Философия политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Философия политики насчитывает две с половиной тысячи лет, однако до начала ХХ века её статус не был определён. Роль философии политики играли: философия государства, философия права, моральная философия. В философии политики сложилось две традиции. Одна ведёт свою историю от Аристотеля, другая – от Н. Макиавелли. Первая задаётся вопросом, какой политический режим является аутентичным- соответствует природе человека, служит его благу. Другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

Содержание

Введение
Понятие власти ( общественные отношения, признаки )
Политическая власть (признаки, сущность ).
Политика, как явление.
Государство, как организация политической власти.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ.docx

— 89.22 Кб (Скачать)

созидания действительности (проективная  функция). Политика способна формировать  новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать  действительность в соответствии с  планами различных политических субъектов, создавать новые формы  организации социальной жизни, формировать  возможности для новых отношений  между человеком и природой.

Политика может обладать как  явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных  решений.

В целом же функции политики могут  трансформироваться в зависимости  от времени, места и субъектов  политической деятельности. 

 

Структура политики

 

Выполнение политикой столь  специфических функций предполагает и наличие у нее соответствующей  внутренней структуры, которая, собственно, и предопределяет возможность исполнения ею перечисленных задач. Эти структурные  элементы в своей совокупности обеспечивают формирование политики как целостной  и качественно определенной области  социальной жизни.

К несущим опорам политики относится  прежде всего ее политическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно  значимые групповые интересы в сферу  полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть. 

Важнейшим элементом структуры  политики является и политическое сознание. В самом общем виде оно характеризует  зависимость политического регулирования  от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных  образов и целей, которыми руководствуются  субъекты борьбы за власть. С этой точки  зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный  для реализации разнообразных идейных  проектов.

Еще одним структурным элементом  выступают политические отношения. Они фиксируют специфические  особенности деятельности, направленной на государственную власть, а также  устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами  власти. Например, политические процессы могут формироваться в рамках обостренной борьбы сторонников  противоположных целей или свидетельствовать  об установлении в обществе прочного консенсуса по основным целям общественного  развития. Не случайно Дж. Сартори считал, что политика может существовать либо в виде «войны», в которой  стороны не считаются со средствами достижения целей и ведут борьбу на уничтожение, либо в виде «торга», где свои позиции в государственной  власти конфликтующие стороны укрепляют  на основе сделок и договоров. 

 

Уровни организации политики

 

Политика как особая сфера жизнедеятельности  человека обладает способностью организовывать свои порядки на различных уровнях  социального пространства. Так, регулируя  межгосударственные отношения или  связи национальных государств с  международными институтами (ООН, Евросоюзом, НАТО и др.), политика выполняет роль своеобразного глобально-планетарного механизма регулирования мировых  конфликтов и противоречий. В этом случае политика выступает в качестве наиболее высокого по уровню способа регулирования мировых и внешнеполитических отношений, или как мегаполитика.

Конфликтные взаимоотношения внутри отдельных государств формируют  уровень макрополитики. Это наиболее распространенный и типичный уровень  организации межгруппового диалога. Мезополитика характеризует связи  и отношения группового характера, протекающие на уровне отдельных  регионов, локальных структур, институтов и организаций. И наконец, властно  значимые отношения индивидов могут  воплощаться в микрополитике, представляющей наиболее низкий (но отнюдь не самый  простой) уровень межличностных  или внутригрупповых отношений, регулируемых институтами государства.

На каждом уровне своего протекания политические процессы формируют специфические  институты, отношения, механизмы и  технологии рационализации конфликтов и регулирования споров. 

Причем каждый уровень обладает известной самостоятельностью, и  его особые механизмы не могут  «автоматически» использоваться для  разрешения конфликтов на ниже- или  вышестоящем уровне. Поэтому, например, международные институты зачастую не способны урегулировать политические конфликты внутри страны. А действия федеральных властей нередко  бессильны для разрешения какого-нибудь регионального (в частности, межэтнического) конфликта.

Соответственно, каждый из этих уровней  организации политики предполагает и особые способы изучения соответствующих  процессов, создавая возможности даже для концептуализации отдельных  отраслей и субдисциплин в политической науке (теории международных отношений, политическая регионалистика и т.д.).

 

Свойства политики

 

Структура политических свойств

 

Определенность политики как особой сферы человеческой жизнедеятельности  непосредственно выражается в наличии  у нее соответствующих, специфицирующих  черт и характеристик. В своей  совокупности они позволяют отличить политику от иных сфер общества, увидеть  границы ее существования. Прежде всего, следует отметить онтологические, морфологические  и процессуальные свойства политики.

Так, к онтологическим (раскрывающим сущностные черты данного типа человеческой активности) относится свойство конкурентности, демонстрирующее, что политическое взаимодействие является результатом  столкновения различных групповых  интересов и сопутствующих им норм и правил, ценностей и традиций, одним словом, самых разных компонентов  властного противоборства. Важным свойством  политики является и ее асимметричность, которая выражает не столько временный  характер достигнутого между участниками  политической игры баланса сил, сколько  невозможность его постоянного  поддержания, а следовательно, и  подвижность отношений за политическую власть. В силу этого политика предстает  как внутренне обратимое, принципиально  неравновесное явление, в котором  переплетены сознательные и стихийные  действия, организация и дезорганизация, порядок и хаос, баланс и дисбаланс, стабильность и нестабильность, устойчивость и неустойчивость. На практике часто  можно наблюдать, как тот или  иной режим быстро переориентируется  с защиты одних интересов и  ценностей на поддержку и защиту противоположных, переходит от методов  убеждения и внушения к использованию  силовых, принудительных средств, утрачивает и вновь обретает легитимность. 

 

Свойство проникновения

 

Политика, как уже говорилось, способна проникать в различные сферы  социальной жизни, придавая тем или  иным проблемам подлинно государственный  масштаб. Это свойство инклюзивности свидетельствует о непостоянстве и подвижности круга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых. 

Ведь как писал Ф. Брауд, «ничто по своей природе не является политическим и все им может стать»1. По этой причине, полагает Н. Фразер, «политизация социального» — неотъемлемый процесс  в сложноорганизованных обществах.

Иными словами, наряду с признанием проблем, требующих постоянного  участия государства в регулировании  социальных процессов (обеспечение  безопасности общества, поддержание  международных связей и др.), у  политики в каждый данный момент существуют проблемные вопросы, которые периодически включаются в поле власти или выключаются  из него. Поэтому политика в принципе способна изменять свой объем, вследствие чего ее границы имеют в определенной степени условный характер и зависят  от исторического контекста, а также  умения государства увидеть те групповые  конфликты, которые требует его  непременного вмешательства.

Данное свойство политики превращает искусство руководителей государства  в главный источник формирования политического пространства. От характера  осознания политически значимых интересов непосредственно зависит  объем объектов государственно-властного  регулирования, а, следовательно, и  объем политической сферы. 

 

Пространственные свойства политики

 

Неотъемлемым онтологическим свойством  политики является ее пространственность (топологичность). Эта черта характеризует  политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся  за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории. Причем в каждом политическом локалитете существуют собственные возможности для  политического участия и волеизъявления населения, а следовательно, складываются свои практики, конкретные политические институты и структуры, способы  их функционирования и другие параметры  организации политической жизни. Иными  словами, с этой точки зрения политика представляет собой разновидность  физического пространства, в одних  частях которого складываются, предположим, интенсивные политические отношения, а в других конкуренция за власть существенно ослаблена. Например, в  Москве могут приниматься важные политические решения, сталкиваться позиции  правящей и оппозиционной партий, и в то же время где-нибудь в  сельских районах Сибири, являющихся неотъемлемой частью российского государства, политическая активность населения  проявляется спорадически, от случая к случаю и по сути никак не влияет на расстановку сил, конкурирующих  между собой за влияние на Кремль. Или, предположим, в одном месте  столицы могут идти митинги оппозиции, а в других — люди будут лишь смотреть телерепортажи об этих событиях.

В силу этого политика обладает такими характеристиками, как глубина, ширина и длина, которые фиксируют географические пределы и параметры политического  пространства, предоставляющего людям  возможность бороться за власть. В  рамках такой географически протяженной  территории и возникают реальные конкурентные процессы, центры влияния  и оппонирования. Таким образом, точки реального политического  напряжения могут не совпадать с  официальными центрами власти, могут  находиться по отношению к ним  на разном удалении, обладать тем или  иным влиянием на государственные решения.

В том случае, если точки политической активности будут сильно разнесены  с официальными центрами государственной  власти и при этом не будут иметь  достаточной информационной связи, то политическое пространство такой  страны может стать «рыхлым», подверженным воздействию других государств и  центров политического влияния. Вот почему при всех прочих условиях государства с большой территорией, для того чтобы снизить возможности  сепаратизма и развала страны, должны уделять особое внимание проблемам (способам, путям) компенсации территориальной  разорванности политики. 

 

 

 

Темпоральные свойства политики

 

Способность политики разворачивать  свои процессы во времени объясняется  ее свойством темпоральности. Это  временное измерение политики демонстрирует  особый тип протяженности существования  ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов, государственных  и международных организаций.

 С одной стороны, политическое время качественно отличается от физического, астрономического времени. Ведь люди существуют в политике не только в более жестком, регламентированном режиме жизнедеятельности (например, лицам, избранным в парламент или выдвинутым в правительство, полномочия даются на строго определенный срок; граждане исполняют электоральные функции опять-таки в строго установленное время и т.д.). Помимо своей функциональной «жесткости» политическое время обладает способностью внезапно заканчиваться, «умирать моментальной смертью». Крах правящего режима, внезапная отставка министра, политическое убийство лидера — эти и подобные им факты говорят о чрезвычайной непредсказуемости временного завершения политических событий. Иначе говоря, у каждого субъекта существует собственный срок и ритм жизни в политике. А это ставит акторов перед необходимостью точнее соразмерять свои цели с предоставленными на время условиями, мобилизовывать и концентрировать для этого ресурсы, усилия, энергию.

С другой стороны, время в политике поистине многолико. Реальные политические процессы осуществляются сразу в  нескольких временных диапазонах:

1) в рамках реального времени  (в них политические события  воспринимаются непосредственно  с точки зрения их актуальной  завершенности);

2) в рамках исторического времени  (предполагающего более укрупненную  оценку происходящего в его  взаимосвязи с прошлыми событиями,  т.е. требующего обобщения фактов, определенной логики истолкования  эволюции группы политических  фактов);

3) в рамках эпохального времени  (оперирующего значительно более  масштабными критериями оценки  событий, приспособленными для  оценки больших этапов политической  истории не только отдельных  государств, но и континентов).

Таким образом, одно и то же политическое событие может иметь различные  временные координаты, если его измеряют то мгновениями, то состояниями целых  политических систем, эволюционирующих в истории человечества. Это свидетельствует  о том, что политическая реальность существует одновременно в разных временных, хрональных (от греч. hronos — время) полях, различающихся собственными диапазонами, а следовательно, и специфическими критериями оценки событий, фазами и  циклами внутреннего развития. Реальная политика есть пересечение временных  полей, предполагающих разную степень  интенсивности изменений.

Информация о работе Философия политики