М. Вебер "Политика как призвание и профессия"

Автор: s***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 12:47, статья

Описание работы

В соответствии с вашим пожеланием я должен сделать доклад, который, однако, непременно разочарует вас в нескольких отношениях. От разговора о политике как призвании и профессии вы непроизвольно будете ожидать высказываний и оценок по злободневным вопросам. Но об этом мы скажем лишь под конец, чисто формально, в связи с определенными вопросами, относящимися к значению политической деятельности во всем ведении жизни (Lebensfuhrung). Из сегодняшнего доклада как раз должны быть исключены все вопросы, относящиеся к тому, какую политику следует проводить, какое, таким образом, содержание следует придавать своей политической деятельности. Ибо они не имеют никакого отношения к общему вопросу: что есть и что может означать политика как призвание и профессия

Работа содержит 1 файл

ВЕБЕР ПОЛИТИКА.docx

— 110.18 Кб (Скачать)

 Этому  механизму потребовался значительный  аппарат сотрудников. Как-никак  в Англии около 2000 человек живут  непосредственно за счет политики  партий. Правда, гораздо более многочисленны  те, кто участвует в политике  лишь в погоне за должностями  или в качестве претендента  [на выборах], особенно в рамках  общинной политики. Наряду с экономическими  возможностями у умелого политика, связанного с Caucus, имеются воз­можности удовлетворить свое тщеславие. Стать «J. Р.»* или даже «М. Р.»** —естественное стремление высшего (нормального) честолюбия, и таким людям, которые продемонстрировали хорошее воспитание, были "gentlemen", это выпадает на долю. Высшая награда, манящая в особенности крупных меценатов, — бюджет партии, пожалуй, на 50% состоял из взносов неизвестных дарителей, — достоинство пэра.

 Каков  же был эффект новой системы?  Тот, что ныне английские парламентарии,  за исключением нескольких членов  кабинета (да каких-нибудь чудаков), суть не что иное, как отлично  дисциплинированное голосующее  стадо. У нас в Рейхстаге  политики обычно, хотя бы разбираясь  с частной корреспонденцией, лежащей  у них на письменном столе,  притворялись, что радеют о благе  страны. Такого рода жесты в  Англии не требуются; член парламента  должен лишь голосовать и не  совершать предательства партии; он должен появиться по требованию  «зазывалы» и делать то, что  ему прикажет в данный момент  кабинет или лидер оппозиции.  Caucus-  машина, охватывающая всю страну, в особенности если в наличии есть сильный вождь, почти беспринципна и полностью в его руках. Итак, тем самым над парламентом возвышается фактически плебисцитарный диктатор, который посредством «машины» увлекает за собой массы и для которого парламентарии суть всего лишь политические пребендарии, составляющие его свиту.

 Как же  происходит отбор этих вождей? Прежде всего: в соответствии  с какой способностью? Конечно,  определяющей здесь (наряду с  волей, имеющей решающее значение  во всем мире) является власть  демагогической речи. Ее характер  изменился с тех времен, когда  она, как, например, у Кобдена, обращалась к рассудку. Гладстон искусно придавал речи внешне прозаический вид: «Пускай говорят факты». В настоящее же время, чтобы привести массы в движение, работа куда в большей мере ведется чисто эмоционально, при помощи средств, применяемых и Армией спасения. Данное положение можно, пожалуй, назвать «диктатурой, покоящейся на использовании эмоциональности масс». Но весьма развитая система комитетской работы в английском парламенте открывает возможность и даже принуждает каждого политика, рассчитывающего на участие в руководстве, тоже работать в комитетах. У всех видных министров последних десятилетий за плечами реальная и действенная выучка такой работы, а практика отчетности таких совещаний и их общественной критики приводит к тому, что эта школа означает подлинный отбор [политиков) и исключает просто демагогов.

 Так обстоит  дело в Англии. Но английская  Caucus-система представляла собой лишь ослабленную форму партийной организации, в сравнении с американской, особенно рано и особенно чисто выразившей плебисцитарный принцип. Америка Вашингтона должна была по идее представлять собой сообщество, управляемое "gentlemen'ами». A gentlernen'ом и там в то время являлся землевладелец или человек, получивший образование в колледже. Так все и шло на первых порах. Когда образовались партии, члены палаты представителей сначала претендовали быть руководителями, как и в Англии в эпоху господства уважаемых людей. Организация партий была совершенно рыхлой. Это продолжалось до 1824 г. Уже к началу двадцатых годов произошло становление партийной машины во многих аме-  риканских общинах (которые и здесь оказались местом возникновения современной тенденции). Но только избрание президентом Эндрю Джэксона, кандидата крестьян Запада, подорвало старые традиции. Формальный предел руководству партиями со стороны ведущих парламентариев был положен уходом, вскоре после 1840 г., из политической жизни крупных парламентариев — Колхауна, Уэбстера, — ибо по всей стране парламент в сравнении с партийной машиной утерял почти всякую власть. Столь раннее развитие в Америке плебисцитарной «машины» объяснялось тем, что там, и только там, главой исполнительной власти и — в том-то и дело — шефом патронажа над должностями оказался плебисцитарно избранный президент и что вследствие «разделения властей» он при исполнении должности был почти независим от парламента. Итак, именно при президентских выборах победа обещала в качестве награды подлинную добычу—доходные должности. Так Эндрю Джэксон возвел в систематически повсюду применяемый принцип «spoils system».

 Что же  означает ныне эта spoils system — наделение всеми федеральными должностями свиты победившего кандидата — для формирования партии? То, что противостоят друг другу совершенно беспринципные партии, сугубо карьеристские организации, которые для каждой предвыборной борьбы составляют свои меняющиеся программы всякий раз в зависимости от шансов заполучить голоса — программы столь изменчивые, что такого положения, несмотря на все аналогии, больше нигде нет. Партии полностью и исключительно сориентированы на важнейшую для патронажа над должностями предвыборную борьбу: борьбу за пост федерального президента и за посты губернаторов отдельных штатов. Программы и кандидаты определяются на «national conventions»* партий без вмешательства парламентариев — то есть партийными съездами, состав которых формально весьма демократично избран собраниями делегатов, обязанных, в свою очередь мандатом «primaries», первичным собраниям избирателей партии. Уже в ходе primaries выбираются делегаты для голосования за определенного кандидата в главы государства; внутри отдельных партий идет ожесточеннейшая борьба по  вопросу о «nomination»* . Как-никак, в руках президента сосредоточено назначение от 300000 до 400000 чиновников, которое он осуществляет только с привлечением сенаторов от отдельных штатов. Таким образом, сенаторы — могущественные в Америке политики. Напротив, палата представителей политически относительно безвластна, ибо она лишена патронажа над должностями, а министры — только помощники президента, легитимированного народом помимо всех (в том числе и парламента),—могут выполнять свои обязанности независимо от доверия или недоверия [палаты представителей) (следствие «разделения властей»).

 Основанная  на этом spoils system стала технически возможна в Америке, ибо при молодости американской культуры можно было вынести сугубо дилетантское хозяйство. Ведь от 300 000 до 400 000 таких сторонников партии, которые не имели нужды ничем иным подтверждать свою квалификацию, кроме как тем, что они хорошо послужили партии,— эта ситуация не могла существовать без чудовищных непорядков: не имеющих себе равных коррупции и расточительства, которые вынесла только страна с еще неограниченными экономическими возможностями.

 Итак, фигурой,  всплывающей на поверхность вместе  с этой системой плебисцитарной  партийной машины, является «босс». Что такое босс? Политический  капиталистический предприниматель,  который на свой страх и  риск обеспечивает голоса кандидату  в президенты. Свои первые связи  он может установить или в  качестве адвоката, или как трактирщик  или владелец подобных предприятий,  или, например, как кредитор. Отсюда  он продолжает плести свои  нити, пока не окажется в состоянии  «контролировать» определенное  количество голосов. Добившись  этого, он вступает в контакт  с соседними боссами, привлекая своим усердием и ловкостью, но прежде всего — скромностью — внимание тех, кто уже добился большего в карьере, и совершает восхождение. Босс необходим для организации партии. Он прибирает ее к своим рукам. Весьма существенным образом босс обеспечивает ее средствами. Как он на них выходит? Частично через членские взносы, но прежде всего через обложение налогом окладов тех чиновников, которые  получили должность благодаря ему и его партии. Далее: через взятки и чаевые. Если кто-то захочет безнаказанно нарушить один из многочисленных законов, ему понадобится снисходительность босса, а за нее надо платить. Иначе у него неизбежно возникнут неприятности. Однако одно это еще не обеспечивает требуемого для предприятия капитала. Босс необходим как непосредственный получатель денег от крупных финансовых магнатов. Они бы вообще не доверили деньги для избирательных целей какому-нибудь оплачиваемому партийному чиновнику или общественно-подотчетному человеку. Босс с его разумной скромностью в денежных делах является, конечно, человеком тех капиталистических кругов, которые финансируют выборы. Типичный босс — абсолютно прозаический человек. Он не стремится к социальному престижу; «профессионал» презираем в «приличном обществе». Он ищет только власти, власти как источника денег, но также и ради нее самой. Он трудится в тени — в противоположность английскому лидеру. Его публичную речь не услышишь; ораторам босс внушает, что они целесообразным способом должны высказать, но сам молчит. Как правило, он не занимает постов, за исключением поста сенатора в федеральном сенате. Ибо поскольку сенаторы, согласно конституции, участвуют в патронаже над должностями, руководящие боссы часто лично заседают в этом органе. Раздача должностей происходит в первую очередь в соответствии с заслугами перед партией. Однако за деньги часто можно было получить больше, и для каждой должности существовала определенная такса: это система продажи должностей, известная, конечно, многим монархиям XVII и XVIII вв., включая Папскую область.

 Босс  не имеет твердых политических  «принципов», он совершенно беспринципен  и интересуется лишь одним:  что обеспечит ему голоса? Нередко  это весьма дурно воспитанный  человек. Но в своей частной  жизни он обычно безупречен  и корректен. Лишь в том,  что касается политической этики,  он естественным образом приспосабливается  к среднему уровню наличествующей  этики политического действования, поступая так, как и многим из нас не возбранялось бы повести себя в сфере этики экономической в эпоху спекулянтов и мешочников. Босса отнюдь не тревожит, что в качестве «профессионала», профессионального политика, его презирают в обществе. То обстоятельство, что сам он не получает и не намеревается заполучить крупные федеральные посты, имеет к тому же следующее преимущество: нередко, если боссам кажется, что от этого притягательность партии во время выборов повысится, в кандидаты попадают чуждые партии умы, то есть выдающиеся личности, а не только все тот же нобилитет партийных старейшин, как у нас. Именно структура таких беспринципных партий с их презираемыми в обществе власть имущими дала возможность стать президентами дельным людям, которые бы у нас никогда не сделали подобной карьеры. Конечно, боссы противятся «аутсайдеру», который мог бы представлять опасность для источников их денег и власти. Однако в конкурентной борьбе за доверие избирателей им нередко приходилось соглашаться с выдвижением таких кандидатов, которые считались борцами с коррупцией.

 Итак, речь  идет о могущественном капиталистическом,  насквозь заорганизованном сверху  донизу партийном предприятии,  опирающемся также на чрезвычайно  крепкие, организованные подобно  ордену клубы типа «Таммани-холл», целью которых является исключительно достижение прибыли через политическое господство прежде всего над коммунальным управлением, представляющим и здесь важнейший объект эксплуатации. Такая структура партийной жизни была возможна вследствие высокого уровня демократии в Соединенных Штатах, как своего рода «целине». Теперь эта взаимосвязь ведет к тому, что данная система находится в состоянии постепенного отмирания. Америкой больше не могут управлять только дилетанты. Еще 15 лет назад (в 1904 г. — Прим. перев.) на вопрос: почему американские рабочие позволяют так управлять собою политикам, о презрении к которым они сами же и заявляют, — следовал ответ: «Пусть лучше чиновниками будут люди, на которых мы плюем, чем как у вас, каста чиновников, которая плюет на нас». Это старая позиция американской «демократии»: социалисты уже тогда думали совершенно иначе. Но такое состояние стало невыносимым. Дилетантское управление оказалось недостаточным, и Civil Service Reform* все больше увеличивала количество пожиз­ненных мест, дающих право на получение пенсии, при-водя таким образом к тому, что посты начали занимать  университетски образованные чиновники, столь же неподкупные и знающие свое дело, как и наши. Около 100000 постов теперь уже не являются «трофеями» избирательного цикла, но дают прапо на пенсии и требуют свидетельства о квалификации. Это обстоятельство .постепенно вытеснит spoils system, а тогда, пожалуй, преобразуется и способ руководства партиями; мы только еще не знаем — как.

 В Германии  до сих пор решающими условиями  политического предприятия являлись, в основном, следующие. Во-первых: бессилие парламентов, в результате  чего никто из обладавших качествами  вождя в течение длительного  времени не мог сюда попасть.  Допустим, он захотел бы стать  членом парламента — что бы  он стал там делать? Когда освобождалось  место в канцелярии, соответствующему  начальнику управления можно  было сказать: в моем избирательном  округе есть весьма толковый  человек, он бы подошел, возьмите-ка  его. И его охотно брали на  освободившееся место. Вот, в  общем-то, все, чего мог достигнуть  немецкий парламентарий для удовлетворения  своих инстинктов власти — если у него таковые имелись. Следует также учесть — и этот второй момент обусловливал первый — огромное значение в Германии вышколенного профессионального чиновничества. Здесь мы были первыми в мире. Поэтому профессиональное чиновничество претендовало не только на места чиновников-специалистов, но и на министерские посты. Соответствующая формула была найдена в прошлом году в баварском ландтаге, когда предметом дискуссии стала парламентаризация: одаренные люди больше не согласятся быть чиновниками, если парламентариев станут выдвигать на министерские посты. Кроме того, чиновничье управление в Германии систематически уклонялось от такого рода контроля, каким являются в Англии разъяснения комитета, и таким образом лишало парламенты способности (за немногими исключениями) растить в своей среде действительно толковых начальников управлений.

 Третьим  отличительным моментом было  то, что, в противоположность Америке,  мы в Германии имели принципиальные  партии, которые по меньшей мере  с субъективной bona tides* утверждали, что их члены являются носителями «мировоззрения». Однако из этих партий две важнейшие: с одной стороны, партия центра, с другой стороны, социал-демократия — были прирожденными партиями меньшинства, и именно умышленно. Руководящие круги партии центра в Рейхе никогда не скрывали, что они против парламентаризма из-за боязни оказаться в меньшинстве, так как тогда им было трудно по-прежнему, через давление на правительство, устраивать карьеристов. Социал-демократия оставалась принципиальной партией меньшинства и помехой пар-ламентаризации, ибо не хотела мараться о существующий буржуазный политико-гражданский порядок. То обстоятельство, что обе эти партии исключили себя из парламентарной системы, сделало последнюю невозможной.

 Чем же  в таком случае стали заниматься  немецкие профессиональные политики? У них не было ни власти, ни ответственности, они могли  играть лишь весьма подчиненную  роль уважаемых людей и в  результате снова оказались во  власти самых типичных цеховых  инстинктов. В кругу этих уважаемых  людей, вся жизнь которых заключалась  в их крошечных постах, невозможно  было выдвинуться чужеродному  человеку. Я мог бы в любой  партии, не исключая, конечно, и  социал-демократию, назвать множество  имен, каждое из которых символизирует  трагедию политической карьеры  человека, имевшего качества вождя  и вследствие этого непереносимого  уважаемыми людьми. Все наши партии  прошли путь превращения в  корпорацию уважаемых людей. Например, Бебель, как бы ни был скуден  его интеллект, являлся еще  вождем по своему темпераменту  и искренности. Вследствие того  что Бебель был мучеником, что  никогда (по мнению масс) не  обманывал их доверия, он всецело  полагался на них, и не было  в партии силы, способной всерьез  выступить против него. С его  смертью ситуация в партии  изменилась: началось господство  чиновников, и все чаще давали  о себе знать чиновничьи инстинкты.  К власти пришли профсоюзные  чиновники, партийные секретари,  журналисты, чиновничество в высшей  степени порядочное (можно сказать,  на редкость порядочное, имея  в виду положение в других  странах, особенно продажных,  как правило, чиновников в Аме­рике),—однако  и рассмотренные выше последствия  господства чиновников все чаще  имели место в партии.

Информация о работе М. Вебер "Политика как призвание и профессия"