Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций
15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.
Практика показывает, что для процесса политического анализа очень важными являются следующие ценности: аналитическая честность, ответственность перед клиентом, приверженность индивидуальным концепциям лучшего общества. Конфликты между этими тремя ценностями приводят к этическим проблемам. Обобщенно взаимосвязь роли политического аналитика и его приверженности той или иной ценности можно представить следующим образом: аналитическая честность; ответственность перед клиентом; приверженность собственной концепции добра.
Как правило, одна из трех ценностей выбирается основной. Две другие ценности при необходимости могут приноситься ей в жертву. Если же позволяют условия, аналитик должен стремиться к защите всех трех ценностей. Этические проблемы возникают, когда необходимо решать, «сколько» из каждой ценности можно принести в жертву.
Одна из целей общественной политики - защита существенных ценностей. Однако два обстоятельства отвлекают от них внимание. Во-первых, общественная политика является результатом политического процесса, а не прямым отражением каких-либо философских воззрений. Во-вторых, последствия той или иной политики могут быть предсказаны на основе ценностей, связанных с существенными, но не идентичными им. Поэтому оценка политики должна производится на основе так называемых инструментальных ценностей.
Первая такая ценность - политическая осуществимость. Ни одно политическое решение не может способствовать защите существенных ценностей, до тех пор, пока оно не будет выполнено успешно.
Другая инструментальная ценность - достижение благоприятных социально-экономических индикаторов. Такими индикаторами являются, например, валовой национальный продукт; уровни безработицы и инфляции; платежный баланс; уровень преступности; продолжительность жизни; уровень образования. Для оценки каждого из этих показателей существуют различные системы измерения.
Каждое общество осуществляет распределение материальных благ методами, основанными на сочетании индивидуальных и общественных решений. Большинство индивидуальных решений выражается участием в рыночных отношениях на основе свободного обмена. Эти решения обеспечивают такие ценности, как эффективность и свобода. Например, в случаях ошибок исполнительной и законодательной власти индивидуальные решения наносят ущерб общественным ценностям. В то же время коллективные решения, осуществляемые через правительственные структуры, предоставляют возможность для исправления ошибок индивидуальных решений. Однако так же, как индивидуальные действия не всегда способны поддерживать общественные ценности, такая возможность есть и при коллективных решениях. Поэтому необходимо учитывать не только возможности ошибок рынка, но и последствия ошибок правительства.
При этом, как показывает мировой опыт, основными источниками ошибок правительства могут быть: проблемы, типичные для прямой демократии; расплывчатость мандата; обязанность меньшинства нести на себе издержки; проблемы, типичные для представительной демократии; влияние организованных интересов; географическая база поддержки избирателей; электоральные циклы; влияние общественного внимания; проблемы, связанные с бюрократией; неэффективное использование организационных ресурсов; неэффективность, являющаяся следствием малой гибкости и др.
Основная задача политического анализа - основываясь на конкретных целях и критериях, выделить те стратегии, которые имеют перспективы для улучшения социальных условий. Рынок имеет потенциал для эффективного распределения материальных благ. Поэтому обеспечение функционирования рыночных механизмов является одним из способов, который принимается во внимание при выработке конкретной политики. В связи с этим установление правил имеет свои преимущества и недостатки по сравнению со стимулированием. Оно происходит в двух основных формах: установление рамочных правил, включающих гражданское и уголовное право; регуляции, включающие в себя ограничения цен, количество или качество товара или информацию (обязательное предоставление информации), а также регистрацию, сертификацию и лицензирование участников рынка.
Круг потребителей аналитической продукции сегодня крайне широк - к ее услугам прибегают практически все субъекты политического процесса. Это хорошо видно по классификации экспертных корпораций - объединений экспертов, которую можно назвать и классификацией субъектов политического анализа.
В политической науке выделяются следующие группы субъектов политического анализа: аналитические подразделения властных структур, зависящие от конкретного органа государственной власти, на который они работают и в который они инкорпорированы; крупные исследовательские центры, занимающиеся разработкой новых аналитических методов и апробирующие их в прикладных политических исследованиях; коммерческие аналитические центры, среди которых выделяются привязанные к одному субъекту политического процесса или же работающие сразу с несколькими заказчиками, а также средства массовой информации, наиболее авторитетные из которых выступают уже не просто как поставщики информации, а как фирмы, способные обработать ее и препарировать именно в аналитическом ключе.
Как показывает практика, знание основ методологии политического анализа и компетентность в применении основных его приемов весьма важны для политического аналитика, поскольку эти знания:
способствуют выработке целенаправленного аналитического процесса мышления и логического подхода к решению проблемы;
позволяют лучше понимать сущность политической ситуации в мире, стране, регионе;
способствуют получению узкой, но глубокой специализации в данной области;
помогают понять смысл проведенных ранее политических исследований.
При использовании широкого массива методов политические аналитики осуществляют процесс формирования политики, обеспечивая проникновение в пять критических областей: природа стратегических политических проблем, результаты нынешнего и прошлого политических курсов, значение этих результатов для решения проблем, существующие или новые альтернативы политических стратегий и их вероятные результаты, а также альтернативы, которые должны фактически решить проблему.
Анализ существующих и наиболее часто применяемых методов политического анализа позволил политологам выделить основные из них.
Метод проблемного структурирования. Этот метод является общепринятым в управляемых частных компаниях и позволяет политическим аналитикам подвергать сомнению существующие предположения и, таким образом, входить в процесс формирования политики еще на этапе разработки повестки дня. Разрабатываемые подходы направляют движение от относительно неструктурированных методов "мозгового штурма" к более структурированной теории статистических решений. Эти методы помогают в обнаружении скрытых предположений, диагностировании причин, выборе целей, синтезировании находящихся в противоречии перспектив и обнаружении новых политических возможностей.
Метод предсказаний. Применение этого метода обеспечивает политически уместное знание относительно будущих условий (будь они политическими, экономическими, социальными или технологическими), которые должны предположительно наступить после принятия одной из политических альтернатив. Предсказания чаще всего применяются в процессе выработки политического курса. Это помогает исследовать вероятное, потенциальное и желательное будущее, оценить столкновение существующего и предложенного курса, опознать возможные будущие препятствия достижению целей, оценить политическую выполнимость предложенного политического курса.
Методы предсказания находятся в пределах между подходами, базирующимися на эконометрии, и творческом развитии теории решений типа Delphi (методы конференц-связи). Типичный пример эконометрического предсказания - предсказание, что к 2005 г. Medicare, самая большая правительственная программа страхования здоровья в Соединенных Штатах Америки, окажется неплатежеспособной.
Метод рекомендаций. Применение этого метода обеспечивает политически уместное знание, являющееся непосредственно применимым к принятию решений. Многие методы рекомендаций, включая "анализ выгоды и затрат" и метод "оптимизации", были развиты и использовались в правительственных агентствах, в частности, в Корпусе инженеров армии США. Это методы помощи в оценке риска и погрешности, идентификации внешних характеристик и внешних изменений, установления критериев для осуществления выбора и определения административной ответственности за воплощение политических курсов.
Метод мониторинга. Данный метод обеспечивает политически уместное знание результатов существующих политических курсов (направлений собственной политики), предлагая для полисимей-керов руководство, как лучше всего воплотить представленные и будущие политические курсы. Многие правительственные, неправительственные и неприбыльные организации контролируют результаты своей политики и своего влияния посредством различных социальных и экономических индикаторов.
Методы мониторинга, разработанного в основном социологами и политическими исследователями, работающими в университете и политических институтах, помогают оценить соответствие законам и нормам, обнаружить непреднамеренные следствия политических курсов и программ, идентифицировать подразделения или личности, которые задерживают внедрение политического курса или обусловливают новые вехи политики.
Метод оценки. Использование этого метода дает возможность получить информацию об уровне адекватного выполнения, которого достиг тот или иной политический курс, таким образом помогая полисимейкерам в оценке качества их решений. Методы оценки, многие из которых были развиты в академиях, поставляют информацию относительно диапазона, в котором проблемы должны быть разрешены. Они также способствуют разъяснению и критическому анализу ценностей (значений) проводимой политики, регулированию или переформулировке политических курсов.
Сопоставление формального статуса с реальным обладанием властью. Можно предположить, что власть данного лица тесно связана с его положением в официальной или неофициальной иерархии. Кто занимает официальные должности в политической системе, в чьих руках находятся "важнейшие" должности, к каким социальным группам принадлежат лица, занимающие официальные должности в правительстве и администрации страны? Эти вопросы будут центральными направлениями анализа власти. Преимуществом этого метода является его простота. Ведь официальная иерархия обычно хорошо известна, должностные лица конкретно указаны, письменные документальные источники весьма обширны, а необходимую информацию можно добыть легко.
Этот метод особенно удобен при исследовании больших исторических изменений и важнейших различий между крупными политическими системами, при анализе отношений между элитарными группами (например, сколько имеется совпадений между лицами, обладающими высоким общественным положением, высоким положением в сфере бизнеса, и большим весом в политике и военной сфере). Слабость этого метода заключается в ненадежности того предположения, на котором он основан, ибо формальный статус не всегда связан с реальным обладанием властью.
Метод использования хорошо обоснованных суждений очевидцев. Он относительно экономичен. Суждения одних наблюдателей легко могут быть проверены суждениями других. Недостатком этого метода является то, что он отдает нас во власть субъективных впечатлений наблюдателей - перед нами встает задача установить степень объективности того или иного из них.
Метод контент-анализа. Суть этого метода состоит в нахождении в тексте определенных смысловых понятий (единиц анализа), выявлении частоты их употребления и соотношения с содержанием всего документа. Этот метод дает возможность проанализировать особенности текстовых характеристик документов одной партии в зависимости от состава тех, кому они предназначены, или разных партий, выступающих по одной проблеме. При работе с материалами средств массовой информации благодаря контент-анализу решается задача сравнения стилистических особенностей сообщений. Он может быть использован и для кодировки открытых вопросов политологических анкет.
Практикующие политологи в зависимости от целей исследования фиксируют: частоту появления в материалах выделенных элементов; частоту связанности одних элементов с другими; отношение к этим элементам со стороны источника информации и некоторые другие параметры. Поэтому основные процедуры контент-анализа связаны с переводом качественной информации на язык счета, с вычислением так называемых параметров и категорий анализа, единиц анализа, единиц счета.
Параметры анализа представляют предмет анализа (исследования) в наиболее общем виде. Вместе с тем разработка параметров предмета анализа является начальной точкой построения его модели, поскольку лишь только после этого возможна детализация модели на уровне категорий анализа.
Можно выделить четыре класса параметров анализа: предмет содержания текста - элемент действительности, попавший в зону внимания коммуникатора, отраженный в содержании текста; отношение коммуникатора к предмету содержания текста, которое включает все возможные типы отношения (например, объем внимания, степень благожелательности и т.п.); модальность отношения коммуникатора к предмету содержания текста, которые фиксирует способы выражения отношения коммуникатора к предмету содержания текста; тип коммуникатора, т.е. непосредственного создателя текста сообщения.