Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:10, контрольная работа
Философия политики насчитывает две с половиной тысячи лет, однако до начала ХХ века её статус не был определён. Роль философии политики играли: философия государства, философия права, моральная философия. В философии политики сложилось две традиции. Одна ведёт свою историю от Аристотеля, другая – от Н. Макиавелли. Первая задаётся вопросом, какой политический режим является аутентичным- соответствует природе человека, служит его благу. Другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.
Введение
Понятие власти ( общественные отношения, признаки )
Политическая власть (признаки, сущность ).
Политика, как явление.
Государство, как организация политической власти.
Заключение.
Список литературы.
Политика — это своеобразный
поисковый механизм социального
развития, разрабатывающий его проекты,
а право — механизм придания таким
проектам общезначимого характера.
В целом добиться соответствия этих
двух сфер и механизмов общественного
регулирования — значит сформировать
законодательную базу, закрепляющую
основные цели и ценности политически
лидирующих групп. В результате такого
соединения регулятивных возможностей
обеих сфер государственная власть
приобретает необходимую
Политика и мораль
Проблема соотношения политики и морали занимала и занимает умы мыслителей на протяжении не одного тысячелетия. Данная проблема ставилась еще легистами в Древнем Китае, Платоном, Н. Макиавелли, Т. Гоббсом и другими учеными. В центре проблемы всегда стояли вопросы нравственного воздействия на власть, способности общества к одухотворению политической конкуренции. В процессе эволюции политической мысли выкристаллизовались три крайних позиции по этим вопросам.
Так, одна часть теоретиков (Н. Макиавелли,
Г. Моска, Р. Михельс, А. Бентли, Г. Кан
и др.) стояла на позиции отрицания
возможностей сколько-нибудь серьезного
влияния морали на политику. Вторая
часть ученых (Платон, Аристотель, Э.
Фромм, Л. Мэмфорд, Дж. Хаксли и др.), напротив,
практически растворяли политические
подходы в морально-этических
оценках, считая последние ведущими
ориентирами для любой, в том
числе политической, деятельности.
Третья группа ученых (А. Швейцер, М. Ганди,
А. Эпштейн и др.) настаивала на необходимости
облагораживания политики моралью,
соединения тех и других стандартов
при осуществлении
Практический опыт показал, что
в политике, как и в любой
другой сфере общественной жизни, понимание
и реализация человеческих интересов
изначально связаны с этико-
Таким образом, в осознании политической реальности у человека всегда присутствуют этические ориентиры. Потому-то в мотивации его поведения в сфере государственной власти, как правило, всегда переплетаются две системы координат, оценок и ориентации — нравственная и политическая.
Несмотря на то что и моральное,
и политическое сознание имеют в
принципе групповое происхождение,
тем не менее они представляют
собой два различных способа
понимания людьми своей групповой
принадлежности (идентификации), которые
базируются на различных способах чувствования,
оценивания и ориентации в социальном
пространстве. Так, политическое сознание
в целом имеет логико-
Мораль представляет собой дихотомический тип мышления, которое побуждает рассмотрение всех социальных явлений сквозь призму двоичных, взаимоисключающих оценок: благородство—низость, верность—предательство, сострадание—равнодушие и т.д. В конечном счете эти противоположные образы-ценности концентрируются в понятиях «добро» и «зло» — конечных для человеческого сознания представлениях о положительных и отрицательных ограничениях возможного поведения людей.
Таким образом, если политика подчиняет человека приземленным целям и понятиям, то мораль ориентирует на возвышенные смыслозначимые идеи и представления. В то время как политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, выгоды или убытка, которое принесет то или иное действие, моральное сознание помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений абстрактного Добра и Зла, сущего и должного.
Взаимодействие этих двух разных способов
отношения к жизни приобретает
в политике неоднозначное выражение.
Так, при рутинных действиях, связанных
с осуществлением повседневных гражданских
обязанностей, не требующих обостренных
размышлений о сути происходящего,
нравственные критерии не являются серьезным
внутренним оппонентом политических стандартов.
Но данные противоречия существенно
обостряются, когда люди принимают
принципиальные решения, связанные, к
примеру, с выбором перспектив социального
развития, применением или неприменением
насилия. Это говорит о том, что
не все процессы использования государственной
власти в равной степени испытывают
на себе сложность соотношения
Вместе с тем качество используемых в политике моральных требований также бывает различным. Например, значительные слои населения руководствуются в сфере государственной власти только общеморальными оценками происходящего или, как говорил М. Вебер, являются носителями «этики убеждения», рассматривающей политику в качестве пространства воплощения неизменных принципов и идеалов.
В то же время в политике создаются условия для формирования иной разновидности морального сознания, или (опять пользуясь веберовской терминологией) «этики ответственности». Содержание этих моральных оценок и требований во многом предопределяется осознанием того, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью их примирения с использованием «нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств и с вероятностью скверных побочных последствий»1. Поэтому перед политиками, руководствующимися этой формой моральных требований, стоит проблема выбора «меньшего зла», т.е. достижения целей средствами, смягчающими неизбежные издержки регулирования конфликтных ситуаций.
Таким образом, люди, руководствующиеся
«этикой ответственности», делают свой
политический и моральный выбор,
перенося акценты с оправдания целей
на оправдание методов их достижения.
Более того, носители такого рода этических
воззрений интерпретируют моральную
оценку, соотнося ее и с целями, и
с ситуацией. Например, даже насилие
получает здесь моральное оправдание,
если применяется в ответ на действия
агрессора или связано с
Вывод: пока существуют политика и
мораль, окончательно разрешить их
противоречия, определив оптимальные
способы их взаимовлияния, попросту
невозможно. Нельзя поставить политику
по ту сторону Добра и Зла, как
нельзя лишить мораль возможности воздействовать
на политическое поведение людей. В
то же время их вековечному конфликту
можно придать цивилизованную форму,
поощряя гуманизацию
Государство как организация политической власти.
Государство - это (в теории права) - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти; распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм государства, его аппарат.
“С точки зрения науки
теории государства и права, государство
представляет собой исторически
сложившуюся организацию
1. Государство - это организация политической власти. Можно говорить об экономической, религиозной и любой другой организации общества. Но, ведя речь о государстве, следует иметь в виду, что оно - повторяем - является организацией политической власти.
Важнейшее социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов. Не затрагивая вопроса о том, какое конкретное государство и насколько четко ставит перед собой и решает эту задачу, мы ведем речь о том, каково должно быть социальное назначение государства, таким образом оно должно выполнять свою политическую функцию.
3. Власть - это сила, способная
оказывать воздействие на
4. Государство есть организация
политической власти
К общим признакам государства относятся:
Наличие публичной власти.
Публичная власть представляет собой
совокупность аппаратов подавления
(отрядов вооруженных людей в
виде армии, полиции и т.д.) и управления
(органов законодательной и
Ограничение пределов действия
власти определенной территорией, распределение
населения по административно-
Государственный суверенитет.
Это независимость
Существует аппарат
Сбор налогов и пошлин. Доходы, получаемые в виде налогов, идут на содержание армии, полиции, государственного аппарата, а также для поддержки образования, медицины, неимущих слоев населения и т.д.
Государство как основной институт общественной системы
Государство можно считать первой политической организацией. У разных народов государства возникали по разному, на различных стадиях развития, в различные исторические промежутки времени. Но общими для них были факторы: совершенствование орудий труда и его разделение, появление рыночных отношений и имущественного неравенства, становление социальных групп, сословий, классов, осознание людьми общих и групповых (классовых) интересов.
Государство - это не единственная
политическая организация классового
характера. Из курса истории мы знаем,
что наряду с возникновением государства
и в его рамках возникали различные
негосударственные организации
и объединения, которые отражали
интересы определенного круга людей
и принимали участие в
Общечеловеческий характер государства
Государство в своей
деятельности в первую очередь выступает
как альтернатива бесплодной борьбе
между различными социальными группами,
слоями и т.д. Государство предотвратило
самоуничтожение общества людей
на самой ранней ступени его развития.
Хотя, именно государство на протяжении
многовековой истории человеческого
общества ввергало своих граждан
в междоусобные конфликты и войны.
Примерами тому могут служить
Первая и Вторая мировые войны. “В
одних случаях (как агрессор) государство
было и есть орудие определенных политических
группировок, отражающих интересы господствующих
слоев, классов общества. В других
случаях (как защитник) оно зачастую
выражает общенародные интересы”. Теория
государства и права. Учебник
для юридических вузов и