Инновации в методике обучения физике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Цель работы: изучить и охарактеризовать педагогические инновации и их роль в российском образовании, а также в системе образования города Каменска-Уральского.
Исторически сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. И по этой причине многие родители отдают своих детей в развивающиеся, инновационные школы, считая это лучшим для их детей. Но нужно не забывать, что если ваш ребенок слабый, он может не осилить программу такой школы, и для него было бы лучше учиться в обычной. Поэтому в наше время проблема выбора школа стала наиболее актуальной.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
Рассмотреть ключевые понятия темы исследования «Новое», «Новшество», «Инновация», «Педагогическая инноватика», «Инновационный процесс».
На основе изучения различной литературы выявить роль инновационных процессов в образовании.
Рассмотреть профессиональную подготовку учителей для участия в инновационной деятельности.
Изучить мнения руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.
Рассмотреть открытие городских экспериментальных площадок, изучить и сравнить их деятельность за последние годы.

Содержание

Введение …………………………………………………3
§ 1. Педагогическая инноватика: теоретические и исторические аспекты. ……………………………………………5
§ 2. Инновационные процессы в образовании: основные понятия …………………………………………………13
§ 3. Интерактивный метод обучения: один из видов инноваций в образовании ……………………………………19
§ 4. Характеристика и анализ инновационных процессов в образовании г. Каменска-Уральского ………………………25
Заключение ………………………………………………42
Список использованной литературы ………………43
Приложения ……………………………46

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

В рамках работы ГЭП Лицей  тесно взаимодействует с РТФ  УГТУ-УПИ, для защиты проектов в конкурсе радиотехнического факультета «Золотой самородок» были приглашены учащиеся 11 класса Шипицин Иван и Паламарчук Сергей. Для учащихся 10 классов была проведена летняя сессия, цель которой познакомить школьников с современными условиями подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, со специальностями РТФ, организация курсовой подготовки по профильным предметам. Стоит особо отметить, что на летней сессии, кроме учащихся Лицея № 10 обучались учащиеся Средних школ № 4, 15.

Таким образом, осуществляется целевая подготовка выпускников Лицея № 10 за счет средств ПО «Октябрь», направленных на конкурсной основе на обучение в УГТУ-УПИ на РТФ.

В соответствии с Программой ГЭП в Лицее № 10 с 2008 года функционирует «Школа интеллекта». Основная идея состоит в том, что в Школу производится набор учащихся 7-9 классов, имеющих склонности и интересы к точным наукам. Основные направления деятельности «Школы интеллекта»:

- освоение методов  исследования и проектирования;

- освоение навыков  конструктивного решения проблемных  ситуаций;

- развитие стратегического  мышления;

Развитие коммуникативных, организаторских способностей;

- повышение самооценки  детей;

- создание условия  для осознания учащимися своих  личных и профессиональных перспектив;

- приобретение навыков  презентации, самопрезентации.

В дальнейшем  регулярная работа Школы позволит выявлять и  поддерживать одаренных учащихся, развивать их интеллектуальные и творческие способности, поддерживать научно-исследовательские интересы учеников, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты.

В период с 5 ноября по 11 ноября 2008 года (осенние каникулы)

                 с 8 января по 12 января 2009 года (зимние каникулы)

                 с 23 марта по 27 марта 2009 года (весенние каникулы)

были проведены занятия  по математике, физике и информатике для учащихся 7,8 классов школ города. Занятия посетили учащиеся школ № 1,4,5,14,15,17,19,20,22,25,34,35.

С 8 июня по 25 июня (летние каникулы) занятия организованы для  следующих групп школьников школ города 7у,8у (углубленный уровень), 7б,8б (базовый уровень). Общее количество учащихся 60 человек.

В рамках работы ГЭП была проведена интеллектуальная математическая игра «Гонка за лидером» для учащихся 7 классов городских школ.

Основной целью игры являлось удовлетворение интеллектуальных и социальных потребностей одаренных детей, отработка новых педагогических и социальных технологий, обеспечивающих эффективную социализации подростков, формирование в среде учащихся ценности интеллектуального творчества и мотивации к учению. В игре принимали участие команды учащихся 7 классов (по 4 человека) следующих МОУ: 1,4,3,5,15,16,22,31,38,10.

Результаты игры: 1 место  – Лицей № 10, 2 место – школа  № 22, 3 место – школа № 4. На следующий 2009-2010 учебный год наряду с каникулярными  очными занятиями планируется организация заочного выполнения контрольных работ в течение учебного года.

Для муниципальной системы  образования эксперимент по консолидации учащихся среднего звена, как интеллектуального  потенциала города, является новым. К занятиям в «Школе интеллекта» привлекаются опытные учителя города и преподаватели ВУЗов. Для оперативного взаимодействия предполагается создание сайта в сети Интернет, который будет предоставлять возможности дистанционного обучения, оперативного взаимодействия, получения широкого спектра тематической информации на уровне единого образовательного пространства. Создание сайта «Школы интеллекта» позволит обеспечить получение и отправку годовых контрольных работ, оперативное получение результатов, рецензий и консультаций, возможность ознакомления и использования дидактических материалов, новостей, дополнительной образовательной информации, участие в форумах, высказывание пожеланий.

Таким образом, Лицей  № 10 является консолидирующим, пилотным образовательным учреждением, по сути ресурсным центром непрерывного образования. Переход к инновационному типу взаимодействия сам по себе приобретает мотивирующий характер для участников проекта. Практика первого года реализации программы ГЭП показала что образовательные учреждения, попадающие в категорию потенциальных участников проекта, заинтересованы в развернутом информационном обмене, дающем право получить оперативную информацию о ходе проекта, о возможности участия в нем, включая право голоса при обсуждении актуальной тематики и др. Такой подход позволяет создать комфортные условия для вхождения в проект новых участников.

Существуют и возможные  опасения по программе реализации проекта. Администрация образовательных учреждений города выражает опасения потери контингента обучающихся, часть педагогов, задействованных в программе ГЭП, считают преждевременным использование сети Интернет в широких масштабах, часть участников эксперимента считают, что рано говорить о будущем профессиональном выборе на уровне 7-8 классе. Опрос участников эксперимента по результатам первого года показал, что отмечается значительное повышение учебной мотивации учащихся,  рост позитивного отношения родителей учащихся. В целом, 70% удовлетворены результатами эксперимента, 15% ответили «скорее да, чем нет». 

  1. «Школа полного дня»,  (МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3 16», второй этап эксперимента.

Целью данного этапа  эксперимента была реализация на практике новой модели организации образовательного процесса, внедрение продуктивных педагогических технологий обучения и воспитания, мониторинг состояния здоровья и качества образования.

В части нормативно-правового  обеспечения на данном этапе эксперимента были внесены изменения в образовательную программу школы. В соответствии с результатами социологических исследований, социальным заказом, в качестве главного направления развития школы определено – создание системы гражданско-патриотического образования. В качестве одной из концептуальных идей построения образовательного пространства школы определялось обновление содержания образования путем интеграции изучаемых дисциплин и программ дополнительного образования. К сожалению, в связи и сокращением количество часов на дополнительное образование, задача интеграции изучаемых дисциплин и программ дополнительного образования не реализована.

В части научно-методического  направления деятельности разработаны и реализуются программы «Одаренные дети», «Экология души, среды и тела», «СемьЯ», «Здоровье».

Для обеспечения здоровьесберегающих  условий оборудована зона отдыха (кабинет №16), медицинские мероприятия интегрированы в школьную систему: витаминизация питания, кислородный коктейль, своевременная вакцинация.

В целях организации  деятельности учащихся во второй половине дня  организована деятельность детского разновозрастного объединения «Солнышко», расширены формы работы, включающие творческую и поисковую деятельность детей, виды совместной деятельности. Планируется создание школьного координационного совета по взаимодействию с детскими общественными организациями вне школы, городскими клубами, другими ОУ.

В 2007-2008 учебном году школу  полного дня посещали 76 учащихся. Из них 50 первоклассников, 26 учащихся 2,3 классов. Качество обучения учащихся, посещающих ШПД, составило 58%, что на 6,1% больше, чем в целом по начальной школе. Однако, обозначилась проблема: у детей, посещающих ШПД, ниже показатели качества чтения. Перед педагогами, работающими в ШПД поставлена задача совершенствования методов работы по отработке навыка чтения с детьми, посещающими школу полного дня.

В целом, по итогам второго  этапа программы эксперимента реализованы следующие задачи:

- сформировано образовательное  пространство, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

- объединены в единый  функциональный комплекс образовательный  и оздоровительный процессы;

- созданы условия для  самовыражения, самоопределения  каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека;

- реализуется комплекс  мер по социальной защите детства;

- обеспечивается взаимодействие с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья;

- в школе полного  дня внедрены современные педагогические  технологии обучения;

- расширяется и углубляется  система внешних связей школы,  создана система взаимодействия и сотрудничества школы, семьи, социума, спортивно-оздоровительных учреждений и организаций.

Не реализовано:

- объединение учебной  и внеучебной сфер деятельности  обучающегося в условиях учебного сообщества.

  1. «Создание модели гражданского образования в школе» (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза летчика-космонавта П.И. Беляева» - второй этап эксперимента.)

Целями и задачами анализируемого этапа программой эксперимента было определено:

- создание в школе  благоприятной среды для самоопределения личности учащихся в условиях демократического общества;

- реализация проекта  по гражданскому образованию  в школе;

- апробирование программ, педагогических технологий, методов  обучения и воспитания;

- участие детей, родителей, учителей по внеклассных и внешкольных мероприятиях гражданско-правовой направленности;

- разработка и осуществление  совместных проектов родителей  и детей по социально-значимым проблемам;

- создание условий  наиболее эффективного использования  программ;

- оформление необходимой  документации, записей, наблюдений  и промежуточных результатов эксперимента.

 Обновление содержания образования на данном этапе состояло в введении в учебный план 9 классов элективных курсов: «Предпрофильная правовая подготовка», «Культура мира: толерантность и миролюбие», для учащихся третьей ступени: «право для каждого», «Современная молодежь в зарубежных странах», «Культура мира. Толерантность. Миролюбие».

Самыми значительными  достижениями в работе школы в  рамках экспериментальной площадки на данном этапе являются результаты учащихся в различных интеллектуальных состязаниях: 2 место в городской научно-практической конференции с проектом «Судьба будущего России в руках современной молодежи», в городской гуманитарной игре «Умники и умницы»: «Наше Отечество: история, литература, искусство», 1 место в городском конкурсе сочинений «Что значит быть культурным человеком», 1,3 место в городском конкурсе  социальной рекламы книги «Читай.Мечтай.Взрослей», 3 место в городском конкурсе «Мы выбираем будущее», 4 место в городской научно-практической конференции с проектом «Государственная финансовая политика Петра 1. Структура и формирование».

С целью совершенствования  кадрового потенциала организована курсовая переподготовка кадров по образовательным программам: «Инновационные технологии управления воспитательной деятельностью в условиях современного общества» (Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования г. Москва), «Инновационные формы работы с семьей на современном этапе развития образования», «правовые пространства ОУ», ИРРО, «Правонарушения в ОУ, виды, причина, профилактика» ИРРО.

С целью повышения  результативности деятельности педагогов  в период эксперимента  были сформированы творческие группы:

- по развитию краеведческого направления в школе; 

- по экологическому  воспитанию;

- по участию в городской  экспедиции «Великой победе –  65 лет!»

- по организации и  проведению городского мероприятия  для жителей микрорайона к Дню народного единства «Путешествие по городам России»;

- по организации и  проведению мероприятий, посвященных  Дню космонавтики «Космический калейдоскоп».

Педагогами–экспериментаторами разработаны методические разработки, апробированные  в ходе опытно-экспериментальной работы, такие как: «Судьба писателя: война и эмиграция» (библиотечный час), Гореленко О.А., внеклассное мероприятие «Героями не рождаются» Рыжкова М.И., «День Победы», спортивный праздник, Воробьева В.П., «Испытай себя» (военно-спортивный урок-праздник), «Имена, опаленные войной» (классный час), Ершова Е.Г., «Вспомним всех поименно», праздничное мероприятие, Земцова Н.А., сценарий праздничного «Огонька для ветеранов», Степанова Е.С., Урок письма «Письма с фронта», Григорьева М.В., а также методические разработки 9 открытых уроков гражданско-патриотической направленности по различным предметам.

  1. «Система военно-патриотического образования в современной школе» (МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38) – второй этап эксперимента.

В качестве задач анализируемого этапа было определено:

- привести в соответствие  нормативно-правовое, кадровое, пограммно-0методическое, ресурсное обеспечение;

- сформировать учебный  план кадетских классов;

- выработать новые  подходы к формированию патриотического  сознания, духовно-нравственных качеств  личности обучающихся;

- формирование социальной  и коммуникативной компетентности  школьников средствами всех учебных дисциплин;

- разработать программу  взаимодействия деятельности различных  структур и ведомств, заинтересованных  в патриотическом воспитании  подростков.

Информация о работе Инновации в методике обучения физике