Лекции по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций

Описание работы

15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.

Работа содержит 1 файл

полит лек.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем):

o         хозяйственно-экономическая сфера обеспечивает всю материальную инфраструктуру и включает в себя отношения по поводу производства и распределения материальных благ;

o         социальная сфера развивается на основе межличностных и групповых отношений с учетом социального статуса каждого индивида, в том числе с учетом общности и отличия граждан по роду занятий, размеру дохода, престижа, а также по этнической, демографической, социально-территориальной и другой принадлежности. К социальным относят круг проблем, связанный с организацией труда и быта, здоровья, досуга, благосостояния и защиты;

o         политическая сфера складывается по поводу власти и участия в государственном управлении;

o         духовная сфера включает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений по поводу потребления духовных благ.

Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.

Это связано со следующими сущностными проявлениями политики:

o         политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, произведенных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп. Эта особенность политики отражена в широко представленных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;

o         политика присутствует во всех общественных сферах в силу свойственной ей регулирующей функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и др.

Политической может стать любая проблема, порожденная какой-либо общественной сферой. Это значит, что для ее решения недостаточно нравственных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни; придание сколько-нибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы, например: рынок - "плохо", планирование - "хорошо". Позитивной стороной политизации является активное приобщение населения к участию в политике, которое непосредственно предшествует падению тоталитарных и авторитарных режимов.

     Мораль и право. Политика взаимодействует с такими социальными регуляторами как мораль и право. Общее в этих формах социальной регуляции предопределено едиными причинами их происхождения и основным назначением - регулированием внутриобщественных отношений, поддержанием необходимого уровня общественной организованности и стабильности. Но существуют и отличия как между политикой и моралью, так и между политикой и правом. Так, право и политика возникают значительно позже морали как потребность в регулировании отношений в социально-неоднородном обществе именно в силу недостаточности регулятивной роли морали. Иерархичность и сложность организации современного общества требуют сохранения политических и правовых регуляторов. Но хотя мораль не может заменить собой другие формы социальной регуляции, политика и право не могут обойтись без морали, которая устанавливает критерии гуманности для политических и правовых норм. "Встроенность" морали в политику зависит от характера политического режима, от норм политической этики непосредственных субъектов политики.
     Потребность во взаимодополнении предопределяется и другими отличиями морали и политики. Если мораль опирается на силу общественного мнения и убеждения, совесть, то политика может использовать как убеждение, так и на принуждение, в том числе силу государства. Мораль же не приемлет насилия. Различаются и критерии оценки общественных процессов и поведения. Мораль исходит из категорий добра и зла, сущего и должного, политика такими основаниями считает пользу, выгоду или вред. Наконец, если в моральных нормах выражены универсальные общественные ценности, то в политических как общие, так и групповые ценности, которые могут носить ситуативный характер. Ситуативность может предопределяться текущими прагматичными интересами групп, находящихся у власти.

Политика и право. В обыденном сознании политику и право иногда отождествляют. Хотя они и взаимообусловлены, но все же представляют собой различные формы регуляции.

Они отличаются:

o         по своему содержанию: содержание права ограничено правовыми нормами, политика может выходить за рамки действующих законов;

o         по критериям оценки поведения: законно или незаконно - в праве, польза или вред - в политике;

o         механизмом обеспечения: право поддерживается силой юридических санкций государства, политика может опираться на силу как закона, так и убеждения, внушения, стимулирования, на способность институтов власти и лидеров обеспечивать себе непосредственную поддержку населения;

o         по критерию открытости: право публично, политика же, наряду с публичными, открытыми формами регулирования общественных отношений, может быть и "теневой", не афиширующей себя;

o         динамикой изменений: право по сравнению с политикой более консервативно, т.к. требует определенных законодательных процедур для закрепления новых норм7;

o         по форме выражения: формами выражения права являются нормативно-правовые акты, прецеденты, правовые обычаи, договоры. Чаще всего право фиксируется в письменной форме. Формы выражения политики более разнообразны и могут не фиксироваться письменно: политико-юридические документы, программы и уставы партий и движений, идеологические концепции, заявления политических лидеров, политические действия.

Автономность политики и права является относительной. Право имеет политическое содержание. Оно используется как для оформления общезначимых политических отношений, институтов и ценностей, так и для закрепления господства определенных социальных групп и классов. В то же время право выступает важнейшим источником легитимации политической власти, ограничивает политическую активность определенными рамками.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое политика?

2. Каковы основные подходы к определению термина политика?  Какой из них вы разделяете?

3. Согласны ли вы с мнением Аристотеля о том, что человек есть существо политическое?

4. Что, на ваш взгляд, является доминирующим в политике: объективная составляющая политического процесса или субъективные, зависимые от человеческой воли, факторы?

5. Как должны соотноситься мораль и политика? Согласны ли вы с мнением Н. Макиавелли о том, что политика и мораль принципиально различны?

6. Можно ли сказать, что политика есть арена борьбы различных групп интересов? 

7. Определите структуру и функции политики.

8. Как политика соотносится с экономикой, социальной и военной сферой, правом, религией, культурой?

 

Список рекомендуемой литературы:

              Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций - 2-е изд., доп. Ростов на Дону: Феникс, 1999

              Основы политологии: Учеб.пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000

              Политология: Учебное пособие. - Алматы: Газа- университет 2000

              Демидов А.И. Основы политологии/ Демидов А.И., Федосеев А.А.. - М.: Высш.школа, 1994

              Мухаев Р.Т.Политология: Учебник для студ. юрид. и гум. фак./ Мухаев Р.Т.. -М.: Изд."ПРИОР", 1997

 

 

 

Лекция № 4.

Социально-этнические общности и национальная политика

 

Содержание темы:

Этнос и нация. Нация - высший тип этноса. Два подхода к понимание категории «нация»: этно-лингвистический и государственно-правовой. Национальные и этнические отношения в обществе.

Национальный вопрос и его структура. Принципы решения национального вопроса. Культура межнационального общения и его роль в укреплении гражданского мира и межнационального согласия.

Формы национально-государственного устройства: унитаризм, федерация, конфедерация.

Национальная политика как важнейшая составная часть государственной политики. Казахстанская модель достижения межэтнического консенсуса. Ассамблея народов Казахстана как системный общественно-политический институт.

Народ Казахстана как этно-политическая общность. Казахстан как поликонфессиональное общество. Диалог конфессий и казахстанский опыт межконфессионального согласия.

 

План лекции:

 

        Этнос и нация. Нация - высший тип этноса.

        Национальные и этнические отношения в обществе.

        Национальная политика как важнейшая составная часть государственной политики.

 

Введение

 

На земном шаре более 2000 различных народов – от мелких племен до многомиллионных наций, 90 % этнических групп входят в состав многонациональных государств (в мире около 200 государств). Только 327 народов являются многочисленными (насчитывают более 1 млрд. человек из 6 млрд. проживающих на планете). Российская Федерация – многонациональное, полиэтническое государство. 83 % ее населения – русские, 3, 8 % - татары, 3% - украинцы, 1, 2 % - чуваши, 0, 9 % - башкиры. На остальные 5 % приходится 113 народов.

Все эти факты свидетельствуют о сложности и важности национального вопроса в современном мире.

 

1. Этнос и нация. Нация - высший тип этноса.

Что такое этнос? Это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологии, а также сознание своего единства и отличия от других образований. Существует ряд отраслей науки, которые изучают этнос: этнография (народоописание), этноантропология (описание индивидов отдельных рас и народностей), этносоциология. Существует и этнополитология.

Этнос обретает форму нации лишь тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, культурном, экономическом, психологическом самоопределении. Нация, – прежде всего политически, государственно-организованный народ. Близко к этому определение нации как единства исторической судьбы. Правда, при таком подходе идет смешение понятий государственного и национального суверенитета, их отождествление. Ряд ученых считают, что национальный суверенитет имеет свою специфику и является политико-правовым свойством нации, а не государства и проявляется в различных формах автономного национально-государственного устройства, не требующим обязательного провозглашения государственного суверенитета любой автономной единицы. А. И. Солженицын справедливо отмечал, что в малых государственных образованиях народ непосильно обременен избытком учреждений, представительств, армий, ограничен  в торговле, общественной деятельности.

Нация – это исторически возникшая специфическая самоорганизующаяся целостность со своим особым генетическим кодом, особым социальным механизмом накопления, хранения и передачи информации, опыта поколений и свойственных нации стереотипов.

Нации стали складываться в эпоху становления индустриальной цивилизации. Провозглашенный Французской революцией лозунг «Один народ – одна нация» действовал более ста лет, но к концу XIX века устарел: возникли многонациональные государства. Тогда левыми социал-демократами был, выдвинут лозунг самоопределения наций как путь освобождения от национального гнета. К сожалению, уже тогда у многих этот лозунг ассоциировался с государственным отделением (сепаратизмом). Самоопределение стало рассматриваться целью, а не средством саморазвития нации без ущерба для других народов. Государственное отделение нужно, если невозможно достичь уничтожения национального гнета, достижения суверенитета другими путями.

Начавшийся в XYIII веке процесс дезинтеграции продолжается и в настоящее время. Первоначально его причина заключалась в проведении имперской колониальной политики в отношении народов присоединенных территорий, невозможность приобретения условий для самостоятельного, суверенного развития в условиях унитарного государства. Процесс дезинтеграции пережили Австрия, Франция, Испания, Великобритания. В настоящее время он происходит в Индии, Югославии, некоторых других странах.

Однако со второй половины ХХ века бурно развивается и другая тенденция – интеграция. Этот процесс характерен для Западной Европы, Южной Америки.

Национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития: нациями, народностями, этническими группами и их государственными образованиями.

Эти отношения бывают трех типов: равноправные, господства и подчинения, этноцида (попытки уничтожения других субъектов). Национальные отношения относятся к числу трудно управляемых объектов. Они требуют длительного, постоянного воздействия, а результаты управленческой деятельности бывают отдаленными, желаемые преобразования происходят медленно. Непродуманные, необоснованные решения способны нанести огромный ущерб отношениям между нациями. Национальные отношения – это деликатная тема, где нужен осторожный, тонкий подход.

Особенностями политического управления национальными отношениями является, прежде всего, то, что они относятся к числу интегральных отношений, включающих экономические, социальные, государственно-правовые, культурные и другие аспекты. В национальных отношениях отражается вся совокупность общественных отношений, специфика которых обусловлена реальным существованием этнических общностей. Поэтому национальные отношения не существуют «в чистом виде», а проявляются как специфическая форма каких-либо иных отношений.

Непосредственной связи между социально-экономическим состоянием общества и сферой межнациональных отношений не прослеживается. Ухудшение социально-экономической ситуации действительно может способствовать развитию межэтнических конфликтов. Но сама по себе стабилизация экономики едва ли автоматически повлечет за собой полный межнациональный мир и всеобщее сотрудничество.

Еще одна особенность национальных отношений – их историческая обусловленность, заданность. Национальный вопрос уходит корнями в прошлое, оставляет следы в исторической памяти народов, которая цепко удерживает как позитивную, так и негативную информацию.

Специфика национальных отношений обусловлена также консервативностью некоторых сторон национальной жизни (национальные обычаи, привычки, традиции, национальная психология, национальные особенности культуры и пр.), что делает весьма затруднительным воздействие на них.

Национальные отношения испытывают сильное влияние эмоций, чувств, которые трудно поддаются воздействию, особенно, если они переплетаются с религиозными. В межнациональных конфликтах эмоции всегда затмевают разум, верх берет иррационализм.

Ключевыми, решающими по воздействию на национальные отношения являются политические факторы. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков национальных культур, подготовка и представительство национальных кадров в структурах власти и ряд других вопросов.

Информация о работе Лекции по политологии