалистические рельсы. Уже к  середине 1961 года 41% обрабатываемой земли  находился в руках государственных имений и кооперативов, 90% промышленной продукции производилось на государственных предприятиях, государству принадлежали банки, бóльшая часть транспорта, внутренней торговли, установлена государственная монополия внешней торговли.

     В апреле 1961 Ф. Кастро официально провозгласил Кубинскую революцию социалистической (обратите внимание: не сразу!). В процессе развития революции сложилось единство всех революционных сил страны, что выразилось в слиянии на марксистско-ленинской платформе «»Движения 26 июля», НСПК и «Революционного директората 13 марта» в единую организацию — Объединенные революционные организации (ОРО), которые в 1963 году были преобразованы в Единую партию социалистической революции Кубы. Она, в свою очередь, с октября 1965 получила наименование Коммунистической партии Кубы. Первым секретарем ЦК партии стал Фидель Кастро, оставаясь в то же время премьер-министром Революционного правительства.

     Правящей  и единственной разрешенной партией  страны является Коммунистическая партия Кубы. Правительство Фиделя Кастро провело аграрную реформу, национализацию промышленных активов, развернуло широкие социальные преобразования, чем оттолкнуло многие группы населения, итогом же процесса стала массовая эмиграция недовольных, главным образом в США, где создалась крупная диаспора оппонентов Кастро и его политики.

     С начала 60-х годов по начало 90-х  Куба была союзником СССР, оказывавшего значительную финансовую, экономическую  и политическую поддержку, деятельно  поддерживала марксистских повстанцев и марксистские режимы Латинской Америки (Пуэрто-Рико, Гватемалы, Сальвадора, Никарагуа, Панамы, Боливии, Перу, Бразилии, Аргентины, Чили), Африки (Эфиопия, Ангола) и Азии, а также проводила политику оказания помощи гуманитарного профиля различным странам мира.

     С распадом СССР Куба понесла огромные экономические убытки (до половины объема ВВП), и аналитики предсказывали  скорое падение правительства Кастро, однако к 1994 году ситуация в основном стабилизировалась, и экономическое  состояние страны международными организациями в настоящий момент оценивается как вполне удовлетворительное.

     По  данным О.Крыловой «Государственная социальная политика и социальное развитие Кубы в 1970–2000-х годах.», до революции для  социальной сферы Кубы были характерны резкие диспропорции. Среднестатистический доход на человека был 250-300 песо в год, у 2% населения он превышал 8 тысяч, а сельское население получало 91 песо в год. Согласно переписи 1953 г., 23,6 % населения старше 10 лет было неграмотно. Сейчас же даже западная историография признает достижения Кубы в социальной области и то, что кубинцы гордятся социальными завоеваниями, которые они получили «благодаря своей коммунистической революции» - правом на работу, бесплатную медицинскую помощь, получение образования и так далее.

     Социалистическая Куба вышла на первое место среди стран Латинской Америки в области просвещения, по уровню развития спорта, культуры. Здравоохранение же на Кубе находиться на более высоком уровне, чем даже в некоторых странах Западной Европы и по продолжительности жизни (76 лет) она уступает лишь Японии. На основе достигнутого опыта и новых технологических возможностей Куба подняла важнейшие социальные отрасли на такой исключительный уровень, о каком ранее и не мечталось, они и на современном этапе являются приоритетными отраслями.

     Куба  — первая из латиноамериканских стран, которая покончила с неграмотностью, поставила современную медицину на службу охраны здоровья трудящихся, сделала спорт доступным для  каждого кубинца, приступила к решению  задач подъема жизненного уровня населения. Обратте внимание — всего населения, а не отдельных групп. Бедность в кубинском обществе не возрастает, а неравенство, установившееся в социальных отношениях с началом кризиса на рубеже 90-х, когда Куба осталась одна окруженная как внутренними, так и внешними проблемами, и принявшее постоянный характер, также не слишком углубилось, благодаря внедрению систем налогообложения для работников частного сектора и других регулирующих мер. В силу того, что медицинская помощь и образование на всех уровнях являются бесплатными, более 1,4 млн. пенсионеров ежемесячно, без задержек и в срок, получают свою пенсию, гарантируется минимальная заработная плата, выделяется пакет продуктов питания по сниженным ценам, нищих на Кубе практически нет.

Информация о работе Модели социализма