Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:39, курсовая работа
Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Цель работы: изучить и охарактеризовать педагогические инновации и их роль в российском образовании, а также в системе образования города Каменска-Уральского.
Исторически сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. И по этой причине многие родители отдают своих детей в развивающиеся, инновационные школы, считая это лучшим для их детей. Но нужно не забывать, что если ваш ребенок слабый, он может не осилить программу такой школы, и для него было бы лучше учиться в обычной. Поэтому в наше время проблема выбора школа стала наиболее актуальной.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
Рассмотреть ключевые понятия темы исследования «Новое», «Новшество», «Инновация», «Педагогическая инноватика», «Инновационный процесс».
На основе изучения различной литературы выявить роль инновационных процессов в образовании.
Рассмотреть профессиональную подготовку учителей для участия в инновационной деятельности.
Изучить мнения руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.
Рассмотреть открытие городских экспериментальных площадок, изучить и сравнить их деятельность за последние годы.
Введение …………………………………………………3
§ 1. Педагогическая инноватика: теоретические и исторические аспекты. ……………………………………………5
§ 2. Инновационные процессы в образовании: основные понятия …………………………………………………13
§ 3. Интерактивный метод обучения: один из видов инноваций в образовании ……………………………………19
§ 4. Характеристика и анализ инновационных процессов в образовании г. Каменска-Уральского ………………………25
Заключение ………………………………………………42
Список использованной литературы ………………43
Приложения ……………………………46
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм и методов обучения. Их значение состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
- стимулирование мотивации
и интереса в области
- повышение уровня
активности и
- развитие навыков анализа,
- изменение установок (на
- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
По сравнению с традиционным
обучением в интерактивном
Для активации познавательной деятельности учащихся можно применять различные способы, например:
1. Применение нетрадиционных форм урока.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки-деловые игры; уроки-прессконферен-ции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки-творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки-ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; межпредметные уроки. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому, по мнению И. П. Подласого, практиковать такие уроки следует всем педагогам. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий.
1) Интегрированные (
2) Комбинированные (лекционно-
3) Проектные занятия,
Непосредственной целью проектных занятий является развитие умений управлять своей деятельностью, т. е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнёров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать.
3. Применение игровых форм, методов и приемов обучения.
Игровые формы бывают: ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные.
4. Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект-субъектному).
5. Широкое применение проблемно-
6. Использование всех форм учебной работы учащихся.
Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, бригадные, парные.
7. Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся.
Под мотивацией понимают совокупность внутренних и внешних движущихся сил, побуждающих человека к деятельности и придающих ей свой определенный смысл. Устойчивая совокупность потребностей и мотивов личности определяет её направленность. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития учащихся обусловлена образовательными потребностями - желанием освоить основы образовательной деятельности или устранить возникшие проблемы, то есть стать более успешным.
Выделяют 4 группы методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся:
I. Эмоциональные: поощрение,
II. Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающе-развивающаяся кооперация.
III. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.
IV. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само - и взаимопроверки.
Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.
При использовании интерактивного обучения роль преподавателя резко меняется - перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации — книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые компьютерные программы. Они также обращаются к социальному опыту — своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все ее члены, не было подавления инициативы или возложение ответственности на одного или нескольких лидеров. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга.
Таблица 1
Положительные и отрицательные стороны интерактивного обучения
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Расширение ресурсной базы |
Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности обучающихся |
Высокая степень мотивации |
Трудности установления дисциплины и ее поддержания |
Максимальная индивидуализация обучения |
Строгий лимит обучающихся |
Акцент на деятельность, практику |
Объем изучаемого материала небольшой |
Широкие возможности для творчества |
Требуется большое количество времени |
Прочность усвоения материала |
Сложность индивидуального оценивания |
Следует выделить несколько методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках физики: беседа, объяснение, рассказ учителя с применением презентации, практические задания, демонстрационные опыты, эвристические задания. Эти методы обучения обеспечивают поисковый и творческий характер познавательной деятельности учащихся. Методы обучения обеспечивают:
- мотивацию деятельности;
- сотрудничество учителя и учащихся;
- контроль и самоконтроль.
Организация учебной работы на уроке:
Осуществляется постановка учебных задач на каждом этапе, применяются разные формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная. Учитель выступает не в роли контролера, а в роли организатора деятельности.
У школьников необходимо развить логическое мышление. Они должны уметь выполнять необходимые действия по поиску материалов, оценивать свои действия индивидуальные и в группе, выявлять ошибки, успехи, делать выводы.
Для решения указанных
проблем целесообразно
§4. Характеристика и анализ инновационных процессов в образовании г. Каменска-Уральского
В данном параграфе рассмотрим инновационные процессы в образовании города Каменска-Уральского и проанализируем проделанную работу имеющего материала.
В 2008-2009 учебном году в муниципальных общеобразовательных учреждениях были открыты 8 городских экспериментальных площадок, что на 1 городскую экспериментальную площадку больше, чем в 2007-2008 учебном году.
Следовательно, как и в прошлом учебном году, инновационными направлениями деятельности городских экспериментальных площадок в 2008-2009 учебном году были:
- инновации в области содержания образования;
- инновации в области
технологий обучения и
- инновации в структуре и организации образовательного процесса.
В качестве приоритета инновационной деятельности городских экспериментальных площадок также было определено:
- формирование у учащихся
ценностного отношения к
- гражданско-правовое образование;
- гуманитаризация и индивидуализация образовательного процесса.
Основными принципами организации опытно-экспериментальной работы городских экспериментальных площадок явились:
- инновационность, состоящая
в выборе актуальных тем
- открытость, заключающаяся
в информировании о ходе
- ответственность за ход и результаты эксперимента.
По результатам работы экспериментальных площадок в 2007-2008 учебном году были поставлены следующие задачи:
- разработать
систему мониторинга
- апробировать новые формы работы с педагогами: творческие брифинги, педагогические марафоны, защиты проектов;
- провести конкурс творческих инициатив и конференцию по инновационным процессам в образовании.
Данные задачи решались как каждой ГЭП отдельно, так и через организацию совместной работы участников экспериментальных площадок созвучных экспериментов.
Результаты деятельности городских экспериментальных площадок в 2008-2009 учебном году таковы:
Целью данного этапа деятельности ГЭП было совершенствование условий развития научно-исследовательской деятельности через включение всех категорий обучающихся и педагогов в поисковую и следовательскую деятельность, создание и развитие условий для успешной исследовательской работы.
Выполнение поставленной цели было обеспечено через создание научно-методических условий реализации данного этапа: