Наилучшей формой
государственного устройства Цицерон
признавал «смешанную» форму
государства. Она сочетает достоинства
царской власти (забота монарха
о подданных), аристократии (мудрость
правителей) и демократии (свобода
народа).
Римские философы
интерпретировали идеи своих
древнегреческих предшественников
в духе условий своей страны.
В пределах Римской
империи в первые столетия новой эры распространяется
христианство, которое к середине 4 века
становится государственной религией
Рима.
Видный авторитет
церкви Августин Блаженный (354 - 430) пишет
трактат "О граде Божием", который
содержит рассуждения о государственных
и правовых учреждениях, посланных человеку
свыше за грехи его. Августин верит, что
на смену "граду земному" придет "град
Божий", где любовь к Богу доведена до
презрения человека к себе.
Учение Августина
легло в основу новой идеологии католической
церкви Средневековья, обосновывавшей
приоритет духовной власти над властью
светской.
3. Политические учения
Средневековья. Средневековье характерно
следующими политическими процессами:
1. создание достаточно
крупных, но слабо интегрированных
монархий;
2. распад их на
раздробленные политические образования;
3. расцвет сословно-представительных
монархий.
Особенности политических
учений этого этапа:
• безраздельное
господство католической церкви
в духовной жизни;
• политическая
наука стала отраслью богословия,
догмы религии приобретают форму
законов;
• социально-политическая
мысль развивается усилиями религиозных
деятелей;
• обоснование
теологической теории политической
власти.
Разносторонне одаренный
и блестяще образованный монах-ученый
Фома Аквинский (1226 - 1274) в своем трактате
"О правлении государей" пытался
соединить учение Аристотеля с христианскими
догмами.
Он признает естественное
происхождение государства, которое должно
служить общему благу. Считает, что сущность
власти составляют отношения господства
и подчинения, и такой порядок - от Бога.
При использовании власти допускаются
злоупотребления, но если действия власти
противоречат интересам церкви, то подданные
имеют право на сопротивление.
4. Политические учения
эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные
черты политической мысли этой эпохи:
• освобождение
политической науки от теологии;
• развитие
гуманистических начал в политической
теории;
• анализ проблем
и свобод человека, закона и
государства, демократического устройства
общественной жизни.
Родоначальником
политической науки считается
итальянский философ и социолог
Н. Макиавелли (1469-1527), поскольку именно
он в своих трактатах «Государь»
(1513 г.) и «Размышления о первой
декаде Тита Ливия» (1520 г.) первым
сформулировал предмет и метод
политологии. Н. Макиавелли в
течение 14 лет (1498-1512) работал секретарем
правительства Итальянской республики
(Совета десяти) и наблюдал политику
изнутри. Непосредственное участие
в политической жизни укрепило
его во мнении, что политическая
наука - это наука практическая,
служащая решению жизненно важных
задач. Его вклад в политическую
науку заключается в следующем.
Во-первых, Н. Макиавелли
обосновал самостоятельность политической
сферы, ее относительную автономность
от других областей жизни общества
(экономики, культуры и т.д.). Он
считал, что политика имеет собственную
логику, которую определяет политическая
власть. Именно власть во всех
ее проявлениях и служит предметом
политической науки.
Во-вторых, он изучал
политику как социальную реальность,
а не как воображаемый, идеальный
мир. Он перенес политику из
сферы воображаемого и желаемого
в плоскость объективного, реально
существующего среди людей. Политическая
наука, по Н. Макиавелли, должна
постигать истинное положение
вещей, непосредственно наблюдая
за фактами - поведением политических
лидеров, масс, их взаимодействием.
Метод политического реализма, который
он ввел в политологию, помог
ей окончательно освободиться
от религии.
В-третьих, Н.
Макиавелли различал понятия
«общество» и «государство». Обозначая
государство термином «stato», он
рассматривал его как политическую
форму организации общества. Формы
государства имеют концепцию
сменять друг друга, отражая
тем самым состояние общества.
Н. Макиавелли сформулировал концепцию
циклического развития государственных
форм, в основе которой лежит
идея круговорота, взаимообращения
добра и зла. Выделяя шесть
форм государства, он рассматривал
три из них как «дурные во
всех отношениях» (тирания, олигархия
и охлократия) и три - как «хорошие
сами по себе» (монархия, аристократия,
демократия). Достигнув предела совершенства,
форма государства клонится к
упадку, переходя в свою противоположность.
Это происходит потому, что природа
не позволяет вещам пребывать
в состоянии покоя. Монархия
сменяется тиранией, тирания - аристократией;
аристократия уступает место
олигархии, на смену последней
приходит демократия, которая, в
свою очередь, перерастает в
охлократию (власть толпы).
Наилучшей формой
государства Н. Макиавелли считал
смешанную, то есть умеренную
республику, сочетающую достоинства
монархии (сильное объединяющее
начало), аристократии (мудрость и
добродетельное правление лучших)
и демократии (свобода и участие
народа в управлении).
В-четвертых, Н.
Макиавелли отделил политику
от морали. Позднее политику, основанную
на культе насилия, безнравственности,
назвали «макиавеллизмом». Политика,
по мнению Н. Макиавелли, не
должна основываться на моральных
принципах, должна исходить из
целесообразности, соответствовать
опыту, практике, конкретной ситуации.
Политика подчинена достижению
определенных целей, которые ставят
участники политических взаимодействий.
Выбор цели зависит от обстоятельств,
а не от морали. Поэтому цель
следует сообразовывать со средствами,
а средства - с обстоятельствами и результатами.
Следовательно, принцип относительности,
по Н. Макиавелли, решает проблему соотношения
целей и средств в политике.
Родоначальниками
социалистической идеологии стали Томас
Мор (1478 - 1535), английский гуманист и писатель,
Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), итальянский
философ и поэт. Они изображали государство
без частной собственности, при распределении
произведенных благ по потребности.
Жан Боден. Проблема
сущности государства нашла продолжение
в трудах французского мыслителя, видного
идеолога абсолютизма Жана Бодена. Он
отметил главные признаки государства,
отличающие его от всех других форм человеческого
общения: это "правовое управление"
и суверенитет. Суверенитет - это "постоянная
и абсолютная власть", право создавать
и требовать исполнения законов. Концепция
суверенитета стала важнейшим вкладом
Бодена в политическую теорию. Дальнейшее
развитие политической мысли будет связано
с обсуждением проблем: кто является носителем
суверенной власти (одно лицо или народ),
должен ли суверенитет быть единым. Сам
Ж. Боден развивал идею единого и неделимого
суверенитета, что, по его мнению, воплощается
в монархии. Позже смысл абсолютной власти
монарха выразит французский король Людовик
XIV в знаменитой фразе: "Государство
- это я"
5. Политические учения
Нового времени. Началом Нового времени
традиционно считается английская революция
середины 17 в.
Характерные черты
политической мысли Нового времени:
• формирование
либеральной политической идеологии;
• обоснование
необходимости разделения властей;
• анализ ценностей
и механизма функционирования
буржуазной демократии;
• формирование
концепции прав человека и
гражданина.
Томас Гоббс. Согласно
английскому мыслителю Томасу Гоббсу,
естественное состояние людей представляет
собой постоянный конфликт, войну всех
против всех. Подобная война вытекает
из эгоистической природы людей, их склонности
причинять друг другу вред, так и есть
следствие своеобразного равенства людей,
предполагающего права делать все, что
угодно, и против кого угодно. Инстинкт
самосохранения подталкивает людей к
заключению договора. Жертвуя своей свободой,
они приобретают защиту со стороны суверена
- государства. Само государство Гоббс
сравнивал то с искусственным человеком,
то с рукотворным богом, то с Левиафаном,
библейским персонажем, представляющим
собой огромное морское чудовище. Только
внушая страх своим подданным, государство
способно прекратить постоянную войну
людей. Заключив договор, люди уже не имеют
права от него отказаться, не имеют права
сопротивляться действиям суверена. Лишь
в том случае, если власть не способна
гарантировать самосохранение подданным,
она перестает быть законной. Сторонник
абсолютной монархии, Гоббс настаивал
на неделимом характере государственной
власти и был противником принципа разделения
властей.
Джон Локк. Соотечественник
Гоббса Джон Локк дал иную
трактовку естественному состоянию
и отношениям людей с государственной
властью после заключения договора.
Он считал, что большинство людей
следуют естественным правам
в силу своей разумности и
доброты, хотя и могут стремиться
к собственной выгоде. Поэтому они нуждаются
в беспристрастном судье. Создав государство
(своеобразного опекуна), народ выступает
как его подопечный и как его учредитель.
Последнее дает право народу отменять
законы, которые противоречат его интересам.
Более того, народ имеет право отнять власть
у правителей, которые нарушают их естественные
права. Локка называют отцом либерализма.
Именно его представление о естественных
правах человека легло в основу формирования
либеральной идеологии.
К естественным,
неотчуждаемым правам человека
он отнес следующие:
• право на жизнь,
защищающее безопасность человека;
• право на свободу,
устраняющее угнетение человека
и дающее возможность определять
свою жизнь в соответствии
со своими желаниями;
• право на собственность
- право работать и обладать
результатами своего труда.
Локк оправдывал
частную собственность, так как
считал, что она создается индивидуальными
усилиями и инициативой.
Жан-Жак Руссо.
Самую радикальную концепцию
общественного договора создал
французский мыслитель Жан-Жак
Руссо. Идеализируя естественное
состояние, своеобразный "золотой
век", он считал, что гражданское
состояние должно гарантировать
человеку возмещение естественного
равенства в виде договорно
установленных свобод. Руссо считается
отцом классической теории демократии,
так как именно ему принадлежит
идея народного суверенитета. Создав
государство, люди не отдают
себя под власть суверена, а
являются носителями верховной
власти. Считая суверенитет народа
неделимым, он выступал против
разделения верховной власти
между какими-либо органами. Законодательная
власть не может быть передана
парламенту, а должна осуществляться
непосредственно народом. Все
законы создаются общей волей
народа.
Политические идеалы
Руссо противоречивы. Убежденный
сторонник свободы, которому принадлежит
известное восклицание: "Человек
рождается свободным, но повсюду
он в оковах", - в своем политическом
трактате "Общественный договор"
он конструирует модель политической
ассоциации, которая гарантирует
личности ее права и свободы.
Но его модель создает новые
оковы. Общая воля народа, которая
формируется при заключении договора,
исключает те интересы, которые
нельзя обобщить. Индивид превращается
в нераздельную часть коллективного
Целого. Никто из граждан не
может выразить своего частного
интереса. Руссо выступает против
общественного и политического
плюрализма, считая, что партии и
частные ассоциации усложняют
процесс формирования общей воли.
Он декларирует, что тех граждан,
которые не осознали своего
права на свободу и отказываются
подчиняться общей воле, можно
заставить быть свободными.
Идеи Просвещения
способствовали формированию революционного
сознания во Франции. Один из
первых документов Великой французской
революции - Декларация прав человека
и гражданина (1789 г.) - провозглашал
право человека на свободу,
на собственность и на сопротивление
насилию. Получила практическое
воплощение и идея "общей воли"
Руссо. Знаменитый якобинец М.
Робеспьер и его сторонники
использовали идеи Руссо для
оправдания массового террора.
Главным средством утверждения
"общей воли" стала гильотина.
В годы революции на ней
погибло 17 тысяч человек, среди
которых были как сторонники
монархии, так и сами революционеры.
В ХХ в. идея господства коллективного
Целого (государства, общества) над
личностью была реализована тоталитарными
режимами.
В XVII-XVIII вв. сформировалась политико-правовая
теория разделения властей. Ее смысл
заключался в обосновании соответствующей
организации государственности, позволяющей
создать дополнительные гарантии против
тирании и нарушения политических
свобод. Дж. Локк, противник абсолютной
монархии, предложил поделить суверенитет
между двумя ветвями власти: законодательной
и исполнительной. Законодательная
власть, хотя и является верховной,
не носит абсолютного характера.
Среди условий, которые ее ограничивают,
он называет равенство закона для
всех, для богатых и для бедных,
а также направленность закона на
достижения блага людей. Функции
исполнительной власти принадлежат
монарху и министрам. Теоретическая
модель Локка отражала, как ему
казалось, форму политического управления,
сложившуюся в Британии после "Славной
революции" 1688 г. На самом деле ветви
власти были не столь независимы друг
от друга: суд был частью исполнительной
системы, а монарх через министров
оказывал влияние на работу парламента.