Инновации в методике обучения физике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы технологизации образования объясняется стремительным распространением различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий, с одной стороны, и недостаточным владением ими педагогами, с другой. Использование же в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям и другим специалистам повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, а, следовательно, добиваться более гарантированных запланированных результатов в своей профессионально-педагогической деятельности.
Цель работы: изучить и охарактеризовать педагогические инновации и их роль в российском образовании, а также в системе образования города Каменска-Уральского.
Исторически сложилось, что дети, обучающиеся в развивающихся учебных заведениях, имеют более высокий уровень развития по различным показателям, чем дети из традиционных школ. И по этой причине многие родители отдают своих детей в развивающиеся, инновационные школы, считая это лучшим для их детей. Но нужно не забывать, что если ваш ребенок слабый, он может не осилить программу такой школы, и для него было бы лучше учиться в обычной. Поэтому в наше время проблема выбора школа стала наиболее актуальной.
Исходя из понимания цели работы, сформулируем задачи исследования:
Рассмотреть ключевые понятия темы исследования «Новое», «Новшество», «Инновация», «Педагогическая инноватика», «Инновационный процесс».
На основе изучения различной литературы выявить роль инновационных процессов в образовании.
Рассмотреть профессиональную подготовку учителей для участия в инновационной деятельности.
Изучить мнения руководителей и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами.
Рассмотреть открытие городских экспериментальных площадок, изучить и сравнить их деятельность за последние годы.

Содержание

Введение …………………………………………………3
§ 1. Педагогическая инноватика: теоретические и исторические аспекты. ……………………………………………5
§ 2. Инновационные процессы в образовании: основные понятия …………………………………………………13
§ 3. Интерактивный метод обучения: один из видов инноваций в образовании ……………………………………19
§ 4. Характеристика и анализ инновационных процессов в образовании г. Каменска-Уральского ………………………25
Заключение ………………………………………………42
Список использованной литературы ………………43
Приложения ……………………………46

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

Использование интерактивных приемов обучения – одна из актуальных задач современной учительской практики. Много написано о пользе и значимости использования интерактивных приемов (методов, технологий - единого определения пока не обнаружено), существуют и методические комментарии по их использованию на уроке. Введем понятие методы обучения.

Методы обучения –  это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения [6.1].

В современном понимании  обучения процесс обучения рассматривается  как процесс взаимодействия между  учителем и учениками (урок) с целью  приобщения учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение в общем три метода взаимодействия учителей и учащихся: пассивный, активный, интерактивный.

Пассивный метод  – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя [1.6]. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Его плюсы, только в том, что это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и появляется возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока [1.6]. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод  – это означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо [1.6]. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Инновационные школы  – это школы, в которых учебные  планы составляют с учетом различных инноваций. Инновация в строгом смысле слова – это новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Таким образом, инновационные школы – это те, в которых обучают детей с учетом последних достижений не только в науке, но и в технике [6.5].

Сравним инновационную  школу с традиционной.

По характеристике личности, которую стремится формировать  педагог: 
В традиционной школе учебный процесс направлен на усвоение определённых правил деятельности, в усвоении и повторении школьниками существующего социального опыта.

В инновационной школе учителя стремятся развить у учащегося способности к творческим действиям в нестандартных ситуациях.

По характеристике дидактических целей:

В традиционной школе  всегда делался акцент на воспроизведении  готовых знаний.

В инновационной же педагоги стремятся сформировать способности  к дальнейшему самостоятельному приобретению знаний, формируют критичность мнения, независимость суждений.

По характеристике воспитательных целей:

В традиционной школе  налицо приоритет воспитания, провозглашающий это самое воспитание как культивирование самостоятельности, сотрудничества только при необходимости, как воспитание в ребенке четкой нравственной и мировоззренческой позиции.

В инновационной же школе  учитель работает под девизом: «Обучая, я воспитываю; воспитывая, я обучаю!». Не разделяя эти два процесса, педагог  воспитывает в ребенке стремление к реализации его индивидуальных возможностей.

По характеристике развивающих целей:

В традиционной школе  развитие личных качеств провозглашается, но не является приоритетным, идет ориентация на среднего ученика.

В школе инновационной, напротив, доминирует индивидуальный, насколько это возможно, подход к ученику.

По характеру отношений между учителем и учеником:

В традиционной школе  отношения типа субъект-объект, то есть учитель – это кто обучает, ученики – это те, кого обучают.

В инновационной школе  – субъект-субъект, то есть учитель  и ученики являются равноправными участниками творческого процесса обучения.  
В общем, и в целом, и традиционная, и инновационная школа имеет свои плюсы и минусы. Но в нашем стремительно меняющемся мире главная задача школы, по мнению лучших педагогов России, – это научить ребенка учиться.

Далее рассмотрим определение инновационный процесс.

Инновационный процесс – это совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение [6.2].

Таким образом, можно сказать, что инновации (нововведения, новшества, изменения) возможны во всех сферах деятельности человека.

Инновация — это результат  исследований, разработок, новое или  усовершенствованное решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей.

Соответственно, процесс  осуществления инноваций называется инновационной деятельностью.

Не секрет, что многие полезные для общества идеи оказывались  нереализованными только из-за того, что их потенциал не был раскрыт и представлен. Помочь в реализации идей могут только, те, кто имеют непосредственное отношение к ним.

Таким образом, попробую показать, что  уже ввели в образовательный  процесс и, что нужно еще доработать. То есть остановлюсь на целях, задачах, формах реализации и инновационных методах ранее поставленных.

Цель: повышение эффективности  учебного процесса.

Задачи:

    • активизация инновационной деятельности в образовании;
    • повышение эффективности использования образовательных ресурсов;
    • привлечение  дополнительных ресурсов в образование;
    • обеспечение учащихся, студентов и педагогов региона современными учебными материалами;
    • повышение квалификации педагогов региона в области использования информационных и коммуникационных технологий в практике образования и проектирования, в том числе через расширение вариативности образовательных программ;
    • поддержка инициатив педагогов и образовательных учреждений региона, направленных на создание новой практики обучения;
    • создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий;
    • развитие высокотехнологических направлений науки;
    • приведение  структуры профессионального образования  в соответствие с потребностями региона;
    • совершенствование системы выявления и поддержки студентов, проявивших выдающиеся способности;
    • оптимизация нагрузки учащихся и педагогов.

Формы реализации инновационной образовательной программы:

    • разработка и организация работы регионального портала дистанционных программ обучения;
    • подключение школ, вузов к единой образовательной сети с доступом в  Интернет;
    • обеспечение образовательных учреждений входящих в университетский комплекс современным компьютерным оборудованием;
    • создание электронной библиотеки учебно-методической и научной литературы;
    • создание современных учебно — методических комплексов.

В качестве инновационных  методов в образовании нужно  отметить:

    • обеспечение школьников (студентов) учебно-методическими материалами различными способами (полиграфия, аналоговая магнитная запись, цифровая запись);
    • компьютерные тестирующие системы;
    • аудиолекции и материалы;
    • электронные практикумы;
    • видеолекции и материалы;
    • компьютерные модели и тренажеры;
    • телеконференции и т.п.

Использование глобальной и локальной информационной сети с целью организации учебного процесса на расстоянии, основанного  на опосредованном общении, осуществляется с наличием контактных занятий и консультаций.

При проведении виртуальных  занятий и консультаций используется прямые (контактные) или «очные» консультации, off-line консультации с использованием электронной почты, on-line консультации в режиме реального времени.

Согласно постановления  от 14 февраля 2006г. N89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» использование данных положений в своей деятельности даст возможность вузу получить статус «Инновационного» и претендовать на грант правительства России в рамках национального проекта «Образование» [5.1].

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели основные понятия, такие как новшество, инноватика, инновация и т.д.. А так же остановились подробнее на нововведениях в школах и описали сходства и различия традиционных и инновационных школ. Рассмотрели цели, задачи, формы реализации и инновационные методы, которые были уже поставлены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Интерактивный метод обучения: один из видов инноваций в образовании

 

 

 

Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов  к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому в гражданском образовании важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.

Необходимость развивать  общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем  социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально- активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках истории и обществознания для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д. 

Информация о работе Инновации в методике обучения физике