Конституционно правовой статус Президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Наша задача - создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; сформировать правительство, способное реализовать приоритетные цели, построить государство, стоящее на страже национальных интересов .

Содержание

Введение 3
1. Президент Республики Казахстан в системе высших органов государственной власти 4
1.1. Президент Республики Казахстан - Глава Государства и высшее должностное лицо 5
1.2. Правовое регулирование института президенсткой власти в Казахстане 6
1.3. Порядок избрания и смещения Президента Республики Казахстан 10
2. Конституционные полномочия Президента Республики Казахстан 14
2.1. Президент – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина 15
2.2. Полномочия Президента по руководству Правительством и по обеспечению согласованного фунционирования всех ветвей и ответственности органов власти перед народом 22
2.3. Иные полномочия Президента Республики Казахстан 27
2.4. Акты Президента Республики Казахстан 28
Заключение 30
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Конституц_курс.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Не ставя под сомнение вынесенный судебной властью приговор, глава государства, при наличии на то веских оснований, проявляет акт высшего гуманизма. При этом и в первом (решение вопросов гражданства), и во втором (осуществляя право помилования) Президент действует от имени Республики Казахстан. Наделение именно главы государства полномочиями в области личного статуса граждан не случайно.

Действуя строго индивидуально, взвешивая все аргументы и применяя общие для всех нормы закона, Президент выносит окончательное решение в отношении судеб конкретных людей. Ввиду того, что принятие решения порождает серьезные правовые последствия, представляется вовсе не случайным, использование во всех перечисленных случаях акта высшей юридической формы президентского действия - Указа, Президенту Республики Казахстан оказано конституционное доверие выступать от имени народа и государства без оговорки на пределы конституционных   полномочий,    адресованной   другим   высшим государственным органам.  Это означает, что при определенных обстоятельствах глава государства может не ограничиваться жесткими законодательными     установлениями,  а  руководствоваться  духом Конституции.

В молодом суверенном Казахстане, оформившим базовые конструкции своей независимости на протяжении всех лет с 1990-по2000 годы, эта деятельность для Президента должна быть одной из главных направлений. Обеспечение баланса между юридической и фактической Конституцией, таким образом, представляет собой важнейшую сторону незыблемости Конституции. Со дня принятия 25.10.1990 г Верховным Советом Декларации «О государственном суверенитете» остро обсуждался вопрос о путях и методах конституционного правотворчества. Выбор предстояло сделать из двух вариантов: идти путем «латания» Конституции Казахской ССР 1978 года, либо, не дожидаясь стабилизации общества, начинать работу над первой   Конституцией   суверенного   Казахстана.    15.12.1990года постановлением Верховного Совета была создана конституционная комиссия в составе 35 членов. Практически весь 1991 год был затрачен на определение конституционных положений, подготовку группами и отдельными учеными более десяти проектов. В итоге был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан»./47/

По своему содержанию, а также юридической силе он де-юре заменил устаревшую Конституцию. Далее на сессии Верховного Совета состоялось рассмотрение Проекта Конституции в первом чтении. С докладом «О Проекте Конституции» выступил Президент Республики Казахстан . После обсуждения депутаты приняли решение вынести документ на всенародное обсуждение, опубликовав его в печати. Затем 28.01.1993 года Верховный Совет большинством голосов (из 312 за принятие Конституции проголосовало 309) принял Конституцию Суверенного Казахстана.

«Ценой за провозглашение некоторых положений в основном законе стала растущая настороженность в обществе за свое будущее граждан некоренной национальности и, как следствие, отток из страны части русскоязычного населения, усиливающееся недоверие иностранных инвесторов, торможение рыночных преобразований». /48/

В целом,  Конституция 1993 года стала крайне противоречивой, вследствие чего был подготовлен проект новой конституции 1995 года. Указом Президента Республики Казахстан от 28.07.1995 г Проект был вынесен на республиканский референдум 30 августа 1995 года. В референдуме по результатам Центральной избирательной комиссии, приняли участие 8 млн.91 тысяча 715 граждан более 90% активных избирателей, внесенных в списки для голосования. В поддержку конституции высказались 7 млн.212 тысяч 773 человека или 89,14%. За ходом голосования наблюдали представители 9 стран, 19 общественных объединений.

На  основании  официальных  итогов  референдума,  согласно конституционному Закону Республики Казахстан    «О Президенте Республики Казахстан» от 26.12.1995 года он издал Указ от 06.09.1995 года «О Конституции Республики Казахстан». Таким образом, говоря о полномочии Президента в качестве гаранта незыблемости Конституции, он принял решение и предложил народу Казахстана проект Конституции, а народ одобрил это решение Президента Республики Казахстан и путем волеизъявления на республиканском референдуме, большинством голосов принял Конституцию. Было установлено, что оригинал

Конституции хранится у Президента Республики Казахстан. Итак, Президент Республики Казахстан активно осуществлял конституционную функцию гаранта незыблемости Конституции через приведение основного закона в соответствии с глобальными интересами общества, целями решение стратегических задач независимой страной.

Новейшим примером корректировки Конституции, исходя из существующих реалий, в целях обеспечения перспектив развития общества и государства, выступает новая инициатива Президента Республики Казахстан, направленная на реализацию приоритетов, изложенных в Послании главы государства народу Казахстана « О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики, демократизации общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии». /49/ С ним Президент Республики Казахстан 30.09.1998года выступил на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан, в этот же день в Парламент был передан законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Проект затрагивал тринадцать (41, 42, 48, 50, 51, 56, 57, 66, 68, 79, 82, 91 и 95) из 98 статей Конституции Республики Казахстан. Изменения касались принципиальных институтов гражданского общества, кворума выборов, состава Мажилиса, статуса Президента, взаимоотношения между главой государства, Парламентом и Правительством, порядка изменения Конституции, а также уголовного судопроизводства (введение института присяжных заседателей).

Президентом Республики  Казахстан  предлагалось увеличение численности  Мажилиса  на  10  мандатов  и  введение  системы пропорционального представительства, некоторое усиление позиций Парламента за счет президентских прерогатив и дополнительных контрольных депутатских полномочий, возможностей законодателей проводить неугодные главе государства поправки в Конституцию.

Таким образом. Законом Республики Казахстан от 07.10.1998года « О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» уточнены и пополнены 19 статей Конституции Республики Казахстан. В частности, снят предусмотренный ранее предел для государственного служащего. Увеличены сроки полномочий Президента Республики Казахстан до 7 лет; депутатов Мажилиса до 5 лет и Сената до 6 лет; повышен возрастной ценз для кандидатов в Президенты Республики Казахстан с 35 до 40 лет, убрана верхняя планка в 65 лет; введена важная на мой взгляд новелла о возможности сокращения Парламентом срока полномочий Президента Республики Казахстан с его согласия и проведение досрочных и последующих выборов.

В марте 1995 года после вынесения в установленном порядке Конституционным Судом Республики Казахстан решение о не легитимности Верховного Совета, он попытался путем корректировок Конституции изменить ситуацию в свою пользу. Реальной опасностью зависимости Конституции Республики Казахстан от депутатских настроений была востребована необходимость установления дополнительных механизмов «жесткости» Казахстанской Конституции.

В этих целях в пункте 1 статьи 91 закреплен следующий порядок внесения изменений и дополнений. Внесения и дополнения могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по решению Президента Республики Казахстан, принятым им по собственной инициативе, предложению Парламента или Правительства Республики Казахстан.

Проект изменений и дополнений выносится на республиканский референдум, если Президент решит передать его на рассмотрение Парламента. При этом установленные Конституцией унитарность и территориальная целостность Республики Казахстан, форма правления не могут быть изменены. Как видим из этого Президент выполняет роль единственной инстанции, окончательно определяющей целесообразность и процедуры корректировки Конституции Республики Казахстан.

Следует отметить, что Президент Французской Республики наделен схожими полномочиями. Так, в соответствии со статьей 89 Конституции Французской Республики: « Инициатива пересмотра Конституции принадлежит Президенту, действующему по предложению премьер Министра, а также членов Парламента. Проект или предложения пересмотра Конституции должны быть приняты двумя   палатами в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом» ./50/

Однако проект пересмотра не передается на референдум, если Президент решает представить его на рассмотрение Парламента, созванного в качестве Конгресса; в этом случае проект пересмотра считается одобренным только тогда, когда он получает большинство в 3/5 числа поданных  голосов,  но  не  может быть  предметом  пересмотра республиканская форма правления. Полномочие Президента гарантировать соблюдение прав и свобод граждан, Конституции Республики Казахстан непосредственно связано с его положением в качестве высшего должностного лица государства.

В реализации этой многообразной деятельности принимают участие все государственные органы- высшие, центральные и местные - вне зависимости от принадлежности к законодательной, исполнительной и судебной ветвям власти. Вместе с тем, лишь на Президента выходят все рычаги государственного регулирования, включая силовые министерства; вооруженные силы; только он наделен специфическими правовыми средствами. Единоличный глава государства не подвержен при этом вероятности  внутренних  политических разногласий,  он  способен действовать оперативно и ответственно.

Президент являлся председателем Совета безопасности и Высшего Судебного совета, а также при нем действует Комиссия по правам человека. Конституционная функция Президента гарантировать соблюдение прав и свобод человека и гражданина   заложена в качестве основы его взаимоотношений   с   другими   общественными   структурами   и государственными органами, призванными также поддерживать режим законности. Президент Республики Казахстан играет весьма активную практическую роль в обеспечении реализации конституционных прав и свобод граждан, утверждении режима законности, борьбе с различными формами преступности, соблюдении государственной дисциплины. Из 98 статей Конституции Республики Казахстан 30.08.1995 года 30 посвящены правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

Основной закон вобрал в себя основные идеи и принципы Всеобщей Декларации   прав   человека 1948 года. Международного пакта «О гражданских и политических правах» 1966 года, международного пакта «Об экономических , социальных и культурных правах» 1966 года, других общепризнанных актах международного права, а согласно пункту 3 статьи 4 Конституции   Республики   Казахстан,   международные   договоры, ратифицированные Республикой Казахстан имеют приоритет перед национальным законодательством.

С точки зрения восстановления исторической  справедливости и законности, соблюдения прав человека для Казахстана имеют особо важное значение имеет Указ Президента Республики Казахстан от 12.12.1991 года «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане; а также Закон от 14.04.1993 года « О реабилитации жертв политических репрессий». Во исполнении данных актов органами прокуратуры рассмотрено более 10 000 архивных уголовных дел в отношении более чем 20 000 человек, большинство из которых реабилитировано. -Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности обязывает государство не только на их признание, но и обеспечение их соблюдение и защиты.

Президентом Республики Казахстан в качестве гаранта прав и свобод человека ведется работа по присоединению и подписанию после ратификации международных договоров. Вступив в ОБСЕ, Республика Казахстан является стороной более 15-ти многосторонних международных договоров, регулирующих различные аспекты защиты прав человека-Конвенция о правах ребенка 1989 г. Женевских Конвенций 1949 г и дополнительных протоколов, некоторых конвенции   Международной организации труда (МОТ), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., и так далее. По мере создания правовых и социально-экономических условий ратификации и присоединение к иным международным актам в области прав и свобод человека продолжается.

По своей политической и общественно-прагматической значимости на одном из первых мест находится проблема борьбы с преступностью. Огромное число людей ежедневно страдают от краж, грабежей, разбоев и других преступлений. Наша страна уже подошла к той грани, когда ход социально-экономических преобразований и создания демократической государственности самым серьезнейшим образом столкнулись с бурными криминогенными процессами». /51/ Это, по существу, ставит под угрозу политику реформ, стабильность в обществе, жизнь и благополучие граждан. За последнее время в Казахстане принят ряд законодательных актов (в первую очередь УК и УПК, Закон о борьбе с коррупцией), направленных на искоренение взяточничества, казнокрадства, укрывательства доходов, избежания уплаты таможенных и иных преступлений. Президентом, в силу его полномочий, изданы Указы - «О мерах по укреплению национальной безопасности,  дальнейшему  усилению  борьбы  с  организованной преступностью и коррупцией» от 05.11.1997.; «О мерах по повышению эффективности борьбы с экономической преступностью» от 06.05.1998 г.; Закон Республики Казахстан «О внесении, изменении и дополнении в некоторые законодательные акты по борьбе с коррупцией» от 05.05.2000 года и т.д.

В целях реализации Послания Президента народу Казахстана от 30.09.1998 года в соответствии со статьей 19 Конституционного Закона « О Президенте» от 26.12.1995 года и статья 6 Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» Указом Президента от 12.11.1998 года была образована комиссия Республики Казахстан по борьбе с коррупцией в качестве государственного органа непосредственно подчиненного и подотчетного Президенту Республики Казахстан. Комиссия обладает широким кругом полномочий: она проводит проверки с целью выявления коррупционных правонарушений, заслушивать отчеты руководителей государственных органов по выполнению антикоррупционного законодательства. «Практика парламентских демократий, особенно в развивающихся странах, дает не мало примеров, подтверждающих следующий вывод: законодательные органы более приспособлены к стабильным условиям для выработки и принятия политических решений. На кризисных этапах, грозящих массовыми нарушениями Конституции прав и свобод граждан, действующего законодательства на первый план выходит сильный единоличный Президент. Именно глава государства вправе при определенных условиях, с соблюдением конституционных процедур, вводить  режим  чрезвычайного  положения  -  пользуясь  точной формулировкой французских государствоведов, устанавливать «диктатуру общественного спасения». /52/

Информация о работе Конституционно правовой статус Президента