Лекции по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций

Описание работы

15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.

Работа содержит 1 файл

полит лек.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

Практика показывает, что для процесса политического анали­за очень важными являются следующие ценности: аналитическая честность, ответственность перед клиентом, приверженность ин­дивидуальным концепциям лучшего общества. Конфликты между этими тремя ценностями приводят к этическим проблемам. Обоб­щенно взаимосвязь роли политического аналитика и его привержен­ности той или иной ценности можно представить следующим обра­зом: аналитическая честность; ответственность перед клиентом; приверженность собственной концепции добра.

Как правило, одна из трех ценностей выбирается основной. Две другие ценности при необходимости могут приноситься ей в жертву. Если же позволяют условия, аналитик должен стремиться к защите всех трех ценностей. Этические проблемы возникают, когда необходимо решать, «сколько» из каждой ценности можно принести в жертву.

Одна из целей общественной политики - защита существен­ных ценностей. Однако два обстоятельства отвлекают от них внима­ние. Во-первых, общественная политика является результатом поли­тического процесса, а не прямым отражением каких-либо философ­ских воззрений. Во-вторых, последствия той или иной политики мо­гут быть предсказаны на основе ценностей, связанных с существен­ными, но не идентичными им. Поэтому оценка политики должна про­изводится на основе так называемых инструментальных ценностей.

Первая такая ценность - политическая осуществимость. Ни одно политическое решение не может способствовать защите сущест­венных ценностей, до тех пор, пока оно не будет выполнено успешно.

Другая инструментальная ценность - достижение благопри­ятных социально-экономических индикаторов. Такими индикаторами являются, например, валовой национальный продукт; уровни безра­ботицы и инфляции; платежный баланс; уровень преступности; про­должительность жизни; уровень образования. Для оценки каждого из этих показателей существуют различные системы измерения.

Каждое общество осуществляет распределение материальных благ методами, основанными на сочетании индивидуальных и обще­ственных решений. Большинство индивидуальных решений выража­ется участием в рыночных отношениях на основе свободного обмена. Эти решения обеспечивают такие ценности, как эффективность и свобода. Например, в случаях ошибок исполнительной и законода­тельной власти индивидуальные решения наносят ущерб обществен­ным ценностям. В то же время коллективные решения, осуществляе­мые через правительственные структуры, предоставляют возмож­ность для исправления ошибок индивидуальных решений. Однако так же, как индивидуальные действия не всегда способны поддерживать общественные ценности, такая возможность есть и при коллективных решениях. Поэтому необходимо учитывать не только возможности ошибок рынка, но и последствия ошибок правительства.

При этом, как показывает мировой опыт, основными источни­ками ошибок правительства могут быть: проблемы, типичные для прямой демократии; расплывчатость мандата; обязанность меньшин­ства нести на себе издержки; проблемы, типичные для представи­тельной демократии; влияние организованных интересов; географи­ческая база поддержки избирателей; электоральные циклы; влияние общественного внимания; проблемы, связанные с бюрократией; не­эффективное использование организационных ресурсов; неэффектив­ность, являющаяся следствием малой гибкости и др.

Основная задача политического анализа - основываясь на конкретных целях и критериях, выделить те стратегии, которые име­ют перспективы для улучшения социальных условий. Рынок имеет потенциал для эффективного распределения материальных благ. По­этому обеспечение функционирования рыночных механизмов являет­ся одним из способов, который принимается во внимание при выра­ботке конкретной политики. В связи с этим установление правил име­ет свои преимущества и недостатки по сравнению со стимулировани­ем. Оно происходит в двух основных формах: установление рамоч­ных правил, включающих гражданское и уголовное право; регуляции, включающие в себя ограничения цен, количество или качество това­ра или информацию (обязательное предоставление информации), а также регистрацию, сертификацию и лицензирование участников рынка.

Круг потребителей аналитической продукции сегодня крайне широк - к ее услугам прибегают практически все субъекты политиче­ского процесса. Это хорошо видно по классификации экспертных корпораций - объединений экспертов, которую можно назвать и классификацией субъектов политического анализа.

В политической науке выделяются следующие группы субъ­ектов политического анализа: аналитические подразделения власт­ных структур, зависящие от конкретного органа государственной власти, на который они работают и в который они инкорпорированы; крупные исследовательские центры, занимающиеся разработкой но­вых аналитических методов и апробирующие их в прикладных поли­тических исследованиях; коммерческие аналитические центры, среди которых выделяются привязанные к одному субъекту политического процесса или же работающие сразу с несколькими заказчиками, а также средства массовой информации, наиболее авторитетные из ко­торых выступают уже не просто как поставщики информации, а как фирмы, способные обработать ее и препарировать именно в аналити­ческом ключе.

Как показывает практика, знание основ методологии политиче­ского анализа и компетентность в применении основных его приемов весьма важны для политического аналитика, поскольку эти знания:

способствуют выработке целенаправленного аналитического процесса мышления и логического подхода к решению проблемы;

позволяют лучше понимать сущность политической ситуа­ции в мире, стране, регионе;

способствуют получению узкой, но глубокой специализации в данной области;

помогают понять смысл проведенных ранее политических ис­следований.

При использовании широкого массива методов политические аналитики осуществляют процесс формирования политики, обеспе­чивая проникновение в пять критических областей: природа страте­гических политических проблем, результаты нынешнего и прошлого политических курсов, значение этих результатов для решения про­блем, существующие или новые альтернативы политических стра­тегий и их вероятные результаты, а также альтернативы, кото­рые должны фактически решить проблему.

Анализ существующих и наиболее часто применяемых мето­дов политического анализа позволил политологам выделить основные из них.

Метод проблемного структурирования. Этот метод являет­ся общепринятым в управляемых частных компаниях и позволяет по­литическим аналитикам подвергать сомнению существующие пред­положения и, таким образом, входить в процесс формирования поли­тики еще на этапе разработки повестки дня. Разрабатываемые подхо­ды направляют движение от относительно неструктурированных ме­тодов "мозгового штурма" к более структурированной теории ста­тистических решений. Эти методы помогают в обнаружении скры­тых предположений, диагностировании причин, выборе целей, синте­зировании находящихся в противоречии перспектив и обнаружении новых политических возможностей.

Метод предсказаний. Применение этого метода обеспечивает политически уместное знание относительно будущих условий (будь они политическими, экономическими, социальными или технологи­ческими), которые должны предположительно наступить после при­нятия одной из политических альтернатив. Предсказания чаще всего применяются в процессе выработки политического курса. Это помо­гает исследовать вероятное, потенциальное и желательное будущее, оценить столкновение существующего и предложенного курса, опо­знать возможные будущие препятствия достижению целей, оценить политическую выполнимость предложенного политического курса.

Методы предсказания находятся в пределах между подхода­ми, базирующимися на эконометрии, и творческом развитии теории решений типа Delphi (методы конференц-связи). Типичный пример эконометрического предсказания - предсказание, что к 2005 г. Medicare, самая большая правительственная программа страхования здоровья в Соединенных Штатах Америки, окажется неплатежеспо­собной.

Метод рекомендаций. Применение этого метода обеспечива­ет политически уместное знание, являющееся непосредственно при­менимым к принятию решений. Многие методы рекомендаций, вклю­чая "анализ выгоды и затрат" и метод "оптимизации", были развиты и использовались в правительственных агентствах, в частности, в Корпусе инженеров армии США. Это методы помощи в оценке риска и погрешности, идентификации внешних характеристик и внешних изменений, установления критериев для осуществления выбора и определения административной ответственности за воплощение политических курсов.

Метод мониторинга. Данный метод обеспечивает политиче­ски уместное знание результатов существующих политических кур­сов (направлений собственной политики), предлагая для полисимей-керов руководство, как лучше всего воплотить представленные и бу­дущие политические курсы. Многие правительственные, неправи­тельственные и неприбыльные организации контролируют результа­ты своей политики и своего влияния посредством различных соци­альных и экономических индикаторов.

Методы мониторинга, разработанного в основном социолога­ми и политическими исследователями, работающими в университете и политических институтах, помогают оценить соответствие законам и нормам, обнаружить непреднамеренные следствия политических курсов и программ, идентифицировать подразделения или личности, которые задерживают внедрение политического курса или обуслов­ливают новые вехи политики.

Метод оценки. Использование этого метода дает возмож­ность получить информацию об уровне адекватного выполнения, ко­торого достиг тот или иной политический курс, таким образом помо­гая полисимейкерам в оценке качества их решений. Методы оценки, многие из которых были развиты в академиях, поставляют информа­цию относительно диапазона, в котором проблемы должны быть раз­решены. Они также способствуют разъяснению и критическому ана­лизу ценностей (значений) проводимой политики, регулированию или переформулировке политических курсов.

Сопоставление формального статуса с реальным облада­нием властью. Можно предположить, что власть данного лица тесно связана с его положением в официальной или неофициальной иерар­хии. Кто занимает официальные должности в политической системе, в чьих руках находятся "важнейшие" должности, к каким социальным группам принадлежат лица, занимающие официальные должности в правительстве и администрации страны? Эти вопросы будут цен­тральными направлениями анализа власти. Преимуществом этого ме­тода является его простота. Ведь официальная иерархия обычно хо­рошо известна, должностные лица конкретно указаны, письменные документальные источники весьма обширны, а необходимую инфор­мацию можно добыть легко.

Этот метод особенно удобен при исследовании больших исто­рических изменений и важнейших различий между крупными поли­тическими системами, при анализе отношений между элитарными группами (например, сколько имеется совпадений между лицами, об­ладающими высоким общественным положением, высоким положе­нием в сфере бизнеса, и большим весом в политике и военной сфере). Слабость этого метода заключается в ненадежности того предполо­жения, на котором он основан, ибо формальный статус не всегда свя­зан с реальным обладанием властью.

Метод использования хорошо обоснованных суждений оче­видцев. Он относительно экономичен. Суждения одних наблюдателей легко могут быть проверены суждениями других. Недостатком этого метода является то, что он отдает нас во власть субъективных впечат­лений наблюдателей - перед нами встает задача установить степень объективности того или иного из них.

Метод контент-анализа. Суть этого метода состоит в нахожде­нии в тексте определенных смысловых понятий (единиц анализа), выяв­лении частоты их употребления и соотношения с содержанием всего документа. Этот метод дает возможность проанализировать особенно­сти текстовых характеристик документов одной партии в зависимости от состава тех, кому они предназначены, или разных партий, высту­пающих по одной проблеме. При работе с материалами средств массо­вой информации благодаря контент-анализу решается задача сравнения стилистических особенностей сообщений. Он может быть использован и для кодировки открытых вопросов политологических анкет.

Практикующие политологи в зависимости от целей исследо­вания фиксируют: частоту появления в материалах выделенных эле­ментов; частоту связанности одних элементов с другими; отноше­ние к этим элементам со стороны источника информации и некото­рые другие параметры. Поэтому основные процедуры контент-анализа связаны с переводом качественной информации на язык сче­та, с вычислением так называемых параметров и категорий анализа, единиц анализа, единиц счета.

Параметры анализа представляют предмет анализа (исследо­вания) в наиболее общем виде. Вместе с тем разработка параметров предмета анализа является начальной точкой построения его модели, поскольку лишь только после этого возможна детализация модели на уровне категорий анализа.

Можно выделить четыре класса параметров анализа: предмет со­держания текста - элемент действительности, попавший в зону внима­ния коммуникатора, отраженный в содержании текста; отношение коммуникатора к предмету содержания текста, которое включает все возможные типы отношения (например, объем внимания, степень бла­гожелательности и т.п.); модальность отношения коммуникатора к предмету содержания текста, которые фиксирует способы выражения отношения коммуникатора к предмету содержания текста; тип ком­муникатора, т.е. непосредственного создателя текста сообщения.

Информация о работе Лекции по политологии