Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций
15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.
Нахождение и принятие оптимальных политических решений.
Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония и произвола.
Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи.
Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей.
Легитимация власти, политического строя.
Крайней, максимально завышенной оценкой функции и роли политического лидера, является культ личности. Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в авторитарных, и в демократических государствах. Для того, чтобы политические лидеры избежали культа личности, коррупции, деспотизма и иных пороков власти, нужны определенные гарантии. "Власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно", - говорил английский историк Эктон.
Условиями предотвращения превращения власти в деспотизм могут быть следующие:
1. Полная гласность, свобода слова. Отсутствие монополии какой-либо группы на средства массовой информации; наличие альтернативных органов СМИ; исключение преследования инакомыслящих.
2. Сильная оппозиция, политический плюрализм.
3. Последовательное проведение разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
4. Открытость лидеров и руководящих политических элит для рекрутирования и общения с массами.
5. Строгое соблюдение законности, демократических процедур.
Таким образом, важнейшими условиями эффективного политического руководства обществом является качество элиты, совершенствование системы отбора лидеров и повышение политической активности масс. А в целом эти факторы являются залогом успешного функционирования политической системы и общества в целом.
Вопросы для самоконтроля
1. Определите понятие "политический лидер".
2. Охарактеризуйте формальное и неформальное лидерство.
3. Что Вы понимаете под методом типологии политического лидерства? Приведите примеры различных типологий, используемых в современной политической науке.
4. В чем состоят особенности традиционного, харизматического и бюрократического лидерства по М. Веберу?
5. Какие проблемы подбора лидеров существуют в условиях тоталитарного, авторитарного, демократического режимов?
6. Кто и как формирует политический имидж лидера?
7. Выделите общее в понятиях "элита", данных Г. Моской и В. Парето.
8. Раскройте суть "железного закона олигархии" Р. Михельса.
9. Какое значение имеет термин "меритократия".
10. Сравните понятия "элита" и "контрэлита".
11. Большинство авторов считают, что существуют две основные системы отбора элит: система "гильдий" и "антрепренерская". Что характерно для каждой?
Список рекомендуемой литературы:
Григорьев В.Г. Курс лекции по политологии: учебник для вузов/ В. Г. Григорьев . - Алматы: Адилет Пресс, 1997
Мир политической науки : учебник. В 2-х кн./ Отв. ред. А.Ю. Мельвиль; Моск. ин-т междунар. отношений (МГИМО -Университет) МИД России. - М.: Просвещение.-2004 Ч. 1 :Категории.
Пугачев В.П. Введение в политологию: Учебник для студ. Вузов - 3-е изд. Перераб. И доп. - М.: Аспект Пресс, 1996
Основы политологии: Учеб.пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000
Кривогуз И.М. Политология: Учебное пособие для студентов вузов.-М.: Владос, 2001
Белов Г.А. Политология: Учебное пособие/ Белов Г.А.. - М.: ЧеРо, 1996
Лекция № 13.
Политические технологии
Содержание темы:
Понятие политических технологий. Политические технологии как неотъемлемая часть политологии. Развитие подходов к определению технологий в политическом процессе. Сущность и отличительные особенности политических технологий. Структура политических технологий.
Значение политических технологий в познании общественно-политической жизни. Типы политических технологий.
Формирование политических технологий и возрастание их роли в современном мире.
Сущность и особенности политического анализа. Процесс политического анализа и его основные этапы. Методы политического анализа. Политическое консультирование. Стадии и способы консультирования.
Принятие политических решений. Технологии формирования государственной политики. Кризисные технологии. Технологии регулирования политических конфликтов.
Факторы формирования информационных технологий, информационные технологии выработки и принятия решений. Особенности технологий на информационном рынке. Стратегия поведения государства на информационном рынке.
Информационные технологии агитационно-пропагандистского типа. Технологии паблик (PR).
Компьютерные технологии на информационном политическом рынке. Содержание и технологии Интернета.
Избирательные системы. Пропорциональная избирательная система. Мажоритарная избирательная система. Смешанная избирательная система. Информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании. Проблема определения типа избирательной системы в РК. Стратегия избирательной кампании.
Тактика избирательной кампании.
План лекции:
Сущность и особенности политического анализа.
Избирательные системы.
1. Сущность и особенности политического анализа.
Потребность в политической стабильности, механизме государственного управления, способном эффективно адаптироваться к меняющимся политическим условиям, выдвигает на первый план проблему научного анализа и прогнозирования политической ситуации, в которой принимаются и реализуются государственные решения, даже, казалось бы, далекие от политики. Еще более востребуется знание общей методологии и конкретной технологии политического анализа в тех случаях, когда объектом непосредственного воздействия становится сам политический процесс.
В политической науке можно выделить два доминирующих подхода к пониманию термина «политический анализ». Первый из них предполагает, что данный термин является исключительно простым синонимом использования логического анализа для изучения фундаментальных политических проблем. Приверженцем такого понимания политического анализа является, в частности, известный политолог Р. Даль. Так, в его книге «Современный политический анализ» изучаются исключительно такие проблемы теоретической политологии, как функционирование политических институтов, типы политических систем, деятельность различных политических режимов, природа политической власти и политических ценностей. В результате пособие по политическому анализу представляет собой фактически учебник по теоретической политологии, проблематика которой изучается с помощью логического анализа. При этом прикладная политология рассматривается автором исключительно как вторичная дисциплина по отношению к политологии теоретической, о чем свидетельствует ее понимание Р. Далем как «применение при принятии решений общих принципов, разработанных на более абстрактном уровне политической философии». Таким образом, основную задачу прикладной политологии Р. Даль видит в реализации постулатов академических политических теорий в политической практике, при этом функция анализа политических процессов полностью ложится на плечи теоретической политологии.
Второй доминирующий подход к пониманию термина «политический анализ» признает факт «дуализма» политологического знания, однако, предполагает, что наряду с делением политических исследовании на теоретическое и прикладное направления необходимо разделить на два типа и политический анализ.
Сторонники данного подхода настаивают на существовании теоретического политического анализа, используемого в фундаментальных исследованиях, и прикладного политического анализа, применяемого соответственно в исследованиях прикладных. Данный подход характерен для отечественной политологической школы - например, он активно отстаивается А. Дегтяревым, выделяющим по аналогии с двумя уровнями политической науки и два типа политического анализа. Подобное разграничение можно найти и у западных политологов - в частности, у В. Дана, определяющего политический анализ как «процесс продуцирования знания о и в политическом процессе».
Результатом политического анализа является заключение. Однако не каждое заключение будет являться политическим анализом. Это заключение должно быть связано с общественно значимыми решениями и быть подвержено действию социальных ценностей. Политический анализ, проводимый либо в общественной, либо в частной обстановке, имеет клиентов, которые принимают участие в выработке политических решений.
Таким образом, простейшее определение политического анализа состоит в том, что это ориентированное на клиента заключение полезно для общественных решений и подвержено действию социальных ценностей.
Д. Веймер и А. Вайнинг дают более строгое определение политического анализа - по их мнению, это «ориентированный на клиента совет, относящийся к сфере публичных решений и определяемый социальными ценностями». Данное определение фактически указывает на строгую ориентацию на конкретного клиента и непосредственное участие в процессе принятия политических решений. Аналогичным образом понимает политический анализ и В. Вильямс, считающий его «совокупностью средств синтезирования информации (включая и результаты исследований), которые используются для определения формата политических решений и составления прогнозов относительно будущих потребностей в подобной информации».
В то время как академические исследования в области общественных наук рассматривают взаимосвязи между широким спектром переменных, связанных с поведением, практические политические исследования основное внимание обращают на взаимосвязь между переменными, которые отражают социальные проблемы, и другими переменными, которые могут изменяться под действием общественной политики.
Политические исследования и политический анализ отделяет очень тонкая грань. Политические исследования менее тесно связаны с лицами, принимающими общественные решения. Хотя одно или несколько таких лиц и могут быть заинтересованы в результатах этих исследований, исследователи обычно склонны ассоциировать себя в первую очередь как члены академической дисциплины. Редко основным стимулом для проведения таких исследований является личная финансовая заинтересованность или желание видеть, как результаты исследования влияют на политику. Гораздо чаще представители этого направления заинтересованы в публикации своих работ в профессиональных журналах в той же степени, как и в использовании их лицами, принимающими политические решения.
В общих чертах планирование может быть представлено как определение целей, достижение которых приведет к лучшему обществу, и затем определение наиболее эффективных путей достижения этих целей. Необходимым условием для эффективного планирования является централизация власти для создания и выполнения плана. Одним из проявлений парадигмы планирования является системный анализ, который распространил операционные исследования за пределы узких приложений. Рассмотрим это проявление парадигмы планирования более подробно.
Цель классической школы общественного администрирования более скромная, чем у планирования. Она заключается в более рациональном управлении программами, входящими в сферу политического процесса. Его приверженцы выступают за отделение управленческих функций от того, что они видят как коррумпированная политика. Идеалом для этой школы является квалифицированная и лояльная гражданская администрация, независимая от политического давления и имеющая основной целью эффективное управление связанных с политикой программ, согласно принципам менеджмента. Другими словами наука управления должна быть отделена от искусства политики.
Представители "нового" общественного управления отказываются от положения о том, что управление должно быть отделено от политики. Они стремятся влиять на процесс выработки и исполнения политических решений.
Сжатые сроки, необходимые для подготовки материалов, привели к сходству методов сбора информации между журналистикой и политическим анализом. Кроме того, для обоих направлений имеет огромное значение возможность привлечь внимание потребителя.
Таким образом, политический анализ, подобно политическим исследованиям, применяет теории общественных наук и эмпирические методы для предсказания последствий альтернативных политических курсов. Подобно журналистике, политический анализ требует способности собирать информацию и доводить конечный продукт до потребителя. С другой стороны, политический анализ не столь узок, как старая школа общественного управления, и не столь широк, как классическое планирование.