Инновации в методике обучения физике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Цель работы: изучить и охарактеризовать педагогические инновации и их роль в российском образовании, а также в системе образования города Каменска-Уральского.
Исторически сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. И по этой причине многие родители отдают своих детей в развивающиеся, инновационные школы, считая это лучшим для их детей. Но нужно не забывать, что если ваш ребенок слабый, он может не осилить программу такой школы, и для него было бы лучше учиться в обычной. Поэтому в наше время проблема выбора школа стала наиболее актуальной.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
Рассмотреть ключевые понятия темы исследования «Новое», «Новшество», «Инновация», «Педагогическая инноватика», «Инновационный процесс».
На основе изучения различной литературы выявить роль инновационных процессов в образовании.
Рассмотреть профессиональную подготовку учителей для участия в инновационной деятельности.
Изучить мнения руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.
Рассмотреть открытие городских экспериментальных площадок, изучить и сравнить их деятельность за последние годы.

Содержание

Введение …………………………………………………3
§ 1. Педагогическая инноватика: теоретические и исторические аспекты. ……………………………………………5
§ 2. Инновационные процессы в образовании: основные понятия …………………………………………………13
§ 3. Интерактивный метод обучения: один из видов инноваций в образовании ……………………………………19
§ 4. Характеристика и анализ инновационных процессов в образовании г. Каменска-Уральского ………………………25
Заключение ………………………………………………42
Список использованной литературы ………………43
Приложения ……………………………46

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Мониторинг реализации эксперимента осуществляется по направлениям:

  1. Учебный процесс в патриотическом образовании школьника.
  2. Анализ условий реализации эксперимента.
  3. Интеграция урочной и внеурочной деятельности.
  4. Социализация выпускников.

В рабочие программы педагогов внесены коррективы, в педагогической практике педагогами используются новые инновационные формы обучения, ориентированные на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности школьников, развитие мышления, гражданственности, нравственных качеств личности, эстетической культуры. Широко внедряется активное обучение, направленное на получение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения, формулирование собственных оценочных суждений.

Реализация содержательных линий ГОС НРК  (социально-экономическая, правовая культура) осуществлялась через  предметы учебного плана:

- пожарно-спасательный  спорт (5-11 класс);

- введение в профессию  пожарного (10-11 класс);

- основы государства и права (10-11 класс);

- история Урала (8 класс);

- мы и наш город  (3-4 класс);

- окружающий мир (1-4 класс).

Мониторинг применения новых подходов к формированию патриотического сознания, духовно-нравственных качеств личности обучающихся в учебном процессе осуществлялся через посещение уроков, срезовые контрольные работы, анализ мероприятий.

Учебный план кадетских  классов неотрывно связан с системой дополнительного образования. Система дополнительного образования предусматривает проведение занятий во второй половине дня, и включает в себя изучение программы детских объединений:

-строевая подготовка;

- пожарно-спасательный  спорт;

- спортивное ориентирование;

- спортивные игры.

В школе разработан календарь  мероприятий:

- торжественная церемония «Посвящение в кадеты» при Главе города;

- спартакиада кадет;

- зимние олимпийские  игры кадет;

- военно-патриотическая  игра «Зарница»;

- конкурсы боевых листков,  плакатов и газет патриотической  направленности;

- соревнования «Школа  безопасности»;

- конкурсы военно-патриотической песни;

- профильная смена  в лагере с дневным пребыванием  детей в летний период и  другие.

Учащиеся школа активные участники социально-значимых проектов и акций, военно-спортивных и интеллектуальных соревнований и конкурсов областного, окружного и городского уровней: «Безопасный город», месячник №Защита населения от ЧС», №Улыбнись, солдат», «Пограничный марш», «Дорогами добрых дел», «День семьи» и т.д.

Целесообразность профильной подготовки обучающихся (пожарно-спасательный) подтверждается и результатами участия в различных состязаниях:

- 3 место в соревнованиях  памяти Г.П. Кунавина;

- 3 место в военизированной  эстафете первенства города среди  казаков станицы «Каменская»4

- 2 место на окружных  и 8 место на областных соревнованиях  по ПСС.

В рамках реализации программы  ГЭП разработана и реализуется  программа взаимодействия деятельности различных структур и ведомств, заинтересованных в патриотическом образовании подростков. Так, например, военкомат города привлекает кадет для участия в различных мероприятиях, консультация допризывной молодежи, общественная организация Союз «Чернобыль» -  проведение совместных акций памяти погибшим Чернобыльцам, РОСТО ДОСААФ – участие кадет в военно-спортивных городских мероприятиях, обучение на базе РОСТО парашютно-десантному спорту. Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище – участие кадет в фестивале «Патриоты России» на базе училища, ежегодно в летний и зимний период. И т.д.

Практика реализации программы ГЭП  показала необходимость  разработки Положений «О награждении кадет отличительными знаками за успехи в учебе, спорте, общественных делах», «О наставничестве», которые были разработаны в анализируемый период времени.

Основным результатом  реализации проекта можно считать  и то, что выпускники кадетских классов продолжают обучение по выбранному профилю обучения. Так, в 2008 году среди выпускников основной школы 15% пошли учиться в профильные СПО, 47% в профильный 10 класс, среди выпускников 11 классов 36% в профильный ВУЗ, 4% в профильное учреждение СПО.

В качестве проблем участниками  эксперимента определено следующее:

- отсутствие развитой  системы курсовой подготовки  организаторов патриотического образования и воспитания на базе ИРРО, областного педагогического колледжа;

- отсутствие городской целевой программы по патриотическому образованию;

- слабое привлечение  в реализацию программы ГЭП  родителей;

- инертность мышления  части работников;

- недостаточность финансирования.

В качестве задач на следующий  этап эксперимента поставлены:

- расширение спектра взаимодействия с образовательными учреждениями данного направления через сеть Интернет;

- привлечение социальных  партнеров;

- изменение организационной  культуры школы, привлечение родителей  обучающихся для решения управленческих задач в части планирования и анализа деятельности при реализации программы эксперимента.

Работа всех ГЭП была представлена  на городской консалтинг-презентации  деятельности городских экспериментальных площадок в марте 2009 года.

В этом же параграфе рассмотрим профессиональную подготовку учителей и, что делают для ее реализации.

В рамках работы экспериментальной  площадки были проведены следующие мероприятия:

- стажерская площадка  для учителей начальной школы  «Современное понимание реализации преемственности между начальным и средним звеном системы образования»;

- стажерская площадка  для учителей начальной школы  «Современное  понимание реализации преемственности между начальным и средним звеном системы образования;

- семинар «Активизация  мыслительной деятельности учащихся  в процессе работы на уроках в начальной школе с использованием ИКТ»;

- заседание научно-методического  совета по проблеме «Развитие  новых форм и методов довузовской  подготовки старшеклассников»;

- участие в работе  выставки «Инновации в системе  образования Свердловской области» с моделью математического сопровождения инновационного развития математического образования в Лицее;

- участие в работе 3-й Региональной научно-практической  конференции с международным  участием «Информационные и коммуникационные  технологии в образовании» «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» с докладом на тему: «Реализация проекта «Школа интеллекта» в городе Каменске-Уральском»

На основании аналитических  справок, полученных из муниципальных  образовательных учреждений, являющихся городскими экспериментальными площадками, можно сделать вывод, что инновационные процессы осуществляются в соответствии с программой  деятельности городских экспериментальных площадок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

В данной работе мы изучили и охарактеризовали педагогические инновации и их роль в российском образовании, а также в системе образования города Каменска-Уральского. Рассмотрели следующие понятия такие, как новое, новшество, инновация, педагогическая инноватика, инновационный процесс и т.д. Более подробно охарактеризовали педагогическую инноватику. Узнали, что педагогическая инноватика находится сегодня в стадии становления. Изучили отношения учителей к нововведениям, а так же их профессиональную подготовку.

На основе изучения различной литературы выявили роль инновационных процессов в образовании. И, считая нужным, выделили интерактивный метод, как эффективный метод реализации нововведений на уроках. Для данного вида обучения мотивация является основным условием, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющих затруднения и проблемы, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода. При использовании интерактивного обучения роль преподавателя меняется. Учитель лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время  и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом учащиеся больше вовлечены в процесс обучения, что дает в следствии улучшенные результаты.

В заключительном параграфе мы привели примеры открытий городских экспериментальных площадок в городе Каменске-Уральском, изучили и сравнили их деятельность за последние годы. В ходе анализа предоставленных справок, полученных из муниципальных образовательных учреждений, являющихся городскими экспериментальными площадками, можно сделать вывод, что инновационные процессы осуществляются в соответствии с программой  деятельности городских экспериментальных площадок. Так же в городе Каменск- Уральском по полученным данным, реализованы площадки для профессиональной подготовки педагогов. То есть проводятся специальные семинары для повышения квалификации учителей и знакомства их с инновационными процессами в образовании.

Таким образом, все поставленные задачи были изучены и в последующей  курсовой работе будут дополнены  и доработаны.

Список литературы

 

 

 

Книга, изданная одним автором

 

1.1. Апатова К.В. Информационные технологии в школьном образовании. М, 1994.

1.2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактичес.сий аспект. — М., 1982.

1.3. Гершуиский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М, 1987.

1.4. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1984.

1.5. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993.

1.6. Каменецкий С. Е.  Теория и методика обучения физики в школе. Частные вопросы. Академия. 2000г. 384 ст

1.7. Карташов П. И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. — М., 1984

1.8. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.

1.9. Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. — М., 1995.

1.10. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.

1.11. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. - 2005.- с. 198.

1.12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационнокоммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с.

1.13. Селевко AS. Современные информационно-технические средства в школе. М.: Народное образование, 2002.

1.14. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М, 1984.

1.15. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c

1.16. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. — М., 1991.

Книга, изданная несколькими авторами

 

2.1 Абалуев Р.Н., к.п.н., Астафьева Н.Г., д.п.н., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А., к.п.н. Интернет-технологии  в  образовании:  Учебно-методическое  пособие.  Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002.

2.2. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Агентство образования адм. Краснояр. края, Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. - Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.

2.3.. Кинелев, В., Коммерс, П., Коцик, Б. (2004). Информационные и коммуникационные технологии в среднем образовании. Информационный меморандум ИИТО ЮНЕСКО. ИИТО, Москва, 2004.

2.4. Пит Коммерс, Маргрит Симмерлин. Информационные и коммуникационные технологии для среднего образования. Специализированный учебный курс. / П.Коммерс, М.Симмерлинг. – М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2005. С. 128.

2.5. Степанов В.К., Моисеева М.В. Электронные библиотеки в образовании: Программа специализированного учебного курса. – М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. 16 с.

 

Энциклопедии (интернет ресурсы)

Информация о работе Инновации в методике обучения физике