Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций
15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.
В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем):
o хозяйственно-экономическая сфера обеспечивает всю материальную инфраструктуру и включает в себя отношения по поводу производства и распределения материальных благ;
o социальная сфера развивается на основе межличностных и групповых отношений с учетом социального статуса каждого индивида, в том числе с учетом общности и отличия граждан по роду занятий, размеру дохода, престижа, а также по этнической, демографической, социально-территориальной и другой принадлежности. К социальным относят круг проблем, связанный с организацией труда и быта, здоровья, досуга, благосостояния и защиты;
o политическая сфера складывается по поводу власти и участия в государственном управлении;
o духовная сфера включает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений по поводу потребления духовных благ.
Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.
Это связано со следующими сущностными проявлениями политики:
o политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;
o политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.
Политической может стать любая проблема, порожденная какой-либо общественной сферой. Это значит, что для ее решения недостаточно нравственных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни; придание сколько-нибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы, например: рынок - "плохо", планирование - "хорошо". Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию в политике, которое непосредственно предшествует падению тоталитарных и авторитарных режимов.
Мораль и право. Политика взаимодействует с такими социальными регуляторами как мораль и право. Общее в этих формах социальной регуляции предопределено едиными причинами их происхождения и основным назначением - регулированием внутриобщественных отношений, поддержанием необходимого уровня общественной организованности и стабильности. Но существуют и отличия как между политикой и моралью, так и между политикой и правом. Так, право и политика возникают значительно позже морали как потребность в регулировании отношений в социально-неоднородном обществе именно в силу недостаточности регулятивной роли морали. Иерархичность и сложность организации современного общества требуют сохранения политических и правовых регуляторов. Но хотя мораль не может заменить собой другие формы социальной регуляции, политика и право не могут обойтись без морали, которая устанавливает критерии гуманности для политических и правовых норм. "Встроенность" морали в политику зависит от характера политического режима, от норм политической этики непосредственных субъектов политики.
Потребность во взаимодополнении предопределяется и другими отличиями морали и политики. Если мораль опирается на силу общественного мнения и убеждения, совесть, то политика может использовать как убеждение, так и на принуждение, в том числе силу государства. Мораль же не приемлет насилия. Различаются и критерии оценки общественных процессов и поведения. Мораль исходит из категорий добра и зла, сущего и должного, политика такими основаниями считает пользу, выгоду или вред. Наконец, если в моральных нормах выражены универсальные общественные ценности, то в политических как общие, так и групповые ценности, которые могут носить ситуативный характер. Ситуативность может предопределяться текущими прагматичными интересами групп, находящихся у власти.
Политика и право. В обыденном сознании политику и право иногда отождествляют. Хотя они и взаимообусловлены, но все же представляют собой различные формы регуляции.
Они отличаются:
o по своему содержанию: содержание права ограничено правовыми нормами, политика может выходить за рамки действующих законов;
o по критериям оценки поведения: законно или незаконно - в праве, польза или вред - в политике;
o механизмом обеспечения: право поддерживается силой юридических санкций государства, политика может опираться на силу как закона, так и убеждения, внушения, стимулирования, на способность институтов власти и лидеров обеспечивать себе непосредственную поддержку населения;
o по критерию открытости: право публично, политика же, наряду с публичными, открытыми формами регулирования общественных отношений, может быть и "теневой", не афиширующей себя;
o динамикой изменений: право по сравнению с политикой более консервативно, т.к. требует определенных законодательных процедур для закрепления новых норм7;
o по форме выражения: формами выражения права являются нормативно-правовые акты, прецеденты, правовые обычаи, договоры. Чаще всего право фиксируется в письменной форме. Формы выражения политики более разнообразны и могут не фиксироваться письменно: политико-юридические документы, программы и уставы партий и движений, идеологические концепции, заявления политических лидеров, политические действия.
Автономность политики и права является относительной. Право имеет политическое содержание. Оно используется как для оформления общезначимых политических отношений, институтов и ценностей, так и для закрепления господства определенных социальных групп и классов. В то же время право выступает важнейшим источником легитимации политической власти, ограничивает политическую активность определенными рамками.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое политика?
2. Каковы основные подходы к определению термина политика? Какой из них вы разделяете?
3. Согласны ли вы с мнением Аристотеля о том, что человек есть существо политическое?
4. Что, на ваш взгляд, является доминирующим в политике: объективная составляющая политического процесса или субъективные, зависимые от человеческой воли, факторы?
5. Как должны соотноситься мораль и политика? Согласны ли вы с мнением Н. Макиавелли о том, что политика и мораль принципиально различны?
6. Можно ли сказать, что политика есть арена борьбы различных групп интересов?
7. Определите структуру и функции политики.
8. Как политика соотносится с экономикой, социальной и военной сферой, правом, религией, культурой?
Список рекомендуемой литературы:
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций - 2-е изд., доп. Ростов на Дону: Феникс, 1999
Основы политологии: Учеб.пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000
Политология: Учебное пособие. - Алматы: Газа- университет 2000
Демидов А.И. Основы политологии/ Демидов А.И., Федосеев А.А.. - М.: Высш.школа, 1994
Мухаев Р.Т.Политология: Учебник для студ. юрид. и гум. фак./ Мухаев Р.Т.. -М.: Изд."ПРИОР", 1997
Лекция № 4.
Социально-этнические общности и национальная политика
Содержание темы:
Этнос и нация. Нация - высший тип этноса. Два подхода к понимание категории «нация»: этно-лингвистический и государственно-правовой. Национальные и этнические отношения в обществе.
Национальный вопрос и его структура. Принципы решения национального вопроса. Культура межнационального общения и его роль в укреплении гражданского мира и межнационального согласия.
Формы национально-государственного устройства: унитаризм, федерация, конфедерация.
Национальная политика как важнейшая составная часть государственной политики. Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса. Ассамблея народов Казахстана как системный общественно-политический институт.
Народ Казахстана как этно-политическая общность. Казахстан как поликонфессиональное общество. Диалог конфессий и казахстанский опыт межконфессионального согласия.
План лекции:
Этнос и нация. Нация - высший тип этноса.
Национальные и этнические отношения в обществе.
Национальная политика как важнейшая составная часть государственной политики.
На земном шаре более 2000 различных народов – от мелких племен до многомиллионных наций, 90 % этнических групп входят в состав многонациональных государств (в мире около 200 государств). Только 327 народов являются многочисленными (насчитывают более 1 млрд. человек из 6 млрд. проживающих на планете). Российская Федерация – многонациональное, полиэтническое государство. 83 % ее населения – русские, 3, 8 % - татары, 3% - украинцы, 1, 2 % - чуваши, 0, 9 % - башкиры. На остальные 5 % приходится 113 народов.
Все эти факты свидетельствуют о сложности и важности национального вопроса в современном мире.
1. Этнос и нация. Нация - высший тип этноса.
Что такое этнос? Это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологии, а также сознание своего единства и отличия от других образований. Существует ряд отраслей науки, которые изучают этнос: этнография (народоописание), этноантропология (описание индивидов отдельных рас и народностей), этносоциология. Существует и этнополитология.
Этнос обретает форму нации лишь тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, культурном, экономическом, психологическом самоопределении. Нация, – прежде всего политически, государственно-организованный народ. Близко к этому определение нации как единства исторической судьбы. Правда, при таком подходе идет смешение понятий государственного и национального суверенитета, их отождествление. Ряд ученых считают, что национальный суверенитет имеет свою специфику и является политико-правовым свойством нации, а не государства и проявляется в различных формах автономного национально-государственного устройства, не требующим обязательного провозглашения государственного суверенитета любой автономной единицы. А. И. Солженицын справедливо отмечал, что в малых государственных образованиях народ непосильно обременен избытком учреждений, представительств, армий, ограничен в торговле, общественной деятельности.
Нация – это исторически возникшая специфическая самоорганизующаяся целостность со своим особым генетическим кодом, особым социальным механизмом накопления, хранения и передачи информации, опыта поколений и свойственных нации стереотипов.
Нации стали складываться в эпоху становления индустриальной цивилизации. Провозглашенный Французской революцией лозунг «Один народ – одна нация» действовал более ста лет, но к концу XIX века устарел: возникли многонациональные государства. Тогда левыми социал-демократами был, выдвинут лозунг самоопределения наций как путь освобождения от национального гнета. К сожалению, уже тогда у многих этот лозунг ассоциировался с государственным отделением (сепаратизмом). Самоопределение стало рассматриваться целью, а не средством саморазвития нации без ущерба для других народов. Государственное отделение нужно, если невозможно достичь уничтожения национального гнета, достижения суверенитета другими путями.
Начавшийся в XYIII веке процесс дезинтеграции продолжается и в настоящее время. Первоначально его причина заключалась в проведении имперской колониальной политики в отношении народов присоединенных территорий, невозможность приобретения условий для самостоятельного, суверенного развития в условиях унитарного государства. Процесс дезинтеграции пережили Австрия, Франция, Испания, Великобритания. В настоящее время он происходит в Индии, Югославии, некоторых других странах.
Однако со второй половины ХХ века бурно развивается и другая тенденция – интеграция. Этот процесс характерен для Западной Европы, Южной Америки.
Национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития: нациями, народностями, этническими группами и их государственными образованиями.
Эти отношения бывают трех типов: равноправные, господства и подчинения, этноцида (попытки уничтожения других субъектов). Национальные отношения относятся к числу трудно управляемых объектов. Они требуют длительного, постоянного воздействия, а результаты управленческой деятельности бывают отдаленными, желаемые преобразования происходят медленно. Непродуманные, необоснованные решения способны нанести огромный ущерб отношениям между нациями. Национальные отношения – это деликатная тема, где нужен осторожный, тонкий подход.
Особенностями политического управления национальными отношениями является, прежде всего, то, что они относятся к числу интегральных отношений, включающих экономические, социальные, государственно-правовые, культурные и другие аспекты. В национальных отношениях отражается вся совокупность общественных отношений, специфика которых обусловлена реальным существованием этнических общностей. Поэтому национальные отношения не существуют «в чистом виде», а проявляются как специфическая форма каких-либо иных отношений.
Непосредственной связи между социально-экономическим состоянием общества и сферой межнациональных отношений не прослеживается. Ухудшение социально-экономической ситуации действительно может способствовать развитию межэтнических конфликтов. Но сама по себе стабилизация экономики едва ли автоматически повлечет за собой полный межнациональный мир и всеобщее сотрудничество.
Еще одна особенность национальных отношений – их историческая обусловленность, заданность. Национальный вопрос уходит корнями в прошлое, оставляет следы в исторической памяти народов, которая цепко удерживает как позитивную, так и негативную информацию.
Специфика национальных отношений обусловлена также консервативностью некоторых сторон национальной жизни (национальные обычаи, привычки, традиции, национальная психология, национальные особенности культуры и пр.), что делает весьма затруднительным воздействие на них.
Национальные отношения испытывают сильное влияние эмоций, чувств, которые трудно поддаются воздействию, особенно, если они переплетаются с религиозными. В межнациональных конфликтах эмоции всегда затмевают разум, верх берет иррационализм.
Ключевыми, решающими по воздействию на национальные отношения являются политические факторы. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков национальных культур, подготовка и представительство национальных кадров в структурах власти и ряд других вопросов.