Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:39, курсовая работа
Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Цель работы: изучить и охарактеризовать педагогические инновации и их роль в российском образовании, а также в системе образования города Каменска-Уральского.
Исторически сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. И по этой причине многие родители отдают своих детей в развивающиеся, инновационные школы, считая это лучшим для их детей. Но нужно не забывать, что если ваш ребенок слабый, он может не осилить программу такой школы, и для него было бы лучше учиться в обычной. Поэтому в наше время проблема выбора школа стала наиболее актуальной.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
Рассмотреть ключевые понятия темы исследования «Новое», «Новшество», «Инновация», «Педагогическая инноватика», «Инновационный процесс».
На основе изучения различной литературы выявить роль инновационных процессов в образовании.
Рассмотреть профессиональную подготовку учителей для участия в инновационной деятельности.
Изучить мнения руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.
Рассмотреть открытие городских экспериментальных площадок, изучить и сравнить их деятельность за последние годы.
Введение …………………………………………………3
§ 1. Педагогическая инноватика: теоретические и исторические аспекты. ……………………………………………5
§ 2. Инновационные процессы в образовании: основные понятия …………………………………………………13
§ 3. Интерактивный метод обучения: один из видов инноваций в образовании ……………………………………19
§ 4. Характеристика и анализ инновационных процессов в образовании г. Каменска-Уральского ………………………25
Заключение ………………………………………………42
Список использованной литературы ………………43
Приложения ……………………………46
Мониторинг реализации эксперимента осуществляется по направлениям:
В рабочие программы педагогов внесены коррективы, в педагогической практике педагогами используются новые инновационные формы обучения, ориентированные на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности школьников, развитие мышления, гражданственности, нравственных качеств личности, эстетической культуры. Широко внедряется активное обучение, направленное на получение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения, формулирование собственных оценочных суждений.
Реализация содержательных линий ГОС НРК (социально-экономическая, правовая культура) осуществлялась через предметы учебного плана:
- пожарно-спасательный спорт (5-11 класс);
- введение в профессию пожарного (10-11 класс);
- основы государства и права (10-11 класс);
- история Урала (8 класс);
- мы и наш город (3-4 класс);
- окружающий мир (1-4 класс).
Мониторинг применения новых подходов к формированию патриотического сознания, духовно-нравственных качеств личности обучающихся в учебном процессе осуществлялся через посещение уроков, срезовые контрольные работы, анализ мероприятий.
Учебный план кадетских классов неотрывно связан с системой дополнительного образования. Система дополнительного образования предусматривает проведение занятий во второй половине дня, и включает в себя изучение программы детских объединений:
-строевая подготовка;
- пожарно-спасательный спорт;
- спортивное ориентирование;
- спортивные игры.
В школе разработан календарь мероприятий:
- торжественная церемония «Посвящение в кадеты» при Главе города;
- спартакиада кадет;
- зимние олимпийские игры кадет;
- военно-патриотическая игра «Зарница»;
- конкурсы боевых листков,
плакатов и газет
- соревнования «Школа безопасности»;
- конкурсы военно-патриотической песни;
- профильная смена
в лагере с дневным
Учащиеся школа активные участники социально-значимых проектов и акций, военно-спортивных и интеллектуальных соревнований и конкурсов областного, окружного и городского уровней: «Безопасный город», месячник №Защита населения от ЧС», №Улыбнись, солдат», «Пограничный марш», «Дорогами добрых дел», «День семьи» и т.д.
Целесообразность профильной подготовки обучающихся (пожарно-спасательный) подтверждается и результатами участия в различных состязаниях:
- 3 место в соревнованиях памяти Г.П. Кунавина;
- 3 место в военизированной
эстафете первенства города
- 2 место на окружных
и 8 место на областных
В рамках реализации программы ГЭП разработана и реализуется программа взаимодействия деятельности различных структур и ведомств, заинтересованных в патриотическом образовании подростков. Так, например, военкомат города привлекает кадет для участия в различных мероприятиях, консультация допризывной молодежи, общественная организация Союз «Чернобыль» - проведение совместных акций памяти погибшим Чернобыльцам, РОСТО ДОСААФ – участие кадет в военно-спортивных городских мероприятиях, обучение на базе РОСТО парашютно-десантному спорту. Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище – участие кадет в фестивале «Патриоты России» на базе училища, ежегодно в летний и зимний период. И т.д.
Практика реализации программы ГЭП показала необходимость разработки Положений «О награждении кадет отличительными знаками за успехи в учебе, спорте, общественных делах», «О наставничестве», которые были разработаны в анализируемый период времени.
Основным результатом реализации проекта можно считать и то, что выпускники кадетских классов продолжают обучение по выбранному профилю обучения. Так, в 2008 году среди выпускников основной школы 15% пошли учиться в профильные СПО, 47% в профильный 10 класс, среди выпускников 11 классов 36% в профильный ВУЗ, 4% в профильное учреждение СПО.
В качестве проблем участниками эксперимента определено следующее:
- отсутствие развитой системы курсовой подготовки организаторов патриотического образования и воспитания на базе ИРРО, областного педагогического колледжа;
- отсутствие городской целевой программы по патриотическому образованию;
- слабое привлечение в реализацию программы ГЭП родителей;
- инертность мышления части работников;
- недостаточность
В качестве задач на следующий этап эксперимента поставлены:
- расширение спектра взаимодействия с образовательными учреждениями данного направления через сеть Интернет;
- привлечение социальных партнеров;
- изменение организационной
культуры школы, привлечение
Работа всех ГЭП была
представлена на городской консалтинг-
В этом же параграфе рассмотрим профессиональную подготовку учителей и, что делают для ее реализации.
В рамках работы экспериментальной площадки были проведены следующие мероприятия:
- стажерская площадка для учителей начальной школы «Современное понимание реализации преемственности между начальным и средним звеном системы образования»;
- стажерская площадка для учителей начальной школы «Современное понимание реализации преемственности между начальным и средним звеном системы образования;
- семинар «Активизация
мыслительной деятельности
- заседание научно-
- участие в работе выставки «Инновации в системе образования Свердловской области» с моделью математического сопровождения инновационного развития математического образования в Лицее;
- участие в работе
3-й Региональной научно-
На основании аналитических справок, полученных из муниципальных образовательных учреждений, являющихся городскими экспериментальными площадками, можно сделать вывод, что инновационные процессы осуществляются в соответствии с программой деятельности городских экспериментальных площадок.
Заключение
В данной работе мы изучили и охарактеризовали педагогические инновации и их роль в российском образовании, а также в системе образования города Каменска-Уральского. Рассмотрели следующие понятия такие, как новое, новшество, инновация, педагогическая инноватика, инновационный процесс и т.д. Более подробно охарактеризовали педагогическую инноватику. Узнали, что педагогическая инноватика находится сегодня в стадии становления. Изучили отношения учителей к нововведениям, а так же их профессиональную подготовку.
На основе изучения различной литературы выявили роль инновационных процессов в образовании. И, считая нужным, выделили интерактивный метод, как эффективный метод реализации нововведений на уроках. Для данного вида обучения мотивация является основным условием, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющих затруднения и проблемы, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода. При использовании интерактивного обучения роль преподавателя меняется. Учитель лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом учащиеся больше вовлечены в процесс обучения, что дает в следствии улучшенные результаты.
В заключительном параграфе мы привели примеры открытий городских экспериментальных площадок в городе Каменске-Уральском, изучили и сравнили их деятельность за последние годы. В ходе анализа предоставленных справок, полученных из муниципальных образовательных учреждений, являющихся городскими экспериментальными площадками, можно сделать вывод, что инновационные процессы осуществляются в соответствии с программой деятельности городских экспериментальных площадок. Так же в городе Каменск- Уральском по полученным данным, реализованы площадки для профессиональной подготовки педагогов. То есть проводятся специальные семинары для повышения квалификации учителей и знакомства их с инновационными процессами в образовании.
Таким образом, все поставленные задачи были изучены и в последующей курсовой работе будут дополнены и доработаны.
Список литературы
Книга, изданная одним автором
1.1. Апатова К.В. Информационные технологии в школьном образовании. М, 1994.
1.2. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактичес.сий аспект. — М., 1982.
1.3. Гершуиский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М, 1987.
1.4. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. — М., 1984.
1.5. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993.
1.6. Каменецкий С. Е. Теория и методика обучения физики в школе. Частные вопросы. Академия. 2000г. 384 ст
1.7. Карташов П. И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. — М., 1984
1.8. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.
1.9. Подымова Л. С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. — М., 1995.
1.10. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. М.: Центр «Педагогический поиск», 2007.
1.11. Рапацевич, Е. С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е. С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. - 2005.- с. 198.
1.12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационнокоммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 208 с.
1.13. Селевко AS. Современные информационно-технические средства в школе. М.: Народное образование, 2002.
1.14. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М, 1984.
1.15. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c
1.16. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. — М., 1991.
Книга, изданная несколькими авторами
2.1 Абалуев Р.Н., к.п.н., Астафьева Н.Г., д.п.н., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Вязавова О.В., Кулешова Н.А., Уметский Л.Н., Шешерина Г.А., к.п.н. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002.
2.2. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Агентство образования адм. Краснояр. края, Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. - Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.
2.3.. Кинелев, В., Коммерс, П., Коцик, Б. (2004). Информационные и коммуникационные технологии в среднем образовании. Информационный меморандум ИИТО ЮНЕСКО. ИИТО, Москва, 2004.
2.4. Пит Коммерс, Маргрит Симмерлин. Информационные и коммуникационные технологии для среднего образования. Специализированный учебный курс. / П.Коммерс, М.Симмерлинг. – М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2005. С. 128.
2.5. Степанов В.К., Моисеева М.В. Электронные библиотеки в образовании: Программа специализированного учебного курса. – М.: Изд. дом «Обучение-Сервис», 2006. 16 с.
Энциклопедии (интернет ресурсы)