Рабочая программа по физике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:13, методичка

Описание работы

Сборник содержит методические рекомендации по преподаванию курса физики по учеб-никам Анциферова Л.И. «Физика: Механика, термодинамика и молекулярная физика. 10 кл.» и «Физика: Электродинамика и квантовая физика. 11 кл.» в рамках широкомасштабного эксперимента по переходу к профильной школе. В него включены программа курса, примерное поурочное планирование, а также рекомендации по изучению материала, включенного в проект Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уровень).

Содержание

Введение 1
Соответствие обязательной компоненты курса проекту Федерального компонента госу-дарственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (базовый уро-
вень) 3
Программа курса физики для 10 – 11 классов 6
Примерное поурочное планирование, 10 класс 13
Примерное поурочное планирование, 11 класс 27

Работа содержит 1 файл

Методические рекомендации к преподаванию физики в 10-11 классах .doc

— 438.50 Кб (Скачать)

Опыт Герца. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн: отражение, преломление, полное отражение. Закон преломления. Принцип Гюйгенса.

Дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация электромагнитных волн. Рент-геновское излучение.

Энергия электромагнитных волн. Распространение волн. Стоячие  волны.

Принцип радиотелефонной  связи. Модуляция и детектирование. Простейший радио-приемник. Понятие о телевидении. Понятие о радиолокации.

Оптические приборы. Линзы. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Очки. Дифракционная  решетка.

Фронтальные лабораторные работы

34) Определение показателя преломления стекла.

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ  ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (4/8 ч)

Обобщение законов механики и электродинамики. Принцип относительности  Гали-лея. Электромагнитные явления  в разных инерциальных системах отсчета.

Понятие о теории относительности. Постулаты Эйнштейна. Преобразования Лорен-ца. Механика Ньютона как предельный случай СТО (принцип соответствия).

Относительность промежутков времени и длин. Интервал. Релятивистский закон сложения скоростей.

Закон взаимосвязи массы и энергии. Импульс и сила в СТО, связь между релятиви-стским импульсом и энергией.

10

 

Представление об общей теории относительности. Принцип  эквивалентности Экспериментальное подтверждение справедливости общей теории относительности.

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА 1. Корпускулярно-волновая природа света и вещества (12/16 ч)

Распределение энергии в спектрах поглощения и  испускания. Линейчатые спектры. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома.

Постулаты теории Бора. Излучение (поглощение) света веществом. Кванты света. Модель атома водорода по Бору. Экспериментальные подтверждения квантовой природы света: опыт Боте, опыт Франка и герца, эффект Комптона.

Фотоэлектрический эффект и его законы. Опыты А.Г.Столетова. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Корпускулярно-волновые свойства электромагнитного излучения. Опыт Юнга.

Корпускулярно-волновая природа вещества. Гипотеза де Бройля. Принцип неопределенности Гейзенберга. Способность микрообъектов проявлять корпускулярные и волновые свойства. Состояния атома водорода.

Лазеры, физические основы их работы. Спектральный анализ. Спектральные приборы.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Наблюдение линейчатого спектра испускания.
  2. Наблюдение спектров поглощения.
  3. Изучение квантового характера возбуждения атомов неона.

2. Атомное ядро. Использование ядерной  энергетики. Элементарные частицы (15/22 ч)

Состав атомного ядра. Протон, нейтрон. Изотопы. Энергия связи  атомных ядер. Радиоактивность. а-, Р- распад, у- излучение при а- и |3- распадах. Законы сохранения энергии, массового числа и заряда в ядерных реакциях. Энергетический выход ядерных реакций. Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Ядерные силы. Обменный характер ядерных сил.

Деление ядер урана, цепная реакция. Ядерный реактор. Термоядерная реакция. Проблема термоядерного синтеза. Использование радиоактивных изотопов в медицине, археологии и т.д. Понятие о дозе излучения. Последствия облучения человека ионизирующим излучением. Экологические проблемы ядерной энергетики.

Понятие элементарной частицы. Приборы для изучения микрочастиц: циклотрон, масс-спектрограф. Методы регистрации элементарных частиц: счетчик Гейгера, камера Вильсона, пузырьковая камера, метод толстослойных фотоэмульсий. Классификация элементарных частиц.

ЭЛЕМЕНТЫ  АСТРОФИЗИКИ (5/8 ч)

Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Галактика. Внегалактические туманности и «красное смещение» в их спектрах. Строение и эволюция Вселенной.

ОБОБЩАЮЩИЕ  ЗАНЯТИЯ (4/4 ч)

  1. Физика и научно-технический прогресс
  2. Ограниченность природных ресурсов. Экологически чистые источники энергии.
  3. Современная научная картина мира.

ЛАБРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ (16 ч)4

12. Определение электроемкости конденсатора  баллистическим методом.

4 Из предлагаемого перечня работ учителем выбираются работы исходя из имеющегося оборудования и затрат учебного времени.

11

 

  1. Исследование разряда конденсатора через резистор.
  2. Определение индуктивности катушки баллистическим методом.
  3. Изучение температурной зависимости сопротивления металлов и полупроводни-ков.
  4. Снятие вольт-амперной характеристики полупроводникового диода.
  5. Изучение транзистора.
  6. Расчет и изготовление добавочного резистора для вольтметра.
  7. Расчет и изготовление шунта для амперметра.
  8. Определение индуктивности катушки (емкости конденсатора) по индуктивному (емкостному) сопротивлению цепи переменного тока.
  9. Изучение зависимости КПД трансформатора от нагрузки (сопротивления потре-бителя).
  10. Определение емкости (индуктивности) мостовым методом.
  11. Измерение диэлектрической проницаемости жидкости методом резонанса.
  12. Изучение резонанса
  13. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.

ОБОБЩАЮЩЕЕ  ПОВТОРЕНИЕ (6/16 ч)

12

 

ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс

Поурочное планирование рассчитано на 105/175 учебных часов (3/5 уроков в неде-лю). Для каждого урока указана тема, основное содержание учебного материала (ОСУМ), примерные типы задач и домашнее задание для учащихся. Номера задач приведены по «Сборнику вопросов и задач по физике: для 10-11 классов общеобразовательных учреж-дений» А.Н Малинина (М.: Просвещение, 2002). Сквозная нумерация уроков и номер уро-ка в теме приведена для планирования на 105 учебных часов. Уроки повышенной компо-ненты, рассчитанные на 175 учебных часов в год, выделены в тексте курсивом и обозна-чены как дополнительные (доп). В содержании уроков обязательной компоненты матери-ал повышенного образовательного уровня также выделен курсивом. Он может использо-ваться в рамках расширенного изучения или для самостоятельных занятий учащихся, ин-тересующихся физикой.

ФИЗИКА  И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ УPОКИ 1/ 1 –4/4. Методы научного познания

ОСУМ. Естественные науки и физика как одна из них. Классификация научных методов познания и их отличия от других методов познания. Понятие об экспериментальных и теоретических методах. Моделирование в физике. Понятие о научных гипотезах, физиче-ских законах и физических теориях.

Hа дом. Записи в тетрадях, работа с дополнительными источниками информации.

МЕХАНИКА

1. Основные  понятия кинематики (12/15 ч)

УPОКИ 5/1 –6/2 Механические явления. Задачи механики.

ОСУМ. Актуализация знаний о механических явлениях, полученных в основной школе. По-нятие о механике и ее разделах: кинематики и динамике. Основные понятия механики: мате-риальная точка, изолированная система, взаимодействие, сила. Повторение материала по схе-мам 1.1-1.8. Решение задач из задания 1.1.

Hа дом. Глава 1, задачи из задания 1.1 по усмотрению учителя.

УPОК 7/3. Перемещение.

ОСУМ. Перемещение как векторная величина. Траектория и длина пути. Сравнение длины пути, расстояния и модуля перемещения. Hа дом. §2.1, М №7, 5.

УPОК 8/4. Скорость – векторная величина. Ускорение. ОСУМ. Повторение понятий: скорость равномерного движения, средняя скорость. Мгновен-ная скорость. Выполнение экспериментального задания 2.3. Ускорение. Единица ускорения. Понятие равноускоренного движения.

Hа дом. §2.2, 2.3, М № 9, 18, 27.

УPОК 9/5. Система отсчета. Сложение векторов. Сложение перемещений.

ОСУМ. Понятие системы отсчета: тело отсчета, система координат и часы. Определение проекции вектора на ось координат. Знак проекции. Упражнения на нахождение проекций пе-ремещения, скорости и ускорения на оси координат. Сложение векторов. Применение сложе-ния векторов к нахождению перемещения.

Hа дом. §2.4, 2.5, задание 2.2 №1, 2.

УPОК 10/6. Относительность скорости.

13

 

ОСУМ. Относительность скорости движения от выбора системы отсчета. Закон сложения скоростей. Решение задач на закон сложения скоростей. Hа дом. § 2.6, М№ 30, 33, 35.

УPОК (ДОП) Решение задач.

ОСУМ. Решение задач на определение средней скорости, применение закона сложения ско-ростей типа М № 11, 21, 32, 38. Hа дом. «Самое важное в главе «Основные понятия кинематики», М№ 16, 36, 40.

УPОК 11/7. Скорость равноускоренного движения.

ОСУМ. Ускорение при равноускоренном движении. Формула для определения скорости при равноускоренном движении. Графики зависимости скорости равномерного и равноуско-ренного движения от времени.

Самостоятельная работа по решению типовых задач  второй главы.

Hа дом. § 3.1, задание 3.2

УPОК 12/8. Уравнение равноускоренного движения.

ОСУМ. Формула для определения перемещения при равноускоренном движении. За-пись формулы в проекциях на ось ОХ. Вывод формулы зависимости перемещения от вре-мени для равноускоренного движения. Основные закономерности равноускоренного движения. Разбор ситуации задания 3.3.

Hа дом. § 3.2, задание 3.4

УPОК 13/9. Лабораторная работа «Изучение равноускоренного движения» ОСУМ. Лабораторная работа проводится по описанию в учебнике. Протокол работы вы-

полняется под  руководством учителя. Hа дом. М№43, 46, 49.

УPОК 14/10. Ускорение свободного падения.

ОСУМ. Свободное падение тел – пример равноускоренного движения. Величина ускорения свободного падения. Уравнения равноускоренного движения для свободного падения. Реше-ние экспериментальной задачи №2 приложения 1.3. на стр.343 учебника.

Hа дом. § 3.3, М № 88, 97, 99.

УPОК 15/11. Решение задач.

ОСУМ. Решение задач по основам кинематики с целью усвоения изученных закономерно-стей: на определение параметров равномерного движения, закон сложения скоростей, равно-ускоренное движение, свободное падение тел, графики зависимости кинематических величин от времени типа М№ 34, 47, 67, 75, 102, 110.

Hа дом. Самое важное в главе «Равноускоренное прямолинейное движение», М№37, 50, 68, 76, 103, 112, подготовка к уроку контроля знаний.

УPОК (ДОП – 2 ЧАСА). Решение задач

ОСУМ. Решение задач на применение основных уравнений кинематики к случаям равномер-ного и равноускоренного движения тел. Hа дом. Задачи повышенной сложности

УPОК 16/12. Урок контроля знаний.

ОСУМ. Контроль усвоения основных элементов темы «Основы кинематики»: перемещение, скорость, ускорение, сложение векторных величин, проекции векторных величин на ось, сис-тема отсчета, закон сложения скоростей, основные закономерности и формулы, описывающие равноускоренное движение, ускорение свободного падения; решение задач на применение изученных в рамках темы уравнений.

2. Основы динамики. Законы сохранения  в механике (16/20 ч)

14

 

УPОК 17/1. Первый закон Ньютона.

ОСУМ. Опыты Галилея. Явление инерции. Инерциальные системы отсчета.

Hа дом. § 4.1, М № 142, 145, 147, 149.

УPОК (ДОП) Закон Гука.

ОСУМ. Изучение Р. Гуком упругих деформаций. Закон Гука. Жесткость пружины. Выпол-нение лабораторной работы «Измерение жесткости пружины». Задание 4.2. Hа дом. § 4.2, М № 276, 277, 280.

УPОК 18/2. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

ОСУМ. Опыты по рисунку 4.4 учебника. Формулировка второго закона Ньютона. Единица силы в СИ. Опыты по рисунка 4.6 и 4.7 учебника. Формулировка третьего закона Ньютона. Задание 4.4.

Hа дом. § 4.3, 4.6, М №158, 160, 162.

УPОК 19/3. Закон всемирного тяготения.

ОСУМ. Опытные факты, лежащие в основе закона всемирного тяготения. Формулиров-ка закона всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Опыты Г. Кавендиша по измерению силы всемирного тяготения. Масса как мера инертных и гравитационных свойств тел. Сила тяжести.

Hа дом. § 4.5, М № 197, 200, 201.

УPОК 20/4. Сложение сил.

ОСУМ. Сложение сил. Понятие равнодействующей силы. Выполнение лабораторной рабо-ты «Изучение правила сложения сил». Hа дом. § 4.6, М № 169, 171.

УPОК 21/5. Решение задач.

ОСУМ. Повторение основных вопросов темы «Основы динамики» решение задач на при-менение второго закона Ньютона, закона Гука и закона всемирного тяготения типа М№168, 200, 287.

Hа дом. «Самое главное в главе «Основы динамики», М №167, 199, 286.

УPОК 22/6. Урок контроля знаний.

ОСУМ. Устный (или письменный) контроль усвоения основных вопросов темы «Осно-вы динамики». Самостоятельная работа по решению задач.

УPОК 23/7. Закон сохранения импульса.

ОСУМ. Импульс тела. Единица импульса. Закон сохранения импульс в изолированной сис-теме. Решение задач типа М№ 324, 327, 330. Hа дом. § 5.1, М № 325, 329, 331.

УPОК (ДОП) Упругое и неупругое взаимодействие.

ОСУМ. Основные закономерности упругого и неупругого взаимодействия тел. Разбор задач задания 5.1 Hа дом. § 5.2, задание 5.2 № 1-4

УPОК (ДОП) Решение задач.

ОСУМ. Решение задач на применение закона сохранения импульса типа М№333, 336, 337. Выполнение лабораторной работы «Изучение неупругого взаимодействия» Hа дом. М № 326, 332, 334.

УPОК 24/8. Закон сохранения энергии.

ОСУМ. Потенциальная энергия взаимодействия тела с Землей, кинетическая энергии дви-жения тела. Уравнение для закона сохранения энергии для тела, движущегося в поле тяжести Земли. Единица энергии.

Hа дом. § 5.3, М № 357, 361, 362.

УPОК 25/9. Энергия сжатой или растянутой пружины.

15

 

ОСУМ. Опыты по рисункам 5.7 и 5.9 учебника. Формула для потенциальной энергии сжа-той или растянутой пружины. Закон сохранения энергии для механических систем, взаимо-действующих силами тяготения или силами упругости. Решение задач задания 5.3.

Информация о работе Рабочая программа по физике