Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:40, курс лекций

Описание работы

Политология как наука
• Объект и предмет политологии.
• Законы и категории, методы и функции политологии.
• Место политологии в системе социально-гуманитарного знания

Работа содержит 1 файл

семинары по политологии.docx

— 315.10 Кб (Скачать)

  В национальной политике  следует различать стратегические  цели и задачи, требующие концептуального  подхода, и задачи ближайшего  характера. Задача современной  национальной политики российского  государства – достижение межнационального  мира в условиях широкого движения  за национальное возрождение.

 

    Функциями национальной  политики являются: 1) функция целеполагания:  определение целей и задач,  выработка программ деятельность  в соответствии с интересами  всех наций и этнических групп  страны; 2) организационно-регулятивная  функция: функция регулирования  деятельности социальных и политических  институтов, общественных групп,  национальных организаций и движений, групп населения и т.д.; 3) функция  интеграции: сближения национально-этнических  общностей на основе общности  коренных интересов и целей; 4) функция разрешения межнациональных  противоречий, выработки эффективных  путей и методов урегулирования  межэтнических конфликтов; 5) прогностическая  функция: разработка превентивных  мер по предотвращению возможных  осложнений и обострений этнополитической  ситуации в стране, регионе; 6) функция  воспитания в духе уважения  национального достоинства, высокой  культуры межнационального общения.

    Национализм –  явление многоликое и многогранное. Он имеет как положительные,  так и отрицательные стороны.  К положительным относятся национальное  самосознание, национальная гордость, национальный стыд, дающий возможность  самоочищения, стремление к национальному  саморазвитию. К отрицательным –  признание собственной национальной  исключительности, противопоставление  своей этнической группы другим, стремление обеспечить превосходство  своей нации за счет интересов  других народов, национальный  нигилизм.

    Из изложенного  можно сделать общий вывод:  нации, как субъекты политической  жизни, играют чрезвычайно важную  роль в стабилизации (или дестабилизации) всей политической системы общества. Национальная политика государственных  органов, политических партий  и организаций должны базироваться  на общепризнанных мировым сообществом  принципах, ибо только на этой  основе можно достичь оптимизации  межнациональных отношений на  всех уровнях.

 

    Вопросы для  самоконтроля

     1. Как Вы  понимаете интернационализм и  демократизм в национальных отношениях?

     2. Причины возникновения  национальных конфликтов.

     3. Что такое  национальная политика и в  чем особенности ее проведения?

     4. Какое значение  имеют этнические факторы в  политике?

     5. На чем  основан, на ваш взгляд, феномен  нации - на объективных или  субъективных факторах?

     6. По каким  признакам определяется национальность  личности? В чем разница между  внутренней и внешней национальной  идентификацией?

     7. Перечислите  основные подходы к объяснению  феномена нации.

     8.  Как соотносятся  понятия нация и государство?

     9. Каковы исторические  типы национализма? В чем отличие  национализма от расизма?

    10. Чем отличается  многонациональное государство  от государства моноэтнического?

    11. Что такое  «национальный вопрос» и какими  путями он может быть решен?

 

    Список рекомендуемой  литературы:

    • Балгимбаев  А.С. Политология Саясаттану: - Алматы. - 2003 1 ч.

 •    Иванова Л.М.  Миграционные процессы и политика  Республики Казахстан. -Алматы: «Карасай»  , 2006. - 172с.

    • Ирхин Ю.В.  Политология: Учб. - М.: Юрист, 2001

    • Основы политологии:  Учебно-мет.пособие:Крат.учебник для  вузов. - М.: НОРМА, 2000

    • Зеленов Л.А.  Основы политологии: Учеб.пособие/-М.: ВЛАДОС, 2000

    • Панарин А.С.  Политология: Учебник/ А.С.Панарин. - М.: Проспект, 1997

    • Пугачев В.П.  Введение в политологию: Учебник  для студ. Вузов - 3-е изд. Перераб.  И доп. - М.: Аспект Пресс, 1997

    • Политология:  Учебное пособие. - Алматы: Газа- университет  2000

 

 

    Лекция 5.

    Власть как политический  феномен

 

 

    Содержание темы:

    Понятие власти. Концепции власти. Понятие политической  власти и ее особенности. Формы  политической власти. Государственная  власть как высшая форма политической  власти.

    Структура власти: институты власти, функции и ресурсы  власти.

    Принципы организации  и функционирования власти. Типы  легитимности: традиционный, харизматический  и рационально-легальный, патриархальный, подданический и активистский.

    Необходимость  политической конкуренции и оппозиции  в обществе.

    Власть и оппозиция,  их взаимодействие в РК.

 

 

План лекции:

    • Понятие власти. Концепции власти.

    • Понятие политической  власти и ее особенности. Формы  политической власти.

    • Структура  власти: институты власти, функции  и ресурсы власти.

    • Легитимность  власти

 

 

    Введение

 

 

    Проблема власти  – центральная проблема курса  политологии. Происхождение власти, ее сущность, формы – все это  и многое другое с давних  пор является предметом дискуссий  ученых самых различных гуманитарных  наук. До сего времени не существует  общепризнанного определения власти. Некоторые исследователи говорят  даже о невозможности строго  научного определения понятия  «власть», о своеобразной «вечной  таинственности» этого социального  феномена. Эти сложности связаны,  прежде всего, с многомерностью, всеохватностью самого явления  власти. И действительно, с момента  своего рождения и до самой  смерти (а иногда и после своей  смерти) человек сталкивается с  ее разнообразными ликами, оказывается  включенным в сложные хитросплетения  субъектно-объектных отношений власти. Немало проблем вызвано также  и спецификой гуманитарных наук. Ученые-политологи, как и все обществоведы, исследуя свой предмет, прибегают  к абстракции, к построению моделей  тех или иных явлений. При  этом неизбежно сказываются различия  мировоззренческих и методологических  подходов, несовпадения идеологических  пристрастий и пр.

    Рассматривая многообразие  властных отношений, политология  сосредоточивает главное внимание  на выявлении специфики политической  власти. Различные научные школы  стремятся объяснить ее содержание, источники, ресурсы, формы, механизм, исходя из своих методологических  подходов к пониманию общественной  жизни. Особое значение изучение  проблем власти имеет в демократическом  обществе, где каждый человек  имеет возможность быть не  только объектом, но и субъектом  политики, а, следовательно, должен  делать свой политический выбор  осознанно, с пониманием сути  явлений, происходящих в политике.

 

 

 

    1. Понятие власти. Концепции власти.

 

    Осью, вокруг которой  вращается вся политическая жизнь,  является власть. Она вездесуща  и пронизывает все структуры  общества, выступая его цементирующим  элементом, поддерживая внутреннюю  целостность, организованность и  иерархичность общественных отношений.  Общество, лишенное власти, пронизано  хаосом.

    • В политологической  теории не сложилось единого  определения власти. Наиболее часто  приводятся следующие определения:

         o силовое, трактующее власть как  господство и принуждение к  повиновению;

         o волевое, понимающее власть как  способность проводить свою волю  даже вопреки сопротивлению (М.  Вебер);

         o власть как влияние. Суть влияния  заключается в способности воздействовать  на поведение других. Такое взаимодействие  описывается формулой: "власть  А над Б есть способность  добиваться того, чтобы Б никогда  не сделал бы без воздействия  А" (Р. Даль);

         o телеологическое, в соответствии  с которым власть - это достижение  определенных целей;

         o инструменталистское, трактующее  власть как способность к мобилизации  ресурсов для достижения определенных  целей;

         o конфликтное, сводящее власть  к позиции господства, связанной  со способностью отдельных групп  и индивидов контролировать механизм  распределения дефицитных общественных  ценностей;

         o структуралистское, представляющее  власть как особый род отношений  между управляющим и управляемым.

    Приведенные определения  не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных  аспектах власти, они взаимно  дополняют друг друга.     

Признавая факт, что на сегодняшний  день в науке не сложилась общая  теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько  концептуальных подходов в рассмотрении сущности власти.

    1. Реляционистские  теории (от англ. relation - отношение)  понимают власть как взаимодействия  индивидов, в которых один индивид  изменяет поведение другого.

   1. Этот подход представлен  несколькими вариантами:

        a. теория  сопротивления рассматривает власть  как отношение, в котором субъект  подавляет сопротивление объекта.  Соответственно разрабатывается  классификация разнообразных степеней  и форм сопротивления, а также  оснований власти. Вводится понятие  "сила власти", которая понимается  как максимальная потенциальная  способность агента повлиять  на другого;

        b. теория  обмена трактует власть как  ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы  распределяются неравномерно: одни  индивиды их лишены и нуждаются  в них. В этом случае излишки  ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во  власть. Излишки уступают тем,  кто их лишен, в обмен на  желаемое поведение. Это подчеркивает  асимметричный характер отношений  власти: тот, кто обладает излишками  ресурсов, занимает более высокое  социальное положение;

        c. теория  раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос  относительно асимметричности отношения  власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются  ролями. Например, профсоюз контролирует  найм рабочей силы, наниматель  же диктует время и место  работы. Таким образом, в ряде  ситуаций подчиненные имеют власть  над руководителями.

    2. Системные теории  власти рассматривают власть  как безличностное свойство любой  социальной системы.

    • В рамках  этой концепции выделяют несколько  направлений:

         o власть как атрибут макросоциальной  системы. Так, для Т. Парсонса  власть - это обобщенный посредник  в политической системе. Он  сравнивал ее с деньгами, которые  выступают обобщенным посредником  экономического процесса. Власть  понимается как реальная способность  системы аккумулировать свои  интересы, достигать поставленных  целей;

         o мезоподход (М. Крозье) рассматривает  власть на уровне подсистем  (семья, организация). Указывается  непосредственная связь власти  с организационной структурой;

         o микроподход трактует власть  как взаимодействие индивидов,  действующих в рамках специфической  социальной среды. Власть определяется  как способность индивида влиять  на других. Сама способность влиять  вытекает из статуса и выполняемых  субъектом ролей;

         o коммуникативный подход (Х. Аренд,  К. Дойч, Ю. Хабермас) понимает  власть как средство многостороннего  институционального общения. Подлинное  проявление власти заключается  в способности прийти к определенному  соглашению и обеспечить интеграцию  общества;

         o постструктуралистский подход, представленный  теориями М. Фуко и П. Бурдье. Фуко отказался от традиционного  рассмотрения сущности власти  через проблему насилия и соотношения  ее субъекта и объекта. Власть  бессубъектна и ее нельзя присвоить.  Она выступает не как отношение  между субъектами, а как действие  в ответ на действие. Это действие  трансформирует поведение других. Соотношение сил будет постоянно  видоизменяться. Бурдье, взяв из  физики понятие "поле" и из  экономики - "капитал", конструирует  понятие "символической власти", которая представляет собой совокупность  капиталов (экономический, культурный  капитал, репутация, престиж), которые  распределяются между субъектами  власти в соответствии с их  позициями в "политическом  поле". Сами позиции и капиталы  субъектов могут изменяться.

    3. Бихевиоралистские  концепции власти, как и реляционистские  теории, рассматривают власть как  отношение между людьми, при которых  одни властвуют, а другие подчиняются.  Сущность власти коренится в  природе человека: его биологических  или психологических особенностях.

    • Выделяется  несколько вариантов трактовок:

         o силовая модель (Г. Лассуэлл) основывается  на том, что первопричиной власти  является психологический импульс  - стремление (воля) к власти. Из столкновений  и взаимодействий индивидуальных  воль к власти строится вся  политическая материя. Сама же  власть проявляется в принятии  решений и в контроле над  ресурсами;

         o рыночная модель (Дж. Кетлин) исходит  из аналогии между политикой  и экономикой. В политике действуют  законы рыночной торговли: учет  спроса и предложения, конкуренция,  стремление к выгоде;

         o игровая модель (Ф. Знанецкий)  предполагает, что на политическом  рынке субъекты различаются не  только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью  стратегии, азартом. Борьба за  власть может мотивироваться "игровым"  характером, доставляющим удовлетворение  участникам. Политика - это поле игры, театр, где успех зависит от  ловкости, от актерства и способности  субъекта к перевоплощению.

    Разнообразие научных  подходов подтверждает многозначность  проявлений власти. В приведенных  выше подходах власть трактуется  либо как характеристика индивидуума  (персональная власть), либо как  ресурс или товар. Наиболее  популярно рассмотрение власти  как взаимодействия (отношения), структурными  компонентами которого будут  субъект и объект. Субъект - активная  сторона, выступающая причиной  изменения действий другого - объекта.

Информация о работе Лекции по "Политологии"