Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:58, курсовая работа
Наша задача - создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; сформировать правительство, способное реализовать приоритетные цели, построить государство, стоящее на страже национальных интересов .
Введение 3
1. Президент Республики Казахстан в системе высших органов государственной власти 4
1.1. Президент Республики Казахстан - Глава Государства и высшее должностное лицо 5
1.2. Правовое регулирование института президенсткой власти в Казахстане 6
1.3. Порядок избрания и смещения Президента Республики Казахстан 10
2. Конституционные полномочия Президента Республики Казахстан 14
2.1. Президент – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина 15
2.2. Полномочия Президента по руководству Правительством и по обеспечению согласованного фунционирования всех ветвей и ответственности органов власти перед народом 22
2.3. Иные полномочия Президента Республики Казахстан 27
2.4. Акты Президента Республики Казахстан 28
Заключение 30
Список использованных источников 34
Принцип разделения властей взят на вооружение в построении государственного механизма Казахстана. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Конституции Республики Казахстан «Государственная власть в Республики Казахстан едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов».
«В подавляющем большинстве зарубежных стран существует единственный глава государства, правовое полномочие которого зависит от формы правления страны. К важнейшим полномочиям главы государства относится формирование Правительства, а также полномочия, связанные с деятельностью Парламента, такие как назначение даты парламентских выборов, открытие и закрытие парламентских сессий, отзыв и роспуски парламента, а также самим законодательным процессом». /53/ Принятые 30 августа 1995 года на республиканском референдуме новая Конституция окончательно утвердила президентскую форму правления. Конкретное правление в государственном механизме Республики получила система «сдержек и противовесов», на которой строится и развивается принцип разделения власти.
Однако специфика в Казахстане заключается в том, что режим президентской власти появился и укрепился на этапе, когда элементы рыночной экономики только начали складываться. «И если главное предназначение Президентского Федерального правления в развивающихся странах - консервирование капитализма в обществе, то в Казахстане она необходима для быстрого проведения экономических реформ. В этой связи эффективность взаимодействия органов, олицетворяющих различные ветви власти, определяет ее стабильность, необратимость демократических перемен в жизни общества успех реформ, а значит и действительное развитие Казахстана, как демократического, правового и социального государства». /54/
Наряду с Казахстаном и Францией, «арбитральной функцией» наделены главы многих других государств. Так, в статье 80.2 Конституции Румынии закреплено: «Президент обеспечивает соблюдение Конституции и нормальное функционирование публичной власти. С этой целью Президент действует в качестве посредника между государством и обществом.» /55/
Как подчеркивается в пункте 32 Акта о форме правления Финляндии, Президент «Осуществляет контроль за управлением государством и может для этого требовать сведения от руководителей или правлений учреждений и общественных объединений, а также проводить ревизии.». /56/ Согласно статье 104 Конституции Турецкой Республики «Президент надзирает за применением Конституции, за упорядоченной и согласованной работой государственных органов». /57/ Весьма интересным представляется развитие функции «Президентского арбитража», предусмотренной Конституцией Российской Федерации: в статье 85 закреплено право Президента Российской Федерации использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти и ее субъектов. В случае не достижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Ветви власти государства верховны, каждая самостоятельна в своей сфере функции государства, возглавляемого Президентом и согласующего их деятельность, но каждая из ветвей власти этого государства неполновластна: взаимодействуя, они не должны вмешиваться в дела и подменять друг друга. Единство же государственной власти, согласованное функционирование ее ветвей как непременное условие государственного суверенитета, обеспечивается главой государства по крайней мере двумя конституционными методами политической координации и политического арбитража.
Обеспечение нормальной жизнедеятельности всех публичных властей и своей государственно-правовой природе произведено от первейших функций - определение основных направлений развития страны и гарантирования соблюдения Конституции Республики Казахстан, прав и свобод граждан, представления Республики Казахстан в международных отношениях.
Данное общество позволяет утверждать, что юридически данная идея присутствовала еще в законе «Об учреждении роста Президента Казахской ССР». Более того, в пункте. 5 статьи 114-3 Конституции Республики Казахстан 1993 года на Президента была возложена обязанность обеспечения взаимодействия высших органов государственной власти и управления Казахстаном. В ныне действующей Конституцией функция политической координации нашла дополнительное развитие в характеристике статуса Президента, в поднятии полномочий по утверждению государственных программ до уровня основного направления деятельности и нашла детализацию в ряде конкретных полномочий. Координация деятельности высших представителей ветвей власти есть не что экстраординарное, она ощущается постоянно. Ведь утверждая те или иные программы, глава государства намечает план совместных действий Парламента и Правительства.
Объявляя принятие законопроектов срочными, Президент ставит перед парламентариями задачу активизации, совместных усилий на тех направлениях и проблемах, на которых в данный момент так же сосредоточенно внимание Правительства, тем самым и достигается согласованное решение и действия государственных органов. Ряд координационных полномочий главы государства находятся на стыке законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и в определенной степени направлен как раз на обеспечение эффективного функционирования законодательства, деятельности государственного аппарата.
Таким образом, суть Президента арбитража, его политическое предназначение по большому счету состоит в восстановлении гармонии в обществе в целом, в государственном механизме - в частности, а также между различными общественными группами, политическими, классовыми, религиозными или национальными слоями населения, то есть Президент являет пример приверженности и практического осуществления принципов Конституции, предусмотренных пунктом 2 статьей 1 это: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.
Говоря об обеспечении согласованного функционирования всех ветвей государственной власти, останавливаемся на взаимодействии Президента с Парламентом, правительством и судебными органами.
В отличие от предыдущей Конституции основной закон страны особо подчеркнул единство государственной власти, которая основана на единственном источнике - власти народа. Народ легитимизирует власть через выборы. И с этой точки зрения Президент и Парламент выступают представителями народа. Принцип разделения властей и его проявление в конституционном закреплении статуса Президента и Парламента Республики заключается в следующем. Во-первых, Президент и Парламент получают свои мандаты непосредственно у народа путем всеобщих выборов. Глава государства и депутаты Мажилиса избираются прямым голосование. Во-вторых, и Президент и Парламент тем или иным образом участвуют в формировании исполнительной и судебной власти.
В третьих, и Президент, и Парламент формируют другие органы, назначают или участвуют в назначении должностных лиц, не входящих в состав Правительства.
В четвертых, Президент обладает радом полномочий, обеспечивающих его влияние на все ветви власти, включая законодательную. В нашей Конституции 1995 года, взявшим за основу конституционную модель республики. Президенту даны полномочия, аналогичные полномочиям французского Президента - «Арбитража». Воздействия Президента на Парламент заключается также в частичном формировании Сената, участием главы государства в законодательном процессе и осуществлении им законодательных функций, право обращаться в Конституционный совет по вопросам о правильности проведения выборов депутатов Парламента, на соответствие Конституции законов, принятых высшим представительным органом.
В пятых, Парламент в свою очередь имеет свои рычаги влияния на Президента, это: участие в формировании консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан - Высшего судебного Совета путем делегирования Сенатом двух членов в его состав; а также право предъявлять инициативу о назначении референдума; это одобрение или отклонение программы Правительства, которую утверждает Президент.
Также отметим, что каждая из палат Парламента вправе принимать обращение к Президенту об освобождении от должности члена Правительства в случае не исполнения им Законов.
Вместе с тем мы можем определить четко полномочия Президента Республики Казахстан в отношении Парламента. Это регламентировано статьей 8 Конституционного закона от 26.12.1995 года «О Президенте Республики Казахстан»: назначает очередные и внеочередные выборы Парламента; назначает семь депутатов сената; принимает присягу депутатов Парламента; выдвигает кандидатуру на должность председателя сената Парламента; может созвать внеочередное совместное заседание палат Парламента; подписывает представленный Сенатом закон либо возвращает закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования; вправе передать на рассмотрение Парламента проект о внесении изменений и дополнений в Конституцию; имеет право определять приоритетность рассмотрения законов, а также вносить предложения об объявлении рассмотрения проекта закона срочным; имеет право присутствовать на любых совместных и раздельных заседаниях парламента и быть выслушанным; а также распустить парламент.» /58/
У Президента Республики Казахстан обширные полномочия по формированию исполнительной ветви власти. Юридически, правительство даже в парламентарных республиках назначается Президентом. Президент во многих странах назначает даже судей, формирует полностью или частично органы конституционного контроля, представляет парламенту многие кандидатуры для назначения высших должностных лиц -генерального прокурора, членов палаты и т.д. Например, в Соединенных Штатах Америки Президент представляет для согласования с Сенатом множество должностных лиц, в том числе членов ряда советов.
Эти лица утверждаются в Сенате путем голосования простым большинством. Однако, при американской модели президентства, Президент Соединенных Штатов Америки, будучи главой Правительства лично ответственен за действия высшей исполнительной власти. Он обладает всей полнотой полномочий в руководстве федеральным Правительством от назначений на правительственные посты до единоличного принятия правовых решений. Современный аппарат Федерального правительства США составляет более 20 тысяч человек.
В Республике Казахстан акты Парламента, подписываемые Президентом Республики Казахстан, а также акты Президента, издаваемые по инициативе Правительства, предварительно скрепляются соответственно подписью председателя каждой из палат Парламента, либо Премьер-Министра, на которых возлагаются юридическая ответственность за законность данных актов.
Взаимодействие Президента с Правительством определяются его полномочиями в отношении Правительства, которые определяются Конституцией и Конституционным законом. Президент Республики Казахстан, назначает с согласия Парламента на должность Премьер -Министра и освобождает его от должности; по представлению Премьер -Министра, вносимому в 10-ти дневный срок после его назначения, определяет структуру Правительства, назначает на должность и освобождает от должности его членов, а также образует, упраздняет и реорганизует центральные государственные органы Республики Казахстан, не входящие в состав Правительства; принимает присягу членов Правительства, регулярно заслушивает доклад Премьер - Министра об основных направлениях деятельности Правительства и его важнейших решениях, в ходе которого Премьер - Министр отчитывается о работе Правительства; по представлению Премьер - Министра утверждает единую систему финансирования по оплате труда работников всех органов, содержащихся за счет бюджета Республики Казахстан; председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента; отменяет, либо приостанавливает полностью или частично действия актов Правительства; принимает решение по отставке, заявленной Правительством или отдельным его членом, если они считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций; либо если Парламент выразит вотум недоверия Правительству, своими актами вправе возложить на Правительство осуществление исполнительных функций, кроме тех, что установлены Конституцией и законами Республики Казахстан, дает законодательное поручение Правительству.
Таким образом, мы видим, что Президент наделен наиболее важными полномочиями, характерными для республики с президентской формой правления.
«Из выше сказанного можно сделать вывод, что в республике с президентской формой правления Президент имеет ряд важнейших полномочий воздействовать на Правительство»./59/
У Президента Республики Казахстан есть реальная возможность в осуществлении своей кадровой политики, формулировать удобный для него состав Правительства, эту ситуацию заменяет право Президента на увольнение членов Правительства и должностных лиц в аппарате исполнительной власти, Президент определяет внешнеполитический курс Правительства, назначает акимов областей и городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Стратегическое направление политики Президента Республики Казахстан, отражены в планах Правительства, которое подотчетно и ответственно перед Президентом Республики Казахстан, а следовательно выступает в поддержку курса Президента. Одной из характерных черт президентской формой правления в Республике Казахстан является образование центральной вертикали исполнительной власти, в которую входят Правительство Республики Казахстан, центральные исполнительные органы, местные исполнительные органы. Президент отмечает, что «формирование вертикальных президентских структур позволяет создать стройную систему управления исполнительных органов. Такая вертикаль необходима для объединения всех исполнительных органов государства». /60/ Мы, видим что Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти. И это, прежде всего относится к взаимоотношениям законодательной и исполнительной ветвей власти.
Он выступает в роли координатора их деятельности и может быть своего рода «арбитром» в системе органов государственной власти, участвует в формировании кадрового состава судебных органов. Итак, Президент влияет на подконтрольное ему Правительство, вместе с этим оказывает влияние на решение законодательной власти. Возможные спорные вопросы между исполнительной и законодательной ветвями власти вправе решать Президент. Депутаты Парламента могут обратиться в Конституционный Совет, как беспристрастной стороне, за разъяснением спорных вопросов, Президент Республики Казахстан в данном случае должен проявлять конформизм. Следует также отметить и взаимодействие Президента Республики Казахстан с другими государственными органами согласно Конституционному закону «О Президенте Республики Казахстан» от 26.12.1995 года, полномочия Президента распространяются и на Конституционный Совет; на прокуратуру; суды; Центральную избирательную комиссию; Национального банка; в отношении счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета; в отношении актов, а также государственных органов, ему непосредственно подчиненных и подотчетных. Согласно статье 11 Конституционного закона «Президент назначает на должность председателя и двух членов Конституционного совета; а также вносит возражения на решение Конституционного совета в целом или в его части». /61/
Информация о работе Конституционно правовой статус Президента