Философия политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Философия политики насчитывает две с половиной тысячи лет, однако до начала ХХ века её статус не был определён. Роль философии политики играли: философия государства, философия права, моральная философия. В философии политики сложилось две традиции. Одна ведёт свою историю от Аристотеля, другая – от Н. Макиавелли. Первая задаётся вопросом, какой политический режим является аутентичным- соответствует природе человека, служит его благу. Другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

Содержание

Введение
Понятие власти ( общественные отношения, признаки )
Политическая власть (признаки, сущность ).
Политика, как явление.
Государство, как организация политической власти.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ.docx

— 89.22 Кб (Скачать)

Харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления.

Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся  привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут  опереться ни на бывшие нормы и  ценности, ни на только еще формирующиеся  правила политической игры. Поэтому  харизма лидера воплощает веру и  надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

Помимо указанных способов поддержки  власти ряд ученых выделяют и другие, придавая легитимности более универсальный  и динамичный характер. Так, английский исследователь        Д. Хелд наряду с уже известными нам типами легитимности предлагает говорить о таких её видах, как:

«согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с её стороны вплоть до угрозы их безопасности;

легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии  к сложившемуся стилю и формам правления;

прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям  доверие осуществляется в обмен  на данные ею обещания тех или иных социальных благ;

нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых  населением и властью;

и наконец, высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов.

Некоторые ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующей  поддержку властей со стороны  общественного мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими  кругами. Выделяют и патриотический тип легитимности, при котором  высшим критерием поддержки властей  признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и  внешнюю политику.

Следует особо сказать об идеологической легитимности. В истории классовых  государств всегда придавалось существенное, а нередко первостепенное значение идеологическому узаконению существующих политических режимов. Идеологическая легитимация власти -- историческая реальность, которую невозможно отрицать, как было бы нелепо игнорировать стремление власти к самоутверждению посредством  самооправдания. Известно, что монархи  стремились обосновать свое право на господство, используя религиозное  суеверие и прочие идеологические иллюзии, и психологические стереотипы. Иные властители, как, например, Екатерина III, пытались поставить на службу господствующей власти идеи 
французских просветителей, а прусский монарх философию Гегеля.

О роли идеологической легитимности убедительно писал Токвиль в 30-х  гг. XIX в. В политических целях, в образе мыслей и убеждений в отношении  государства и управления он видел  источник повиновения и согласия. Без такого всеобщего убеждения  ни одно общество не может процветать, скажем больше -- существовать, ибо без  идей, которых придерживаются вес, невозможны совместные действия, а без совместных действий могут быть люди, но не может  быть никакого социального организма. Для существования общества необходимо, чтобы определенные идеи овладели умами  всех его граждан и сплотили их. Цивилизованные правящие элиты в  наше время достаточно хорошо усвоили  то, что писал Токвиль, а позже -- неоднократно подчеркивали теоретики  марксизма. В настоящее время  для обеспечения идеологической легитимности своего господства элиты  используют мощь научно-технических  и информационных средств, образуя  и поддерживая индустрию идей.

Средства массовой информации давно  стали «четвертой властью». «Есть  сила, -- писал Монтескье, -- еще известная  веку Макиавелли; это пресса, долгое время запрещенная, но постепенно набравшая  силу как «четвертая власть». Именно благодаря ей проявляется движение идей у современных народов. Функции  прессы, -- считал Монтескье, -- сходны с  функциями полиции: она выражает нужды граждан, передаст жалобы, разоблачает  злоупотребления, беззаконные действия, она принуждает к нравственности всех обладателей власти, для чего ей достаточно поставить их перед  лицом общественности».

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальной политической практике переплетаются и взаимно  дополняют друг друга. Доминирование  того или иного связано с типом  существующего режима. Так, харизматическая  власть характерна для авторитарных систем. Когда как в условиях демократии политическая жизнь определяется господством  закона. И все же проблемы легитимности власти, как отмечают исследователи, существовали и существуют во всех, включая демократическую, системах: только в одних в большей мере, в других -- в меньшей.

Для поддержания легитимности власти, пишет П. Шаран, используются многие средства. В том числе: изменения  законодательства и механизма государственного управления в соответствии, с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижений легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка. Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие подрывает ее легитимность.

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.

Проблема легитимности - это в  значительной мере проблема участия  общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.

Признаками падения легитимности власти являются:

· Рост степени принуждения;

· Ограничение прав и свобод;

· Запрещение политических партий и  независимой прессы;

· Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными  структурами;

· Низкая экономическая эффективность  власти (понижение уровня жизни различных  групп населения) - наиболее существенные показатель делегитимизации власти;

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные  перевороты - открытые формы недовольства режимом.

Идеологическая и другая легитимность власти постепенно ослабевают, если не поддерживаются ее реальной эффективностью. Эффективность власти - это ее результативность, степень выполнения ею тех функций  и ожиданий, которые возлагает  на нее большинство населения  и прежде всего наиболее влиятельные  политические и экономические слои - элиты. В современных условиях легитимность на основе эффективности - в конечном счете решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гражданами. И рационально-правовая, и харизматическая, и другие типы легитимности связаны с надеждами населения на эффективность власти, т.е. удовлетворение ее требований.

В наше время большое количество государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных  переворотах в «третьем мире». В  последние годы проблема легитимности власти крайне актуальна и для  большинства посткоммунистических стран.

Неспособность правящих в них режимов  вывести страны из кризиса подрывает  доверие населения к рационально-правовым способам легитимности.

Как легитимность власти, так и  весь политический процесс прямо  зависят от субъектов политики (индивиды и социальные группы, организации, принимающие  непосредственное более или менее  осознанное участие в политической деятельности).

Традиционная легитимность определяется благодаря обычаям, привычке подчинятся власти, вере в непоколебимость и  священность издревле существующих порядков (пример: монархия).

Харизматичная легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, иногда руководитель обожествляется, создается культ  личности (пример: революционное, постреволюционное  общество).

Легальная или рационально-правовая - источником выступает рационально понятый  интерес, который побуждает людей  подчиняться решениям, сформулированным на основе демократических процедур. Подчинение не личности, а законам (пример: демократия).

 

Политика, как явление.

 

Возникновение политического способа  обеспечения межгрупповой конкуренции  сопровождалось формированием особого  слоя управляющих государством, которые  стали профессионально заниматься регулированием социальных отношений, выработкой и поддержанием соответствующих  норм и правил социальной деятельности. Появление же государства как  нового центра социального притяжения качественно изменило и статусы  конкурирующих сторон, для которых  возможности удовлетворения их нужд и запросов стали зависеть не столько  от имеющихся у них способностей или ресурсов, сколько от степени  их близости или удаленности от центра публичной власти.

Этот качественно новый тип  зависимости давал группам шанс за счет одной лишь помощи государства  существенно расширить набор  социальных благ для своих членов. 

Для поддержания постоянных контактов  с государством эти группы вынуждены  были создавать особые ассоциации, защищающие их властно значимые интересы и цели: партии, лобби, группы интересов  и др. 

Таким образом, политика формировалась  как особая система связей, сохраняющая  объединенность жизни людей и  скрепляющая их социальные узы посредством  публичной власти. Она стала средством  приведения разрушающих общество конфликтов к необходимой для выживания  общества форме и его продвижения  вперед за счет повышения уровня межгруппового  согласия. Политика сформировалась как  механизм перераспределения важнейших  материальных, информационных, духовных и иных ресурсов, находящихся в  распоряжении не только государства, но и всего общества в целом. Она преобразовала разрушительные последствия межгрупповых противоречий в созидательные импульсы общественного развития. Благодаря политике общество освободилось от варварского способа удовлетворения групповых интересов — борьбы на уничтожение. С политикой люди обрели возможность вести конкурентную борьбу по правилам, согласовывая свои интересы с интересами социального целого.

Как особая социальная сфера политика демонстрирует различную степень  концентрации усилий власти в налаживании  межгрупповых отношений. Если процессы формирования органов государственной  власти и принятия ими политических решений составляют как бы эпицентр политики, ее ядро, то за его границами, на периферии этих процессов могут  решаться задачи, только приближающие те или иные силы к реальной конкуренции  за власть. Например, группы, не способные  на очередных выборах выиграть спор за власть, используют их не для борьбы за голоса избирателей, а для «обкатки»  своего имиджа в глазах общественного  мнения, апробирования программ, т.е. для позитивного закрепления  своего курса в сознании избирателей  в надежде использовать эту память на следующих выборах.

В то же время невероятная сложность  формирования политики, постоянно существующая внутренняя возможность использования  ее

конструктивных возможностей в  узкоэгоистических интересах правящей группы порождают противоречивые и  даже противоположные оценки этого  регулятивного механизма. Например, У. Бек делает упор на «творческую, самовыражающуюся»  сущность политики, которая извлекает  из группового противопоставления «новые содержания, формы, коалиции», что дает основание рассматривать ее не как  «политику политиков», а как «политику  общественности», ищущую новые социальные возможности для «самосогласования» интересов и развития социума. В  то же время другой немецкий ученый Т. Майер считает, что современная  политика «парализует общество», ставя  свои возможности на службу не людям, а интересам политиков в области  их карьерного продвижения, повышения  служебного и общественного статуса, увеличения индивидуальных доходов  и т.д. 

Функции политики

Формируясь в процессе регулирования  межгрупповых противоречий, поддержания  целостности социума и сохранения общественной стабильности, политика в своем развитии получила статус важнейшего социального механизма, без которого ни одно сложноорганизован-ное  общество не способно воспроизводить и развивать свои социальные порядки. В настоящее время роль и значение политики зависят от выполнения ею следующих функций:

выражения и реализации властно  значимых интересов групп и слоев  общества;

рационализации конфликтов, придания межгрупповым отношениям цивилизованного  характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

распределения и перераспределения  общественных благ с учетом групповых  приоритетов для жизнедеятельности  общества в целом;

управления и руководства общественными  процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством  выдвижения наиболее общих целей  социального развития;

интеграции общества и обеспечения  целостности общественной системы;

социализации личности, включения  ее в жизнь сложноорганизованного  государства и общества. обеспечения  коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты

(СМИ), способы поддержания контактов  между властью и населением (политическую  рекламу), стратегии информирования  населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический  паблик рилейшнз — особые техники  связи с общественностью);

Информация о работе Философия политики