Философия политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Философия политики насчитывает две с половиной тысячи лет, однако до начала ХХ века её статус не был определён. Роль философии политики играли: философия государства, философия права, моральная философия. В философии политики сложилось две традиции. Одна ведёт свою историю от Аристотеля, другая – от Н. Макиавелли. Первая задаётся вопросом, какой политический режим является аутентичным- соответствует природе человека, служит его благу. Другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

Содержание

Введение
Понятие власти ( общественные отношения, признаки )
Политическая власть (признаки, сущность ).
Политика, как явление.
Государство, как организация политической власти.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ.docx

— 89.22 Кб (Скачать)

Каждый временной диапазон имеет  свои точки отсчета, обладает своими возможностями «сжатия» и «переноса» событий. Так, в кризисных процессах, в истории тех или иных государств (организаций) можно выделять различные  этапы их формирования и развития. «Судьбоносные» события в масштабе повседневности, будучи помещены в  иное измерение, меняют свое значение. Например, большевистскую революцию 1917 г. в России современники называли «октябрьским переворотом», рассматривая его как  эпизод в борьбе за власть. Впоследствии приверженцы марксизма, героизировав это событие, стали рассматривать  его как «величайшее событие XX века». В то же время многие противники советского режима оценивали его  в более широком историческом масштабе как пролог становления  столь характерного для России очередного деспотического режима.

Дать точную оценку происходящему (и произошедшему), прибавив достоверности  собственным ощущениям, можно, лишь корректно соединяя масштабы представлений. По сути дела, только осваивая научную  логику, человек способен отделить основное от наносного, рационально  и непредвзято представить череду важнейших событий и тем самым  прозреть будущее. 

 

 

Морфологические свойства политики

 

Морфологические свойства отражают базовые  особенности строения и источники  формообразования политики. В этом смысле наиболее важным свойством является наличие элитарных и неэлитарных  кругов как основных субъектов политики, чьи акции (поступки) и интеракции (взаимодействия) в сфере публичной  власти и формируют сферу политической жизни.

Каждая из указанных групп населения  выполняет специализированные функции: элиты — по представлению интересов  населения и осуществлению управления государством и обществом; неэлитарные  группы — по влиянию на отбор  элит, контролю за их деятельностью, по воздействию на коррекцию проводимого  государством курса.

 В силу этого политика формируется как результат взаимодействия властвующих и подвластных, как плод соучастия управляющих и управляемых, итог контактирования профессионалов и непрофессионалов. Причем на разных стадиях и фазах политического процесса (например, при принятии решений или смене политического режима посредством выборов) может меняться характер и степень согласования их действий, набор выполняемых ими функций, их удельный вес и значение.

Как будет показано далее, многие представители  различных школ и теоретических  направлений в политической мысли  нередко абсолютизируют значение одного из двух субъектов политики. Элитисты, к примеру, настаивают на том, что  массовые слои населения не нужны  для производства политики. Эгалитаристы же, напротив, полагают, что массы  способны самостоятельно формировать  поле политики, не прибегая к услугам  групп, осуществляющих специальные  функции управления обществом. Однако практика дает более убедительные аргументы  в пользу необходимости и элитарных, и неэлитарных слоев для осуществления  политики.

Одним из таких подтверждений является тот факт, что элитарные и неэлитарные  слои соединяет система представительства  социальных интересов, наличие которых  также характеризует базовые  свойства политики. Последняя, представляя  собой слой специализированных ассоциаций (партий, групп давления и т.п.) и  их отношений, показывает, что реализация политических целей не осуществляется непосредственно широкими социальными  слоями, а предполагает наличие особых объединений и лиц, призванных профессионально  выражать и защищать интересы населения.

Таким образом, необходимость и  неизбежность постоянного выявления  и реализации интересов населения  превращает политику в глобальный механизм представления социальных запросов и потребностей групп. При этом реально  сложившиеся технологические приемы и способы такого представления  интересов нередко влияют на степень  их реализации больше, чем сами конкретные требования людей. 

 

Процессуальные свойства политики

 

Данная группа свойств характеризует  политику как особый тип человеческой деятельности. Сложность, а временами  и неясность взаимоотношений  элиты и неэлиты, непредсказуемость  последствий рационально предпринимаемых  действий, наличие разнонаправленных  движений и многие другие аналогичные  факты, свидетельствующие об остроте  и интенсивности конкуренции  за государственную власть, — все  эти факторы придают политике характер динамичного явления, обусловливают  исключительную быстроту политических перемен, делают ее исключительно изменчивой. Политика представляет собой наиболее интенсивно меняющуюся, внутренне подвижную  область общественной жизни, где  постоянно сталкиваются энтузиазм  и апатия, подъем и упадок, возбуждение  и депрессия. Подобные переломы создают  возможность исключительно быстрого, а то и внезапного крушения статусов субъектов, изменения норм и правил политической игры, сужения или расширения объемов политических явлений.

Можно привести немало примеров того, как в одночасье рушились казавшиеся вечными империи и режимы, как  круто менялись судьбы отдельных  стран и политиков. Даже в новейшей политической истории России можно увидеть, как внезапно и непредсказуемо для населения страны, росчерком пера трех руководителей прекратил свое существование СССР; как летом 1991 г. в столице внезапно появились танки ГКЧП и как через короткое время на обломках советской империи возник новый, ориентированный на демократические ценности режим и т.д.

В то же время важно отметить, что  все, даже самые стремительные, политические изменения, как правило, являются следствием реализации определенных целей и  ценностей, программ и концептов, учений и настроений действующих в политике сил. Иными словами, политика органически  связана с опосредованием любых  действий институтов, групп, структур, органов власти, оппозиции и других субъектов теми или иными идейными целями, дающими качественную оценку настоящему и будущему, предполагающими  ту или иную направленность в проектировании общественных отношений.

Таким образом, с процессуальной точки  зрения политика представляет собой  совокупность идейно ориентированных  действий разнообразных субъектов. Наиболее отчетливо это свойство проявляется в столкновениях  целей и программ правящих и оппозиционных  партий; курса властей, не пользующегося  поддержкой населения, и народных ожиданий; противоположности поляризованных политических культур и идеологий  и т.д.

 

Взаимоотношения политики с другими  сферами общества 

 

Характер отношений политики с другими сферами общественной жизни

 

Понимание природы и специфических  свойств политики неизбежно предполагает осознание ее связей и отношений  с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, художественной культуры, политика и сама оказывает на них  определенное воздействие, обретая  при этом новые свойства и качества.

В настоящее время в политической науке предпринимается немало попыток  утвердить одностороннюю зависимость  политики от иных сфер общественной жизни  или данных сфер от политики. При  сохранении случаев морализации  политики, утверждения ее исключительной зависимости от права, культуры, религии  или экономики все же в большинстве  своем ученые предпочитают учитывать  двойственный характер ее взаимоотношений  с другими областями жизни  — причинно-следственный и функциональный.

В частности, причинно-следственные отношения  раскрывают степень детерминированности  политики (как в целом, так и  ее отдельных сторон и аспектов) экономическими, правовыми, нравственными  или иными факторами. 

Характерно, однако, что, наряду с такой  гиперболизацией причинных связей политики, в научной мысли сформировались и идеи ее самодетерминированности, т.е. практической независимости от других областей жизни. Такие подходы  присущи, в частности, ряду элитаристских  концепций, авторы которых видят  в «правящем классе» самодостаточный  источник формирования политических отношений.

В свою очередь, функциональные связи  и отношения политики с другими  сферами жизни отражают их взаимозависимость  как определенных регулятивных подсистем  общества, обладающих собственными средствами разрешения конфликтов, стабилизации социальных порядков, интеграции общества. Иначе говоря, политика, наряду с  другими общественными подсистемами, рассматривается как специфический  способ решения социальных проблем, предлагающий для этого собственные  приемы, техники, процедуры. Например, решение тех или иных конфликтов возможно не только военными средствами, но и путем применения политических методов; при этом поиск компромисса, который способен устранить острые формы противоборства, может осуществляться и под влиянием экономических  факторов и осуждения противоборствующих сторон общественным мнением и т.д. 

 

 

 

Политика и экономика

 

Политика, как уже сказано, формируется  на пересечении ряда исторических тенденций, и потому сущностные причины ее возникновения  не могут быть объяснены исключительно  экономическими причинами. В целом  экономические процессы не являются «прародителями» политической сферы. Зависимость от них сказывается  на содержании деятельности конкретных политических систем и режимов правления. Так, слабо развитая экономика, как  правило, предполагает централизацию  власти и усиливает авторитарные тенденции. Экономический же рост, повышение  доходов на душу населения в целом  способствуют развитию демократических  тенденций.

В основном экономика оказывает  то или иное воздействие на политику через социальную сферу, т.е. определяя  материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым  дифференциацию социальных статусов их членов. В то же время как разновидность  властно-государственного принуждения  политика сохраняет значительные регулятивные способности воздействия на экономические  процессы. И прежде всего в тех  ситуациях, когда та или иная хозяйственная  проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать  интересы значительной части населения  или всего государства. В этом смысле характер политического влияния  на экономику может быть трояким: позитивным, негативным или нейтральным. 

Так, в настоящее время в России без целенаправленной помощи государства  в принципе невозможно сформировать прочный рыночный сектор в экономической  жизни страны, сделать его системообразующим  сегментом всей экономической сферы. Вместе с тем политическое влияние  определенных оппозиционных сил  направлено на придание противоположного характера деятельности государства, которое, по их мнению, призвано заниматься преимущественно непосредственным регулированием экономических связей, вытесняя тем самым рыночные структуры  на периферию экономических отношений.

Потребности современного общественного  развития, необходимость демонополизации  и демилитаризации российской экономики, борьба с коррупцией и теневой  экономикой однозначно требуют повышения  роли политических методов регулирования  этих сторон экономических процессов. В то же время в зоне мелкого  и семейного бизнеса, в сфере  развития предпринимательства и  других секторах экономики, где сегодня  можно руководствоваться внутриэкономическими стимулами, принципами самоорганизации, государственно-политические методы должны уступать свое место иным формам социального  регулирования. В любом случае политические методы регулирования должны использоваться лишь в тех секторах экономики, где  не хватает внутренних источников самодвижения или требуются серьезные трансформации  сложившихся порядков. 

 

Политика и право

 

Как относительно самостоятельные  сферы общественной жизни политика и право формируются на основе влияния множества общественных факторов и не могут зависеть лишь от взаимного воздействия друг на друга. По сути дела, их взаимоотношения  определяются особенностями присущих им способов регулирования социального  порядка и технологий применения государственной власти.

По существу политика как средство упрочения публичной власти по природе  своей рассчитана на некое превышение законодательных полномочий субъектов, выступающих от лица государства. Эта  способность политики поддерживается возможностью ее структур и институтов опираться не только на правовые механизмы, но и на непосредственную поддержку  населения, его отдельных слоев, способных собственными средствами поддерживать правительство, партии, лидеров  и т.д. Подобная неформальная поддержка  населения, являясь показателем  соотношения политических сил, и  заставляет власти зачастую считаться  с ней больше, чем с нормами  законов.

Такое положение свидетельствует  о том, что политика всегда учитывает  влияние реальных, а не формальных социальных центров, тех сил, которые  способны практически воздействовать на перераспределение ресурсов и  принятие решений. Иными словами, политика прежде всего ориентирована на реальные ресурсы и силу участников, оспаривающих власть, а не на их формальные статусы. Поэтому, например, находившиеся в «розыске»  чеченские авторитеты в свое время  признавались почти что официальными партнерами федерального Центра, а  регионы, нарушающие российскую Конституцию, не испытывают правовых последствий  таких действий, обладая должным  весом при принятии важных для  Кремля решений, и т.д. 

В свою очередь, система правового  регулирования изначально сориентирована на регулирование всего социального  пространства в целом, без выделения  каких-либо групповых приоритетов. Не случайно главной регулятивной установкой в правовой сфере выступает равенство  всех слоев населения и граждан  перед законом. В этом смысле для  права ничего не значат ни групповая  солидарность, ни статусные интересы, ни локальные ценности, ни реальное влияние того или иного субъекта на власть. 

Опыт многих стран показывает, что  правящие круги не только не подчиняются  законам, но и активно используют их для борьбы с политическими  соперниками. Например, в нашей стране политические противники сталинского  и брежневского режимов объявлялись  уголовными преступниками, испытывая  на себе всю мощь репрессивного аппарата. И лишь в правовых государствах, где существуют мощные механизмы  предотвращения произвола правящих кругов, исключена монополизация  власти той или иной группой населения, в них сложились традиции гражданской  активности, право выступает основным ориентиром политической деятельности, фактором, накладывающим ограничения  на неприемлемые для большинства  общества приемы политического противоборства, борьбы за власть.

Информация о работе Философия политики