В национальной политике
следует различать стратегические
цели и задачи, требующие концептуального
подхода, и задачи ближайшего
характера. Задача современной
национальной политики российского
государства – достижение межнационального
мира в условиях широкого движения
за национальное возрождение.
Функциями национальной
политики являются: 1) функция целеполагания:
определение целей и задач,
выработка программ деятельность
в соответствии с интересами
всех наций и этнических групп
страны; 2) организационно-регулятивная
функция: функция регулирования
деятельности социальных и политических
институтов, общественных групп,
национальных организаций и движений,
групп населения и т.д.; 3) функция
интеграции: сближения национально-этнических
общностей на основе общности
коренных интересов и целей; 4)
функция разрешения межнациональных
противоречий, выработки эффективных
путей и методов урегулирования
межэтнических конфликтов; 5) прогностическая
функция: разработка превентивных
мер по предотвращению возможных
осложнений и обострений этнополитической
ситуации в стране, регионе; 6) функция
воспитания в духе уважения
национального достоинства, высокой
культуры межнационального общения.
Национализм –
явление многоликое и многогранное.
Он имеет как положительные,
так и отрицательные стороны.
К положительным относятся национальное
самосознание, национальная гордость,
национальный стыд, дающий возможность
самоочищения, стремление к национальному
саморазвитию. К отрицательным –
признание собственной национальной
исключительности, противопоставление
своей этнической группы другим,
стремление обеспечить превосходство
своей нации за счет интересов
других народов, национальный
нигилизм.
Из изложенного
можно сделать общий вывод:
нации, как субъекты политической
жизни, играют чрезвычайно важную
роль в стабилизации (или дестабилизации)
всей политической системы общества.
Национальная политика государственных
органов, политических партий
и организаций должны базироваться
на общепризнанных мировым сообществом
принципах, ибо только на этой
основе можно достичь оптимизации
межнациональных отношений на
всех уровнях.
Вопросы для
самоконтроля
1. Как Вы
понимаете интернационализм и
демократизм в национальных отношениях?
2. Причины возникновения
национальных конфликтов.
3. Что такое
национальная политика и в
чем особенности ее проведения?
4. Какое значение
имеют этнические факторы в
политике?
5. На чем
основан, на ваш взгляд, феномен
нации - на объективных или
субъективных факторах?
6. По каким
признакам определяется национальность
личности? В чем разница между
внутренней и внешней национальной
идентификацией?
7. Перечислите
основные подходы к объяснению
феномена нации.
8. Как соотносятся
понятия нация и государство?
9. Каковы исторические
типы национализма? В чем отличие
национализма от расизма?
10. Чем отличается
многонациональное государство
от государства моноэтнического?
11. Что такое
«национальный вопрос» и какими
путями он может быть решен?
Список рекомендуемой
литературы:
• Балгимбаев
А.С. Политология Саясаттану: - Алматы.
- 2003 1 ч.
• Иванова Л.М.
Миграционные процессы и политика
Республики Казахстан. -Алматы: «Карасай»
, 2006. - 172с.
• Ирхин Ю.В.
Политология: Учб. - М.: Юрист, 2001
• Основы политологии:
Учебно-мет.пособие:Крат.учебник для
вузов. - М.: НОРМА, 2000
• Зеленов Л.А.
Основы политологии: Учеб.пособие/-М.:
ВЛАДОС, 2000
• Панарин А.С.
Политология: Учебник/ А.С.Панарин.
- М.: Проспект, 1997
• Пугачев В.П.
Введение в политологию: Учебник
для студ. Вузов - 3-е изд. Перераб.
И доп. - М.: Аспект Пресс, 1997
• Политология:
Учебное пособие. - Алматы: Газа- университет
2000
Лекция 5.
Власть как политический
феномен
Содержание темы:
Понятие власти.
Концепции власти. Понятие политической
власти и ее особенности. Формы
политической власти. Государственная
власть как высшая форма политической
власти.
Структура власти:
институты власти, функции и ресурсы
власти.
Принципы организации
и функционирования власти. Типы
легитимности: традиционный, харизматический
и рационально-легальный, патриархальный,
подданический и активистский.
Необходимость
политической конкуренции и оппозиции
в обществе.
Власть и оппозиция,
их взаимодействие в РК.
План лекции:
• Понятие власти.
Концепции власти.
• Понятие политической
власти и ее особенности. Формы
политической власти.
• Структура
власти: институты власти, функции
и ресурсы власти.
• Легитимность
власти
Введение
Проблема власти
– центральная проблема курса
политологии. Происхождение власти,
ее сущность, формы – все это
и многое другое с давних
пор является предметом дискуссий
ученых самых различных гуманитарных
наук. До сего времени не существует
общепризнанного определения власти.
Некоторые исследователи говорят
даже о невозможности строго
научного определения понятия
«власть», о своеобразной «вечной
таинственности» этого социального
феномена. Эти сложности связаны,
прежде всего, с многомерностью,
всеохватностью самого явления
власти. И действительно, с момента
своего рождения и до самой
смерти (а иногда и после своей
смерти) человек сталкивается с
ее разнообразными ликами, оказывается
включенным в сложные хитросплетения
субъектно-объектных отношений власти.
Немало проблем вызвано также
и спецификой гуманитарных наук.
Ученые-политологи, как и все обществоведы,
исследуя свой предмет, прибегают
к абстракции, к построению моделей
тех или иных явлений. При
этом неизбежно сказываются различия
мировоззренческих и методологических
подходов, несовпадения идеологических
пристрастий и пр.
Рассматривая многообразие
властных отношений, политология
сосредоточивает главное внимание
на выявлении специфики политической
власти. Различные научные школы
стремятся объяснить ее содержание,
источники, ресурсы, формы, механизм,
исходя из своих методологических
подходов к пониманию общественной
жизни. Особое значение изучение
проблем власти имеет в демократическом
обществе, где каждый человек
имеет возможность быть не
только объектом, но и субъектом
политики, а, следовательно, должен
делать свой политический выбор
осознанно, с пониманием сути
явлений, происходящих в политике.
1. Понятие власти.
Концепции власти.
Осью, вокруг которой
вращается вся политическая жизнь,
является власть. Она вездесуща
и пронизывает все структуры
общества, выступая его цементирующим
элементом, поддерживая внутреннюю
целостность, организованность и
иерархичность общественных отношений.
Общество, лишенное власти, пронизано
хаосом.
• В политологической
теории не сложилось единого
определения власти. Наиболее часто
приводятся следующие определения:
o
силовое, трактующее власть как
господство и принуждение к
повиновению;
o
волевое, понимающее власть как
способность проводить свою волю
даже вопреки сопротивлению (М.
Вебер);
o
власть как влияние. Суть влияния
заключается в способности воздействовать
на поведение других. Такое взаимодействие
описывается формулой: "власть
А над Б есть способность
добиваться того, чтобы Б никогда
не сделал бы без воздействия
А" (Р. Даль);
o
телеологическое, в соответствии
с которым власть - это достижение
определенных целей;
o
инструменталистское, трактующее
власть как способность к мобилизации
ресурсов для достижения определенных
целей;
o
конфликтное, сводящее власть
к позиции господства, связанной
со способностью отдельных групп
и индивидов контролировать механизм
распределения дефицитных общественных
ценностей;
o
структуралистское, представляющее
власть как особый род отношений
между управляющим и управляемым.
Приведенные определения
не являются взаимоисключающими.
Акцентируя внимание на различных
аспектах власти, они взаимно
дополняют друг друга.
Признавая факт, что на сегодняшний
день в науке не сложилась общая
теория власти, отечественные политологи
систематизировали многочисленные
теории власти. Было выделено несколько
концептуальных подходов в рассмотрении
сущности власти.
1. Реляционистские
теории (от англ. relation - отношение)
понимают власть как взаимодействия
индивидов, в которых один индивид
изменяет поведение другого.
1. Этот подход представлен
несколькими вариантами:
a. теория
сопротивления рассматривает власть
как отношение, в котором субъект
подавляет сопротивление объекта.
Соответственно разрабатывается
классификация разнообразных степеней
и форм сопротивления, а также
оснований власти. Вводится понятие
"сила власти", которая понимается
как максимальная потенциальная
способность агента повлиять
на другого;
b. теория
обмена трактует власть как
ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы
распределяются неравномерно: одни
индивиды их лишены и нуждаются
в них. В этом случае излишки
ресурсов, которыми обладают другие,
могут трансформироваться во
власть. Излишки уступают тем,
кто их лишен, в обмен на
желаемое поведение. Это подчеркивает
асимметричный характер отношений
власти: тот, кто обладает излишками
ресурсов, занимает более высокое
социальное положение;
c. теория
раздела сфер влияния (Д. Ронг)
ставит под сомнение вопрос
относительно асимметричности отношения
власти. Власть - это взаимодействие,
где участники периодически меняются
ролями. Например, профсоюз контролирует
найм рабочей силы, наниматель
же диктует время и место
работы. Таким образом, в ряде
ситуаций подчиненные имеют власть
над руководителями.
2. Системные теории
власти рассматривают власть
как безличностное свойство любой
социальной системы.
• В рамках
этой концепции выделяют несколько
направлений:
o
власть как атрибут макросоциальной
системы. Так, для Т. Парсонса
власть - это обобщенный посредник
в политической системе. Он
сравнивал ее с деньгами, которые
выступают обобщенным посредником
экономического процесса. Власть
понимается как реальная способность
системы аккумулировать свои
интересы, достигать поставленных
целей;
o
мезоподход (М. Крозье) рассматривает
власть на уровне подсистем
(семья, организация). Указывается
непосредственная связь власти
с организационной структурой;
o
микроподход трактует власть
как взаимодействие индивидов,
действующих в рамках специфической
социальной среды. Власть определяется
как способность индивида влиять
на других. Сама способность влиять
вытекает из статуса и выполняемых
субъектом ролей;
o
коммуникативный подход (Х. Аренд,
К. Дойч, Ю. Хабермас) понимает
власть как средство многостороннего
институционального общения. Подлинное
проявление власти заключается
в способности прийти к определенному
соглашению и обеспечить интеграцию
общества;
o
постструктуралистский подход, представленный
теориями М. Фуко и П. Бурдье.
Фуко отказался от традиционного
рассмотрения сущности власти
через проблему насилия и соотношения
ее субъекта и объекта. Власть
бессубъектна и ее нельзя присвоить.
Она выступает не как отношение
между субъектами, а как действие
в ответ на действие. Это действие
трансформирует поведение других.
Соотношение сил будет постоянно
видоизменяться. Бурдье, взяв из
физики понятие "поле" и из
экономики - "капитал", конструирует
понятие "символической власти",
которая представляет собой совокупность
капиталов (экономический, культурный
капитал, репутация, престиж), которые
распределяются между субъектами
власти в соответствии с их
позициями в "политическом
поле". Сами позиции и капиталы
субъектов могут изменяться.
3. Бихевиоралистские
концепции власти, как и реляционистские
теории, рассматривают власть как
отношение между людьми, при которых
одни властвуют, а другие подчиняются.
Сущность власти коренится в
природе человека: его биологических
или психологических особенностях.
• Выделяется
несколько вариантов трактовок:
o
силовая модель (Г. Лассуэлл) основывается
на том, что первопричиной власти
является психологический импульс
- стремление (воля) к власти. Из столкновений
и взаимодействий индивидуальных
воль к власти строится вся
политическая материя. Сама же
власть проявляется в принятии
решений и в контроле над
ресурсами;
o
рыночная модель (Дж. Кетлин) исходит
из аналогии между политикой
и экономикой. В политике действуют
законы рыночной торговли: учет
спроса и предложения, конкуренция,
стремление к выгоде;
o
игровая модель (Ф. Знанецкий)
предполагает, что на политическом
рынке субъекты различаются не
только различными запасами власти,
но и способностями, гибкостью
стратегии, азартом. Борьба за
власть может мотивироваться "игровым"
характером, доставляющим удовлетворение
участникам. Политика - это поле игры,
театр, где успех зависит от
ловкости, от актерства и способности
субъекта к перевоплощению.
Разнообразие научных
подходов подтверждает многозначность
проявлений власти. В приведенных
выше подходах власть трактуется
либо как характеристика индивидуума
(персональная власть), либо как
ресурс или товар. Наиболее
популярно рассмотрение власти
как взаимодействия (отношения), структурными
компонентами которого будут
субъект и объект. Субъект - активная
сторона, выступающая причиной
изменения действий другого -
объекта.