Лекции по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций

Описание работы

15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.

Работа содержит 1 файл

полит лек.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

 Нахождение и принятие оптимальных политических решений.

 Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония и произвола.

 Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи.

 Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей.

 Легитимация власти, политического строя.

    Крайней, максимально завышенной оценкой функции и роли политического лидера, является культ личности. Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в авторитарных, и в демократических государствах.     Для того, чтобы политические лидеры избежали культа личности, коррупции, деспотизма и иных пороков власти, нужны определенные гарантии. "Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно", - говорил английский историк Эктон.

    Условиями предотвращения превращения власти в деспотизм могут быть следующие:

 

1.     Полная гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования инакомыслящих.

2.     Сильная оппозиция, политический плюрализм.

3.     Последовательное проведение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

4.     Открытость лидеров и руководящих политических элит для рекрутирования и общения с массами.

5.     Строгое соблюдение законности, демократических процедур.

    Таким образом, важнейшими условиями эффективного политического руководства обществом является качество элиты, совершенствование системы отбора лидеров и повышение политической активности масс. А в целом эти факторы являются залогом успешного функционирования политической системы и общества в целом.

 

Вопросы  для самоконтроля

 

1.      Определите понятие "политический лидер".

2.      Охарактеризуйте формальное и неформальное лидерство.

3.      Что Вы понимаете под методом типологии политического лидерства? Приведите примеры различных типологий, используемых в современной политической науке.

4.      В чем состоят особенности традиционного, харизматического и бюрократического лидерства по М. Веберу?

5.      Какие проблемы подбора лидеров существуют в условиях тоталитарного, авторитарного, демократического режимов?

6.      Кто и как формирует политический имидж лидера?

7.      Выделите общее в понятиях "элита", данных Г. Моской и В. Парето.

8.      Раскройте суть "железного закона олигархии" Р. Михельса.

9.      Какое значение имеет термин "меритократия".

10. Сравните понятия "элита" и "контрэлита".

11. Большинство авторов считают, что существуют две основные системы отбора элит: система "гильдий" и "антрепренерская". Что характерно для каждой?

 

Список рекомендуемой литературы:

              Григорьев В.Г. Курс лекции по политологии: учебник для вузов/ В. Г. Григорьев . - Алматы: Адилет Пресс, 1997

              Мир политической науки : учебник. В 2-х кн./ Отв. ред. А.Ю. Мельвиль;   Моск.   ин-т  междунар.   отношений  (МГИМО   -Университет)    МИД    России.    -    М.:    Просвещение.-2004 Ч. 1 :Категории.

              Пугачев В.П. Введение в политологию: Учебник для студ. Вузов - 3-е изд. Перераб. И доп. - М.: Аспект Пресс, 1996

              Основы политологии: Учеб.пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000

              Кривогуз И.М. Политология: Учебное пособие для студентов вузов.-М.: Владос, 2001

              Белов Г.А. Политология: Учебное пособие/ Белов Г.А.. - М.: ЧеРо, 1996

 

 

 

Лекция № 13.

Политические технологии

 

Содержание темы:

Понятие политических технологий. Политические технологии как неотъемлемая часть политологии. Развитие подходов к определению технологий в политическом процессе. Сущность и отличительные особенности политических технологий. Структура политических технологий.

Значение политических технологий в познании общественно-политической жизни. Типы политических технологий.

Формирование политических технологий и возрастание их роли в современном мире.

Сущность и особенности политического анализа. Процесс политического анализа и его основные этапы. Методы политического анализа. Политическое консультирование. Стадии и способы консультирования.

Принятие политических решений. Технологии формирования государственной политики. Кризисные технологии. Технологии регулирования политических конфликтов.

Факторы формирования информационных технологий, информационные технологии выработки и принятия решений. Особенности технологий на информационном рынке. Стратегия поведения государства на информационном рынке.

Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа. Технологии паблик (PR).

Компьютерные технологии на информационном политическом рынке. Содержание и технологии Интернета.

Избирательные системы. Пропорциональная избирательная система. Мажоритарная избирательная система. Смешанная избирательная система. Информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании. Проблема определения типа избирательной системы в РК. Стратегия избирательной кампании.

Тактика избирательной кампании.

 

План лекции:

        Сущность и особенности политического анализа.

        Избирательные системы.

 

1. Сущность и особенности политического анализа.

Потребность в политической стабильности, механизме госу­дарственного управления, способном эффективно адаптироваться к меняющимся политическим условиям, выдвигает на первый план проблему научного анализа и прогнозирования политической ситуа­ции, в которой принимаются и реализуются государственные реше­ния, даже, казалось бы, далекие от политики. Еще более востребуется знание общей методологии и конкретной технологии политического анализа в тех случаях, когда объектом непосредственного воздейст­вия становится сам политический процесс.

В политической науке можно выделить два доминирующих подхода к пониманию термина «политический анализ». Первый из них предполагает, что данный термин является исключительно про­стым синонимом использования логического анализа для изучения фундаментальных политических проблем. Приверженцем такого по­нимания политического анализа является, в частности, известный по­литолог Р. Даль. Так, в его книге «Современный политический ана­лиз» изучаются исключительно такие проблемы теоретической поли­тологии, как функционирование политических институтов, типы политических систем, деятельность различных политических режи­мов, природа политической власти и политических ценностей. В ре­зультате пособие по политическому анализу представляет собой фак­тически учебник по теоретической политологии, проблематика кото­рой изучается с помощью логического анализа. При этом прикладная политология рассматривается автором исключительно как вторичная дисциплина по отношению к политологии теоретической, о чем сви­детельствует ее понимание Р. Далем как «применение при принятии решений общих принципов, разработанных на более абстрактном уровне политической философии». Таким образом, основную задачу прикладной политологии Р. Даль видит в реализации постулатов ака­демических политических теорий в политической практике, при этом функция анализа политических процессов полностью ложится на пле­чи теоретической политологии.

Второй доминирующий подход к пониманию термина «поли­тический анализ» признает факт «дуализма» политологического зна­ния, однако, предполагает, что наряду с делением политических ис­следовании на теоретическое и прикладное направления необходимо разделить на два типа и политический анализ.

Сторонники данного подхода настаивают на существовании теоретического политического анализа, используемого в фундамен­тальных исследованиях, и прикладного политического анализа, приме­няемого соответственно в исследованиях прикладных. Данный подход характерен для отечественной политологической школы - например, он активно отстаивается А. Дегтяревым, выделяющим по аналогии с дву­мя уровнями политической науки и два типа политического анализа. Подобное разграничение можно найти и у западных политологов - в частности, у В. Дана, определяющего политический анализ как «про­цесс продуцирования знания о и в политическом процессе».

Результатом политического анализа является заключение. Однако не каждое заключение будет являться политическим анали­зом. Это заключение должно быть связано с общественно значимыми решениями и быть подвержено действию социальных ценностей. По­литический анализ, проводимый либо в общественной, либо в част­ной обстановке, имеет клиентов, которые принимают участие в выра­ботке политических решений.

Таким образом, простейшее определение политического ана­лиза состоит в том, что это ориентированное на клиента заключение полезно для общественных решений и подвержено действию соци­альных ценностей.

Д. Веймер и А. Вайнинг дают более строгое определение по­литического анализа - по их мнению, это «ориентированный на кли­ента совет, относящийся к сфере публичных решений и определяе­мый социальными ценностями».  Данное определение фактически указывает на строгую ориентацию на конкретного клиента и непо­средственное участие в процессе принятия политических решений. Аналогичным образом понимает политический анализ и В. Вильямс, считающий его «совокупностью средств синтезирования информа­ции (включая и результаты исследований), которые используются для определения формата политических решений и составления про­гнозов относительно будущих потребностей в подобной информа­ции».

В то время как академические исследования в области обще­ственных наук рассматривают взаимосвязи между широким спектром переменных, связанных с поведением, практические политические исследования основное внимание обращают на взаимосвязь между переменными, которые отражают социальные проблемы, и другими переменными, которые могут изменяться под действием обществен­ной политики.

Политические исследования и политический анализ отделяет очень тонкая грань. Политические исследования менее тесно связаны с лицами, принимающими общественные решения. Хотя одно или несколько таких лиц и могут быть заинтересованы в результатах этих исследований, исследователи обычно склонны ассоциировать себя в первую очередь как члены академической дисциплины. Редко основ­ным стимулом для проведения таких исследований является личная финансовая заинтересованность или желание видеть, как результаты исследования влияют на политику. Гораздо чаще представители этого направления заинтересованы в публикации своих работ в профессио­нальных журналах в той же степени, как и в использовании их лица­ми, принимающими политические решения.

В общих чертах планирование может быть представлено как определение целей, достижение которых приведет к лучшему обще­ству, и затем определение наиболее эффективных путей достижения этих целей. Необходимым условием для эффективного планирования является централизация власти для создания и выполнения плана. Одним из проявлений парадигмы планирования является системный анализ, который распространил операционные исследования за пре­делы узких приложений. Рассмотрим это проявление парадигмы пла­нирования более подробно.

Цель классической школы общественного администрирования более скромная, чем у планирования. Она заключается в более рацио­нальном управлении программами, входящими в сферу политическо­го процесса. Его приверженцы выступают за отделение управленче­ских функций от того, что они видят как коррумпированная полити­ка. Идеалом для этой школы является квалифицированная и лояльная гражданская администрация, независимая от политического давления и имеющая основной целью эффективное управление связанных с политикой программ, согласно принципам менеджмента. Другими словами наука управления должна быть отделена от искусства поли­тики.

Представители "нового" общественного управления отказы­ваются от положения о том, что управление должно быть отделено от политики. Они стремятся влиять на процесс выработки и исполнения политических решений.

Сжатые сроки, необходимые для подготовки материалов, при­вели к сходству методов сбора информации между журналистикой и политическим анализом. Кроме того, для обоих направлений имеет огромное значение возможность привлечь внимание потребителя.

Таким образом, политический анализ, подобно политическим исследованиям, применяет теории общественных наук и эмпириче­ские методы для предсказания последствий альтернативных полити­ческих курсов. Подобно журналистике, политический анализ требует способности собирать информацию и доводить конечный продукт до потребителя. С другой стороны, политический анализ не столь узок, как старая школа общественного управления, и не столь широк, как классическое планирование.

Информация о работе Лекции по политологии