Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 14:52, курсовая работа
Актуальность темы. Выборы в России на различных уровнях становятся повседневным событием, центральным действием в общественной жизни территорий, областей и всей страны в целом. Практика показала, что рядовой избиратель не потерял интереса к этому процессу и готов сделать свой политический выбор, понимая, что его участие в выборах ответственно и важно. Поэтому повышение гражданской ответственности, уровня квалификации организаторов избирательного процесса, решения задачи подготовки специалистов по технологии выборов является актуальной и своевременной. От выбора избирательных технологий, их эффективности применения во многом зависит характер избирательного процесса, его ход и результаты выборов.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ. 18.
1.1. Новые требования к избирательной кампании как следствие политических и социокультурных изменений современного российского общества. 20.
1.2. Избирательные технологии - разновидность социальных технологий: их структура и механизмы действия. 43.
1.3. Региональные и этнокультурные особенности избирательных технологий в современной
России.62.
ГЛАВА II. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ-'' • В ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ СРЕДАХ (на примере КБР). 80.
2.1.Современное состояние политической и электоральной среды в Кабардино-Балкарской республике. 81.
2.2. Особенности использования компонентов избирательных технологий среди различных категорий избирателей. 106.
2.3. Эффективность применения избирательной технологии "От семьи к семье" в избирательных кампаниях 1995-1997 гг. в
В нынешнем своём виде избирательные технологии зародились в 30-ые гг. в США, когда журналист К. Уайткер и рекламный агент Л. Бакстер создали первую в истории специализированную службу по проведению выборных компаний - “Кампейн инкорпорейтед” и адаптировали технологии проведения военных праздников, религиозных факельных шествий и т.п. к избирательному процессу. В 1936г. служба Дж. Галлапа впервые осуществила широкомасштабное изучение общественного мнения и уверенно предсказала повторное избрание президента Ф. Рузвельта. После второй мировой войны избирательные технологии демонстрируют свою эффективность и в США, и в Европе. Результатом их постоянного присутствия в парламентских и президентских компаниях стало формирование нового технологизированного стиля политической жизни.
Целью представленной работы является выявление характерных особенностей современных избирательных технологий в России, и рассмотрение зарубежного опыта.
Данная цель обусловила постановку следующих задач:
-рассмотреть технологии работы с электоратом;
-изучить личностные качества лидера и механизмы его восприятия;
-исследовать методы
политического процесса и
-рассмотреть вопросы, связанные с воздействием на результаты выборов избирателей с меняющимися предпочтениями.
Глава 1. Методы работы с электоратом
1.1 Избирательные цензы
«Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18-лет» (Конституция Российской Федерации. Статья 60).
«Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 год и имеющий право участвовать в выборах» (Конституция Российской Федерации, Статья 97). Для примера кандидатам в депутаты нижней палаты парламента в других странах установлен относительно высокий возрастной ценз: во Франции и Швеции - 23 года, в США, Италии, Бельгии и Японии - 25 лет.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий «в Российской Федерации не менее 10 лет» (Конституция Российской Федерации, Статья 81).
Итак, все граждане, достигшие возраста 18 лет (за исключением граждан, лишенных избирательных прав) составляют электорат, т.е. избирательный корпус Российской Федерации.
Кроме возраста есть и другие избирательные цензы.
В настоящее время активное избирательное право не обуславливается имущественным цензом ни в одной развитой стране Запада, но пассивное избирательное право иногда еще связывается с ним. Так, например, в Бельгии среди 21 категории лиц, обладающих правом быть избранными в Сенат, Конституция указывает собственников недвижимости, дающей доход не менее 12 тыс. франков, и лиц, уплачивающих не менее 3 тыс. франков в год прямых налогов.
Общеобразовательный ценз в прежние времена обычно заключался в требовании представить документ о среднем или начальном образовании. Однако к настоящему времени под давлением демократических сил из избирательного закона большинства стран Запада полностью изъят. Тем не менее и теперь в некоторых странах (например, Япония) закон требует, чтобы избиратель собственноручно вписал в бюллетень имя того кандидата, за которого он голосует; такое требование не что иное как замаскированный ценз грамотности.
Очень широко распространен в странах Запада ценз оседлости, требующий, чтобы избиратель прожил на территории определенного района в течение известного срока или в некоторых странах, чтобы он имел там постоянное место жительства к определенному дню. Так, во Франции и Бельгии избиратель может быть зарегистрирован только в том случае, если он проживает на территории коммуны не менее 6-ти месяцев, в Новой Зеландии и Японии - 3 месяца. В Великобритании, Германии и Австрии закон требует от избирателя постоянного местожительства, не определяя его продолжительности. Особенно больно ценз оседлости задевает сезонных рабочих, крестьян, уходящих на отходные промыслы, безработных, кочующих по стране в поисках работы. В США из-за ценза оседлости от участия в выборах отстранены в среднем 5,5 млн.человек.
Ценз дола, в силу которого лишаются избирательного права женщины, до конца ХГХ в. существовал повсеместно во многих странах Запада. В настоящее время особые ограничения права голоса для женщин установлены лишь в нескольких небольших государствах Латинской Америки: на Гаити женщины имеют право голоса только на выборах в местные органы государства; в Гватемале избирательные права женщины обусловлены цензом грамотности, тогда как для мужчин этого ценза нет; в Коста-Рике и Сальвадоре (до принятия конституции 1983 г.) возрастной ценз для женщин более высок, чем для мужчин. Во многих Арабских странах (Бахрейн, Катар, Кувейт) женщины не имеют права голоса при выборах в парламент. В Швейцарии женщины получили избирательные права лишь в 1971 году.
Во многих странах Запада избирательных прав лишены военнослужащие. В некоторых странах существует расовый ценз. В Канаде законодательство, представляет индейцам право голосовать только в том случае, если они служат в вооруженных силах. В США во многих южных штатах афроамериканцы разными способами отстраняется от участия в выборах, хотя и существует равное избирательное право. В Прибалтике (Эстония, Латвия) некоренное население лишено права гражданства, а, следовательно, и избирательных прав.Даже Совет Европы осудил этот «правовой беспредел».
Процедура голосования. Голосование тайно. Чаще всего избиратели голосуют бюллетенями. Выборы в России начинаются в 6:00 и заканчиваются в 20:00 по местному времени. Во многих странах голосование добровольное (США, Германия, Франция, Великобритания, Россия), а в некоторых странах принудительное (Австралия, Бельгия, Дания, Нидерланды). В этих странах устанавливается обязательность голосования. За неявку на выборы либо порицание, либо лишение избирательных прав, либо штраф. В России выборы в Государственную Думу считаются состоявшимися, если проголосовало более 25% человек от списка избирателей.
1.2 Технологии работы с электоратом
Для получения исчерпывающих сведений об избирателях следует располагать следующими данными:
а) социально-демографическими;
б) статистическими;
в) социологическими.
Последовательно рассмотрим, что представляет каждая из трех позиций.
Социально - демографические данные:
общее количество избирателей,
количество мужчин и женщин,
возрастные характеристики,
семейное положение,
национальные характеристики
профессиональные характеристики,
образовательные характеристики,
количество пенсионеров,
количество многодетных семей,
количество малоимущих,
количество активно верующих людей (отдельно по разным конфессиям),
количество семей с малолетними детьми,
количество безработных,
количество семей, чьи дети служат в армии или являются призывниками (последнее важно в связи с участием России в ряде вооруженных конфликтов),
Статистические данные:
количество промышленных предприятий, учебных заведений, административных учреждений, предпринимательских структур, воинских частей;
наличие устойчивых, организованных и неорганизованных групп населения, объединённых по социальным, профессиональным, национальным, половым признакам (например “афганцы”, ветераны, офицеры запаса, студенты и др.).
1.3 Технология манипулирования электоратом
Одним из методов манипулирования электоратом выступает метод контент-Анализа, широко применяемый в избирательных технологиях Запада. Суть его состоит в том, что осуществляют 10 операционных шагов:
1. Изучение эпизодов (биографии, книги, написанные претендентом)
2. Изучается центральная пресса (ведущие газеты и журналы)
3. Изучается и анализируется оппозиционная пресса.
4. Изучается и анализируется "желтая" пресса.
5. Изучается и анализируется
окружение кандидата в
6. Изучается и анализируется семья и семейное окружение кандидата в депутаты.
7. Добывается информация
в редакциях газет, журналов, ведущих
телевизионных и радиокомпаний,
а. Путем личных контактов,
б. Путем разведки, т.е. засылки работника в объект изучения,
в. путем несанкционированного проникновения (Уотгергейт).
8. Проводятся социологические
опросы, с помощью которых
9. Проводится анализ всей полученной информации, и заказываются статьи в ведущих СМИ, а так же выступления на телевидении.
10. Выброс информации за 3-е суток до выборов, с таким расчетом, что
оппонент не успеет среагировать и ответить, т.к. по избирательному закону РФ запрещена всяческая агитация за сутки до выборов. ("Снежная лавина") Вся печатная информация, ночью, распространяется по всем регионам, как в почтовые ящики избирателей (спам [spam]®), так и выбрасывается на центральных площадях, бульварах, и т.п. местах массового скопления электората. В СМИ «подмачивается» репутация оппонента. Для большей эффективности «снежной лавины» необходимо иметь разведчиков в избирательном штабе противника, чтобы следить за каждым шагом оппонента, и знать о его следующем шаге. Внезапность-главный козырь политических игр.
Также политическая наука использует имидж (образ, облик, представление, подобие) в публичной деятельности того, или иного лидера. Под имиджем мы понимаем целенаправленно создаваемый образ, наделяющий политический объект (личность, организацию, страну) дополнительными социальными, духовными и политическими ценностями, которые способствуют более эмоциональному и социально окрашенному его восприятию электоратом.
Для выработки имиджа лидера кандидату необходимо примеривать на себя определенную «маску» (личину), лик, который определяется как внешнее очертание видимой поверхности личности, когда на люди выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики и скрываются отрицательные. Имидж это своеобразная косметика, с помощью которой скрываются социальные, духовные и политические морщины того или иного лидера. Имидж-это искусство управлять впечатлениями (Э. Гоффман).
Имидж- это набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью (Р. Дентон). Имидж- это авторитетность и высокий статус-человека (И. Ладонов).
Имидж - это образ человека, как правило, авторитетного и имеющего высокий социальный статус, имеющую высокую оценку со стороны (В.Ладонов). Имидж - это прежде всего оценка морально-личностных, интеллектуальных, профессиональных, и этических качеств окружающими людьми.
Теоретик концепций имиджелогии В.Шепель выделяет имидж и образ. Если образ, по Шепелю, это обобщающая характеристика личности, устойчивые ее индивидуальные качества, обусловленные историческим периодом времени, принадлежность к определенному слою общества, типичным условиям жизнедеятельности, то имидж - это досадная часть образа, в которой манеры и мимика выступают в качестве наиболее впечатляющих архитектурных элементов.
Например, имидж Ю.М. Лужкова ассоциируется с хорошим хозяйственным, простым и доступным человеком, который по субботам в своей кожаной кепке объезжает свои объекты и здесь же высказывается по тем, или иным политическим проблемам. Имидж Е.М. Примакова - это образ мудрого, мягкого и заботливого человека, стоящего над борьбой правых и левых и способного предотвратить социальный и политический коллапс. «Отечество» и «Регионы России» под руководством мудрого Е. М. Примакова и хозяйственного Ю.М. Лужкова создают образ будущей спокойной, деловой и предсказуемой власти, которая способна управлять Россией в XXI веке, вывести ее из хаоса, смуты, экономического, социального, национального и политического кризиса на столбовую дорогу цивилизованного развития. Ученые связывают имидж с репутацией. Репутация это доброе имя, формирующаяся сама по себе и служит антологической характеристикой личности. С понятием имидж тесно связано понятие «обаяние». Обаяние составляет самую могущественную причину вечного господства (Г. Лебон). Без обаяния не может господствовать ни один политический лидер.
Важное значение для выработки имиджа имеет понятие «харизма», которое впервые было введено немецким политологом М. Вебером. Харизма по Веберу, происходит от греческого слова святость, одаренность, авторитетность, мудрость. Харизма включает в себя выдающиеся необычайные и сверхъестественные качества лидера, которыми он обладает в, глазах своих приверженцев и последователей, в истории мы видим массу харизматических вождей: В.И. Ленин, И.В. Сталин, А. Гитлер, Б.Н. Ельцин, Мао Цзэдун и. др.