Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:10, контрольная работа
Философия политики насчитывает две с половиной тысячи лет, однако до начала ХХ века её статус не был определён. Роль философии политики играли: философия государства, философия права, моральная философия. В философии политики сложилось две традиции. Одна ведёт свою историю от Аристотеля, другая – от Н. Макиавелли. Первая задаётся вопросом, какой политический режим является аутентичным- соответствует природе человека, служит его благу. Другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.
Введение
Понятие власти ( общественные отношения, признаки )
Политическая власть (признаки, сущность ).
Политика, как явление.
Государство, как организация политической власти.
Заключение.
Список литературы.
В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.
Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.
Основными компонентами власти являются: ее субъект, объект. средства (ресурсы) и процесс ,приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Субъекты политической власти имеют
сложный, многоуровневый характер: ее
первичными субъектами являются индивиды,
вторичными - политические организации,
субъектами наиболее высокого уровня,
непосредственно
Субъект определяется содержанием
властного отношения через
Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражаясь, чем жить на коленях”.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения.
В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень - международные. организации, ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные органы государства; мезоуровень - подчиненные центру организации ( областные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.
Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. «Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике - разделение власти между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм»11 Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993, стр. 154.
В современном обществе власть существует
в конкретных видах, которые, в свою
очередь, подразделяются на определенные
формы и разновидности. Основными
видами являются политическая власть,
экономическая власть, социальная власть,
духовная власть. Главным видом является
политическая власть, которая подразделяется
на две основные формы: государственную
и общественно-политическую. Государственная
власть, появившаяся вместе с институтом
государства, имеет императивный характер.
Ее предписания обязательны к
исполнению всеми без исключения
гражданами (подданными). Она обладает
монопольным правом на применение принудительных
и репрессивных методов и санкций,
а также на использование всего
комплекса властных ресурсов. В свою
очередь, государственная власть подразделяется
на такие разновидности, как законодательная,
исполнительная, судебная, военная, которые
отличаются функциональным содержанием
и конкретными властными
В отличие от государственной общественно-
Отличительными признаками политической власти являются:
1 Суверенитет, т.е.
2 Авторитет, т.е.
3 Волевой характер означает
наличие у социального
4 Верховенство, т.е. обязательность её решений для всего общества и для всех других видов власти.
5 Публичность, т.е. всеобщность
и безличность. Это означает, что
политическая власть в отличие
от приватной, личной власти, которая
существует в небольших
6 Принудительность. т.е. легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны.
7 Моноцентричность, т.е. существование
общегосударственного центра
8 Широчайший спектр
Ресурсы политической власти.
Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”. Т.о. ресурсы власти - это все те средства , использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь ( оружие, карательные органы в целом).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Реализация, осуществление власти подразумевает взаимодействие между многими ее составными элементами. Законное право разрабатывать и претворять в жизнь решений, от которых зависит создание и распределение ценностей, является самым важным атрибутом государственной власти.
Неверие
в возможности власти решить вопросы,
связанные с обеспечением нормальных
условий жизни и быта населения,
вызывает его сопротивление
Экономические
ресурсы материальные ценности,
необходимые для общественного
и личного производства и
Но социальные ресурсы включают также и такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п. Культурно-информационные ресурсы знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна.
Принудительные
(силовые) ресурсы оружие, институты
физического принуждения и
Специфическим ресурсом является сам человек демографические ресурсы. Люди - универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. “Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений будучи использована как средство реализации чужой воли”11 Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993, стр. 274.
В целом
же человек не только ресурс власти,
но и ее субъект и объект. Использование
ресурсов власти приводит в движение
все ее компоненты, делает реальностью
ее процесс, который происходит по следующим
этапам (формам); господство, руководство,
организация и контроль. Ресурсы
общества ограничены и распределены
неравномерно, что приводит к постоянной
борьбе индивидов и групп за их
перераспределение, а также к
взаимному соперничеству и
Легитимность власти
Политическая власть - способность
социальной единицы (социальной группы,
класса, большинства общества) и
представляющих её организаций и
индивидов проводить свою волю по
отношению к другим социальным единицам;
осуществлять общие интересы данной
социальной единицы насильственными
или ненасильственными
Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.
Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.
Легитимность может
Понятие "легитимность власти" впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание.
В политической науке наиболее популярна классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:
традиционная легитимность, формирующаяся
на основе веры людей в необходимость
и неизбежность подчинения власти,
которая получает в обществе (группе)
статус традиции, обычая, привычки к
повиновению тем или иным лицам
или политическим институтам. Данная
разновидность легитимности особенно
часто встречается при
Рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.