Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:10, контрольная работа
Философия политики насчитывает две с половиной тысячи лет, однако до начала ХХ века её статус не был определён. Роль философии политики играли: философия государства, философия права, моральная философия. В философии политики сложилось две традиции. Одна ведёт свою историю от Аристотеля, другая – от Н. Макиавелли. Первая задаётся вопросом, какой политический режим является аутентичным- соответствует природе человека, служит его благу. Другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.
Введение
Понятие власти ( общественные отношения, признаки )
Политическая власть (признаки, сущность ).
Политика, как явление.
Государство, как организация политической власти.
Заключение.
Список литературы.
созидания действительности (проективная
функция). Политика способна формировать
новые отношения между людьми
и государствами, преобразовывать
действительность в соответствии с
планами различных политических
субъектов, создавать новые формы
организации социальной жизни, формировать
возможности для новых
Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений.
В целом же функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности.
Структура политики
Выполнение политикой столь
специфических функций
К несущим опорам политики относится прежде всего ее политическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть.
Важнейшим элементом структуры
политики является и политическое сознание.
В самом общем виде оно характеризует
зависимость политического
Еще одним структурным элементом
выступают политические отношения.
Они фиксируют специфические
особенности деятельности, направленной
на государственную власть, а также
устойчивый характер взаимосвязей общественных
групп между собой и с
Уровни организации политики
Политика как особая сфера жизнедеятельности
человека обладает способностью организовывать
свои порядки на различных уровнях
социального пространства. Так, регулируя
межгосударственные отношения или
связи национальных государств с
международными институтами (ООН, Евросоюзом,
НАТО и др.), политика выполняет роль
своеобразного глобально-
Конфликтные взаимоотношения внутри
отдельных государств формируют
уровень макрополитики. Это наиболее
распространенный и типичный уровень
организации межгруппового
На каждом уровне своего протекания политические процессы формируют специфические институты, отношения, механизмы и технологии рационализации конфликтов и регулирования споров.
Причем каждый уровень обладает
известной самостоятельностью, и
его особые механизмы не могут
«автоматически» использоваться для
разрешения конфликтов на ниже- или
вышестоящем уровне. Поэтому, например,
международные институты
Соответственно, каждый из этих уровней организации политики предполагает и особые способы изучения соответствующих процессов, создавая возможности даже для концептуализации отдельных отраслей и субдисциплин в политической науке (теории международных отношений, политическая регионалистика и т.д.).
Свойства политики
Структура политических свойств
Определенность политики как особой сферы человеческой жизнедеятельности непосредственно выражается в наличии у нее соответствующих, специфицирующих черт и характеристик. В своей совокупности они позволяют отличить политику от иных сфер общества, увидеть границы ее существования. Прежде всего, следует отметить онтологические, морфологические и процессуальные свойства политики.
Так, к онтологическим (раскрывающим сущностные черты данного типа человеческой активности) относится свойство конкурентности, демонстрирующее, что политическое взаимодействие является результатом столкновения различных групповых интересов и сопутствующих им норм и правил, ценностей и традиций, одним словом, самых разных компонентов властного противоборства. Важным свойством политики является и ее асимметричность, которая выражает не столько временный характер достигнутого между участниками политической игры баланса сил, сколько невозможность его постоянного поддержания, а следовательно, и подвижность отношений за политическую власть. В силу этого политика предстает как внутренне обратимое, принципиально неравновесное явление, в котором переплетены сознательные и стихийные действия, организация и дезорганизация, порядок и хаос, баланс и дисбаланс, стабильность и нестабильность, устойчивость и неустойчивость. На практике часто можно наблюдать, как тот или иной режим быстро переориентируется с защиты одних интересов и ценностей на поддержку и защиту противоположных, переходит от методов убеждения и внушения к использованию силовых, принудительных средств, утрачивает и вновь обретает легитимность.
Свойство проникновения
Политика, как уже говорилось, способна проникать в различные сферы социальной жизни, придавая тем или иным проблемам подлинно государственный масштаб. Это свойство инклюзивности свидетельствует о непостоянстве и подвижности круга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых.
Ведь как писал Ф. Брауд, «ничто по своей природе не является политическим и все им может стать»1. По этой причине, полагает Н. Фразер, «политизация социального» — неотъемлемый процесс в сложноорганизованных обществах.
Иными словами, наряду с признанием
проблем, требующих постоянного
участия государства в
Данное свойство политики превращает
искусство руководителей
Пространственные свойства политики
Неотъемлемым онтологическим свойством
политики является ее пространственность
(топологичность). Эта черта характеризует
политику как объемно-пространственную
среду, в которой деятельность борющихся
за власть сил локализована в определенных
точках, местах, участках территории. Причем
в каждом политическом локалитете существуют
собственные возможности для
политического участия и
В силу этого политика обладает такими
характеристиками, как глубина, ширина
и длина, которые фиксируют
В том случае, если точки политической
активности будут сильно разнесены
с официальными центрами государственной
власти и при этом не будут иметь
достаточной информационной связи,
то политическое пространство такой
страны может стать «рыхлым», подверженным
воздействию других государств и
центров политического влияния.
Вот почему при всех прочих условиях
государства с большой
Темпоральные свойства политики
Способность политики разворачивать
свои процессы во времени объясняется
ее свойством темпоральности. Это
временное измерение политики демонстрирует
особый тип протяженности
С одной стороны, политическое время качественно отличается от физического, астрономического времени. Ведь люди существуют в политике не только в более жестком, регламентированном режиме жизнедеятельности (например, лицам, избранным в парламент или выдвинутым в правительство, полномочия даются на строго определенный срок; граждане исполняют электоральные функции опять-таки в строго установленное время и т.д.). Помимо своей функциональной «жесткости» политическое время обладает способностью внезапно заканчиваться, «умирать моментальной смертью». Крах правящего режима, внезапная отставка министра, политическое убийство лидера — эти и подобные им факты говорят о чрезвычайной непредсказуемости временного завершения политических событий. Иначе говоря, у каждого субъекта существует собственный срок и ритм жизни в политике. А это ставит акторов перед необходимостью точнее соразмерять свои цели с предоставленными на время условиями, мобилизовывать и концентрировать для этого ресурсы, усилия, энергию.
С другой стороны, время в политике поистине многолико. Реальные политические процессы осуществляются сразу в нескольких временных диапазонах:
1) в рамках реального времени
(в них политические события
воспринимаются
2) в рамках исторического
3) в рамках эпохального времени
(оперирующего значительно
Таким образом, одно и то же политическое событие может иметь различные временные координаты, если его измеряют то мгновениями, то состояниями целых политических систем, эволюционирующих в истории человечества. Это свидетельствует о том, что политическая реальность существует одновременно в разных временных, хрональных (от греч. hronos — время) полях, различающихся собственными диапазонами, а следовательно, и специфическими критериями оценки событий, фазами и циклами внутреннего развития. Реальная политика есть пересечение временных полей, предполагающих разную степень интенсивности изменений.