В 4 веке до нашей эры
Шан Ян дал начало направлению, получившему
название "легизм". Легисты, в отличие
от конфуцианцев, считали нравственное
воспитание людей недостаточным, и упор
делали на строгие законы и суровые наказания.
Люди несовершенны,
эгоистичны и не склонны сознательно следовать
своему долгу (дхарме). Данное положение
является исходным для политической мысли
Древней Индии. Как же заставить людей
праведно исполнять свои обязанности?
На этот вопрос пытался ответить один
из наиболее известных авторов «Артхашастры»
(трактатов о природе и организации праведного
исполнения людьми своего долга) - Каутилья
(4 в. до н.э.).
Сохранение Богом
установленного на земле порядка,
по его мнению, возможно с помощью
мудрого и искусного правителя.
Мудрый государь должен знать,
что от него ожидают его
подданные. Он может заставить
их исполнять свои обязанности,
пощряя их праведные действия.
Но прваитель жестоко подавляет
неповиновение царской власти, которая
должна быть сильной, поскольку
рассматривалась в качестве главного
средства приобретения новых
территорий и приумножения богатства.
2. Политические
учения Древней Греции и Древнего
Рима. Подлинной вершиной политической
мысли Древнего Мира по праву
считается философия Древней
Греции. Она изначально развивалась
как идеология свободных людей.
Во многих городах-полисах граждане
активно участвовали в отправлении
власти, легитимность власти была
светской, вся Эллада была ареной
ожесточенной борьбы за власть.
Основу науки о политике
заложили древнегреческие философы: Сократ
(470 - 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон
Афинский (427 - 347 гг. до нашей эры.) - политические
идеи его изложены в диалоге "Государство";
ученик и критик Платона Аристотель Стагирит
(384 - 322 гг. до нашей эры).
Двухтысячелетняя
история Древнего Рима - это огромный по
своим масштабам опыт политической жизни,
которая изобиловала борьбой различных
политических сил, прошла через смену
нескольких форм правления, перевороты,
народные восстания.
Много сделал для
развития политической мысли Марк Туллий
Цицерон (106 - 43 гг. до наше эры).
Характерные черты
политических учений этого этапа:
• постепенное
освобождение политических взглядов
от мифологической формы;
• обособление
их как относительно самостоятельной
части философии;
• анализ устройства
государства, классификация его
форм;
• поиск и
определение наилучшей, идеальной
формы правления.
Сократ. Яростным
защитником идеи компетентного
правления и господства законов
в организации полисной жизни
был Сократ. Он утверждал, что
править должны знающие люди -
философы, а само правление представляет
собой искусство, к которому
предрасположены лишь отдельные
"лучшие" люди, благодаря своему
рождению, воспитанию и обучению.
Его критика демократии имела
под собой реальное основание:
иррациональность принимаемых афинскими
гражданами решений часто приводила
к нестабильности политической
жизни. К другим известным идеям
Сократа относится его требование соблюдения
законов. Он разделил законы на божественные,
независимые от воли людей, и человеческие.
И те, и другие законы требуют повиновения,
так как законное и справедливое - одно
и то же. Сократ собственной смертью показал
пример законопослушности. Приговоренный
к смерти афинским демосом (народом), он
отказался от предложенного ему плана
побега, ссылаясь на то, что общество может
погибнуть, если судебные решения не будут
иметь никакой силы.
Платон. Дальнейшее
развитие античной политической
мысли связано с именем знаменитого
философа Платона. Впервые политические
идеи были изложены в отдельных
политических трактатах, написанных
в форме диалогов: "Государство",
"Политик", "Законы". Древнегреческий
философ продолжил уже наметившуюся
традицию обоснования идеальной
формы государства. Отметим, что
античная политическая мысль
отождествляла общество и государство.
Подобный подход сохранится вплоть
до эпохи Нового времени. Другая
проблема, которую затронул Платон,
- смена государственных форм.
По мнению Платона,
идеальное государство можно
обосновать, уподобив его телу
или душе человека.
Трем частям
души человека - разумной, яростной
и вожделеющей - должны соответствовать
три сословия:
o правители, достоинством
которых является мудрость;
o воины, которых
от других отличает храбрость;
o производители (ремесленники,
торговцы, земледельцы, актеры), для
которых характерно желание насытить
свой желудок и эмоции.
Подобное выделение
сословий определяется необходимостью
разделения труда, ибо каждый
вид деятельности требует определенных
знаний и навыков. Идеальное
государство Платона иерархично.
Высшим сословием являются правители,
так как они, обладая мудростью,
способны обеспечить общее благо.
Низшее положение занимают производители.
Для закрепления социальной иерархии
философ использует миф о примешивании
богом к каждому сословию определенного
металла: правителям - золота, воинам
- серебра, производителям - меди
и железа. Справедливость как
принцип совершенного государства
заключается в том, что каждое
сословие занимается свои делом
и имеет свое особое положение
в общественной иерархии.
Другая черта
идеального государства- аристократическое
правление, при котором правят
только разумные люди. Способность
постичь мудрость, которая передается
потомкам путем подбора родителей
и длительного обучения "искусству
политики", присуща философам.
Единство государства может подорвать
эгоизм отдельных людей. Платон
видел решение этой проблемы
в ограничении потребления только
самым необходимым и в упразднении
какой-либо собственности и семьи
для сословий правителей и
воинов. Государство остается идеальным
до тех пор, пока каждое сословие
занимается своим делом, в чем
и выражается, по мысли Платона,
справедливость. Однако порча характера
правителей и подвластных, необоснованные
претензии других сословий (тех,
кто не обладает мудростью)
на власть приводят к разложению
идеального государства и к
его последовательной замене
более низкими государственными
формами. Идеальное государство,
реализованное в форме монархии
(царской власти) либо в форме
аристократии (правления философов),
вырождается в тимократию (власть
воинов), затем в олигархию (власть
немногих, которую Платон понимает
как плутократию - господство
богатых). Чрезмерное имущественное неравенство
вызывает возмущение народа, что приводит
к утверждению демократии, которая затем
заменяется наихудшим государством - тиранией.
Круговорот государственных форм завершается
возвращением в идеальное состояние. Но
сам Платон не раскрывает механизма облагораживания
тирании. Демократию он также рассматривает
как несовершенную форму государства,
что, видимо, было продиктовано неприятием
греческим мыслителем ее практического
воплощения в афинском полисе: решения
народа не всегда были мудры, демократическими
процедурами часто пользовались авантюристы
для прихода к власти. Наконец, Платон
не простил афинским гражданам смертный
приговор его учителю Сократу. Аргументируя
свое отношение к демократии, философ
высказывает проницательную мысль об
опасности чрезмерной свободы, ибо из
крайней свободы может родиться жесточайшее
рабство. История знает примеры, подтверждающие
этот прогноз. Многие диктаторские режимы
возникали из кризисов, спровоцированных
состоянием анархии и распадом сложившихся
форм взаимоотношений между людьми, доминированием
в настроениях людей идеи ничем не ограниченной
свободы.
Отметим, что
и великие революции прошлого,
вдохновленные демократической
идеей в конечном счете заканчивались
диктатурами:
1. якобинская диктатура
и империя Наполеона во Франции;
2. диктатура Кромвеля
в Англии;
3. диктатура большевиков
в России.
В то же время
в проекте идеального государства
Платона прослеживаются контуры
тоталитаризма: приоритет государства
над индивидом, наличие цензуры,
организация жизни по плану,
установленному правителями, единообразие
в жизни всех граждан, регламентация
всех ее сторон, включая интимную
жизнь. Но в наследии Платона
есть немало положительных идей.
Для своего времени он высказал
смелую идею о равноправии
женщин, считая, что достойнейшие
из них могут стать правителями.
Аристотель. Большой
вклад в развитие политической
мысли внес Аристотель. Его можно
назвать "отцом" использования
сравнительного метода в политологии.
Вместе с учениками он проанализировал
158 конкретных видов государственного
устройства и создал классификацию
государственных форм, которая в
течение последующих веков считалась
классической. Он использовал два
критерия для выделения форм
правления. Количественный критерий
указывает на то, сколько властвуют:
один, немногие, большинство. Своеобразным
качественным критерием являются
принципы, лежащие в основе власти:
законность и забота об общем
благе. Формы государства, базирующиеся
на этих принципах, Аристотель
признал правильными и соответственно
те из них, где правители
нарушают законы и заботятся
только о собственных интересах,
- неправильными. Подобный подход
уже встречался у Платона, но
Аристотель внес существенные
изменения в схему своего учителя.
Хорошая власть одного - это монархия,
извращением которой является
тирания. Власть немногих, основанная
на добродетели и воспитании,
- аристократия - "правительство,
сформированное из самых лучших
людей". Ее искажением является
олигархия - власть, основанная на
богатстве и устранении от
власти большинства населения.
Третьей правильной формой Аристотель
признает политию, или конституцию
- правление большинства, признающего
закон. Ей противопоставляется
демократия, где во власти преобладают
бедные, не имеющие необходимого
воспитания и качеств для того,
чтобы заниматься управлением.
Влияние Аристотеля на последующую
политическую мысль было значительным,
и его оценка демократии как "плохой"
формы правления повторялась многими
мыслителями вплоть до эпохи Нового времени.
Но сам Аристотель дифференцированно
подходил к демократии, выделив пять ее
видов. Объектом критики мыслителя является
крайняя демократия, где не действуют
законы, а фактически властвуют демагоги.
В то же время его трактовка политии как
правления большинства на основе закона
в определенной степени соответствует
современному представлению о демократии.
Именно эта форма государства выступает
политическим идеалом для Стагирита. Он
был сторонником следования принципу
"правильной меры" - нахождения во
всем "золотой середины". В организации
полисной жизни искомая величина ему виделась
именно в политии, представляющей собой
сочетание олигархического и демократического
элементов. Полития - это своеобразный
компромисс между благосостоянием и равенством.
Многие идеи Аристотеля противоположны
позиции его знаменитого учителя
Платона. В Ватикане хранится известная
картина Рафаэля "Афинская школа".
Великий художник отразил на этом
полотне спор древнегреческих мыслителей.
Платон указывает вверх, тем самым
подчеркивая, что подлинное бытие
имеет мир идей, а земной мир -
лишь видимость действительности, представляющая
собой отражение идей. Оба мира,
согласно мыслителю, соединяются с
помощью мировой души. Аристотель,
напротив, указывает вниз. Он считал,
что земную жизнь можно рационально
осознать и усовершенствовать. Это
относится и к политической жизни.
Учитель и ученик разошлись и
по вопросу о наилучшем социально-экономическом
строе полиса. Аристотель критиковал
идею Платона об упразднении частной
собственности и семьи как
противоречащую природе человека. В
то же время он предупреждал об опасности
чрезмерного имущественного расслоения
в обществе, чреватого общественной
нестабильностью и бунтами бедных
против богатых. Выход из этого положения
ему виделся не в уничтожении
частной собственности, а в ее
относительном выравнивании и формировании
зажиточного среднего слоя. Именно
в политии, где, по его мысли, преобладают
люди среднего достатка - люди не бедные,
но и не слишком богатые, - достигаются
общественное равновесие и политическая
стабильность. Гениальная догадка о
"среднем элементе" опередила
свое время и нашла продолжение
в современной теории "среднего
класса" как социальной основы стабильных
демократических режимов.
Из римских мыслителей
особого внимания заслуживают идеи государственного
деятеля и философа Марка Туллия Цицерона
(106-43 гг. до н.э.). В работах «О государстве»
и «О законах» он попытался сформулировать
механизмы усовершенствования римского
государства.
Государство Цицерон
трактовал как «соединение многих
людей, связанных между собой
согласием в вопросах права
и общностью интересов». Их согласие
основано на присущих человеческой
природе качествах - разуме и
справедливости, которые составляют
естественное право, высший, истинный
закон. Истинный закон, писал
Цицерон, есть «разумное положение,
соответствующее природе, распространяющееся
на всех людей, постоянное, вечное,
которое призывает к исполнению
долга, приказывая».
Заслуга Цицерона
состоит в том, что он заложил
правовой принцип во взаимоотношения
управляющих и управляемых: «Под
действие закона должны подпадать
все, а не только некоторые,
избранные граждане». Тем самым
он заложил основы теории правового
государства.