Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 07:58, курсовая работа
Наша задача - создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики; сформировать правительство, способное реализовать приоритетные цели, построить государство, стоящее на страже национальных интересов .
Введение 3
1. Президент Республики Казахстан в системе высших органов государственной власти 4
1.1. Президент Республики Казахстан - Глава Государства и высшее должностное лицо 5
1.2. Правовое регулирование института президенсткой власти в Казахстане 6
1.3. Порядок избрания и смещения Президента Республики Казахстан 10
2. Конституционные полномочия Президента Республики Казахстан 14
2.1. Президент – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина 15
2.2. Полномочия Президента по руководству Правительством и по обеспечению согласованного фунционирования всех ветвей и ответственности органов власти перед народом 22
2.3. Иные полномочия Президента Республики Казахстан 27
2.4. Акты Президента Республики Казахстан 28
Заключение 30
Список использованных источников 34
Президент Республики Казахстан может быть досрочно освобожден от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни. В это случаи Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих -областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на заседании палат Парламента большинством не менее 3/4 от общего числа депутатов каждой из палат. На основании заключения комиссии и заключения конституционного совета о соблюдении установленных конституционных процедур.
Президент Республики несет ответственность за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламентом. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть принято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не менее чем 1/3 его депутатов. Расследование обвинения организуется Сенатом и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов Сената передаются на рассмотрение совместного заседания Палат Парламента. Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном заседании Палат парламента большинством не менее 3/4 от общего числа членов депутатов каждой из палат при наличии заключения Верховного суда об обоснованности обвинения и заключения конституционного совета о соблюдении установленных конституционных процедур. Не принятые окончательно решения в течение двух месяцев с момента предъявления обвинения влечет за собой признания обвинения против Президента республики отклоненным. При этом следует досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса.
Отклонения обвинения Президента Республики в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за собой досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших рассмотрение данного вопроса. Вопрос об отрешении Президента Республики от должности не может быть возбужден в период рассмотрения им вопрос о досрочном прекращении полномочий Парламента Республики. Таковы основания ответственности и осуществления отрешения от должности Президента Республики Казахстан.
В соответствии с Конституцией и конституционными законами Президента Республики Казахстан наделен большим кругом полномочий. Прежде всего Президент Республики Казахстан является представителем государства внутри и во вне страны. В качестве второго он назначает дипломированных представителей, заключает международные соглашения. Говоря о внешнеполитических полномочиях Президента Республики Казахстан и его полномочиях по определению новых направлений внешней политики, в соответствии со статьей 7 Конституционного Закона « О Президенте Республики Казахстан» следует отнести следующие: он ведет переговоры и подписывает международные договора, выдает полномочия на ведение переговоров и вносит на ратификацию в Парламент международные договоры, принимает решение о приостановлении действий, не подлежащих ратификации международных договоров, а также Президент Республики Казахстан назначает и отзывает глав дипломатических представителей и принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей других государств. «Существенное значение связано с полномочиями (функцией) Президента Республики Казахстан в качестве символа и гаранта единства народа и государственной власти; незыблемости Конституции , прав и свобод человека и гражданина. Первая составляющая данной функции несет большую идеологическую нагрузку. Конституционный статус Президента выведен на уровень непосредственного общения с электоратом»./28/
Такие его нетрадиционные полномочия, как направление ежегодного послания, назначение референдума переключены с Парламента на народ Казахстана. Вместе с тем, обеспечение единства народа с государственной властью имеет свои конституционные пределы, поскольку переведение ее в практическую плоскость со свойственными для наших прежних традиций перекосами может поставить под сомнение базовые идеи Конституции относительно демократического, гражданского общества, правового государства.
Вторая составляющая обрела новые звучания вследствие дистанциирования Президента Республики Казахстан от исполнительной ветви власти. Для ее обеспечения ведущие подсистемы правоохранительных органов переведены в непосредственное подчинение и подотчетность главы государства. Прокуратура Республики Казахстан, которая теперь осуществляет надзор за единообразным исполнением и применением не только законов, но и актов Президента, тоже подотчетна Президенту Республики Казахстан.
«За счет права представления на избрание Сенатом Парламента Республики Казахстан председателя, председателей коллегий и судей Верховного Суда; права назначения с соблюдением установленных конституцией законами процедур председателей коллегий и судей областных и приравненных к ним судов; председателей и судей иных судов, а также некоторых других полномочий главы государства получил дополнительные возможности, обеспечения Конституции в судебной системе» /29/
Думается, сокращение сферы конституционного контроля (упразднение Конституционного Суда- Авт) являлось тоже следствием укрепления роли Президента Республики Казахстан в качестве гаранта Конституционных прав и свобод граждан Республики Казахстан. Хотя следует отметить, что кроме государств - Казахстан и Франция функции осуществления конституционного надзора возложены именно на судебные органы, которые существуют в виде либо конституционного суда либо является полномочием обычных судов. Достаточно серьезны полномочия Президента Республики в области обеспечения и охраны суверенитета Республики Казахстан, предотвращения возможных его нарушений и ущемлений со стороны органов государственной власти и государственного управления.
«Президент Республики Казахстан является главой государства, стремящегося стать активным участником международных процессов, укрепить свой внешнеполитический авторитет. Именно поэтому он, в соответствии с конституционным законом, уполномочен представлять республику в международных отношениях, вести переговоры и подписывать международные договора от имени Республики Казахстан». /30/
Таким образом полномочия Президента - это врученные главе государства народом стратегические средства осуществления руководства страной, исходя из особенностей современных казахстанских политических реалий. Конституция 1995 года значительно полнее раскрывает полномочия Президента Республики Казахстан. Они перечислены в статьях 40 и 44 Конституции Республики Казахстан.
В отличие от предыдущей Конституции новый Основной Закон страны особо подчеркнул единство государственной власти которая основана на единственном источнике- власти народа. Народ легитимизирует власть прежде всего через институт выборов. И с этой точки зрения Президент выступает его непосредственным представителем.
Страна с именем Республика Казахстан представляет собой сложное политико-территориальное образование. Его основу составляет население, в первую очередь, - граждане Казахстана многих национальностей и религиозных конфессий. «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой , созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию», - торжественно провозглашено в преамбуле Конституции 1995 года./42/ Единственным источником государственной власти, закреплено в пункте 1 статьи 3, является народ. Наряду с референдумом и свободными выборам народ осуществляет власть путем делегирования государственным органам. Казахстан конституционно сконструирован в президентское по форме правления и унитарное по территориальному устройству государство.
Внешняя политика- это политика Президента. В каждом уважающем себя государстве не может быть множество политик, так же как и не может быть самостоятельной внешней политики различных ведомств. Поэтому успехи Казахстана на мировой арене связывают с внешнеполитическим курсом главы государства. За время обретения Казахстаном государственной независимости президентом выдвинут целый ряд стратегических инициатив, осуществлены многообразные действия по определению места молодой суверенной республики в меняющемся мировом распределении глобальных ролей.
Соблюдая принципы цивилизованного, добрососедского поведения в международно-правовых отношениях, Президент исходя из географического положения и других факторов строит внешнюю политику многополюсной ориентации, налаживая взаимовыгодные политические, социально-экономические, культурные отношения со всеми странами ближнего и дальнего зарубежья.
В сфере международных отношений представительская функция главы государства персонифицируется в максимальной степени в силу личного осуществления Президентом полномочий по ведению переговоров и подписанию договоров, общению с крупными фигурами мировой политики, различных международных организаций.
Представительство Казахстана относится также и к внутригосударственным отношениям, которые складываются в координатах: «народ - государственная власть», «Республика Казахстан - Парламент, Правительство, Конституционный совет, суды», « Республика Казахстан - Регионы». /38/
В своем постоянном и неразрывном единстве перечисленные характеристики; народ, территория с природными комплексами и производственным потенциалом; действующие в рамках Конституции многообразные институты гражданского общества; государство как совокупность органов государственной власти и различных организаций, и составляет страну- Казахстан. Именно это высочайшие и неразрывное единство народа и страны олицетворяет Президент Республики Казахстан. Запись о том, что Президент Республики Казахстан выступает символом и гарантом единства народа и государственной власти не была знакома конституции 1993 года, хотя в Конституциях других стран содержатся аналогичные нормы. Так, в статье 1 конституции Японии провозглашено, что «Император является символом государства и единства народа» /43/ В статье 104 Конституции Турецкой Республики «Президент республики является главой государства . В этом качестве он представляет Турецкую республику и единство нации». /44/ В статье 79 Конституции Беларуси «Президент олицетворяет единство народа, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти». /45/ Поэтому особенно важно обеспечить единство народа в главном, не ограничив или не ущемив многообразия личностей, взглядов и воззрений, идеологических и политических предпочтений. Необходимо выделить то главное, что связывает всех казахстанцев в общество, то что по душе всем и каждому, максимально снять поводы для недоверия. Вот то содержание, которым наполнено полномочие Президента-гаранта единства народа.
Есть основание рассматривать именно на таком высоком функциональном уровне, являющееся не столько нормативно-правовым, сколько политико-идеологическими акты Президента, которыми каждому году придается своеобразное общественное звучание: 1997 год прошел под знаком всенародной памяти жертв политических репрессий; 1998 год стал годом народного единства и национальной истории. Конституционной обязанностью Президента Республики Казахстан выступает предупреждение и пресечение любых действий направленных на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований. Одновременно Президент страны много внимания уделяет возрождению казахской нации. Так, в октябре 1992 года по его инициативе и патронажем состоялся Всемирный Курултай казахов. Впервые в истории в Алматы собрались представители казахского народа со всех уголков земли. Действуя на высочайшем уровне цельной политической организации страны, Президент от имени государства ведет диалог с различными общественными институтами.
Отношения, складывающиеся между Президентом и обществом, далеко не односторонни; Президент Республики Казахстан, осуществляя лишь ему известные преобразования, обеспечивает подчинение всех остальных граждан общегосударственной политике. «Народ делегирует осуществление своей власти государственным органам», - гласит статья 3 Конституции Республики Казахстан. Полномочие гаранта незыблемости Конституции, прав и свобод граждан столь же многогранно, как и все остальные полномочия Президента Республики Казахстан. Глава государства несет ответственность за букву и дух - юридическую, и за реальную жизнь -фактическую Конституцию. Президент обязан обеспечивать строгое соблюдение основного закона. «Вместе с тем, Конституция будет незыблемой лишь в том случае, если не превратится в застывший документ, тормозящий государство и общество, а напротив, откроет простор для осуществления стратегических и тактических преобразований»./46/ Особая ответственность Президента заключается в том, что он обязан отслеживать соответствие основному закону реальной действительности и соответствие самой Конституции запросам реальной действительности.
Представительство Казахстана относится также и к внутригосударственным отношениям, которые складываются в координатах: «народ - государственная власть», «Республика Казахстан - Парламент, Правительство, Конституционный совет, суды», « Республика Казахстан - Регионы». /38/
«Сопоставление норм действующей Конституции Республики Казахстан 1995 года с аналогичными положениями показывает, что ряд полномочий главы государства, ранее замкнутых на Верховном Совете, ныне переключен непосредственно на народ Казахстана - первоисточник государственной власти, главный субъект суверенитета. Имеется в виду, к примеру, обращение с ежегодным посланием и назначение референдума. В этом находит свое еще одно подтверждение новый статус Президента.
Разумеется, взаимоотношения между главой государства с народом Казахстана - социальной общностью - далеко не исчерпываются высокополитическими формами» /39/
Президент наделен целым рядом полномочий по регулированию личного статуса конкретного человека. Ведь удовлетворяя просьбу о принятии в гражданство Республики Казахстан, Президент тем самым порождает изменение статуса и возникновение у того или иного лица новых устойчивых политико-правовых отношений, появлению прав и обязанностей.
Регламентируя личный статус, Президент также осуществляет помилование граждан. В соответствии со статьей 76 Уголовного Кодекса Республики Казахстан, «акт о помиловании индивидуально определенного лица, в отношении которого обвинительный приговор вступил в законную силу, издается Президентом Республики Казахстан. При помиловании лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания». /40/
Информация о работе Конституционно правовой статус Президента