Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа
Юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в этих формах воплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.
Цель данной курсовой работы является раскрыть реальное значение каждого источника права и их многообразие.
Задачей – дать характеристику различных источников права, их недостаткам и преимуществам.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Источники права: понятия и виды. 5
§1.1. Соотношение понятий источника права и формы права 6
Глава 2. Основные источники права отдельных правовых семей. 14
§.2.1 Источники права романно - германской правовой семьи. 14
§2.2 Источники права англосаксонской правовой семьи. 22
§2.3. Источники права религиозной правовой семьи. 23
§2.4.Мусульманская правовая семья. 26
§2.5.Индусская правовая семья 29
§2.6.Иудейская правовая семья. 30
Заключение 32
Литература 34
Классификации:
По сфере действия:
-общие(действуют
на территории всего
-местные
(действуют в отдельной
-ведомственные (действуют внутри ведомств),
-
локальные (
-индивидуальные
(выделяются в случае
По органам издающим (применительно к системе нормативно-правовых актов РФ):
-указы Президента РФ;
-Постановления Правительства
-приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;
-решения
представительных органов
Коммуникативная
теория также выделяет внутригосударственные
автономные правовые акты (договоры и
соглашения), как общенормативные
так и индивидуально-
Подзаконный нормативно-правовой акт не должен противоречить закону, потому что по иерархии НПА, он стоит ниже закона и является подзаконным актом, что следует понимать буквально.
К подзаконным актам относятся и акты центральных органов исполнительной власти - министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.
Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.
1.Правовой прецендент представляет собой такое решение государственного органа, которое принимается за образец (правило) при последующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть Подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоятельство.
Как
форма (источник) права юридический
прецедент получил наиболее широкое
распространение в системе
Прецедент может быть как судебным, так и административным.
Он предоставляет судье или
должностному лицу непростую
возможность личного
2.Неписаные законы- Естественные нормы, правила жизни, поведения и т. п. людей, не установленные государственной властью
-это
вечные ценности царящие в
мире. Это неведомые сознанию
человека правила, благодаря
которым вселенная существует
который десяток веков и
1.Правовой обычай - называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилась как устойчивая норма. Таким образом, правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев. Кроме того, примером древних правовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н. э.),Законы Драконта (Афины VII в. до н.э.) и др.2
Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Правовой обычай, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших общественных групп людей. Юридические обычаи часто тесно связаны с религией.
Правовой обычай отличается определённостью правила поведения, непрерывным и единообразным характером его соблюдения. И, по-видимому, не следует полагать, что правовые обычаи - архаичное явление, потерявшее в настоящее время всякое значение. Как свидетельствуют новейшие исследования, правовые обычаи широко применяются при регулировании общественных отношений (особенно земельных, наследственных, семейно-брачных) в государствах Африки, Азии, Латинской Америки.
Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает.
Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает.
В настоящее
время обычай постепенно вытесняется
(особенно в романо-германской правовой
семье) другими нормативно-правовыми
формами, прежде всего, законом. Но поскольку
государственно-нормативное
Кроме того, мы можем найти несколько статей из Кодекса торгового мореплавания, в которых учитывается действие обычаев порта или международных обычаев мореплавания (ст.134 КТМ РФ устанавливает: «Срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – сроками, обычно принятыми в порту погрузки»).
Таким образом, отечественное законодательство допускает использование в юридической практике обычаев. Но государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом.
Однако, существует мнение, которое, например, выражает С.Л.Зивс, утверждая, что наше законодательство вообще не знает правового обычая.
Тем не менее, можно найти пример, когда из обычая возникла норма конституционного права: начиная с 1936 года Сессии Верховного Совета открывались старейшим по возрасту депутатом. Эта обычная норма не была нигде записана очень долго, пока не вошла в регламент Верховного Совета, а далее – в Конституцию РФ 1993 года.
Подводя
итог характеристики правового обычая,
можно сделать вывод, что правовой
обычай – это обычай, применение
которого обеспечивается санкцией государства.
Причем, его следует отличать от
обычая, представляющего собой
Следует
заметить, что для социологической
школы права, которая видит в
праве продукт народного
Юридический
позитивизм, наоборот, считает обычай
устаревшим источником права, не имеющим
существенного практического
2.Религиозные тексты - это священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. Этот источник применяется, в первую очередь, в мусульманском праве (Коран - собрание поучений и заповедей Аллаха, Сунна - жизнеописание пророка Мухаммеда).
Если говорить о мусульманской правовой семье то здесь выделяют:
1. Коран и сунна
Важнейшим считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммаду. Коран состоит из 114глав (сур), разделенных на 6219 стиха (адата). Большая часть Корана имеет мифологический характер, и лишь до 500 стихов содержат предписания верующим - шары или шариат, относящиеся к правилам поведения мусульман. Шар или шариат означает в переводе «путь следования» и составляют то, что называют мусульманское право. Однако, содержащиеся в Коране положения юридического характера явно недостаточны в силу отражения в нем раннефеодальных отношений.
В связи с этим в качестве следующего авторитетного источника права выступает Сунна.
Сунна (священное предание) - состоит из многочисленных рассказов
(хадисов)
о суждениях и поступках
Коран
- бесспорно, первый источник мусульманского
права. Между тем, очевидно, что содержащиеся
в нем положения юридического
характера явно недостаточны для
того, чтобы регламентировать все
отношения, возникающие между
упоминаются.
Тем не менее, юридические
По степени определенности согласно мусульманской доктрине, все нормы Корана и сунны делятся на две категории.
К первой относятся абсолютно точные и не допускающие различных толкований установления, среди которых значатся все правила религиозного культа и некоторые нормы, регулирующие взаимоотношения людей. Большинство таких установлений возникло по частным случаям при решении Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных фактов или в ответ на данные ему вопросы.
Преобладающая часть