Политика и право.
В обыденном сознании политику
и право иногда отождествляют.
Хотя они и взаимообусловлены,
но все же представляют собой
различные формы регуляции.
Они отличаются:
o по своему содержанию:
содержание права ограничено
правовыми нормами, политика может
выходить за рамки действующих
законов;
o по критериям оценки
поведения: законно или незаконно
- в праве, польза или вред -
в политике;
o механизмом обеспечения:
право поддерживается силой юридических
санкций государства, политика
может опираться на силу как
закона, так и убеждения, внушения,
стимулирования, на способность
институтов власти и лидеров
обеспечивать себе непосредственную
поддержку населения;
o по критерию открытости:
право публично, политика же, наряду
с публичными, открытыми формами
регулирования общественных отношений,
может быть и "теневой", не
афиширующей себя;
o динамикой изменений:
право по сравнению с политикой
более консервативно, т.к. требует
определенных законодательных процедур
для закрепления новых норм7;
o по форме выражения:
формами выражения права являются
нормативно-правовые акты, прецеденты,
правовые обычаи, договоры. Чаще
всего право фиксируется в
письменной форме. Формы выражения
политики более разнообразны
и могут не фиксироваться письменно:
политико-юридические документы, программы
и уставы партий и движений, идеологические
концепции, заявления политических лидеров,
политические действия.
Автономность политики
и права является относительной.
Право имеет политическое содержание.
Оно используется как для оформления
общезначимых политических отношений,
институтов и ценностей, так
и для закрепления господства
определенных социальных групп
и классов. В то же время
право выступает важнейшим источником
легитимации политической власти,
ограничивает политическую активность
определенными рамками.
Вопросы для
самоконтроля
1. Что такое
политика?
2. Каковы основные
подходы к определению термина
политика? Какой из них вы
разделяете?
3. Согласны ли
вы с мнением Аристотеля о
том, что человек есть существо
политическое?
4. Что, на ваш
взгляд, является доминирующим в
политике: объективная составляющая
политического процесса или субъективные,
зависимые от человеческой воли,
факторы?
5. Как должны
соотноситься мораль и политика?
Согласны ли вы с мнением
Н. Макиавелли о том, что политика и мораль
принципиально различны?
6. Можно ли сказать,
что политика есть арена борьбы
различных групп интересов?
7. Определите структуру
и функции политики.
8. Как политика
соотносится с экономикой, социальной
и военной сферой, правом, религией,
культурой?
Список рекомендуемой
литературы:
• Зеркин Д.П.
Основы политологии: Курс лекций
- 2-е изд., доп. Ростов на Дону:
Феникс, 1999
• Основы политологии:
Учеб.пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000
• Политология:
Учебное пособие. - Алматы: Газа- университет
2000
• Демидов А.И.
Основы политологии/ Демидов А.И.,
Федосеев А.А.. - М.: Высш.школа, 1994
• Мухаев Р.Т.Политология:
Учебник для студ. юрид. и гум.
фак./ Мухаев Р.Т.. -М.: Изд."ПРИОР",
1997
Лекция № 4.
Социально-этнические
общности и национальная политика
Содержание темы:
Этнос и нация.
Нация - высший тип этноса. Два
подхода к понимание категории
«нация»: этно-лингвистический и
государственно-правовой. Национальные
и этнические отношения в обществе.
Национальный вопрос
и его структура. Принципы решения
национального вопроса. Культура
межнационального общения и его
роль в укреплении гражданского
мира и межнационального согласия.
Формы национально-государственного
устройства: унитаризм, федерация,
конфедерация.
Национальная политика
как важнейшая составная часть
государственной политики. Казахстанская
модель достижения межэтнического
консенсуса. Ассамблея народов Казахстана
как системный общественно-политический
институт.
Народ Казахстана
как этно-политическая общность.
Казахстан как поликонфессиональное
общество. Диалог конфессий и
казахстанский опыт межконфессионального
согласия.
План лекции:
• Этнос и
нация. Нация - высший тип этноса.
• Национальные
и этнические отношения в обществе.
• Национальная
политика как важнейшая составная
часть государственной политики.
Введение
На земном шаре
более 2000 различных народов –
от мелких племен до многомиллионных
наций, 90 % этнических групп входят
в состав многонациональных государств
(в мире около 200 государств). Только
327 народов являются многочисленными
(насчитывают более 1 млрд. человек
из 6 млрд. проживающих на планете).
Российская Федерация – многонациональное,
полиэтническое государство. 83 % ее
населения – русские, 3, 8 % - татары,
3% - украинцы, 1, 2 % - чуваши, 0, 9 % - башкиры.
На остальные 5 % приходится 113 народов.
Все эти факты
свидетельствуют о сложности
и важности национального вопроса
в современном мире.
1. Этнос и нация. Нация
- высший тип этноса.
Что такое этнос?
Это исторически сложившаяся
на определенной территории устойчивая
совокупность людей, обладающих
общими чертами и стабильными
особенностями культуры (включая
язык) и психологии, а также сознание
своего единства и отличия
от других образований. Существует
ряд отраслей науки, которые
изучают этнос: этнография (народоописание),
этноантропология (описание индивидов
отдельных рас и народностей),
этносоциология. Существует и этнополитология.
Этнос обретает
форму нации лишь тогда, когда
у него возникает устойчивая
потребность в политическом, культурном,
экономическом, психологическом
самоопределении. Нация, – прежде
всего политически, государственно-организованный
народ. Близко к этому определение
нации как единства исторической
судьбы. Правда, при таком подходе
идет смешение понятий государственного
и национального суверенитета, их
отождествление. Ряд ученых считают,
что национальный суверенитет
имеет свою специфику и является
политико-правовым свойством нации,
а не государства и проявляется
в различных формах автономного
национально-государственного устройства,
не требующим обязательного провозглашения
государственного суверенитета
любой автономной единицы. А.
И. Солженицын справедливо отмечал,
что в малых государственных
образованиях народ непосильно
обременен избытком учреждений,
представительств, армий, ограничен
в торговле, общественной деятельности.
Нация – это
исторически возникшая специфическая
самоорганизующаяся целостность
со своим особым генетическим
кодом, особым социальным механизмом
накопления, хранения и передачи
информации, опыта поколений и
свойственных нации стереотипов.
Нации стали
складываться в эпоху становления
индустриальной цивилизации. Провозглашенный
Французской революцией лозунг
«Один народ – одна нация»
действовал более ста лет, но
к концу XIX века устарел: возникли
многонациональные государства.
Тогда левыми социал-демократами
был, выдвинут лозунг самоопределения
наций как путь освобождения
от национального гнета. К сожалению,
уже тогда у многих этот
лозунг ассоциировался с государственным
отделением (сепаратизмом). Самоопределение
стало рассматриваться целью,
а не средством саморазвития
нации без ущерба для других
народов. Государственное отделение
нужно, если невозможно достичь
уничтожения национального гнета,
достижения суверенитета другими
путями.
Начавшийся в
XYIII веке процесс дезинтеграции
продолжается и в настоящее
время. Первоначально его причина
заключалась в проведении имперской
колониальной политики в отношении
народов присоединенных территорий,
невозможность приобретения условий
для самостоятельного, суверенного
развития в условиях унитарного
государства. Процесс дезинтеграции
пережили Австрия, Франция, Испания,
Великобритания. В настоящее время
он происходит в Индии, Югославии,
некоторых других странах.
Однако со второй
половины ХХ века бурно развивается
и другая тенденция – интеграция.
Этот процесс характерен для
Западной Европы, Южной Америки.
Национальные отношения
– это отношения между субъектами
национально-этнического развития:
нациями, народностями, этническими
группами и их государственными
образованиями.
Эти отношения
бывают трех типов: равноправные,
господства и подчинения, этноцида
(попытки уничтожения других субъектов).
Национальные отношения относятся
к числу трудно управляемых
объектов. Они требуют длительного,
постоянного воздействия, а результаты
управленческой деятельности бывают
отдаленными, желаемые преобразования
происходят медленно. Непродуманные,
необоснованные решения способны
нанести огромный ущерб отношениям
между нациями. Национальные отношения
– это деликатная тема, где
нужен осторожный, тонкий подход.
Особенностями
политического управления национальными
отношениями является, прежде всего,
то, что они относятся к числу
интегральных отношений, включающих
экономические, социальные, государственно-правовые,
культурные и другие аспекты.
В национальных отношениях отражается
вся совокупность общественных
отношений, специфика которых
обусловлена реальным существованием
этнических общностей. Поэтому
национальные отношения не существуют
«в чистом виде», а проявляются
как специфическая форма каких-либо
иных отношений.
Непосредственной
связи между социально-экономическим
состоянием общества и сферой
межнациональных отношений не
прослеживается. Ухудшение социально-экономической
ситуации действительно может
способствовать развитию межэтнических
конфликтов. Но сама по себе
стабилизация экономики едва
ли автоматически повлечет за
собой полный межнациональный
мир и всеобщее сотрудничество.
Еще одна особенность
национальных отношений – их
историческая обусловленность, заданность.
Национальный вопрос уходит корнями
в прошлое, оставляет следы
в исторической памяти народов,
которая цепко удерживает как
позитивную, так и негативную
информацию.
Специфика национальных
отношений обусловлена также
консервативностью некоторых сторон
национальной жизни (национальные
обычаи, привычки, традиции, национальная
психология, национальные особенности
культуры и пр.), что делает
весьма затруднительным воздействие
на них.
Национальные отношения
испытывают сильное влияние эмоций,
чувств, которые трудно поддаются
воздействию, особенно, если они
переплетаются с религиозными. В
межнациональных конфликтах эмоции
всегда затмевают разум, верх
берет иррационализм.
Ключевыми, решающими
по воздействию на национальные
отношения являются политические
факторы. Непосредственно к сфере
политики относятся такие вопросы
национальных отношений как национальное
самоопределение, сочетание национальных
и интернациональных интересов,
равноправие наций, создание условий
для свободного развития национальных
языков национальных культур,
подготовка и представительство
национальных кадров в структурах
власти и ряд других вопросов.
Можно выделить
ряд основных сфер конфликтных
ситуаций в многонациональных
государствах: во-первых, отношения
между центральными органами
и регионами (республиками, землями,
штатами, кантонами и т.п.); во-вторых,
отношения между регионами; в-третьих,
отношения между автономными
образованиями внутри регионов;
в-четвертых, проблемы этнических
групп, не имеющих собственных
государственных образований; в-пятых,
проблемы разделенных народов.
2. Национальные и этнические
отношения в обществе.
Национальные отношения
– это взаимоотношения людей,
принадлежащих к различным этносам
(этническим группам, нациям) по
поводу удовлетворения своих
интересов.
Национальные отношения
проявляются на 3-х уровнях:
Внутринациональные
– межклассовые, политические, борьба
за национальное единство, стимулятором
которого является национальное
самосознание.
Межнациональные
– внутригосударственные, внутрирегиональные,
внутри коллективов, межличностные.
Здесь решающая роль принадлежит
этническим факторам, национальным
стереотипам, и конфликты проявляются
чаще, чем на других уровнях.
Межнациональные
на государственном уровне –
отношения между национальными
государствами.
Важность и сложность
национальных отношений определяется
тем, что они охватывают все
сферы общественной жизни и
каждая нация (этническая группа)
стремится не только сохранить
свои особые интересы, но и
закрепить их в общепризнанных
нормах. Постоянное взаимодействие
между нациями характеризуется
двумя основными тенденциями:
дифференциацией и интеграцией.