Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:58, курсовая работа
Наша задача - создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; сформировать правительство, способное реализовать приоритетные цели, построить государство, стоящее на страже национальных интересов .
Введение 3
1. Президент Республики Казахстан в системе высших органов государственной власти 4
1.1. Президент Республики Казахстан - Глава Государства и высшее должностное лицо 5
1.2. Правовое регулирование института президенсткой власти в Казахстане 6
1.3. Порядок избрания и смещения Президента Республики Казахстан 10
2. Конституционные полномочия Президента Республики Казахстан 14
2.1. Президент – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина 15
2.2. Полномочия Президента по руководству Правительством и по обеспечению согласованного фунционирования всех ветвей и ответственности органов власти перед народом 22
2.3. Иные полномочия Президента Республики Казахстан 27
2.4. Акты Президента Республики Казахстан 28
Заключение 30
Список использованных источников 34
Согласно статье 12 этого же закона: Президент Республики Казахстан основываясь на рекомендации Высшего Судебного Совета, представляет сенату Парламента для избрания и освобождения от должности председателя Верховного суда Республики Казахстан, председателей коллегии и судьей в суде; председателей областных и приравненных к ним судов и т.д.
Согласно статье 13 Конституционного закона «Президент назначает на должность Генерального Прокурора с согласия Сената Парламента Республики Казахстан сроком на 5 лет и освобождает его от должности; заслуживает отчет Генерального Прокурора о состоянии законности в стране» /61/
Согласно статье 14 Конституционного закона «Президент Республики Казахстан представляет Мажилису Парламента для избрания и освобождения от должности председателя, секретаря и членов Центральной Избирательной Комиссии, утверждает положение о Центральной избирательной комиссии».
Из всего этого можно сделать вывод, что взаимоотношения Президента Республики Казахстан с иными высшими государственными органами республики строится строго на основе важнейшей и до сих пор фактически не применявшейся у нас системы «сдержек и противовесов», означающей наделения данных органов такими полномочиями, которые уравновешивают сильную президентскую власть, не давая тем самым ей сосредоточить в одних руках безграничные властные полномочия и не позволяя допустить злоупотребления.
Новая система президентской формы правления позволяет существенно повысить роль и ответственность исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Таким образом, в современных условиях для Республики Казахстан оптимальный вариант конституционной теории властей в системе государственных органов должен включать следующие принципы:
усиление президентской формы правления; признание единства государственной власти и в тоже время ее функциональной и структурной дифференциации; четкие разграничения объема правомочий каждой ветви власти и наличие динамичной системы взаимных сдержек и противовесов государственных органов и Президента Республики Казахстан.
Рассматривая полномочия Президента, следует отметить, что в ряде стран у президентов есть и иные полномочия.
Такие полномочия Президента Республики Казахстан предусмотрены Конституцией и Конституционным Законом. Эти полномочия заключается в следующем: в соответствии со статьей 19 Конституционного Закона Республики Казахстан "О Президенте Республики Казахстан" от 26 декабря 1995 года.
"Президент Республики Казахстан обращается с ежегодным устным или письменным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики; утверждает государственные программы Республики; устанавливает квалификационные классы; награждает государственными наградами Республики и присваивает почетные, высшие воинские или иные звания; классные чины, дипломатические ранга, лишает наград, звании, чинов, рангов и классов; принимает решения о приеме в гражданство республики Казахстан, сохранении и выходе из него, восстановлении в гражданстве республики; решает вопросы предоставления политического убежища; осуществляет полномочия граждан; назначает на должность и освобождает от должности государственного секретаря Республики, определяет его статус и полномочия; определяет порядок, сроки условия функционирования национальной валюты; образует государственные органы непосредственно подчиненные и подотчетные Президента Республики; формирует Администрацию Президента; образует Совет Безопасности, Высший судебный совет и иные консультативные органы". /63 /
"Следует отметить о нормотворческой деятельности Президента. Президент издает нормативные и ненормативные акты, в том числе и имеющие силу конституционного закона и силу закона. Нормативные акты издаются на основе делегирования полномочий Парламентом Правительству (подписывает их Президент) и на базе предусмотренной конституциями регламентарной власти". В соответствии со статьей 1 Указа Президента имеющего силу Закона "Об актах Президента Республики Казахстан" от 26 октября 1994 года: "Акты, издаваемые Президентом Республики Казахстан, по своей юридической силе располагаются в следующей последствии указы, постановления, распоряжения; Указы издаются на основе и во исполнении Конституции и Законов Республики Казахстан; постановления на основе и во исполнения Конституции, законов, указов и постановлении Президента Республики Казахстан; силу нормативных актов могут иметь указы и постановления Президента Республики Казахстан". /64/
В случае, если 2/3 голосов от общего числа депутатов, каждой из палат на совместном заседании палат по инициативе президента парламент вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года. Президент республики Казахстан издает Законы. В случае предусмотренных пунктом 2 статьи 61 Конституции, которая гласит: "Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрения Закона срочным означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение одного месяца со дня его вынесения, то при неисполнении парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном конституцией Порядке. В иных случаях, не входящих в компетенции парламента и его Палат, Президент Республики издает Указы и распоряжения, носящий подзаконный характер. Акты Парламента, подписываемые Президентом республики, а также акты Президента, издаваемые по инициативе Правительства, предварительно скрепляются соответственно подписью председателя каждой из палат Парламента, либо Премьер - министра, на которых возлагается юридическая ответственность законность данных актов. Указы Президента Республики осуществляется структурными подразделениями администрации Президента, Правительством республики. Верховным судом. Генеральным прокурором Республики, центральными исполнительными органами республики, не входящими в состав правительства, а также иными государственными органами и должностных лиц, определяемыми Президентом республики.
Проекты актов, вносимые на рассмотрения президента Республики готовятся на рассмотрение Президиуму на казахском и русском языках и должны отвечать требованиям юридической техники делопроизводства. Контроль за соблюдением установленного законодательством порядка подготовки проектов актов Президента и их представления на рассмотрения глава государства осуществляется руководителем Администрации Президента.
Внесение изменений и дополнений в указы Президента производятся указами Президента Республики. В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 года, "При наличии противоречии в нормах права нормативных правовых актов разного уровня действует нормам акта более высокого уровня. При наличии противоречии в нормах права нормативных правовых актов одного уровня действует норма акта, принятого позднее". /65/
Здесь следует добавить, что отмена действия указов Президента Республики производятся указами Президента Республики, отмена действия распоряжений Президента Республики производятся указами и распоряжениями Президента Республики. В случае возникновения расхождений между актами Президента Республики, обладающими одинаковой юридической силой, следует руководствоваться актом, вступившим силу позднее, если иное не установлено соответствующим актам Президента Республики.
Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан (норм актов, содержащих государственные секреты республики Казахстан и иную охраняемую законом тайну) публикуются в официальных изданиях. Указы Президента Республики Казахстан публикуются в собрании актов Президента и правительства республики Казахстан, а при необходимости их широкого и немедленного опубликования также в газетах: "Егемен Казахстан", "Казахстанская правда", "Зан", "Юридическая газета". Не допускается официальное опубликование нормативных правовых актов в неполном изложении, за исключением нормативных актов, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну.
Указы Президента вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после из первого официального опубликования. В нормативных правовых актах или актах о введении их в действие могут быть указаны иные сроки введения в действие отдельных частей, глав, статей, чем установленное для всего акта в целом. Нормативно - правовой акт, предусмотренный юридический ответственность за действия, которые ранее не влекли такой ответственности, либо устанавливающий более строгую ответственность по сравнению с прежней, не может быть введен в действие по до истечение десятидневного срока после официального опубликования этого акта. Нормативные правовые акты, содержащие государственные секреты республики или иную охраняемую законом тайну, вводятся в действие /вступают в силу/ со дня их принятия или в сроки, указанные в самом акте.
Нормативные акты, принятые Президентом распространяют свое действие на всю территорию Республики Казахстан, если в самих нормативно - правовых актах или актах о их введении в действие не установлено иное. Действие нормативных актов Президента распространяется на граждан и юридических лиц Республики Казахстан, а также находящегося на ее территории иностранцев и лиц без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законными актами и международными договорами Республики Казахстан.
Конечной стадией любого законодательного процесса является подписание закона главой государства и его официальное опубликование в печати. Но в жизни встречаются ситуации, когда глава государства отказывается по тем или иным причинам подписывать закон и возвращает на повторное рассмотрение и голосование. В данной ситуации мы говорим о праве президентского вето (от латинского «veto» - запрет).
В случае когда Парламент не согласен с Президентом, для преодоления его вето необходимо, чтобы квалифицированное большинство, то есть 2/3 голосов от общего числа депутатов, подтвердило ранее принятое решение по закону в целом либо по его отдельным частям. Такая процедура преодоления президентского вето характерна для многих стран, где в подобной ситуации закон считается принятым в той редакции, в которой он был принят Парламентом в первый раз, и Президент должен подписать данный закон в течении 7 дней с момента представления. Если же возражения Президента Республики Казахстан оказались не преодоленными закон в целом либо соответственно его отдельные части ставятся на голосование в новой редакции Президента. Закон считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов обеих палат Парламента. Если же в результате голосования будет подано менее половины голосов от общего числа депутатов Парламента, закон в целом либо его отдельные части считаются отклоненными и не могут быть вновь поставлены на обсуждение данной сессии.
Также во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, создаются специальные согласительные комиссии для преодоления возникших разногласий.
Если же говорить о практике применения права вето, что американские Президенты довольно часть используют данную прерогативу.
К настоящему времени мы можем говорит о том, что критическая точка в становлении казахстанской государственности уже пройдена. Конституция Казахстана юридически оформила становление сильной президентской республики и распределение полномочий между ветвями власти, сформированы институты гражданского общества, соблюдаются гарантии прав человека, свободно работают средства массовой информации. распределение объема политической власти между четырьмя ее центрами: Президентом, правительством, Конституционным советом позволяют характеризовать Республики Казахстан в качестве республики с президентской формы правления. Перерастание в монархическую республику с присущими для нее кратким усилением централизации и персонификации власти, полным установлением исполнительной власти над остальными, резкими ограничениями для политической деятельности негосударственных институтов и граждан препятствуют сегодня взгляды и убеждения Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева; официальна конституционная доктрина, юридически провозглашенная верховной в Конституции 1995 года; существующие в Казахстане и развивающиеся атрибуты гражданского общества в лице оппозиционных политических структур и массовой информации; выработанные и признанные в качестве цивилизованных международные стандарты в области демократического устройства государств и методы их обеспечения, оценки и рекомендации со стороны экспертов и неправительственных структур высокоразвитых государств.
Итак, закрепленная в Конституции Республики Казахстан 1995 года система президентского правления, не может угрожать демократическим основам государства и общества. Она вобрала в себя самые необходимые для закрепления демократических институтов, для обеспечения правопорядка, гарантии прав и свобод граждан черты президентского правления, установленного во многих государствах, развивающихся по пути прогресса и демократии.
Президент Республики Казахстан, высшее должностное лицо, обеспечивающее функционирование всех государственных органов. Президент поднялся над принципам разделения властей, вышел на первый план в системе государственных органов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях. В кризисных ситуациях во взаимоотношениях Парламента и Правительства, ставящих под угрозу нормальное функционирование государственных органов, глава государства обеспечивает арбитраж, принимает решение о роспуске Парламента и назначении внеочередных парламентских выборов либо об отставке Правительства и формировании его нового состава. Существенное дополнение связано с функцией всенародно избранного Президента Республики в качестве символа и гаранта единства народа и гражданина.
Прежде всего, именно сейчас нужна сильная исполнительная власть, нуждающаяся доверием народа и опирающаяся на его волю. Президентская власть, введенная в Казахстане с апреля 1990 года стала заметным явлением, сыграла позитивную роль.
С президентской властью население Казахстана связывает свои надежда на выход из пучины кризиса на стабилизацию экономической и социально - политической обстановки в республике.
"Сегодня, президентская власть активна и конкретна, она конструктивно и наступательно действует. Именно, поэтому неизменно велико общественное и народное доверие к ней." /68/
"Одна из особенности Конституции Республики Казахстан в том, что дуализм власти, который изначально заложен в смешанной республике исключен в Казахстане. Следовательно, о какой бы форме республики мы не говорили, очевидно доминирующая власть Президента, Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики". Одним из характерных черт президентской формы правления в Республике Казахстан - образование центральной вертикали исполнительной власти, в которую входят правительство, центральные исполнительные органы, местные исполнительные органы. Президент отмечает, что формирование вертикальных президентских структур позволяет создать стройную систему управления исполнительных органов. Такая вертикаль необходима для объединения всех исполнительных органов государства". Мы видим, что Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти. Это прежде всего относится к взаимоотношениям с законодательной и исполнительной ветвями власти. Он выступает в роли координатора их деятельности и может быть своего рода "арбитром" в системе органов государственной власти, участвует в формировании кадрового состава судебных органов, итак, Президент влияет на подконтрольное ему правительством вместе с этим оказывает влияние на решение законодательной власти. В этой ситуации Парламент может найти поддержку со стороны общественных организаций, политической партий. Современное разрешение противоречии между ветвями власти поможет избежать острого политического конфликта между ветвями и в обществе вообще. Возможные спорные вопросы между исполнительной и законодательной властями вправе решать Президент. Депутаты парламента могут обратиться в Конституционный совет, как с беспристрастной стороне, за разъяснением спорных вопросов, а Президент в данном случае должен проявлять конформизм. Из всего этого можно сделать вывод, что "взаимоотношения Президента Республики Казахстан с иными высшими государственными органами республики строится строго на основе важнейшего и до сих пор фактически не применившегося у нас принципа "сдержек и противовесов", означающего наделение данных органов такими полномочиями, которые уравновешивают сильную президентскую власть, не давая тем самым ей сосредоточить в одних руках безграничные властные правомочия и не позволяя допустить злоупотребления". Новая система президентской формы правления позволяет существенно повысить роль и ответственность исполнительной и законодательной власти. Таким образом, "в современных условиях для Республики Казахстан оптимальный вариант Конституционной теории властей в соответственной ей системы государственных органов включает следующие принципы; усиление президентской формы правления; признание единства государственной власти и в то же время ее функциональной и структурной дифференциации; четкое разграничение объема правомочии каждой ветви власти и наличие динамичной системы взаимных сдержек и противовесов государственных органов".
Информация о работе Конституционно правовой статус Президента