Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:13, методичка
Сборник содержит методические рекомендации по преподаванию курса физики по учеб-никам Анциферова Л.И. «Физика: Механика, термодинамика и молекулярная физика. 10 кл.» и «Физика: Электродинамика и квантовая физика. 11 кл.» в рамках широкомасштабного эксперимента по переходу к профильной школе. В него включены программа курса, примерное поурочное планирование, а также рекомендации по изучению материала, включенного в проект Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).
Введение 1
Соответствие обязательной компоненты курса проекту Федерального компонента госу-дарственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уро-
вень) 3
Программа курса физики для 10 – 11 классов 6
Примерное поурочное планирование, 10 класс 13
Примерное поурочное планирование, 11 класс 27
«Допущено МО РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учеб-
ников Л.И.Анциферова «Физика-10», «Физика-11» для 10-11 классов ОУ при органи-
зации изучения физики на базовом и профильном уровнях» 02.04.2004
М.Ю. Демидова В.А. Коровин
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕПОДАВАНИЮ ФИЗИКИ В 10-11 КЛАССАХ
2004
Аннотация
Сборник содержит методические рекомендации по преподаванию курса физики по учеб-никам Анциферова Л.И. «Физика: Механика, термодинамика и молекулярная физика. 10 кл.» и «Физика: Электродинамика и квантовая физика. 11 кл.» в рамках широкомасштаб-ного эксперимента по переходу к профильной школе. В него включены программа курса, примерное поурочное планирование, а также рекомендации по изучению материала, включенного в проект Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1
Соответствие обязательной компоненты курса проекту Федерального компонента госу-дарственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уро-
вень) 3
Программа курса физики для 10 – 11 классов 6
Примерное поурочное планирование, 10 класс 13
Примерное поурочное планирование, 11 класс 27
ВВЕДЕНИЕ
Комплект учебников Л.И. Анциферова «Физика: Механика, термодинамика и моле-кулярная физика. 10 кл.» и «Физика: Электродинамика и квантовая физика. 11 кл.» пред-назначен для преподавания физики в классах естественнонаучного профиля (в которых профильными предметами являются те или иные естественные науки, например, химия, биология, экология, физическая география и т.п.), в разнообразных технологических про-филях (в которых профильными предметами являются, например, информационные тех-нологии, электро-и радиотехника, сельскохозяйственная техника и т.д.), а также оборон-но-спортивном профиле (профильный предмет — ОБЖ).
В таких классах содержание
школьного курса физики тесно
связано с профильными
В учебном плане на изучение физики целесообразно выделять не менее 3 учебных часов в неделю, добавляя к базовой составляющей (2 учебных часа в неделю) дополни-тельное время за счет часов компонента образовательного учреждения.
Программой и учебником предусмотрено два уровня обучения:
Право выбора работы на любом уровне предоставляется ученику.
Обязательный материал
курса немного превышает
В обязательной части курса учащиеся изучают основы физических теорий с необходимым минимумом законов физики. Уровень обучения позволяет рассмотреть структуру физической теории, основные положения, следствия и практическое применение теории, границы ее применимости.
Уровень повышенной трудности в большинстве своем содержит вопросы, входящие в профильный уровень федерального компонента стандарта образования по физике. Материал здесь изучается более глубоко и с бóльшим привлечением математического аппарата. Кроме того, учащиеся подробнее знакомятся с идеей фундаментальности законов двух типов: жестко детерминированных и статистических, с новыми представлениями о пространстве-времени, структуре материи.
Двухуровневое построение программы и учебника позволяют использовать учебный комплект Л.И. Анциферова в классах, не имеющих единого для всех учащихся профиля обучения. В этом случае можно организовать работу двух групп учащихся, изучающих физику на различных уровнях: в соответствии с обязательной компонентой курса и в соответствии с компонентой повышенного уровня.
Кратко остановимся на основных идеях построения курса физики Л.И. Анциферова, особенностях отбора и структурирования содержания физического образования. В содержание курса включены следующие теории: механика, термодинамика, молекуляр-но-кинетическая теория, электродинамика, теория относительности, квантовая физика. В основу отбора содержания положены следующие принципы:
S методологических;
S о физической картине мира;
S о месте физики в современном мире.
Физическая теория занимает центральное место в содержании курса. Изучение теории построено таким образом, чтобы знания усваивались учащимися не как рядорасполо-женные, а с учетом существующих между ними связей и иерархии.
2
Методологические знания
включены в канву предметных знаний,
что позволяет осуществить
Изучение материала осуществляется крупными блоками. Блок представляет собой дозу учебного материала, обеспечивающую знания учащихся по логически законченному вопросу. Блок включает систему понятий и связей (а не отдельные понятия или законы), т.е. представляет собой более крупные структуры по сравнению с традиционными вопро-сами (параграфами учебника). Объединение материала в блоки позволяет организовать обучение, при котором учащиеся осознают необходимость введения понятий и их генети-чески исходную всеобщую связь. Здесь легче воспроизвести связи и свойства объектов в моделях. Блочное построение учебного материала позволяет показать роль и место от-дельных понятий в изучаемой области знаний, обобщить то, что уже изучено, и приме-нить к тому, что будет изучаться. В этом случае понимание общих принципов стимулиру-ет познавательную активность школьников.
Программа и учебник ориентируют на понимание учащимися изучаемых понятий, на их умение раскрывать содержание понятий по обобщенному плану. Обобщенные планы включены в консультацию 1 учебника для 10-го класса.
В учебнике имеются задачи разных типов. Фронтальные лабораторные работы, яв-ляющиеся составной частью отдельных параграфов, включаются в канву предметных зна-ний. Предусмотрено проведение фронтальных лабораторных работ как иллюстративным, так и эвристическим приемами.
В связи с наличием двух уровней обучения предусмотрены два уровня обработки учащимися экспериментальных данных при выполнении лабораторных работ и решении экспериментальных задач. Сведения об измерениях и обработке экспериментальных дан-ных приведены (подробно, с примерами) в консультации 3 учебника для 10-го класса.
Соответствие обязательной компоненты курса проекту федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базо-вый уровень).
В приведенной ниже таблице указаны главы и параграфы учебников 10 и 11 класса комплекта Л.И. Анциферова, в которых даны наиболее важные определения указанных в стандарте элементов содержания.
В комплект учебников 2001-2003 годов издания не охватывает следующие разделы стандарта: «Методы научного познания» (частично) и «Элементы астрофизики». Для этих разделов приведены дополнительные источники информации.
Содержательные элементы, входящие
в базовый уровень |
Представление соответствующих содержательных элементов в учебниках физики Л.И. Анциферова 1 Дополнительные источники информации для изуче-ния вопросов, не вошедших в учебники Л.И. Анци-ферова |
ФИЗИКА И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | |
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других мето-дов познания. |
Горелов А.А. Концепция современного естествозна-ния. — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000, глава 3, стр. 47-50. |
Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов |
Метод измерения – учебник 10 кл., консультация 3. Горелов А.А. Концепция современного естествозна-ния. — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000, глава 3, стр. 38-46. |
1 В таблице приведены параграфы учебников, в которые включен теоретический материал о соответствую-щих дидактических единицах физического знания.
3
Научные гипотезы. Физические законы. Физиче-ские теории. |
Введено в содержание курса. Научные гипотезы, физические законы и теории рассматриваются в раз-личных разделах курса в рамках изучения основных теорий |
Границы применимости физических законов и тео-рий. |
Введено в содержание курса. Границы применимо-сти рассматриваются в тексте учебника для всех ос-новных законов. |
Принцип относительности. |
Учебник 11 кл., § 14.1 |
Основные элементы физической картины мира. |
Учебник 11 кл., стр 343 - 345 Горелов А.А. Концепция современного естествозна-ния. — М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000, глава 3, стр. 52-54. |
МЕХАНИКА | |
Механическое движение и его
виды. Прямолиней-ное |
Учебник 10 кл., глава 1, § 3.1, 3.2, 3.4. |
Принцип относительности Галилея. |
Учебник 11 кл., § 14.1 |
Законы динамики |
Учебник 10 кл., § 4.1, 4.3, 4.6, |
Всемирное тяготение. |
Учебник 10 кл., § 4.5 |
Законы сохранения в механике. |
Учебник 10 кл., § 5.1, 5.3 |
Предсказательная сила законов классической меха-ники. |
Учебник 10 кл., глава 7-9 |
Успехи механики в изучении движения небесных тел и развитии космонавтики |
Учебник 10 кл., § 14.1,14.2, 14.3 |
Границы применимости классической механики. |
Учебник 10 кл., глава 6 |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА | |
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. |
Учебник 10 кл., глава 17 |
Абсолютная температура как мера средней кинети-ческой энергии теплового движения частиц веще-ства |
Учебник 10 кл., §19.1, 27.2 |
Модель идеального газа. Давление газа. |
Учебник 10 кл., §27.1 |
Уравнение состояния идеального газа. |
Учебник 10 кл., § 20.1 |
Первый закон термодинамики. |
Учебник 10 кл., §23.1 |
Порядок и хаос. Необратимость тепловых процес-сов. |
Учебник 10 кл., §23.2, глава 28 |
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. |
Учебник 10 кл., §33.1-33.5. |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | |
Элементарный электрический заряд. Закон сохра-нения электрического заряда. |
Учебник 11 кл., §2.1, 2.8, 2.9 |
Электрическое поле. |
Учебник 11 кл., §2.2, 2.3 |
Электрический ток. |
Учебник 11 кл., § 4.1 |
Носители электрического заряда в различных сре-дах. |
Учебник 11 кл., § 6.1, 7.1, 8.1, 9.1, 10.1 |
Магнитное поле тока. |
Учебник 11 кл., §2.4, 2.5 |
Явление электромагнитной индукции. |
Учебник 11 кл., § 2.6 |
Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитное поле. |
Учебник 11 кл., § 2.10 |
Электромагнитные волны. |
Учебник 11 кл., § 12.1, 12.2 |
Волновые свойства света. |
Учебник 11 кл., § 12.3, 12.4, 12.5 |
Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. |
Учебник 11 кл., § 12.6, 12.9, 13,4, 13.5 |
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА И ЭЛЕМЕНТЫ АСТРОФИЗИКИ | |
Гипотеза Планка о квантах. Фотон. |
Учебник 11 кл., § 18.1, 18.2, |
Фотоэффект. |
Учебник 11 кл., § 17.5 |
Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. |
Учебник 11 кл., § 18.3, 18.5 |
Соотношение неопределенностей Гейзенберга. |
Учебник 11 кл., § 18.4 |
4
Планетарная модель атома. |
Учебник 11 кл., § 17.2 |
Квантовые постулаты Бора |
Учебник 11 кл., § 17.3 |
Лазеры. |
Учебник 11 кл., § 18.7 |
Модели строения атомного ядра. |
Учебник 11 кл., §19.2 |
Ядерные силы. |
Учебник 11 кл., §19.5 |
Дефект массы и энергия связи ядра. |
Учебник 11 кл., §19.1 |
Ядерная энергетика. |
Учебник 11 кл., §20.1 |
Влияние ионизирующей радиации на живые орга-низмы. Доза излучения. |
Учебник 11 кл., §20.4, 20.5 |
Закон радиоактивного распада и его статистиче-ский характер. |
Учебник 11 кл., §19.4 |
Элементарные частицы. |
Учебник 11 кл.,.1, 21.2 |
Фундаментальные взаимодействия. |
Физика. 11 кл./ под ред А.А. Пинского — М.: Просве-щение, 2002, § 91 |
Солнечная система. |
Засов А.В., Кононович Э.В. «Астрономия» - М.: Просвещение, 2002, § 16, 19, 20 |
Звезды и источники их энергии |
Засов А.В., Кононович Э.В. «Астрономия» - М.: Просвещение, 2002, § 22 (1, 2, 3, 4), 23.3 |
Гипотезы о происхождении и эволюции звезд. |
Засов А.В., Кононович Э.В. «Астрономия» - М.: Просвещение, 2002, § 27, 31 |
Галактика. Вселенная. |
Засов А.В., Кононович Э.В. «Астрономия» - М.: Просвещение, 2002, § 32 |
Современные представления о строении и развитии Вселенной. |
Засов А.В., Кононович Э.В. «Астрономия» - М.: Просвещение, 2002, § 34 |
Кроме приведенных в таблице источников информации можно использовать следующую литературу: