Конституционно правовой статус Президента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Наша задача - создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; сформировать правительство, способное реализовать приоритетные цели, построить государство, стоящее на страже национальных интересов .

Содержание

Введение 3
1. Президент Республики Казахстан в системе высших органов государственной власти 4
1.1. Президент Республики Казахстан - Глава Государства и высшее должностное лицо 5
1.2. Правовое регулирование института президенсткой власти в Казахстане 6
1.3. Порядок избрания и смещения Президента Республики Казахстан 10
2. Конституционные полномочия Президента Республики Казахстан 14
2.1. Президент – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина 15
2.2. Полномочия Президента по руководству Правительством и по обеспечению согласованного фунционирования всех ветвей и ответственности органов власти перед народом 22
2.3. Иные полномочия Президента Республики Казахстан 27
2.4. Акты Президента Республики Казахстан 28
Заключение 30
Список использованных источников 34

Работа содержит 1 файл

Конституц_курс.doc

— 248.50 Кб (Скачать)


3

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Учреждение поста Президента в Казахстане было одним из первых шагов на пути обретение им суверенитета и независимости, последующее расширение полномочий Президента стало закономерным явлением в процессе становления молодого государства и укрепления его авторитета на международной арене. Во внутриполитическом развитии пяти лет  государственной  независимости  Республики  Казахстан  стало строительство собственного государства, формирование системы органов на основе принципа опыта и практики.

В числе важнейших теоретических и прикладных проблем государственного строительства явилась проработка многообразных аспектов статуса глава государства, движение по пути обретения государственного, планирование и начало осуществления структурных изменений в политической, экономической и социальной сферах, резкое усиление международного аспекта в проводимой политике государства вызвали объективную необходимость учреждения нового конституционно -авторитетного властного органа. Требовался новый, политически не дискредитировавший себя предшествующим развитием, облаченный народным доверием и необходимым объемом властных полномочий, ответственный и в разумных пределах подконтрольный государственный орган. Таковым мог стать только Президент Республики. Установление президентства далее открывает возможность практически приступить к формированию правовой государственности,   неотъемлемые компоненты которой - сосредоточение власти непосредственно в государственных органах,   а  также  разграничение   властей   на  законодательную, исполнительную и судебную.

Актуальность темы заключается в том, что институт Президента республики Казахстан нуждается в постоянной разработке, поскольку введение в политическую систему республики поста Президента, создание такого качественно нового для нашей политической теории и практики государственно-властного института связано с решением серьезных стратегических   задач в области экономики, политики и социально - духовного развития. Президент, являясь главой государства, ставит перед другими государственными органами задачи, которые должны способствовать укреплению внутренних и внешних связей, для повышения благосостояния народа Казахстана и развития экономики и политики.

Наша задача - создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики;  сформировать правительство, способное реализовать приоритетные цели, построить государство, стоящее на страже национальных интересов .

Необходимость персонификации главы государства, требование руководства страной сильным главой особенно актуальна на том историческом пути, на котором находится Казахстан. С момента учреждения поста Президента Республики Казахстан прошло более 10 лет. Провозглашение государственного суверенитета и реальное строительство независимого Казахстана с необходимыми атрибутами и внутри - и внешнеполитическими, экономическими, военными, территориальными и другими институтами в условиях быстро меняющегося мира требовало от высших государственных органов - и, в первую очередь, от Президента - принятие решительных, за частую и неординарных мер в политической и социально-экономической сферах. Институт президентства Республике Казахстан особо важное место занимает и по тому, что Конституция Республики Казахстан закрепляя Казахстан как государство с президентской формой правления и необходимость изучения института президентской власти остается актуальным вопросом в развитии юридической науки. Исследуя данный институт, я ставил перед собой следующие цели: рассмотрение становления президентской формы правления в Республике Казахстан, исследование роли и механизма принципа разделения властей в закреплении конституционного статуса Президента; анализ полномочий Президента с другими государственными органами в свете Конституции Республики Казахстан 1995 г.

1. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СИСТЕМЕ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

 

Во   внутриполитическом   развитии   итогом   государственной независимости Республики Казахстан стало строительство собственного государства, формирование системы органов на основе принципа разделение властей, исходя из казахстанский реалий, с учетом мирового опыта и практики бывших советских республик. Постепенное движение в направлении цивилизованной государственности за прошедшие года было далеко не прямолинейным. Оно сопровождалось сменой Конституций, столкновением позиций Президента Республики Казахстана, депутатов Верховного Совета, ученых - юристов, представителей различных политических сил. "Посредством двух референдумов в принятие судьбоносных законов был включен народ Казахстана. Страна пережила парламентские и правительственные кризисы. Глубокому реформированию подверглись практически все республиканские и местные государственные органы".

В числе важнейших теоретических и прикладных проблем государственного строительства   явилась   проработка многообразных аспектов статуса главы государства - Президента Республики Казахстан.

«Институт президентства зародился в Казахстане в последний период существования социальной системы, претерпев с тех пор значительную Конституционную эволюцию». /2/

В соответствии с постановлением Верховного Совета Казахской ССР с апреля 1990 года в Республике был учрежден пост Президента.

1 декабря 1991 года в соответствии с постановлением Верховного Совета от 16 октября 1991 года в стране состоялись всенародные прямые выборы   Президента,   тем   самым   президентская   система  была легитимизирована.

Осмысливая роль  и  место  Президента в  системе  Институтов государственной власти, особо следует подчеркнуть, что Президент Республики Казахстан являлся главой государства,  его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях.

Юридически первое место, которое занимает глава государства в системе высших органов власти, подкрепляется и тем, что «Президент Республики Казахстан - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Говоря иными словами. Президент возглавляет всю государственную машину »./3/

«Казахстан как единое государство с момента своего существования являлось Республикой. Известно, что Республика, как одна из форма правления, может быть президентской, парламентской или смешанной. В момент важного принятия решения о дальнейшей судьбе  государства перед Казахстаном не возникал вопрос о выборе форме правления и форме государственного устройства. Но начался поиск создания нового демократического общества, способного в нелегких условиях к существованию. Конституция любого государства является продолжением традиций и содержит взаимосвязь конституционных нормы реальности. Конституция должна учитывать реальные обстоятельства и соответствовать им». /4/

«Традиционная триада разделения властей получила особенно отчетливую   формулировку  в  Конституциях  постсоциалистических государств. Согласно концепции разделения властей президентская власть обычно рассматривается как исполнительная власть»./5/

 

1.1 ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - ГЛАВА ГОСУДАРСТВА И ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

 

В пункте 1 статьи 2 Конституции 1995 года Республика Казахстан определена государством с "президентской формой правления". Известно, что по форме правления современные государства делятся на "парламентарные" и "юридические". В основе дифференциации лежит статус главы государства с присущими ему порядком избрания, функциями и полномочиями; взаимоотношениями с законодательной, исполнительной и судебной ветвями; основаниями и порядком досрочного прекращения полномочий.

Приведенная запись пункта 1 статьи 2 Конституции однозначно исключает в Казахстане монархическую форму правления. Построение казахстанского государства проходило в "республиканском" русле от "парламентарной" к "президентской" форме правления.

При этом как неоднократно отмечалось в публицистических и научных изданиях, с ориентацией на модель Y Французской Республики по Конституции Франции 1958 года.

Сопоставляя французскую и казахстанскую модели, необходимо сделать по крайней мере следующие оговорки:

Во - первых, сама французская модель, в значительной степени воспроизведенная в Конституции Республики Казахстан 1995 года, ввиду восприятия сильных сторон статуса главы государства по отношению к правительству и парламенту, в теории конституционного права нередко именуется "монархической республикой".

Во-вторых, при заимствовании института сильного Президента были оставлены "за кадром" некоторые из "сдержек и противовесов". К примеру, не перенесён государственный совет, с усеченными полномочиями воспроизведен Конституционный совет.

В-третьих, неразвитость в Казахстане характерных для современного французского постиндустриального общества политических институтов обусловила переключение на Президента республики контрольных средств и методов воздействия населения и ответственность правительства перед избирателями и парламентариями. Здесь же нельзя не упомянуть и об отсутствии в Казахстане сильной законодательной и судебной власти, которым еще предстоит пройти определенный путь, прежде чем депутаты и судьи начнут играть реальную роль в качестве ветвей единой государственной власти.

Перечисленные обстоятельства лежат в основе особенности Казахстанской модели по сравнению с французской. Проследим становление и развитие президентской формы правления, проходивший в основном в условиях симбиоза, "рожденного переходом от одной системы к другой:

президентская власть сочеталась с властью коммунистической партии и советами"./б/

"Движение в 1990 году тогда еще советского Казахстана по пути обретения государственного суверенитета, планирование и начало осуществления структурных изменений в политической, экономической и социальной сферах, резкое усиление международного аспекта в проводимой политике и материализация многих других ранее функций государства вызвали объективную необходимость учреждения нового конституционно -авторитетного властного органа". /7/

Требовался новый, политический не дискредитировавший себя предшествующим  развитием,  облаченный  народным  доверием  и необходимым объемом властных полномочий, ответственный и в разумных пределах подконтрольный государственный орган. Таковым мог стать только Президент Республики. Институт Президента Республики Казахстан пока еще далек от завершения. Даже после принятия Конституции 1995 года налицо лишь конституционная и в отдельных сферах законодательная регламентация наиболее общественно значимых положений.

1.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ВЛАСТИ В КАЗАХСТАНЕ

 

"В структуре государственной власти институт президентства являлся определяющим    фактором    для    классификации    разновидностей республиканского строя. Уже в 1995 году, когда перед народом Казахстана встал вопрос о необходимости реорганизации структуры государственной власти".

Новая Конституция Казахстана, установив механизм усиления власти Президента,   направляет развитие политического режима по пути его дальнейшей президентализации.

Впервые в мире должность Президента как главы государства и исполнительной власти возникла в США. В настоящее время во многих странах учрежден пост Президента страны.

Институт президентства существует как в президентской, так и в парламентской республиках. Президент республики характеризуется следующими чертами: Правительство ответственно перед Президентом, по должности является верховным главнокомандующим Вооруженных Сил и имеет право вносить предложения по законодательству, подписывать законы, принятые Парламентом или налагать вето на них, по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силы Закона, создавать внеочередную сессию Парламента, распускать Парламент и назначать досрочные выборы Парламента, на проведения референдума, введение чрезвычайного положения и так далее.

"Президент характеризуется как глава государства и высшее должностное лицо. Это означает, что Президент имеет отношение ко всем трем ветвям государственной власти. В соответствии с этим устанавливается взаимоотношения с законодательной, исполнительной и судебной властями". /11/

При президентстве становится возможным увеличение гибкости и оперативности, деятельности властных органов республики.

Прежде всего, именно сейчас нужна сильная исполнительная власть, пользующаяся доверием народа и опирающаяся на его волю.

Президентская власть, введенная в Казахстане с апреля 1990 года, став заметным явлением, сыграла позитивную роль.

Казахстан - огромная, полная внутренних противоречий республика. Проблема эффективного функционирования администрации Президента тесно связана с властными отношениями по вертикали между центральными и местными органами власти и управления.

"С президентской властью население Казахстана связывает свои надежды на выход из пучины кризиса, на стабилизацию экономической и политической обстановки в республике". /12/

«Механизм исполнительной власти, который в разных странах может облекаться в различные формы, обычно представляет собой относительно разветвленную систему государственных органов, функционирующих на центральном и местном уровнях и обладающих как общей, так и отраслевой компетенции»./13/

Основными элементами этой системы, как правило является глава государства и Правительство, характер взаимодействия которых между собой, а также с парламентом обычно определяет особенность формы правления того или иного государства. Главой государства обычно является лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее   верховное   представительство   страна   как   во внутриполитической жизни, так и на международной арене. Глава государства чаше всего рассматривается как важнейший носитель исполнительной власти, осуществляемой им либо единолично, либо совместно с правительством. В данном отношении показательны Конституция США 1787 г., в соответствии с которой исполнительная власть возглавляется Президентом США (раздел 1 статья 2). Конституционно -правовой институт главы государства в странах современного мира обычно складывается из норм, определяющих место и роль главы государства в государственной механизме и его взаимоотношения с другими органами государства; предусматривающих возможную ответственность главы государства за государственную измену и нарушении    Конституции, закрепляющих полномочия главы государства.

"Под формой правления понимается структура и правовое положение высших органов государства и установленный порядок взаимоотношений между ними. При этом главным при определении формы правления является правовой статус главы государства. В системе высших органов государства. существует две большие группы государств по формам правления -республики и монархии. Государства, принадлежащие к каждой из этих форм, в свою очередь делятся на подгруппу"./14/

Информация о работе Конституционно правовой статус Президента