o
привычкой к повиновению;
o
апатией;
o
убеждением в необходимости подчинения;
o
заинтересованностью в повиновении;
o
чувством долга;
o
авторитетом субъекта власти.
Власть, построенная
на интересе и убеждении, является
наиболее стабильной, т.к. предполагает
добровольное выполнение распоряжений,
что делает излишним применение
негативных санкции. Одной из
наиболее благоприятных для власти
мотиваций подчинения является
авторитет субъекта власти. Наоборот,
власть, основанная на страхе и принуждении,
порождает стремление объекта "уйти"
из поля власти.
Ресурсы власти представляют собой
все то, что может быть использовано
для влияния на других, что повышает
потенциал и силу воздействия
субъекта власти. Существуют открытые
и скрытые типы воздействия.
• В первом
случае используются такие ресурсы,
как:
o
силовое принуждение - лишение
каких-либо благ, телесные наказания
(история человечества знает массу
примеров тому - порки, пытки, концлагеря),
смертная казнь, ограничение свободы,
штрафы, отлучение от церкви, увольнение
с работы и др. Жестокость наказания
характерна для политических
систем, где власть носит абсолютный
характер. Цель подобного наказания
- поддерживать страх в обществе,
удержать устрашением других
от повторения опасных для
системы действий;
o
закон; традиция, обычай;
o
стимулирование - создание стимулов,
в качестве которых выступают
материальные и другие блага,
которыми объект власти вознаграждается
в обмен на требуемое поведение.
Ресурс вознаграждения широко
используют родители, преподаватели,
руководители организаций, политики.
Скрытое влияние
предполагает использование методов
убеждения, т.е. рациональных аргументов,
или внушения. В зависимости от
того, какие ресурсы используются,
говорят о трех способах властвования
- господстве, влиянии и стимулировании.
Существуют и другие классификации
ресурсов. Например, ресурсы подразделяются
в зависимости от сфер жизнедеятельности.
Экономические ресурсы - материальные
ценности, необходимые для общественного
производства и потребления, деньги,
плодородные земли, продукты питания
и т.д.
Социальные ресурсы
- социальные и демографические
структуры, социальная инфраструктура:
образование, медицинское обслуживание,
социальное обеспечение и т.д.
.
Культурно-информационные
ресурсы - знания и информация,
а также средства их получения
и распространения: институты
науки и образования, СМИ и
др. Посредством этих институтов
контролируется формирование общественного
мнения. Особенно большую роль
на политическую жизнь оказывают
СМИ. Кто контролирует СМИ,
тот и обладает ресурсами убеждения
и внушения.
Административно-правовые ресурсы
- система управления, совокупность
властных учреждений.
Силовые ресурсы - это оружие
и аппарат физического принуждения
(армия, полиция, спецслужбы, внутренние
войска, суд и прокуратура с
их вещественными атрибутами: зданиями,
снаряжением, тюрьмами).
4. Типы легитимности
власти
Дееспособность
власти во многом зависят от
ее легитимности. Это один из
показателей эффективности политической
власти. В легитимности отражается
отношение граждан к власти. Ее
можно определить как состояние
власти, когда она признается
большинством народа законной
и справедливой. Легитимность и
авторитетность власти - явления
в определенной мере совпадающие.
Легитимность означает согласие
народа с властью, когда он
добровольно признает ее право
принимать решения, которые должны
выполняться. Чем ниже уровень
легитимности, тем чаще власть
будет опираться на силовое
принуждение. От легитимности
следует отличать легальность
власти. Это юридическое понятие,
означающее соответствие власти
действующим законам. Например, власть
президента легальна, т.к. он избран
в соответствии с законом и
в осуществлении своих полномочий
опирается на закон; власть
монарха легальна, т.к. не был
нарушен порядок престолонаследия.
Между легитимностью
и легальностью может быть
противоречие. Не все законы, принятые
в соответствии с установленной
процедурой, могут оцениваться населением
как справедливые, наконец, законно
избранная власть в случае
невыполнения своих обещаний, неудачного
экономического курса, приведшего
к резкому падению уровня жизни,
может утратить доверие со
стороны общества. В этом случае
наблюдается процесс делегитимации
власти. В то же время нелегальная
по своему происхождению власть
может быть оправданна и поддержана
народом. История знает множество
подобных примеров: свержение монархий
в ходе буржуазных революций,
революции в России в 1917 г.,
провозглашение Наполеона императором.
Нарушив предшествующий правопорядок,
новая власть в конечном счете
обеспечила себе легитимацию.
Легитимация - это
способ или процесс, посредством
которого власть получает оправдание.
Идеальной легитимности (уровень
100% поддержки населением) не бывает.
В любом обществе есть люди,
нарушающие законы или относящиеся
к власти апатично. Наконец, в
демократическом обществе существует
оппозиция официальной власти. Следовательно,
любая власть должна подтверждать
свой авторитет, доказывать населению,
что именно она в наибольшей
степени соответствует его интересам.
Легитимность имеет
отношение как к политическому
режиму, в том числе форме правления,
так и к конкретным персональным
субъектам власти. Это создает
еще одну линию возможного
противоречия в рамках легитимности.
При легитимном политическом
режиме конкретные политические
лидеры (президенты, монархи) могут
утратить поддержку народа. В
условиях демократии это противоречие
разрешается посредством выборов.
Каким образом
власть приобретает легитимность?
Обратимся к теории легитимности
М. Вебера, которая считается классической
в политологии. Он выделил три
возможных типа легитимности (господства)
в зависимости от ее источников.
• Традиционная
легитимность опирается на традицию,
на некогда установленный порядок.
Сама традиционная власть имеет
несколько видов:
o
геронтократия - власть старейшин;
o
патриархальная - власть племенных
вождей;
o
патримониальная - власть монарха,
которая в прошлом находила
подкрепление не только в традиции
престолонаследия, но и обращалась
к религиозной легитимации - монарх
как помазанник Божий. Полубожественный
образ монарха поддерживался
особыми символами: ритуалами,
пышностью одежд и трона, специальными
изображениями;
o
султанизм (разновидность патримониальной
власти), где традицией является
использование насилия, а власть
правителя освобождается от традиционных
ограничений и характеризуется
абсолютным произволом. Такая власть
была распространена в древних
восточных деспотиях.;
o
власть суверена над феодалами-вассалами,
которая доминировала в средневековую
эпоху. Современным проявлением
этой власти является феномен
клиентел (от лат. cliens - послушный) - власть
руководителя над группой людей,
которые проявляют личную преданность
ему в обмен на доступ к
каким-либо благам.
Харизматическая
легитимность основана на вере
в личные качества лидера. В
харизматическом лидере видят
воплощение таких качеств, как
мудрость, святость, героизм. Харизматическая
легитимность строится на эмоциональном
заряде, на безоглядном доверии
вождю. Образцы харизмы Вебер
видел в Христе, Будде, Магомете,
Наполеоне. Современные политологи
видят харизму не только у
основателей мировых религий,
но и распространяют ее на
революционных и тоталитарных
вождей, на духовных отцов нации.
М. Ганди, В. Ленин, И. Сталин,
А. Гитлер, Мао Цзэдун в глазах
своих последователей обладали
особой святостью. Особенно большое
число харизматических личностей
выдвигается в политику именно
в переломные и кризисные периоды
истории конкретных стран (генерал
Ш.де Голль во Франции периода
Второй мировой войны и политического
кризиса середины 50 - х гг., президент
США Ф.Рузвельт в период “великой
экономической депрессии”, аятолла
Хомейни в период назревания
и свершения исламской революции
в Иране в 70 - ые гг., и др.).
Данное явление вполне объяснимо:
в ситуации, когда рушатся все
прежние устои жизни, люди больше
склонны доверять не разуму, а
чувствам, у них усиливается потребность
и вера в исключительные способности
вождя, защитника и спасителя.
Роль же харизматических личностей
в политике весьма неоднозначна.
С одной стороны, в ситуации
кризиса и раскола общества
именно они способны объединить
людей и повести их за собой
к выходу из кризиса, что
сделали в свое время Ш.де
Голль и Ф.Рузвельт. Кроме того,
силой своей личной популярности
они способны убедить народ
перетерпеть болезненные и тяжелые
перемены, а силой своего авторитета
- поддержать слабые и нарождающиеся
политические институты (институт
президента, правительства, политических
партий, и т.д.). Однако в то же
самое время харизматический
лидер всегда представляет собой
потенциальную угрозу для политической
стабильности и демократии. Связано
это в первую очередь с тем,
что такой лидер - всегда потенциальный
диктатор: ему тесно в рамках
любых формальных юридических
ограничений (а без них невозможна
устойчивая демократия), он постоянно
стремится к самоутверждению
и укреплению своей власти. Наконец,
он просто теряется в спокойно
текущей политической жизни и
рутинной каждодневной работе - они
не оставляют места для подвигов
и “великих свершений”, для демонстрации
людям своего “дара”. Чтобы не потерять
свой образ, он зачастую возбуждает эмоции
людей и провоцирует кризисные ситуации,
в которых только и чувствует себя “как
рыба в воде”. Особый случай - харизма
Папы Римского. Он обладает ею в силу своего
положения (функциональная харизма), т.к.
является наследником святого Петра, наместника
Христа на земле.
Легальная (рациональная)
легитимность имеет своим источником
рационально установленные правила,
нормы (законы). В демократических
странах - это основной тип
легитимности, опирающийся на конституции
и конкретные правовые нормы.
Именно они выступают посредниками
между властью и народом, являясь
обязательными и для народа, и
для руководства. Другим проявлением
легальной власти, по мнению Вебера,
выступает бюрократия, которая становится
рациональной в эпоху капитализма.
Рационально-бюрократический тип
управления предполагает компетентность,
наличие специального образования,
следование в управленческой
деятельности установленным правилам.
Яркий пример такого типа легитимности
и политического господства - премьер
- министр или президент в современных
европейских странах, являющийся
просто профессиональным чиновником.
Однако такое положение вещей
бывает возможным лишь в развитых,
экономически благополучных и
характеризующихся развитым правосознанием
граждан странах. Страны же
менее развитые чаще востребуют
лидеров харизматического или
смешанного традиционно - харизматического
типа.
Другие типы легитимности. Веберовская
типология получила всеобщее признание,
хотя ряд ученых дополняет ее другими
типами легитимности. Американский политолог
Д. Истон выделил идеологическую
легитимность, которая опирается
на убежденность индивидов в правильности
тех идеологических ценностей, которые
провозглашены властью (это наиболее
эффективный тип легитимности); структурную
легитимность, вытекающую из доверия
населения к структурам и нормам
режима (к законам, органам власти),
персональную легитимность, имеющую
своим источником веру граждан в
компетентность лидера, его способность
должным образом использовать власть.
В условиях демократии подобный тип
легитимности проявляется в повторном
переизбрании лидеров на выборах. Например,
время президентства Б. Клинтона
совпало с самой длительной за
весь послевоенный период волной экономического
роста в США, что ассоциировалось
гражданами с успехами деятельности
его администрации и предопределило
его повторное переизбрание.
Французский политолог
Ж.Л. Шабо говорит о возможности
демократической (опирается на
волеизъявление управляемых), технократической
(связана с умением властвовать)
и онтологической (соответствие
власти универсальным принципам
человеческого и социального
бытия) легитимности. наконец, реформаторская
легитимность (поддержка гражданами
власти удачливого реформатора).
Итальянский социолог и историк
Г. Ферреро, характеризуя типы легитимности
форм правления, в зависимости от
источника происхождения власти
выделяет два типа легитимности: монархическую
и демократическую.
В реальной практике
разные типы легитимности могут взаимно
дополнять друг друга. Например, в обществах,
где сохраняются элементы патриархальной
или подданнической культуры, традиции
родо-племенных отношений, президенты,
прошедшие через процедуру выборов, пытаются
заручиться и традиционной легитимностью.
Подобное сочетание правовых и традиционных
оснований власти наблюдается и в бывших
советских республиках СССР, а ныне суверенных
государствах Азии. Так, в биографии некоторых
президентов включены данные, подчеркивающие
их прямое происхождение от правителей
или принадлежность древнейшим родам,
которые традиционно правили здесь до
вхождения этих территорий в состав Российской
империи. Возможно сочетание харизматической
легитимности с легальной. Так, харизма
генерала Ш. де Голля, национального героя
Франции, после избрания его президентом
получила подкрепление со стороны авторитета
права.
Наибольшим потенциалом
легитимности обладают демократические
режимы, в которых дополнительным
источником легитимности власти
является экономическая и социальная
эффективность режима, выражающаяся
в высоком уровне жизни населения.
Диктаторские режимы, построенные
на принуждении, также стремятся
заручиться легитимностью. В значительной
степени тоталитарные режимы (СССР,
фашистская Германия) опирались
на идеологическую и харизматическую
легитимность. Здесь с помощью
идеологических мифов и пропаганды
были созданы культы вождей
и вера в справедливость существующего
режима.